«Закон о выборах в Первый Бундестаг и Первое Федеральное собрание Федеративной Республики Германия» регулировал процедуру выборов в Бундестаг 1949 года | Выборы первого немецкого Бундестага и список членов 1-го Федерального собрания ( Германия)|Выборы первого Федерального собрания. Закон сформировал избирательную систему Федеративной Республики Германия и поэтому до сих пор вызывает интерес, а также из-за своей истории, которая характеризовалась спорами о юрисдикции.
== Необходимость закона о выборах ==
На этапе основания Федеративной Республики Германия всем участникам было ясно, что помимо новой конституции необходимо также разработать правила выборов в парламент.
Парламентский совет решил включить в конституцию – Основной закон – только некоторые элементарные избирательные принципы, но затем изложить детали выборов в своем собственном законе. В результате Основной закон содержит только следующие принципы в статье 38, абзаце 1, предложении 1:
Кроме того, Основной закон не предписывает конкретную процедуру выборов. Поэтому было необходимо издать отдельный закон о выборах для выборов первого немецкого Бундестага, который регулирует детали выборов.
== Содержание ==
Закон о выборах состоял из трех частей: Часть А регулировала выборы в первый немецкий Бундестаг, Часть Б - выборы первого федерального президента, Часть С содержала переходные и заключительные положения.
=== Часть 1 – Выборы Бундестага ===
Избирательный процесс, предусмотренный законом о выборах, представлял собой смешанную систему мажоритарного и пропорционального голосования с 60 процентами прямых мандатов и 40 процентами мандатов по спискам, а также пятипроцентным барьером.
Согласно статье 1, право голоса имели граждане Германии, достигшие 21 года и находившиеся на федеральной территории не менее трех месяцев. Согласно разделу 2, среди прочего, люди не имели права голоса. Люди, арестованные или уволенные со своих должностей военным правительством из-за их связи с нацистским режимом.
Право голоса в Бундестаге имели лица, достигшие 25-летнего возраста и проявляющиеся гражданами Германии не менее одного года (раздел 3, абзац 1).
Из по меньшей мере 400 членов Бундестага 60 процентов были избраны напрямую по мандатам округов; остальные 40 процентов были определены на основе «государственных дополнительных предложений» (сегодня: списки) партий, баллотирующихся на выборах (пункт 8). Мандаты, на которые имела право каждая партия, определялись с использованием метода Д’Ондта | метода максимального числа д’Ондта (пункт 1 § 10).
Партии, получившие менее пяти процентов голосов в стране, не учитывались, если они не выиграли хотя бы один избирательный округ в этой стране (пункты 4 и 5 § 10).
В отличие от более поздних федеральных выборов, каждый избиратель, имеющий право голоса, имел только один голос (пункт 13).
Штатам было поручено самим издать все постановления, необходимые для подготовки и проведения выборов (§ 23). Для формирования избирательных округов предписывалось, чтобы они образовывали «единое целое» и «составляли примерно равное число жителей» (пункт 1 статьи 21).
=== Часть 2 и Часть 3 ===
Статьи 24 и 25 закона о выборах содержали требования к выборам Федерального собрания (Германия). Статья 26 предусматривала, что восемь депутатов берлинского парламента могут быть направлены в Бундестаг с совещательным голосом. Статья 27 предусматривала, что закон о выборах вступил в силу одновременно с Основным законом.
== История происхождения ==
Парламентский совет, который разработал Основной закон Федеративной Республики Германия в 1948/49 году, также занимался разработкой закона о выборах для первых федеральных выборов. С этой целью совет создал собственный комитет, в состав которого в основном вошли члены ХДС/ХСС и СДПГ. Председателем комитета был Макс Беккер (политик) | Макс Беккер (СвДП). В то время как ХДС/ХСС добивались большинства голосов, СДПГ выступала за пропорциональное представительство. Чтобы найти компромисс, комитет по избирательному праву также обсудил различные смешанные системы.
В феврале 1949 года Парламентский совет принял первый проект закона о выборах по предложению Комитета по избирательному праву. Законопроект предусматривал, что половина представителей должна быть избрана сразу после большинства голосов в одномандатных округах. Другая половина должна быть распределена по федеральным спискам - с учетом полученных прямых мандатов. Не должно быть никаких барьерных положений. Против законопроекта проголосовали ХДС, ХСС и КПГ.
Однако западные союзники выступили против этого законопроекта в начале марта 1949 года. Они заявили, что Парламентский совет не несет ответственности за принятие закона о выборах. Это было верно, поскольку так называемые Франкфуртские документы не содержали никаких полномочий на издание закона о выборах. Западные союзники предложили вместо этого оставить избирательное законодательство на усмотрение штатов. Одиннадцать стран, находившихся в трех западных оккупационных зонах, уже имели демократически избранных представителей и правительства.
5 марта 1949 года политики ХДС/ХСС обсудили новую ситуацию. Конрад Аденауэр заявил, что цель состоит в том, чтобы не допустить «социалисто-коммунистического большинства в будущем федеральном парламенте». Это «чрезвычайно важно». Перед выборами абсолютно необходимо обеспечить гражданскую коалицию. О сотрудничестве с СДПГ не может быть и речи.
24 марта 1949 года премьер-министры штатов вернули вопрос об избирательных правах в Парламентский совет. Они потребовали, чтобы закон о выборах был принят большинством в две трети голосов - в конечном итоге голосами ХДС/ХСС.
10 мая 1949 года проект закона о выборах был принят Парламентским советом. Однако 28 мая 1949 года военные губернаторы выступили с возражениями против некоторых пунктов закона. Затем премьер-министры встретились снова 31 мая 1949 года. Они предложили изменить соотношение списочных мандатов к прямым мандатам с 50:50 до 60:40. Они также предложили создать барьерную оговорку в виде пятипроцентного барьера для каждого штата.
Эти предложенные изменения вызвали возмущение среди членов Парламентского совета, которые поставили под сомнение полномочия премьер-министра изменять закон о выборах. Не впечатлившись этим, западные союзники приказали принять измененный закон о выборах 13 июня 1949 года.
15 июня 1949 года премьер-министр объявил окончательный закон о выборах. Дата выборов была назначена на 14 августа 1949 года.
Закон вступил в силу задним числом 24 мая 1949 года и утратил силу после проведения выборов. Его преемником стал «Закон о выборах во Второй Бундестаг и Федеральное собрание» от 8 июля 1953 г. (
Перед выборами в статью 10 Закона о выборах были внесены изменения. Посредством «Закона от 5 августа 1949 года о дополнении и изменении закона о выборах в первый Бундестаг и первое Федеральное собрание Федеративной Республики Германия» (
Федеральные выборы состоялись 14 августа 1949 года, выборы в Федеральное собрание — в августе и сентябре 1949 года.
== Выборы в Бундестаг и федеральные президентские выборы в 1949 году ==
На федеральных выборах 1949 года, состоявшихся 14 августа 1949 года, комбинация списков ХДС и ХСС стала самой сильной силой с примерно 31 процентом, опередив СДПГ с примерно 29 процентами. Конраду Аденауэру удалось войти в буржуазный правительственный союз, которого хотел Аденауэр I, со СвДП и Немецкой партией. 15 сентября 1949 года Аденауэр был избран первым канцлером ФРГ.
Уже 12 сентября 1949 года Федеральное собрание избрало Теодора Хойсса (СвДП), первого федерального президента Германии 1949 года | Федерального президента.
== Дальнейшее развитие ==
Закон о выборах был намеренно принят только для первых федеральных выборов. И члены Парламентского совета, и премьер-министр не хотели давать обязательные рекомендации для последующих федеральных выборов.
В 1953 году закон о выборах второго немецкого Бундестага ввел избирательную систему с первым и вторым голосами, которая действует и по сей день. Лица, имеющие право голоса, выбрали кандидата от округа первым голосом и партию вторым голосом. Кроме того, партия должна была получить не менее пяти процентов голосов по всей стране, чтобы иметь возможность пройти в Бундестаг без прямого мандата. Новое общенациональное положение о пяти процентах было уступкой СвДП Союзу, который – как уже требовалось в 1949 году – хотел ввести систему голосования чистым большинством. Это привело, среди прочего, к Это означало, что Баварская партия больше не была представлена как региональная партия во втором немецком Бундестаге.
== Литература ==
*
*
*
== Отдельные примечания ==
Категория:Историко-правовой источник (Германия)
Подробнее: https://de.wikipedia.org/wiki/Wahlgeset ... eutschland
Закон о выборах первого Бундестага и первого Федерального собрания Федеративной Республики Германия ⇐ Васина Википедия
-
Автор темыwiki_de
- Всего сообщений: 48467
- Зарегистрирован: 13.01.2023
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
Мобильная версия