«Рейс Х-167» — регулярный внутренний пассажирский рейс, выполняемый Аэрофлотом из Семипалатинска в Караганду 28 февраля 1973 года. Рейс, выполненный на самолете Як-40, закончился трагедией, когда самолет разбился вскоре после взлета. В результате погибли все 32 человека, находившиеся на борту. Точная причина аварии остается невыясненной, несмотря на тщательное расследование.
== Самолет ==
Як-40 с бортовым номером CCCP-87602 (заводской номер 9120118, серийный номер 18-01) выпускался Саратовским авиационным заводом 29 апреля 1971 года в авиации |1971 года. 13 мая он был передан Главному управлению ГВФ при Совете Министров СССР и поступил на вооружение Семипалатинского авиационного отряда Казахского управления гражданской авиации. На момент катастрофы самолет налетал 1798 часов и совершил 1814 посадок.
== Несчастный случай ==
Самолет выполнял рейс X-167 по маршруту Семей|Семипалатинск – Караганда|Караганда. Пилотировал его экипаж 256-го авиационного отряда в составе командира Юрия Ивановича Сизякова, второго пилота Владимира Лукьяновича Келдышева и бортинженера Виктора Васильевича Тропина. На борту находились 29 пассажиров: 27 взрослых и двое детей. В Семипалатинске небо было пасмурным, шел снег, видимость 5 км, ветер северо-западный (азимут 290°) 5 м/с.
В 18:58 по местному времени, через минуту после захода солнца, Як-40 взлетел с взлетно-посадочной полосы 13/31. Набрав высоту 100 м, самолет начал быстро снижаться и в 18:59 врезался в заснеженное поле в 1457 м от торца взлетно-посадочной полосы, в 53 м левее ее осевой линии. В результате удара самолет подскочил в воздух, но, пролетев еще 50 м, снова разбился и взорвался. Обломки были разбросаны на площади 220х53 м. Все 32 человека, находившиеся на борту самолета, погибли.
Среди пассажиров была женская баскетбольная команда Кызылординской области — 11 игроков, тренер и судья.
== Расследование ==
По словам авиадиспетчера, когда самолет достиг высоты 70–80 м, произошла крупная вспышка пламени. Очевидцы на земле сообщили, что видели искры, летящие из самолета. Однако экипаж в это время не общался. В левой части лобового стекла кабины также была обнаружена дыра, что позволяет предположить, что самолет упал с земли. Однако экспертиза показала, что пробоина образовалась не от пули или артиллерийского снаряда, а от удара Як-40 о землю. Никаких следов взрывчатки в кабине обнаружено не было. По данным технического расследования, взрывов и возгораний на борту самолета во время полета не было.
Комиссия не обнаружила в полете никаких признаков материальных неисправностей, которые окончательно привели бы к катастрофе. Единственной существенной подсказкой было отклонение стабилизатора на +1 – +1,2°, указывающее на опущенное положение носа.
== Причины аварии ==
Поскольку объективных данных о режимах полета и траектории полета Як-40 с момента взлета до его крушения не было, комиссия не смогла определить точную причину катастрофы. Было две основные гипотезы:
# На самом сложном участке набора высоты при уборке шасси самолета|шасси, закрылках, посадочных фонарях и т.п., создавая дефицит времени, стабилизатор (авиационный)|стабилизатор самопроизвольно отклонялся в носящую вниз позицию. Из-за большой загруженности экипаж не смог сразу выявить проблему и вовремя исправить возникшее отношение.
# Нарушение психофизиологических функций пилотов привело к значительным отклонениям от нормального процесса пилотирования.
== Примечания ==
События февраля 1973 года
Семей
Аварии и инциденты с участием Як-40
Авиационные происшествия и инциденты с участием спортивных команд
Подробнее: https://en.wikipedia.org/wiki/Aeroflot_Flight_X-167
Рейс Х-167 Аэрофлота ⇐ Васина Википедия
-
Автор темыwiki_en
- Всего сообщений: 94741
- Зарегистрирован: 16.01.2024
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
Мобильная версия