'''Георгий''', светское имя ''Григорий Осипович Конисский''' (
Он был сыном нежинского городского головы. Он окончил Могилевскую академию, а затем стал там преподавателем. Он преподавал последовательно поэтику, философию и богословие, а в 1751 году принял на себя обязанности его ректора. Через три года он был рукоположен во епископа Мстиславской, Могилевской и Оршанской епархии|Мстислава, Могилёва и Орши и стал ординарием последней православной епархии в границах Первой республики.
Искренне преданный России, с 1762 года он играл значительную роль в политике царицы Екатерины II в отношении республики, сотрудничая с российским депутатом Николаем Васильевичем Репниным в борьбе за равноправие инакомыслящих. Защита прав православного населения была для царицы лишь предлогом для вмешательства во внутренние дела республики. В то же время епископ Георгий выступал в защиту состояния владения Православной Церкви в республике и неоднократно обращался к польским королям с меморандумами, в которых перечислялись потери, понесенные его конфессией в результате деятельности Римско-католической церкви. и униатские церкви. Он безуспешно требовал легализации перехода из католицизма (обоих обрядов) в православие. Он был одним из основателей Слуцкой конфедерации. В 1767 году он опубликовал в Варшаве
После первого раздела Польши он продолжал пастырскую деятельность в Могилеве уже в пределах Российской империи, но поддерживал контакты с православным духовенством Республики Польша и до конца жизни вел дипломатическую и пропагандистскую деятельность по улучшить положение своих единоверцев в этой стране. Убеждённый противник униатской церкви, в 1780 году при поддержке царской администрации привёл к закрытию ряда её приходов в Могилёвской и Мстиславской земле и переходу более 100 тысяч верующих в Русскую Православную Церковь.
Автор учебников и трактатов по православному догматическому и нравственному богословию, учебников по поэтике и философии, проповедей, полемических текстов против католицизма, а также литературных произведений. Он писал на латыни, русском и польском языках.
В 1993 году он был канонизирован Белорусской Православной Церковью как местночтимый святой в Могилёвской и Мстиславской епархиях. С 2011 года его культ действует и в Украинской Православной Церкви (Московском Патриархате)|Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.
== Молодость ==
=== Молодежь и ранняя деятельность ===
Род Конисских принадлежал к русскому дворянству.
По разным данным, он принял вечный монашеский постриг еще будучи студентом, 11 апреля 1744 года, от рук Киевской митрополии Рафаила Заборовского|Рафаила, или только в 1749 году, когда он уже два года служил префектом Могилевской академии и преподавателем философии. Преподобный Георгий был рукоположен в пресвитера|священника в 1747 году. . В 1750 году он принял участие в составлении пересмотренного учебного плана Могилевской академии, а также подробного содержания отдельных курсов.
В 1751 году он стал ректором академии и занимал эту должность четыре года. В это же время он начал преподавать в Академии богословие. одновременно был настоятелем Братского монастыря в Киеве. В 1752 году получил титул архимандрита.
=== Епископ ===
==== Оккупация белорусского собора ====
14 октября 1754 года скоропостижно скончался Иероним (Волачанский)|Иероним, православный епископ Мстиславской, Могилёвской и Оршанской епархии|Мстислав, Могилевский и Оршанский (Белорусский), глава единственной православной администрации в Речи Посполитой. После его смерти униатская митрополия Флориан Хребницкий предпринял решительную попытку подчинить себе последние православные пастырские посты в стране. Обращение к королю с просьбой включить Белорусскую епархию в состав Полоцко-Витебской архиепархии (Русско-Униатской церкви)|Полоцко-Витебской архиепархии, он воспользовался ложной привилегией Сигизмунда III Вазы, который якобы санкционировал это решение. Документ был явной подделкой, поскольку Белорусская епархия была создана только в 1633 году, когда Сигизмунд III Ваза был уже мертв.
Усилиям католических епископов противостояла царица Елизавета Российская | Елизавета Российская. Август III под давлением российского депутата в Варшаве Гросса подтвердил права православных на Мстиславскую, Могилёвскую и Оршанскую епархии. В соглашении между российской стороной и Республикой ее новым ординарием был назван кандидат, которым стал Георгий (Конисский). Король даровал ему привилегию белорусского епископства 23 марта 1755 года; по другим данным, это произошло только 3 июня 1755 года. 23 мая того же года Святейший Синод Русской Православной Церкви объявил о его епископском назначении. Архиерейская хиротония же состоялась 20 августа того же года в Киевском Софийском соборе, Киев|Софийский собор. Киевская митрополия Тимофей (Щербацкий)|Тимофей, принял участие в чине в качестве главного освящателя. Торжественный въезд архиерея в Могилев, где находилась его резиденция, состоялся 26 октября 1755 года.
==== Пастырская деятельность в Могилёве ====
Сразу после вступления в должность Георгий (Конисский) развернул активную политическую деятельность в защиту восточного православия|православия. Средства на дальнейшее развитие епархии он получал из России. Еще в феврале 1756 года он направил в Святейший Синод иеромонаха Воскресенского монастыря в Шклове Иоганна с письмами, извещавшими о материальном положении своего управления. В них он жаловался на плохое техническое состояние Спасо-Преображенского собора в Могилёве и плохое впечатление, которое производят местные православные храмы по сравнению с ухоженными и роскошными католическими храмами и еврейскими школами.
В первые годы после вступления в должность белорусского епископа Георгия (Конисского) произошло расширение его полномочий по управлению монастырями, расположенными в пределах епархии. Согласно учредительным актам, некоторые монастыри, действовавшие на территории, находившейся в ведении белорусских архиереев, подчинялись непосредственно Константинопольским Патриархам или их экзархам (Киевской митрополии).
Иерарх также приложил значительные усилия для возведения и обновления православных храмов. Он инициировал возведение нового здания консистории и епископского дворца. Он привел в порядок епархиальный учет и создал первый архив. В 1762 году освятил здание Соборного собора в Могилеве после завершения его генерального ремонта. Он регулярно проповедовал, желая компенсировать влияние иезуитов|иезуитов и доминиканского ордена|доминиканских проповедников. Во многих случаях он напрямую полемизировал с католическим духовенством. Современники считали его прекрасным проповедником.
Особую активность епископ Георгий проявлял в повышении нравственного и интеллектуального уровня подвластного ему духовенства. Он отказывался рукополагать неграмотных кандидатов или тех, кто не владел православным богослужебным песнопением. В 1757 г. в пастырском послании ко всему духовенству епархии он оценил их компетентность низко; к письму он приложил учебник русского языка и катехизис. Для обучения будущего духовенства Георгий (Конисский) в 1759 году основал семинарию при Спасо-Преображенском монастыре в Могилёве. Однако эта школа начала действовать только в 1759 году, через год после того, как Святейший Синод официально утвердил ее учреждение и установил для нее ежегодное пособие в размере 400 рублей. Основу научно-педагогического состава учреждения составили выпускники Могилёвской академии, приехавшие в Могилёв по приглашению епископа Георгия.
Иерарх организовал также церковно-приходские школы. За время его правления такие учреждения были открыты в Быхове, Гомеле, Мстиславе, Орше, Рогачеве и других. Также в целях повышения интеллектуального уровня духовенства и верующих епископ Георгий организовал типография в архиерейской резиденции в Могилеве, где еще в 1757 году был опубликован «Катехизис» новгородского архиепископа Феофана Прокоповича|Феофана.
==== Конфликты с католиками и местной администрацией ====
Уже по прибытии в Могилев епископ Георгий оказался в серьезном конфликте с католическим духовенством и дворянством. Полоцко-Витебская архиепархия (Русская униатская церковь) | Полоцкий архиепископ Флориан Хребницкий не прекратил своих усилий по захвату Белорусской епархии и учредил униатскую консисторию в Могилеве. Против православного иерарха работал и священник католического прихода Михаил Зенович. В 1759 году во время посещения епископом Кутеинского монастыря в Орше произошли выступления католического духовенства и дворян против его персоны; в 1759 и 1760 годах были неудачные покушения на его жизнь. name=":0" /> Через год священник Зенович вместе с местными иезуитами организовал нападение на семинарию в Могилёве и архиерейскую резиденцию. В сентябре 1760 года архиерей писал Святейшему Синоду, что семинария регулярно становится жертвой актов нетерпимости и поэтому не может нормально функционировать. Как писал епископ, власти республики приняли такое положение вещей, мотивируя это тем, что в Договоре о вечном мире (1686 г.)|Договоре о вечном мире 1686 г. не упоминается о деятельности православных духовных школ. Георгий (Конисский) оставался в постоянном споре с польской администрацией.
При этом епископ Георгий последовательно добивался полного подчинения Белорусской епархии Русской Православной Церкви. Он призвал духовенство признать верховенство Святейшего Синода. За время его пребывания на посту епископа Мстиславского, Могилевского и Оршанского влияние России на правовое положение православных в республике, а также на их политические взгляды значительно возросло.
Обескураженный обострившимися спорами с униатским духовенством, епископ Георгий в 1762 году попросил Святейший Синод перевести его в другой собор. Синод принял его просьбу и предложил ему Псковскую епархию. Однако решение о переводе не было принято новой российской царицей Екатериной II.
==== Деятельность в период правления Екатерины II ====
===== Проживание в России =====
Файл:Екатерина II Ф.Рокотов по Рослину (1780-е, Эрмитаж) 2.jpg|thumb|Царица Екатерина Великая|Екатерина II использовала проблему православных в республике как предлог для вмешательства во внутренние дела республики. Ежи (Конисский) принимал активное участие в ее усилиях по продвижению прав диссидентов
В 1762 году он поехал в Москву на коронацию Екатерины Великой|Екатерины II и там 10 октября произнес верную речь, в которой призвал царицу защищать православие в Польше. С аналогичной речью он обратился к ее сыну.
В отсутствие епископа Георгия в республике униатская иерархия возобновила попытки упразднить Белорусскую православную епархию. Новый архиепископ Полоцкой и Киевской митрополии Ясон Смогожевский при поддержке Папы Климента XII издал несколько указов, адресованных православным верующим и духовенству. Он также обратился к царю с призывом включить Белорусскую епархию в состав униатской церкви. Эти усилия не прекратились даже в 1764 году, когда уже было ясно, что епископ Георгий не останется в России постоянно. Он вернулся в Республику по настойчивой просьбе самой царицы. имя=":0" />
===== Действия по инакомыслящим =====
Сразу по возвращении, в 1765 году, он отправился в Варшаву с рекомендательным письмом от Екатерины II. В письмо царица включила требование подтвердить права Георгия (Конисского) на управление Белорусской епархией и все права православного населения. Он появился в польской столице 22 июля 1765 года, а через пять дней его принял Станислав Август Понятовский|король Станислав Август Понятовский. Действуя совместно с российским депутатом в Варшаве Николаем Васильевич Репнин|Николай Репнин
Однако действия епископа Георгия привели к тому, что царская канцелярия признала права Православной Церкви на функционирование семинарии при Богоявленском монастыре в Могилеве | Богоявленский монастырь в Могилеве, подтвердила имущественные привилегии приходов и монастырей Белорусской епархии и призвала священнику Зеновичу прекратить распространение антиправославных паскинад. В октябре 1765 года епископ также выиграл судебный процесс по поводу имущества Белорусской епархии и отказался от притязаний на него Униатской церкви.
На сейме Речи Посполитой | Сейме 1766 года он был единственным представителем Православной церкви, подписавшим петицию диссидентов. Выступая в качестве советника посла Репнина, он представил еще одну меморандум царю, требующий возвращения православных храмов, захваченных униатами, права свободно совершать богослужения, подчинения православного духовенства светским судам, а не каноническим судам католической церкви, допуску православных к должностям, признание смешанных браков и принятие принципа принятия детьми религии однополого родителя. На том же сейме послы России и Пруссии совместно потребовали отмены закона, запрещающего некатоликов от занятия государственных должностей и должностей. Сейм отклонил требование послов. Православные лишь добились подтверждения права пользоваться храмами, находившимися в их владении, ремонтировать храмы, возведенные до 1717 года, не платить за их таинства униатским приходским священникам, обращаться к священнослужителям за Сретением (каноническое право)|представления без необходимости за дополнительные гонорары и за судебные разбирательства по поводу церковного имущества. Однако запрет на строительство новых храмов был сохранен.
===== Участие в Слуцкой конфедерации и Репнинском сейме =====
Ежи (Конисский) был одним из основателей диссидентской Слуцкой конфедерации, поддержанной Россией оружием, и в качестве ее консильера подписал ее акт 20 марта 1767 года. Будучи представителем диссидентской стороны, он принял участие в переговорах с делегацией так называемого Сейма Репнина по подготовке польско-российской конвенции о диссидентах. Во время контролируемых Россией заседаний Сейма он участвовал в работа комитета по выработке резолюций о правах диссидентов, председателем которого был российский посол. В 1767 году он издал в Варшаве
===== Лицом к Барской Конфедерации =====
Файл:Melchizedech Jaworski.jpg|thumb|Игумен Мелхиседек (Значко-Яворский) был близким соратником епископа Георгия, а после образования Барской конфедерации вместе с ним призывал православное население Приднестровской Украины к военному участию в обороне своей религии. Таким образом, он внес значительный вклад в возникновение Колиивщины
После образования Барской конфедерации, выступавшей в защиту независимости республики и католической веры, а значит, и против прав инакомыслящих, православное духовенство приняло участие в агитационной акции, направленной на убеждение православных крестьян и гайдамаков|гайдамаков. восстать против дворянства. Значительное участие в этой деятельности принимали епископ Георгий и его ближайший сподвижник, настоятель Мотронинского монастыря Игумен Мелхиседек (Значко-Яворский)|Мелхиседек,. Результатом этих действий стало начало кровавого крестьянского восстания – Колиивщины.
Георгий (Конисский) увидел в образовании Барской конфедерации прямую угрозу своей личности и в апреле 1768 года уехал из Варшавы в Могилев, а затем в Смоленск, поручив руководство своей епархией Виктору (Садковскому), ректору Могилевской семинарии. Из Смоленска иерарх отправлял пастырские грамоты в Могилев. Вместе со смоленским епископом Парфением (Сопковским)|Парфением он также составил труд, описывающий обязанности и задачи духовенства под названием «О должностях приесвитеров приходских».
==== После первого раздела Польши ====
Георгий (Конисский) приветствовал Первый раздел Польши, сравнивая положение православных после этого события с положением евреев, вышедших из египетского плена. В 1772 году, в силу Первого раздела Польши, территория Белорусской епархии вошла в состав Российской империи. Святейший Синод включил в состав Псковской епархии часть своих бывших земель с Витебском, Даугавпилсом и Полоцком. Также перестало использоваться название «Белорусская епархия», отныне использовались только названия «Могилевская, Мстиславская и Оршанская епархия». Георгий (Конисский) остался его Ординарием.
В 1783 году Георгий (Конисский) получил титул архиепископа и стал членом Святейшего Синода. С тех пор он был не только исполнителем, но и соавтором российской политики по отношению к православным в республике. В 1784 году он предложил Киевской митрополии Самуилу (Мыславскому) |Самуилу, что он рукоположит вспомогательного епископа, который будет отвечать за православные приходы и монастыри в стране. Подходящим кандидатом на это достоинство он назвал своего бывшего секретаря и соратника Виктора (Садковского). В следующем году состоялась хиротония епископа Виктора.
Он собрал богатую библиотеку из 1269 книг и 241 рукописи.
Он скончался в 1795 году и был похоронен в Спасо-Преображенском соборе в Могилеве. На могиле архиерея была помещена рифмованная эпитафия, которую сочинил сам Георгий (Конисский). После 1774 года священнослужитель написал также исторические «Исторические известия о епархии Могилевской» — труд, в котором синтетически представлена история православного управления на белорусских и украинских землях. В этом тексте Георгий (Конисский) призывал к объединению всех православных жителей Украины, Белоруссии и России в состав Российской империи.
Будучи преподавателем поэтики, он опубликовал в 1746 году учебник под названием «Precepta de arte поэтика». В нем он призывал своих учеников обращаться к традиционной русской литературе, а не к западной ( Польская и латинская) модели. Сам он писал драматические произведения и стихи, был автором переводов псалмов на польский и русский языки. К 1746 году относится также его сатирическая комедия «Воскресение мертвых» с пятью интермедиями. Это произведение представляло собой образцовое воплощение школьной поэтики, но оно также содержало явное вдохновение из народного юмора, а народная лексика очевидна в его языке.
Отдельное место в достижениях Георгия (Конисского) занимают его политические речи и проповеди, произнесенные в православных храмах. Некоторые проповеди были опубликованы еще при жизни автора в 1761 году, но это издание не сохранилось. Святителя считали прекрасным и харизматичным проповедником. В то же время некоторые историки русской гомилетики обвиняли его в поверхностности мысли, необоснованном формулировании аналогий между событиями библейской истории и современными ему ситуациями, вплетении в его проповеди пошлых шуток и словесных игр.
Автор дневника «Мысли», в который включил ряд своих философских взглядов.
== День памяти ==
Файл:1000 Конисский.jpg|thumb|Фрагмент «Тысячелетия России» с фигурой Георгия (Конисского).
В 1835 году в Петербурге было издано собрание сочинений архиерея – литературные тексты, проповеди, отчеты, полемические произведения. Фигуру епископа Георгия можно встретить на Тысячелетии России | Тысячелетии России в Великом Новгороде. О его деятельности также свидетельствует мемориальная доска, установленная на архиерейской резиденции в Могилеве.
=== Почитание ===
Неофициальное почитание Георгия (Конисского) появилось почти сразу после его смерти, однако канонизация священнослужителя произошла лишь в 1993 году. В августе того же года Белорусская Православная Церковь признала его местночтимым святым в Могилёвской и Мстиславской епархиях. , благодаря особым усилиям его ординария епископа Максима (Крочы)|Максима. Церемонию канонизации провел экзарх Беларуси, Митрополия Минской епархии (Белорусская Православная Церковь)|Минская и Слуцкая, Филарет Вахромеев|Филарет. Иерарх принадлежит к Собору белорусских святых и литургически поминается наряду с другими входящими в него святыми в третью неделю по Пятидесятнице. Через два года после его канонизации был написан акапоф святителю Георгию. Православные храмы его призыва расположены в Могилеве и Слуцке.
В 2011 году почитание епископа Георгия было санкционировано и в Украинской Православной Церкви (Московский Патриархат)|Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Тогда датами литургического поминовения были установлены годовщина его смерти и годовщина принятия решения о распространении почитания на Украину.
Образ священнослужителя на иконах создан по образцу его портрета, созданного при его жизни и хранящегося сначала в лютеранской церкви в Могилеве, затем в православной церкви святых Бориса и Глеба в Могилеве, а с 1960 года в местном краеведческом музее. Георгий (Конисский) изображен с Евангелием в левой руке и поднятой в благословляющем жесте правой рукой. В зависимости от варианта он одет в архиерейское богослужебное или внелитургическое одеяние (риаса, архиерейская мантия и черный клобук).
== Примечания ==
== Ссылки ==
Могилев
Русские святые Восточной Православной Церкви
Восточное православие
Георгий (Конисский) ⇐ Васина Википедия
Новости с планеты OGLE-2018-BLG-0677
Что вы не только не знали, но и не хотели знать
Что вы не только не знали, но и не хотели знать
1709374862
Гость
'''Георгий''', светское имя ''Григорий Осипович Конисский''' (
Он был сыном нежинского городского головы. Он окончил Могилевскую академию, а затем стал там преподавателем. Он преподавал последовательно поэтику, философию и богословие, а в 1751 году принял на себя обязанности его ректора. Через три года он был рукоположен во епископа Мстиславской, Могилевской и Оршанской епархии|Мстислава, Могилёва и Орши и стал ординарием последней православной епархии в границах Первой республики.
Искренне преданный России, с 1762 года он играл значительную роль в политике царицы Екатерины II в отношении республики, сотрудничая с российским депутатом Николаем Васильевичем Репниным в борьбе за равноправие инакомыслящих. Защита прав православного населения была для царицы лишь предлогом для вмешательства во внутренние дела республики. В то же время епископ Георгий выступал в защиту состояния владения Православной Церкви в республике и неоднократно обращался к польским королям с меморандумами, в которых перечислялись потери, понесенные его конфессией в результате деятельности Римско-католической церкви. и униатские церкви. Он безуспешно требовал легализации перехода из католицизма (обоих обрядов) в православие. Он был одним из основателей Слуцкой конфедерации. В 1767 году он опубликовал в Варшаве
После первого раздела Польши он продолжал пастырскую деятельность в Могилеве уже в пределах Российской империи, но поддерживал контакты с православным духовенством Республики Польша и до конца жизни вел дипломатическую и пропагандистскую деятельность по улучшить положение своих единоверцев в этой стране. Убеждённый противник униатской церкви, в 1780 году при поддержке царской администрации привёл к закрытию ряда её приходов в Могилёвской и Мстиславской земле и переходу более 100 тысяч верующих в Русскую Православную Церковь.
Автор учебников и трактатов по православному догматическому и нравственному богословию, учебников по поэтике и философии, проповедей, полемических текстов против католицизма, а также литературных произведений. Он писал на латыни, русском и польском языках.
В 1993 году он был канонизирован Белорусской Православной Церковью как местночтимый святой в Могилёвской и Мстиславской епархиях. С 2011 года его культ действует и в Украинской Православной Церкви (Московском Патриархате)|Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.
== Молодость ==
=== Молодежь и ранняя деятельность ===
Род Конисских принадлежал к русскому дворянству.
По разным данным, он принял вечный монашеский постриг еще будучи студентом, 11 апреля 1744 года, от рук Киевской митрополии Рафаила Заборовского|Рафаила, или только в 1749 году, когда он уже два года служил префектом Могилевской академии и преподавателем философии. Преподобный Георгий был рукоположен в пресвитера|священника в 1747 году. . В 1750 году он принял участие в составлении пересмотренного учебного плана Могилевской академии, а также подробного содержания отдельных курсов.
В 1751 году он стал ректором академии и занимал эту должность четыре года. В это же время он начал преподавать в Академии богословие. одновременно был настоятелем Братского монастыря в Киеве. В 1752 году получил титул архимандрита.
=== Епископ ===
==== Оккупация белорусского собора ====
14 октября 1754 года скоропостижно скончался Иероним (Волачанский)|Иероним, православный епископ Мстиславской, Могилёвской и Оршанской епархии|Мстислав, Могилевский и Оршанский (Белорусский), глава единственной православной администрации в Речи Посполитой. После его смерти униатская митрополия Флориан Хребницкий предпринял решительную попытку подчинить себе последние православные пастырские посты в стране. Обращение к королю с просьбой включить Белорусскую епархию в состав Полоцко-Витебской архиепархии (Русско-Униатской церкви)|Полоцко-Витебской архиепархии, он воспользовался ложной привилегией Сигизмунда III Вазы, который якобы санкционировал это решение. Документ был явной подделкой, поскольку Белорусская епархия была создана только в 1633 году, когда Сигизмунд III Ваза был уже мертв.
Усилиям католических епископов противостояла царица Елизавета Российская | Елизавета Российская. Август III под давлением российского депутата в Варшаве Гросса подтвердил права православных на Мстиславскую, Могилёвскую и Оршанскую епархии. В соглашении между российской стороной и Республикой ее новым ординарием был назван кандидат, которым стал Георгий (Конисский). Король даровал ему привилегию белорусского епископства 23 марта 1755 года; по другим данным, это произошло только 3 июня 1755 года. 23 мая того же года Святейший Синод Русской Православной Церкви объявил о его епископском назначении. Архиерейская хиротония же состоялась 20 августа того же года в Киевском Софийском соборе, Киев|Софийский собор. Киевская митрополия Тимофей (Щербацкий)|Тимофей, принял участие в чине в качестве главного освящателя. Торжественный въезд архиерея в Могилев, где находилась его резиденция, состоялся 26 октября 1755 года.
==== Пастырская деятельность в Могилёве ====
Сразу после вступления в должность Георгий (Конисский) развернул активную политическую деятельность в защиту восточного православия|православия. Средства на дальнейшее развитие епархии он получал из России. Еще в феврале 1756 года он направил в Святейший Синод иеромонаха Воскресенского монастыря в Шклове Иоганна с письмами, извещавшими о материальном положении своего управления. В них он жаловался на плохое техническое состояние Спасо-Преображенского собора в Могилёве и плохое впечатление, которое производят местные православные храмы по сравнению с ухоженными и роскошными католическими храмами и еврейскими школами.
В первые годы после вступления в должность белорусского епископа Георгия (Конисского) произошло расширение его полномочий по управлению монастырями, расположенными в пределах епархии. Согласно учредительным актам, некоторые монастыри, действовавшие на территории, находившейся в ведении белорусских архиереев, подчинялись непосредственно Константинопольским Патриархам или их экзархам (Киевской митрополии).
Иерарх также приложил значительные усилия для возведения и обновления православных храмов. Он инициировал возведение нового здания консистории и епископского дворца. Он привел в порядок епархиальный учет и создал первый архив. В 1762 году освятил здание Соборного собора в Могилеве после завершения его генерального ремонта. Он регулярно проповедовал, желая компенсировать влияние иезуитов|иезуитов и доминиканского ордена|доминиканских проповедников. Во многих случаях он напрямую полемизировал с католическим духовенством. Современники считали его прекрасным проповедником.
Особую активность епископ Георгий проявлял в повышении нравственного и интеллектуального уровня подвластного ему духовенства. Он отказывался рукополагать неграмотных кандидатов или тех, кто не владел православным богослужебным песнопением. В 1757 г. в пастырском послании ко всему духовенству епархии он оценил их компетентность низко; к письму он приложил учебник русского языка и катехизис. Для обучения будущего духовенства Георгий (Конисский) в 1759 году основал семинарию при Спасо-Преображенском монастыре в Могилёве. Однако эта школа начала действовать только в 1759 году, через год после того, как Святейший Синод официально утвердил ее учреждение и установил для нее ежегодное пособие в размере 400 рублей. Основу научно-педагогического состава учреждения составили выпускники Могилёвской академии, приехавшие в Могилёв по приглашению епископа Георгия.
Иерарх организовал также церковно-приходские школы. За время его правления такие учреждения были открыты в Быхове, Гомеле, Мстиславе, Орше, Рогачеве и других. Также в целях повышения интеллектуального уровня духовенства и верующих епископ Георгий организовал типография в архиерейской резиденции в Могилеве, где еще в 1757 году был опубликован «Катехизис» новгородского архиепископа Феофана Прокоповича|Феофана.
==== Конфликты с католиками и местной администрацией ====
Уже по прибытии в Могилев епископ Георгий оказался в серьезном конфликте с католическим духовенством и дворянством. Полоцко-Витебская архиепархия (Русская униатская церковь) | Полоцкий архиепископ Флориан Хребницкий не прекратил своих усилий по захвату Белорусской епархии и учредил униатскую консисторию в Могилеве. Против православного иерарха работал и священник католического прихода Михаил Зенович. В 1759 году во время посещения епископом Кутеинского монастыря в Орше произошли выступления католического духовенства и дворян против его персоны; в 1759 и 1760 годах были неудачные покушения на его жизнь. name=":0" /> Через год священник Зенович вместе с местными иезуитами организовал нападение на семинарию в Могилёве и архиерейскую резиденцию. В сентябре 1760 года архиерей писал Святейшему Синоду, что семинария регулярно становится жертвой актов нетерпимости и поэтому не может нормально функционировать. Как писал епископ, власти республики приняли такое положение вещей, мотивируя это тем, что в Договоре [url=viewtopic.php?t=6127]о вечном мире[/url] (1686 г.)|Договоре [url=viewtopic.php?t=6127]о вечном мире[/url] 1686 г. не упоминается о деятельности православных духовных школ. Георгий (Конисский) оставался в постоянном споре с польской администрацией.
При этом епископ Георгий последовательно добивался полного подчинения Белорусской епархии Русской Православной Церкви. Он призвал духовенство признать верховенство Святейшего Синода. За время его пребывания на посту епископа Мстиславского, Могилевского и Оршанского влияние России на правовое положение православных в республике, а также на их политические взгляды значительно возросло.
Обескураженный обострившимися спорами с униатским духовенством, епископ Георгий в 1762 году попросил Святейший Синод перевести его в другой собор. Синод принял его просьбу и предложил ему Псковскую епархию. Однако решение о переводе не было принято новой российской царицей Екатериной II.
==== Деятельность в период правления Екатерины II ====
===== Проживание в России =====
Файл:Екатерина II Ф.Рокотов по Рослину (1780-е, Эрмитаж) 2.jpg|thumb|Царица Екатерина Великая|Екатерина II использовала проблему православных в республике как предлог для вмешательства во внутренние дела республики. Ежи (Конисский) принимал активное участие в ее усилиях по продвижению прав диссидентов
В 1762 году он поехал в Москву на коронацию Екатерины Великой|Екатерины II и там 10 октября произнес верную речь, в которой призвал царицу защищать православие в Польше. С аналогичной речью он обратился к ее сыну.
В отсутствие епископа Георгия в республике униатская иерархия возобновила попытки упразднить Белорусскую православную епархию. Новый архиепископ Полоцкой и Киевской митрополии Ясон Смогожевский при поддержке Папы Климента XII издал несколько указов, адресованных православным верующим и духовенству. Он также обратился к царю с призывом включить Белорусскую епархию в состав униатской церкви. Эти усилия не прекратились даже в 1764 году, когда уже было ясно, что епископ Георгий не останется в России постоянно. Он вернулся в Республику по настойчивой просьбе самой царицы. имя=":0" />
===== Действия по инакомыслящим =====
Сразу по возвращении, в 1765 году, он отправился в Варшаву с рекомендательным письмом от Екатерины II. В письмо царица включила требование подтвердить права Георгия (Конисского) на управление Белорусской епархией и все права православного населения. Он появился в польской столице 22 июля 1765 года, а через пять дней его принял Станислав Август Понятовский|король Станислав Август Понятовский. Действуя совместно с российским депутатом в Варшаве Николаем Васильевич Репнин|Николай Репнин
Однако действия епископа Георгия привели к тому, что царская канцелярия признала права Православной Церкви на функционирование семинарии при Богоявленском монастыре в Могилеве | Богоявленский монастырь в Могилеве, подтвердила имущественные привилегии приходов и монастырей Белорусской епархии и призвала священнику Зеновичу прекратить распространение антиправославных паскинад. В октябре 1765 года епископ также выиграл судебный процесс по поводу имущества Белорусской епархии и отказался от притязаний на него Униатской церкви.
На сейме Речи Посполитой | Сейме 1766 года он был единственным представителем Православной церкви, подписавшим петицию диссидентов. Выступая в качестве советника посла Репнина, он представил еще одну меморандум царю, требующий возвращения православных храмов, захваченных униатами, права свободно совершать богослужения, подчинения православного духовенства светским судам, а не каноническим судам католической церкви, допуску православных к должностям, признание смешанных браков и принятие принципа принятия детьми религии однополого родителя. На том же сейме послы России и Пруссии совместно потребовали отмены закона, запрещающего некатоликов от занятия государственных должностей и должностей. Сейм отклонил требование послов. Православные лишь добились подтверждения права пользоваться храмами, находившимися в их владении, ремонтировать храмы, возведенные до 1717 года, не платить за их таинства униатским приходским священникам, обращаться к священнослужителям за Сретением (каноническое право)|представления без необходимости за дополнительные гонорары и за судебные разбирательства по поводу церковного имущества. Однако запрет на строительство новых храмов был сохранен.
===== Участие в Слуцкой конфедерации и Репнинском сейме =====
Ежи (Конисский) был одним из основателей диссидентской Слуцкой конфедерации, поддержанной Россией оружием, и в качестве ее консильера подписал ее акт 20 марта 1767 года. Будучи представителем диссидентской стороны, он принял участие в переговорах с делегацией так называемого Сейма Репнина по подготовке польско-российской конвенции о диссидентах. Во время контролируемых Россией заседаний Сейма он участвовал в работа комитета по выработке резолюций о правах диссидентов, председателем которого был российский посол. В 1767 году он издал в Варшаве
===== Лицом к Барской Конфедерации =====
Файл:Melchizedech Jaworski.jpg|thumb|Игумен Мелхиседек (Значко-Яворский) был близким соратником епископа Георгия, а после образования Барской конфедерации вместе с ним призывал православное население Приднестровской Украины к военному участию в обороне своей религии. Таким образом, он внес значительный вклад в возникновение Колиивщины
После образования Барской конфедерации, выступавшей в защиту независимости республики и католической веры, а значит, и против прав инакомыслящих, православное духовенство приняло участие в агитационной акции, направленной на убеждение православных крестьян и гайдамаков|гайдамаков. восстать против дворянства. Значительное участие в этой деятельности принимали епископ Георгий и его ближайший сподвижник, настоятель Мотронинского монастыря Игумен Мелхиседек (Значко-Яворский)|Мелхиседек,. Результатом этих действий стало начало кровавого крестьянского восстания – Колиивщины.
Георгий (Конисский) увидел в образовании Барской конфедерации прямую угрозу своей личности и в апреле 1768 года уехал из Варшавы в Могилев, а затем в Смоленск, поручив руководство своей епархией Виктору (Садковскому), ректору Могилевской семинарии. Из Смоленска иерарх отправлял пастырские грамоты в Могилев. Вместе со смоленским епископом Парфением (Сопковским)|Парфением он также составил труд, описывающий обязанности и задачи духовенства под названием «О должностях приесвитеров приходских».
==== После первого раздела Польши ====
Георгий (Конисский) приветствовал Первый раздел Польши, сравнивая положение православных после этого события с положением евреев, вышедших из египетского плена. В 1772 году, в силу Первого раздела Польши, территория Белорусской епархии вошла в состав Российской империи. Святейший Синод включил в состав Псковской епархии часть своих бывших земель с Витебском, Даугавпилсом и Полоцком. Также перестало использоваться название «Белорусская епархия», отныне использовались только названия «Могилевская, Мстиславская и Оршанская епархия». Георгий (Конисский) остался его Ординарием.
В 1783 году Георгий (Конисский) получил титул архиепископа и стал членом Святейшего Синода. С тех пор он был не только исполнителем, но и соавтором российской политики по отношению к православным в республике. В 1784 году он предложил Киевской митрополии Самуилу (Мыславскому) |Самуилу, что он рукоположит вспомогательного епископа, который будет отвечать за православные приходы и монастыри в стране. Подходящим кандидатом на это достоинство он назвал своего бывшего секретаря и соратника Виктора (Садковского). В следующем году состоялась хиротония епископа Виктора.
Он собрал богатую библиотеку из 1269 книг и 241 рукописи.
Он скончался в 1795 году и был похоронен в Спасо-Преображенском соборе в Могилеве. На могиле архиерея была помещена рифмованная эпитафия, которую сочинил сам Георгий (Конисский). После 1774 года священнослужитель написал также исторические «Исторические известия о епархии Могилевской» — труд, в котором синтетически представлена история православного управления на белорусских и украинских землях. В этом тексте Георгий (Конисский) призывал к объединению всех православных жителей Украины, Белоруссии и России в состав Российской империи.
Будучи преподавателем поэтики, он опубликовал в 1746 году учебник под названием «Precepta de arte поэтика». В нем он призывал своих учеников обращаться к традиционной русской литературе, а не к западной ( Польская и латинская) модели. Сам он писал драматические произведения и стихи, был автором переводов псалмов на польский и русский языки. К 1746 году относится также его сатирическая комедия «Воскресение мертвых» с пятью интермедиями. Это произведение представляло собой образцовое воплощение школьной поэтики, но оно также содержало явное вдохновение из народного юмора, а народная лексика очевидна в его языке.
Отдельное место в достижениях Георгия (Конисского) занимают его политические речи и проповеди, произнесенные в православных храмах. Некоторые проповеди были опубликованы еще при жизни автора в 1761 году, но это издание не сохранилось. Святителя считали прекрасным и харизматичным проповедником. В то же время некоторые историки русской гомилетики обвиняли его в поверхностности мысли, необоснованном формулировании аналогий между событиями библейской истории и современными ему ситуациями, вплетении в его проповеди пошлых шуток и словесных игр.
Автор дневника «Мысли», в который включил ряд своих философских взглядов.
== День памяти ==
Файл:1000 Конисский.jpg|thumb|Фрагмент «Тысячелетия России» с фигурой Георгия (Конисского).
В 1835 году в Петербурге было издано собрание сочинений архиерея – литературные тексты, проповеди, отчеты, полемические произведения. Фигуру епископа Георгия можно встретить на Тысячелетии России | Тысячелетии России в Великом Новгороде. О его деятельности также свидетельствует мемориальная доска, установленная на архиерейской резиденции в Могилеве.
=== Почитание ===
Неофициальное почитание Георгия (Конисского) появилось почти сразу после его смерти, однако канонизация священнослужителя произошла лишь в 1993 году. В августе того же года Белорусская Православная Церковь признала его местночтимым святым в Могилёвской и Мстиславской епархиях. , благодаря особым усилиям его ординария епископа Максима (Крочы)|Максима. Церемонию канонизации провел экзарх Беларуси, Митрополия Минской епархии (Белорусская Православная Церковь)|Минская и Слуцкая, Филарет Вахромеев|Филарет. Иерарх принадлежит к Собору белорусских святых и литургически поминается наряду с другими входящими в него святыми в третью неделю по Пятидесятнице. Через два года после его канонизации был написан акапоф святителю Георгию. Православные храмы его призыва расположены в Могилеве и Слуцке.
В 2011 году почитание епископа Георгия было санкционировано и в Украинской Православной Церкви (Московский Патриархат)|Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Тогда датами литургического поминовения были установлены годовщина его смерти и годовщина принятия решения о распространении почитания на Украину.
Образ священнослужителя на иконах создан по образцу его портрета, созданного при его жизни и хранящегося сначала в лютеранской церкви в Могилеве, затем в православной церкви святых Бориса и Глеба в Могилеве, а с 1960 года в местном краеведческом музее. Георгий (Конисский) изображен с Евангелием в левой руке и поднятой в благословляющем жесте правой рукой. В зависимости от варианта он одет в архиерейское богослужебное или внелитургическое одеяние (риаса, архиерейская мантия и черный клобук).
== Примечания ==
== Ссылки ==
Могилев
Русские святые Восточной Православной Церкви
Восточное православие
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
-
Георгий Тарасенко
Anonymous » » в форуме Васина Википедия*Русско-украинская война
**Война на Донбассе (2014–2022 гг.)|Война на Донбассе
**Вторжение России в Украину, 2022 г.
'''Тарасенко Георгий Александрович''' (
Первый доброволец, удостоенный высшего звания Украины с начала российского вторжения в Украину в 2022 году.
== Биография ==
Родился в 1996... - 0 Ответы
- 123 Просмотры
-
Последнее сообщение Anonymous
-
-
-
Георгий Делиев
wiki_en » » в форуме Васина Википедия'''Георгий Викторович Делиев
Делиев по образованию архитектор, владеет изобразительным искусством, но его картины выделяются своеобразным и забавным мировоззрением. Работы, созданные в различных техниках (масло, акрил, акварель, тушь, пастель) и выполненные в стиле экспериментального рисунка,... - 0 Ответы
- 25 Просмотры
-
Последнее сообщение wiki_en
-
-
-
Георгий Попов (футболист)
wiki_de » » в форуме Васина Википедия'''Георгий Димитров Попов''' (
== Карьера ==
=== Клуб ===
Попов начал свою карьеру в местном футбольном клубе «ФК Марица Пловдив|Мариза» в своем родном городе Пловдив. В 1961 году он перешел к городскому сопернику «Ботев Пловдив» в старший сектор, который был переименован в «Тракия» в 1967 году... - 0 Ответы
- 49 Просмотры
-
Последнее сообщение wiki_de
-
-
-
Георгий Лунтовский
wiki_en » » в форуме Васина Википедия'''Георгий Иванович Лунтовский''' (
Лунтовский умер в Москве 10 марта 2024 года в возрасте 73 лет.
1950 рождений
2024 смерти
Подробнее: - 0 Ответы
- 106 Просмотры
-
Последнее сообщение wiki_en
-
-
-
Святой Георгий (Стимпфах)
wiki_de » » в форуме Васина ВикипедияИзображение:Landappbw_175821_1820_Katholische_Pfarrkirche_St._Georg_Stimpfach.jpg|mini|Св. Георг (Стимпфах)
Римско-католическая церковь|Римско-католическая приходская церковь Св. Георг''' расположен в Штимпфахе, муниципалитете в районе Швебиш-Халль в земле Баден-Вюртемберг. Здание зарегистрировано... - 0 Ответы
- 27 Просмотры
-
Последнее сообщение wiki_de
-
Вернуться в «Васина Википедия»
Перейти
- Васино информационное агентство
- ↳ Лохотроны и разочарования
- ↳ Секреты рекламы и продвижения
- ↳ Заработок в Интернете
- ↳ Маленькие хитрости
- ↳ Посудомойки
- ↳ Режим питания нарушать нельзя!
- ↳ Прочитанные мной книги
- ↳ Музыкальная культура
- ↳ Ляпсусы
- ↳ Интернет — в каждый дом!
- ↳ Изобретения будущего
- ↳ В здоровом теле — здоровый дух
- ↳ Боги, религии и верования мира
- ↳ Расы. Народы. Интеллект
- Прочее
- ↳ Васина Википедия
- ↳ Беседка
Мобильная версия