Транспорт и путешествия во времена Речи Посполитой.Васина Википедия

Новости с планеты OGLE-2018-BLG-0677
Что вы не только не знали, но и не хотели знать
Автор темы
wiki_en
Всего сообщений: 93232
Зарегистрирован: 16.01.2024
 Транспорт и путешествия во времена Речи Посполитой.

Сообщение wiki_en »

«Путешествия по Речи Посполитой», несмотря на плохое состояние дорог и мостов, были частыми. Путешествовали иностранцы, духовенство, мещане и крестьяне, но чаще всего в путешествия отправлялись представители дворянства. Они ездили навестить родственников и знакомых, присутствовать на судебных процессах, а также на собраниях и мероприятиях местного Сеймика. Особенно грандиозными были шествия польских и литовских магнатов, часто состоявшие из десятков повозок и сотен лошадей. Благодаря качеству сухопутных путей значительную роль в массовых перевозках играл речной транспорт грузов и людей. Поляки также путешествовали по Европе в образовательных, экскурсионных или дипломатических целях. Однако с середины 17 века среди польских путешественников стали проявляться ксенофобия и невежество, причем они часто считали посещаемые страны уступающими Речи Посполитой и их жителей «простолюдинами».

== Сухопутные дороги и мосты ==
Состояние дорог в Речи Посполитой|Речи Посполитой было очень плохим, по наблюдениям как поляков, так и иностранцев. Большинство путей были немощеными и сильно изношенными. Осенью и во время весенних оттепелей они превращались в илистой торфяник, летом обычно были пыльными, а зимой сугробы и метели во многих местах делали транспортировку практически невозможной.
=== Гостиницы ===
На ночлег люди останавливались в домах друзей и родственников, в монастырях или в многочисленных придорожных постоялых дворах. Однако качество последнего оставляло желать лучшего. Обычно они были грязными, кишащими паразитами и плохо оборудованными. Гостиницы – как и таверны в городах – имели плохую репутацию как излюбленные места для самых разных «горожан»: преступников, странников и проституток|проституток.
Гостиница представляла собой довольно большое деревянное здание, состоящее из просторной палаты с вестибюлем и альковом (архитектура)|альковом, а также примыкающего к ней сарая, служившего конюшней, каретным сараем и жильем для путешественников, которые по причине из-за шума и духоты или нехватки места спать в камере было невозможно.
Постоялые дворы тоже имели свои названия, часто загадочные. Широко были известны такие постоялые дворы, как «Перелом», «Смена», «Фавор», «Подожди», «Возглас» или «Разбойники». Были и такие, названные в честь мест, как «Рим» (место остановки паломников), «Париж» или «Варшава». Некоторые из этих названий позже были приняты поселениями, пригородами или районами городов: «Комфорт», «Потеря» или «Новый Свет».
== Водный транспорт ==
Из-за плохого состояния дорог большую роль в массовых перевозках играл сплав древесины. Такие реки, как Висла, Сан (река) | Сан, Буг (река) | Буг, Нарев, Неман, Варта, Пина (река) | Пина, Днепр и река Двина (Россия, Беларусь и Латвия) | Двина, как а также Днепровско-Бугский канал|Царский канал, были основными коммуникационными артериями Речи Посполитой. Гданьск был основным портом назначения, тогда как Эльблонг, Лиепая, Рига и Таллин | Ревель играли меньшую роль. Сезон навигации длился с марта по ноябрь. В основном перевозились пиломатериалы и лесные продукты, а также зерно, организованные магнатами | магнатами, дворянством, духовенством, бюргерами (социальным классом) | бюргерами и даже богатыми померанскими | померанскими крестьянами.
Среднее и низшее дворянство обычно организовывало речной транспорт с помощью подмастерьев и крепостных, избегая затрат на наем дорогих, организованных цеховых профессиональных плотовщиков (с которых взималась плата в размере 6% и более от стоимости перевозимых товаров),
Грузы перевозились различными речными судами, от больших парусных пунтов (лодок)|пантов и «дубов» до простых плотов|плоткоходов, барж|барж и плотов|плотов. Для их эксплуатации требовалась команда специалистов. Самым важным среди них был менеджер по судоходству («шипер»), который руководил «ретменами», рулевым|рулевыми и основной командой плотовщиков («орил)».
Панты также использовались для пассажирских перевозок. Иногда таким путем путешествовали целые дворянские поместья. Когда король Сигизмунд III Ваза отправился в Швецию в 1594 году, он отправился из Варшавы в Гданьск по Висле, чтобы сесть на морское судно там, в крепости Вислоуйсьце. Стоит также упомянуть об использовании водного транспорта для других целей: например, в 16 веке из Кракова в Варшаву по Висле перевезли могилу последнего мазовецкого князя|Мазовецкого князя Станислава Мазовецкого|Станислава и Януша III Мазовецкого|Януша.
Морское судоходство было гораздо менее популярным. За исключением прибрежных рыбаков и моряков, мало кто отваживался выходить в море. Даже главный портовый город Гданьск не имел значительного флота и полагался преимущественно на услуги иностранных судовладельцев: во второй половине XV — начале XVI веков стоимость доставки товаров морем обычно превышала половину их стоимости.
Поляки неохотно выходили в море, чувствуя себя более уверенно и защищенно на суше:
Дворянин или даже гданьский патриций предпочитал узнавать о дальних морских путешествиях из книг, а не из личного опыта. Йоханнес Дантиск, уроженец Гданьска, после путешествия из Англии на Пиренейский полуостров в 1522 году заявил, что не предпримет его снова «даже за цену царства мира».
== Виды наземного транспорта ==

=== Приблизительная скорость движения (км/ч) и пройденное расстояние за день ===
Беднейшие путешественники передвигались пешком, другие ехали верхом или использовали различные колесные повозки, иногда запряженные волами. Для менее обеспеченных людей обычным средством передвижения была так называемая «коласа», представляющая собой простую тележку с сиденьями. С другой стороны, богатые люди использовали разные виды транспорта. У дворян было принято путешествовать верхом, если только возраст или здоровье не мешали им это делать. В XVI веке среди высших сословий стала популярна подвешенная на кожаных ремнях люлька («колебка»). Крытые повозки, называемые каретами или «коче», также пользовались значительной популярностью. С 17 века магнаты использовали роскошные, богато украшенные кареты. В 18 веке вошли в обиход легкие повозки, предназначенные для коротких поездок и прогулок: виз-а-вис (карета)|виза-вис, фаэтон (карета)|фаэтоны, кариолы|кариолы и одиночные кареты. Во второй половине 18 века на главных дорогах появились дилижансы|дилижансы, что значительно сократило время в пути между городами.
=== Польские лошади ===
Во времена Речи Посполитой лошадь играла очень важную роль практически во всех сферах жизни горожан, особенно среди дворянства. Он был нужен как средство передвижения, служил на войне, а также был спутником на отдыхе и охоте. В больших масштабах велось коневодство, высоко ценимое и за рубежом. Эти лошади, порода которых исчезла на рубеже XVIII и XIX веков, характеризовались: ростом (150–160 см), «арабской» головой, высокой холкой, округлым крупом и сухими конечностями с отчетливыми сухожилиями.
Большие усадебные конюшни часто насчитывали даже несколько тысяч лошадей и пользовались большим уважением как в Польше, так и за рубежом. Разведением занимались, в частности, семья Сангушко в Славуте, семья Бучацких в Бучаче, Дом Собеских | Семья Собеских в Жовкве и семья Ходкевичей в имениях Ляховичи в Черной Малороссии. Лошадей использовали для перевозки, но преимущественно в военных целях. В Содружестве почти не практиковались пехотные учения, о чем резюмируют слова Лукаша Гурницкого: «Мы не играем с пилами, как во Франции».
=== Благородный туристический караван ===
Размер, величие и количество сопровождающих каравана отражали богатство и статус путешественника. Представитель среднего дворянства обычно путешествовал во главе каравана, состоящего из четырех-шести повозок. Первая карета предназначалась для лорда (если только он не путешествовал верхом). Следом шли дамская карета и кухонный фургон. Завершали процессию «фургоны с сокровищами», в которых находились гардероб, постельные принадлежности и туристические услуги. Караван сопровождали несколько свободных лошадей и группа слуг. Слуги заботились о нуждах имения, а также играли оборонительную роль, обеспечивая необходимую силу, например, чтобы вытаскивать повозки из грязи или толкать их через броды.
=== Шествие магнатов ===
Гораздо роскошнее путешествовали магнаты, стремясь продемонстрировать свой социальный статус. Их караваны часто состояли из нескольких десятков повозок: повозок с сокровищами, повозок-кухонь, винных погребов, карет для дам, колыбелей для придворных и так далее. В каждой повозке было запряжено шесть или даже восемь лошадей, хотя хватило бы и трех-четырех. Процессию также сопровождали сотни слуг. Большинство из них не выполняли никакой функции, но само их присутствие указывало на богатство хозяина. Чтобы продемонстрировать расточительность, гривы белых лошадей были окрашены в красный цвет, а повозки были богато позолочены. Их обивали дорогими тканями, украшали коврами и скульптурами. Миколай Рей уже описал «эти разнообразные и странно ароматные колыбели с висящими коврами, с высокими изголовьями, с алыми помпонами и позолоченными украшениями». Многие сведения о богатстве и размерах магнатских шествий встречаются в сохранившихся источниках. Киевский воевода Константин Василий Острожский в каждое путешествие, даже самое короткое, брал с собой воз с ценностями: «три десятка золотых блюд, несколько десятков позолоченных или целиком золотых тарелок, несколько десятков бело-серебряных тарелок, шесть гигантских чаш, несколько десятков ложек, большая серебряная ванна с золотыми ободками, не считая фляг и чаш и т. д.»
Подробное описание роскошных путешествий Станислава Любомирского (1704–1793)|Станислава Любомирского можно найти в брошюре, написанной его управляющим Станиславом Чарнецким. Отъезд процессии растянулся на пять дней. В первый день отправлялся в путь отряд придворной Венгрии | уедет ли сам Любомирский со своими придворными. Карету сопровождала свита одетых в серебряные доспехи казаков и драгунская упряжка. Далее вперед двинулась длинная вереница повозок со свитой магната.

Путешествия магнатов были связаны с большими расходами. Например, экспедиция Станислава Щенсного Потоцкого|Щенсны Потоцкого из Тульчина|Тульчина в Любомль в 1792 году обошлась в очень большую по тем временам сумму – 372 000 польских злотых. Великолепие шествий выразил в сатирических словах Себастьян Клонович:

== Внутренние путешествия ==
Ограниченность коммуникационных артерий и самодостаточность дворянских усадеб польской шляхты|усадеб позволяют предположить, что жители Речи Посполитой редко покидали свои дома и только в случае крайней необходимости. На самом деле ситуация была прямо противоположной: поляки путешествовали очень часто и по разным причинам. Эту ситуацию удачно резюмирует немецкая притча, согласно которой жизнь поляка вращалась вокруг трех вещей: декламации, разгула и путешествий (
=== Горожане и крестьяне ===
Крестьяне путешествовали не очень часто, а если и путешествовали, то в основном с деловыми целями. Они отправлялись пешком или на телеге, чтобы посетить рынки и ярмарки. Их мобильность была ограничена привязанностью к земле и закрытой структурой благородного «фольварка». Однако бывало, что помещик посылал молодого крестьянина в армию или в город учиться ремеслу, или ставленник приходского священника «ходил в школу» и, вернувшись, приносил вести из мир в деревню.
Одной из форм движения было бегство крестьян|бегство крепостных крестьян, которые – хотя и не очень массово – переселялись в менее населенные районы, создавая тем самым слой свободного населения. Эти побеги подпитывали население опустошенных татарами территорий | Татарские набеги на Украину и приграничные земли Пруссии и Мазовии: Курпье, Мазуры.
Для мещан путешествия затруднялись запретом на владение сельскими имениями и дороговизной транспорта. Представители этого класса (за исключением патрициев (постримской Европы) | патрициев королевских городов: Кракова, Львова и прежде всего Гданьска) не путешествовали с политическими целями из-за очень ограниченных гражданских прав, поскольку это вопросы власти, правосудия и военных действий. дела были прерогативой дворянства.
=== Дворянство ===
Дворянство путешествовало по многочисленным и разнообразным причинам. Часто они навещали друзей и родственников. Итальянский обозреватель отметил, что поляки постоянно отправляются в гости к родственникам и друзьям, и их не остановит даже расстояние в сто миль.
Обычными пунктами этих путешествий были воеводства Польши | столицы провинций, связанные основными путями сообщения. Особое значение имели такие столицы, как Краков, Варшава и Вильнюс, а также резиденции Коронного трибунала в Люблине и Пётркуве-Трыбунальском|Пётркуве. Торговля была сосредоточена во Львове, Гданьске и Торуни, поэтому дворяне часто ездили туда с деловыми целями.
=== Гости из-за границы ===
Среди выдающихся западных путешественников, оставивших описания того, что они видели в Польше, были иностранцы, такие как дипломаты, художники, священнослужители, военные и торговцы. Их наблюдения иногда подробно излагались в обширных отчетах, таких как «Описание Украины» маркиза Гийома Ле Вассера де Боплана, французского архитектора, картографа и писателя, который провел восемнадцать лет в Содружестве (1630–1648).
Помимо этих приезжих, для которых Польша была лишь одним этапом пути, были и те, кто поселился на постоянной основе. Среди них было много немцев | немцев в городах (которые довольно быстро ассимилировались),
=== Переписка ===
Обмен письмами играл важную роль в жизни как дворянства, так и мещан. Искусством письма занимались преимущественно представители высших сословий, которые в своей переписке затрагивали не только частные, но и государственные дела. За доставку писем отвечали частные курьеры, называемые «козаками». На более короткие расстояния крепостные крестьяне также выполняли роль посыльных. Затраты на содержание посыльных и необходимость оплаты их проезда привели к тому, что переписка шла относительно медленно, и часто с отправкой писем происходили задержки. Познаньский воевода Кшиштоф Опалиньский писал своему брату Лукашу Опалиньскому (1612–1666) | Лукаш: «Датировано святым днем ​​1642 года, отсюда и задержка, так как я не хотел бесплатно отправлять «козака» в Ритвяны. ''.
== Путешествие за границу ==
Мнение о польских путешественниках основывалось не только на их склонности к передвижению по стране. Жители Содружества также выезжали за границу, хотя и реже. Особенно в 16 веке были популярны поездки в Италию. Туда отправлялись в основном духовенство, магнаты и богатая знать. Их мотивацией были не столько культурные или художественные интересы, сколько желание получить практические знания в юридических, экономических, политических, дипломатических и коммерческих вопросах.
=== Познавательные путешествия ===
Многие польские художники эпохи Возрождения высоко оценили идею отправить молодых дворян на учебу в Западную Европу.
Рэдж уже предупредил, что «молодому человеку не следует возвращаться домой в надушенных перчатках и ярких куртках»,
В результате критики, начиная с 17 века, образовательные путешествия, известные как «Гранд-тур», совершались почти исключительно сыновьями магнатов. В большинстве случаев запись на лекции была просто предлогом, поскольку лишь немногие путешественники действительно продолжали учебу. Игнаций Красицкий изобразил такое путешествие, направленное больше на развлечение, чем на обучение, в первом польском романе: «Приключения господина Николая Мудрости».
=== Экскурсии и отношение поляков к посещаемым местам ===
В 16 веке среди богатой знати пользовались значительной популярностью экскурсионные экспедиции в Западную Европу, особенно в Италию. Эти путешествия имели свои корни в гуманистических течениях и взглядах эпохи Возрождения. Ян Кохановский был среди тех, кто путешествовал, как он описал в своем стихотворении «К горам и лесам»:
Серадзинский воевода Станислав Лаский (воевода)|Станислав Лаский также отправился в долгое путешествие по чужбине. В середине 16 века он предположительно посетил Италию, Германию, Францию, Испанию, Венгрию, Турцию, а также страны Азии и Африки. Более короткие путешествия совершали такие личности, как Ян Щенсны Гербурт и Ян Тенчинский (1485–1553) | Ян Тенчинский. Популярность таких экспедиций не уменьшалась и в первой половине 17 века.
От сарматской эпохи сохранились письменные отчеты магнатов, покидавших Речь Посполитую с дипломатическими миссиями, а также их дневники, напоминающие о большом количестве встречавшихся на дорогах соотечественников. Большинство из них вернулись из зарубежных стран, убежденные в превосходстве поляков над другими народами. Ежи Оссолинский почти пренебрежительно отзывался о голландском народе | Голландский язык: «rusticitas гордого крестьянства, то есть джентльменов, занимающих там должности».
Многие магнаты во время путешествий занимались также осмотром достопримечательностей зарубежных стран. В их рассказах часто обнаруживается заметная необразованность и невежество. Пример можно найти в записках Кшиштофа Станислава Завиши | Кшиштофа Завиши, минского воеводы, отправившегося в путешествие в Италию в 1700 году. Он уважал «книги из дерева, которые трудно отличить от настоящих книг». , более высоко, чем картины Тинторетто и Тициана, и он окрестил башню Азинелли в Болонье «ослиной башней». Он также похвалил «Страшный суд» в Сикстинской капелле как «написанный знаменитым художником Архангелом Гавриилом».
=== Путевые расходы магнатов и связанные с ними расходы ===
Как в стране, так и за границей процессии польских магнатов были очень богаты и многочисленны. Самыми пышными были въезды польских посольств в столицы иностранных держав; посол олицетворял не только свое великолепие, но, прежде всего, мощь и богатство Содружества. Ежи Оссолинский, служивший послом при Святом Престоле, в 1633 году въехал в Рим с сотней лошадей и верблюдов, украшенных золотом, серебром и полудрагоценными камнями. На них ехала шляхта в национальных костюмах и пленники из восточных стран (татары, турки). Лошади были подкованы так, что во время шествия теряли золотые подковы на брусчатке, а молодые дворяне бросали в толпу червонцы.
Подобные церемонии были очень зрелищными, таковы слова английского историка XVIII века Кэтрин Маколей, приписывавшей полякам обилие «показных качеств»,
Убедительное доказательство дороговизны зарубежных путешествий оставил гетман Кшиштоф Радзивилл в «Ультиматуме», адресованном опекуну своего сына Янушу Радзивиллу (1612–1655)|Янушу:
Это резкое письмо было ответом на расходы на дорогу, которые «уже за эти два года, с тех пор как они покинули Польшу, составили более 100 000 польских злотых».
=== Военное путешествие ===
Своеобразной формой зарубежных поездок были военные походы в зарубежные страны. За рубежом (т. е. на Западе) воевали преимущественно лисовчики, но в исключительных случаях, за пределами территорий, непосредственно граничащих с Речью Посполитой, отваживались наемные войска («wojsko kwarciane») и даже набор всего населения. («посполитое русение»). Примером может служить кампания Стефана Чарнецкого в Дании в 1659 году, заключительный этап Второй Северной войны. Ее ход, а также обычаи и быт жителей Дании были ярко и красочно описаны в воспоминаниях одного из участников сражений:

=== Отношение к соотечественникам за рубежом ===
В 17 веке многие поляки путешествовали по Европе, о чем свидетельствует дневник, который вели сыновья белзского воеводы Якуба Собеского во время их европейского турне. Они лично встретили около тридцати соотечественников, среди которых были не только магнаты, но и представители среднего дворянства. Это число оказывается исключительно большим, если принять во внимание меры предосторожности, которых старались придерживаться путешественники. Воевода письменно наставлял их: «Когда дело дойдет до беседы с нашими соотечественниками-поляками, я умоляю вас из любви Божией, приказываю и умоляю вас под благословением действовать с предельной осторожностью и буду молиться Господи Боже, чтобы там, где ты, было как можно меньше поляков».
=== Поляки за пределами Европы ===
Речь Посполитая не была заинтересована в колониальной экспансии (исключение составляет лишь вассал Польши герцог Курляндско-Земгальского |Курляндско-Земгальского | основать колонии в Гамбии | Гамбия и Карибский бассейн),
В нескольких различных документах описаны путешествия поляков в Индию, прежде всего в португальскую колонию Гоа. Одним из таких документов является письмо Кшиштофа Павловского, отправившегося из Лиссабона в Гоа в апреле 1596 года. В письмах к друзьям он подробно описывал ход шестимесячного плавания: прохождение мыса Доброй Надежды, крепости Мозамбика. и плавание вокруг острова Св. Лаврентия (Мадагаскар). Он также упомянул многочисленные опасности, встретившиеся во время экспедиции: неблагоприятные ветры, штормы, суровый климат и болезни, косившие экипаж (из 500 человек до места назначения добрались только 160). Павловский отправился из Гоа в крепость Диу, Индия | Диу, расположенную в 600 км. По пути он делал записи о природе и обычаях, царящих в Индии. Особенно его поразил «Слон|слоны». Он также не мог понять, почему европейцы женятся на местных женщинах: «Хотя тот же вид и чернокожий, португальцы женятся на них. И у них есть дети-полукровки».
В Гоа ездили и другие граждане Речи Посполитой, в том числе некий Габриэль, известный только по имени, и Ян Трегер, занимавшийся торговлей. Судя по спискам экипажей португальских кораблей, поляков могло быть гораздо больше.
Поляки также отважились в Америку, примером чего является Кшиштоф Арчишевский, дворянин, приговоренный к ссылке за убийство, который поселился в Нидерландах после отъезда из страны в 1623 году. В качестве капитана (вооруженных сил)|капитана пехоты он участвовал в голландской экспедиции. в Бразилию, во время которого дослужился до звания адмирала. Вероятно, он был единственным польским конкистадором, поэтому неудивительно, что его персонаж вдохновил многих писателей, в том числе Ежи Богдана Рыхлинского («Приключения Кшиштофа Арцишевского», 1935, «Адмирал, черт и цыган», 1973). .

Среди других польских путешественников в Америке - полковник Зигмунт Шоп, который служил в голландской армии и стал генерал-губернатором голландских владений в Бразилии с 1646 года, вместе со своим товарищем-солдатом Владиславом Константином Витуским.
Иногда в польских исторических трудах упоминается также Гаспар да Гама|Гаспар, еврей из Познани (1455-1510). Этот путешественник добрался до Индии по суше, где встретил португальскую экспедицию под руководством Васко да Гамы. Он стал проводником экспедиции, а также принял христианство, приняв имя ее командира. История Гаспара редко включается в историю Польши, поскольку он покинул Содружество в ранней юности и решил стать португальцем.


== Библиография ==

* * * * * * * * * * * * * * * * * Речь Посполитая
Польша
Путешествие

Подробнее: https://en.wikipedia.org/wiki/Transport ... mmonwealth
Реклама
Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ, комментарий, отзыв

Изменение регистра текста: 
Смайлики
:) :( :oops: :chelo: :roll: :wink: :muza: :sorry: :angel: :read: *x) :clever:
Ещё смайлики…
   
К этому ответу прикреплено по крайней мере одно вложение.

Если вы не хотите добавлять вложения, оставьте поля пустыми.

Максимально разрешённый размер вложения: 15 МБ.

  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение