'''''Озеро''''' — картина русского художника Исаака Левитана (1860–1900), над которой он работал в 1899–1900 годах. В настоящее время хранится в Русском музее | Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (Опись Ж-4262). Размер картины 149 × 208 см.
Картина «Озеро» стала последней крупной работой Левитана.
Картина «Озеро» входит в тройку крупнейших произведений художника наряду с «У омута» (1892) и «Над вечным покоем» (1894), перекликаясь с последней по тематике.
Историк искусства Алексей Федоров-Давыдов считал картину «Озеро» «замечательным творением Левитана» и писал, что она «сразу производит на зрителя большое и сильное впечатление, как мощный и красивый образ русской природы».
== История ==
=== Предшествующие события и работа над картиной ===
Левитан интересовался темой озера с начала 1890-х годов. В 1893 году он написал относительно большое полотно «У озера» (Картина маслом | холст, масло, 109 × 163 см, Художественный музей Радищева). Файл: Левитан Озеро. Весна.JPG|left|thumb|246x246px|''Озеро. Весна» (1898, Пензенская областная картинная галерея им. К. А. Савицкого)
Летом 1898 года Левитан проживал в имении Богородское, расположенном в Клинском уезде Московской губернии, в непосредственной близости от железнодорожной станции Подсолнечная (ныне в черте города Солнечногорска), на берегу Сенежского озера. Файл:1860 Senetz-ozero.jpg|thumb|230x230px|Озеро Сенеж (Сенежское Гущино) на топографической карте 1860 года (Богородское находится на северо-восточном берегу).
В Богородском Левитан написал несколько пейзажей, в том числе картину «Озеро. Весна» (холст, масло, 1898, 91 × 59 см, Пензенская областная картинная галерея им. К. А. Савицкого). Исследователи рассматривают эту картину как одну из подготовительных работ к будущей картине «Озеро». Файл:Левитан «Озеро» 1898 1899 gtg.jpg|thumb|''Озеро'' (первая редакция картины, 1898-1899, Третьяковская галерея|Государственная Третьяковская галерея)
Левитан начал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) в сентябре 1898 года, где вел пейзажный класс.
В апреле 1899 года Левитан отправился в деревню Окуловка (город) Новгородской области | Окуловка Крестецкого уезда Новгородской губернии. Он провел там остаток весны и большую часть лета, создавая такие картины, как «Сумерки». Луна», «Сумерки. Стеки», «Летний вечер» и «Сумерки». Левитан также работал над подготовительными эскизами будущего полотна «Озеро». В августе того же года артист вернулся в Москву.
В 1889 году предприниматель и меценат Сергей Морозов выделил Левитану домашнюю мастерскую в Большом Трисвятительском переулке в Москве, где он работал над окончательным вариантом картины «Озеро».
=== Посмертная выставка и последующие мероприятия ===
Файл:Исаак Левитан «Озеро» в Государственном Русском музее IMG 4838.jpg|left|thumb|230x230px|Картина «Озеро» в Третьяковской галерее|Государственная Третьяковская галерея
Картина «Озеро» под названием «Солнечный день» впервые экспонировалась на посмертной выставке Левитана в Санкт-Петербурге и Москве в 1901 году. Файл:Выставка Левитана Москва 2010 автор shakko.jpg|thumb|230x230px|Картины «Золотая осень» и «Озеро» на выставке 2010-2011 годов в Третьяковской галерее|Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу
Картина «Озеро» впоследствии экспонировалась на нескольких выставках, в том числе на персональных выставках Левитана в 1938 году в Третьяковской галерее|Государственной Третьяковской галерее и в 1939 году в Русском музее|Государственном Русском музее в Ленинграде.
По свидетельству современников Левитана, через десять лет после смерти художника картина «Озеро» «потемнела, местами увяла и потеряла большую часть своей первоначальной светимости и яркости».
== Описание ==
Композиция (изобразительное искусство)|Композиция картины «Озеро» состоит из трех четко выраженных плоскостей. Первый план заштрихован и представляет собой камыш Сцирпа и водную рябь, на которую отбрасывается тень облака. Вторая плоскость изображает залитую солнцем водную гладь большого озера. Наконец, третий и самый дальний фон показывает возвышенные берега с полями, пашнями, рощами и деревнями, включая дома и церкви. Файл:Исаак Левитан «Озеро» (фрагмент, ретушь) в Государственном Русском музее.jpg|left|thumb|230x230px|Фрагмент картины «Озеро»
По сравнению с первоначальным эскизом, где небо воспринималось как фон, в финальном варианте ему отведена более заметная роль. Многочисленные облака словно плывут из-за горизонта, словно догоняя друг друга. Благодаря этому создается ощущение, что они движутся навстречу зрителю и даже выходят за пределы холста. По мнению Алексея Федорова-Давыдова, «тема облаков с их движением, тенями и отражениями начинает занимать существенное, если не равноценное, место в общей структуре пейзажа, наряду с изображением берегов и глади озера. покрытый полями и оживленный зданиями» эта тема — важная часть пейзажного образа и «средство его выразительности».
Историки искусства отмечают синтетический характер изображенного на картине пейзажа, который проявляется не только в том, что он «составлен» из нескольких натурных этюдов, но и в «собирательном, обобщающем характере самого изображения, его идейном характере». синтез», в том, что он представляет собой образ целой страны, — поэтому Левитан первоначально хотел назвать ее «Русь».
Цветовая гамма картины основана на синих, коричневых, зеленых, желтых и фиолетовых тонах. Художник стремился использовать яркие и чистые цвета, даже расписывая белые облака разными тонами - желтоватыми в освещенных местах и фиолетовыми в затененных. Поля и луга изображены желто-коричневыми и зелеными тонами, листва деревьев окрашена в оранжево-коричневые тона. В деревнях на противоположном берегу озера красно-коричневые дома, а церкви видны белыми пятнами. Вода изображена голубым цветом с рябью и разноцветными отблесками. Левитан много раз перерисовывал воду, добавляя и убирая кувшинки на переднем плане.
Картина «Озеро» выполнена крупными, широкими мазками, подчеркивающими весомость и материальность сюжета.
== Этюды, эскизы и варианты ==
В Третьяковской галерее|Государственной Третьяковской галерее имеются три этюда к картине «Озеро»: «Ветреный день» (холст, бумага, масло, 1898-1899, 14 × 18 см, инв. № 5341, получена в 1917 г. из коллекция семьи Михаила Морозова (коллекционер)|Михаил Морозов и Маргарита Морозова),
В Вятском художественном музее имени В. М. и А. М. Васнецовых находится кабинет «Озеро. Ветреный день'' (картон, масло, 1898-1899, 11,3 × 17 см, опись Ж-167).
В каталоге юбилейной выставки Левитана 1960 года среди подготовительных работ к картине «Озеро», датированных 1898–1899 годами, указаны два дополнительных этюда: «Осень. Река» (холст, масло, 32 × 46,5 см, коллекция Т. В. Гельцер, ранее в собраниях Е. В. Гельцер и А. Н. Ляпунова) и «Озеро» (бумага на картоне, масло, 15 × 22,5 см, Русский музей | Государственный Русский музей, ранее в коллекции Н. Балашова).
В коллекции Нижегородского государственного художественного музея имеется этюд «Озеро» (холст, масло, 48,6 × 69,7 см
В Государственной Третьяковской галерее хранится первоначальный вариант картины «Озеро» (холст, масло, 1898–1899, 27 × 36,5 см, инв. Ж-552). Экспонировалась на посмертной выставке художника в Петербурге и Москве в 1901 году. В дальнейшем находилась в собраниях И. И. Трояновского, К. И. Трояновской, В. Н. Виноградова, О. Ф. Виноградовой, а в 1968 году была приобретена Третьяковской галереей.
== Отзывы ==
Искусствовед Алексей Федоров-Давыдов назвал картину «Озеро» одним из «замечательных творений Левитана» и написал, что это полотно «сразу производит на зрителя большое и сильное впечатление, как мощный и красивый образ русской природы». .' По мнению Федорова-Давыдова, в этой картине — «лебединой песне» Левитана — художник «подтвердил идеалы, которыми было проникнуто его искусство, и оставил их как завещание рядом с новыми художественными задачами, при решении которых его настигла смерть. ' Файл:Левитан над веч pok28.jpg|left|thumb|''Над вечным покоем'' (1894, Государственная Третьяковская галерея)
По мнению искусствоведа Михаила Алпатова, в картине «Озеро» живописное мастерство Левитана «выглядит исключительно зрелым и окрепшим».
Искусствовед Владимир Петров назвал полотно «Озеро» главной работой покойного Левитана, отметив, что художник добился «монументального лиризма образа», пытаясь соединить «почти импрессионизм | импрессионистическую непосредственность свежести и яркости солнечного дня». ' с декоративно-монументальным подходом, связывающим эту картину с традициями античной фресковой живописи. На файле:Марка Советского Союза 1968 года CPA 3707 («Озеро. Россия» (1900) Исаака Левитана (1860-1900)).jpg|thumb|260x260px|Картина «Озеро» на почтовой марке СССР 1968 года В начале 2000-х искусствовед Фаина Мальцева писала, что за столетие с момента написания «Озера» оно не утратило «своего высокого художественного и эстетического эффекта». Мальцева отмечала, что, несмотря на некоторую живописную незавершенность пейзажа Левитана, он «сам по себе еще больше закрепляет образ, созданный задуманным вторым, более обширным именем художника» (имеется в виду альтернативное название «Русь»). По мнению Мальцевой, «наличие произведения При столь большом настроении в творчестве Левитана это естественно», так как «оно органично сочетается со многими его пейзажами последнего периода».
Историк искусства Виталий Манин отмечал, что «при явном проявлении живописных исканий художника открывается искусство ХХ века|нового века» в последней неоконченной картине Левитана «Озеро. Русь». По мнению Манина, основой нового метода познания мира было «стремление уловить мгновенное состояние атмосферы, изменчивость красок, подвижность воздуха и в то же время схематическую манеру улавливания чувств и переживаний», а прежний масштаб мышления уступил место чуткому прислушиванию к жизни природы, стремлению уловить ее «душевное состояние». Отмечая динамичность мазка и необыкновенную яркость красок, Манин писал, что «Озеро» «обогащает картину взволнованной импрессионистической вибрацией цвета» и знаменует собой переход от более ранних спокойных картин Левитана к живому движению.
По мнению искусствоведа Владимира Круглова, «Озеру» свойственен «поиск эпического начала с почти импрессионистической свежестью восприятия природы и исполнения». Круглов писал, что, несмотря на незавершенность картины, она производит полное впечатление, является одним из ярких моментов творчества Левитана и по праву считается «шедевром отечественной пейзажной живописи».
Художник Константин Юон описал картину Левитана «Озеро» наряду с «Мартом» и «Свежий ветер». Волга» как произведения, наполненные «радостью и счастливым ощущением жизни».
== Примечания ==
== Ссылки ==
== Библиография ==
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
== Внешние ссылки ==
* * * * * *
Картины
Картины Исаака Левитана
Русские картины
Русский музей
Source: https://en.wikipedia.org/wiki/Lake_(painting)
Озеро (живопись) ⇐ Васина Википедия
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
Мобильная версия