«'''Над вечным покоем''' — пейзажная картина русского художника Исаака Левитана|Исаак Левитан (1860-1900), написанная в 1894 году. Хранится в Государственной Третьяковской галерее (инвентарный № 1486). Размер картины 150×206 см
Создание картины началось летом 1893 года, когда Левитан находился в Тверской губернии|Тверской губернии, а именно в районе озер Островно и Удомля. Озеро|Удомля.
«Над вечным покоем» входит в тройку крупнейших произведений, созданных художником, наряду с «У омута» (1892) и «Озеро (картина Исаака Левитана)|Озеро» (1899–1900).
По мнению писателя и публициста Василия Михеева, полотно «Над вечным покоем» — «настоящая пейзажная картина», это произведение Левитана — «симфония, странная на первый взгляд, но тонко охватывающая душу, как только доверяешь ее впечатлению».
== История ==
=== Создание картины ===
Исаак Левитан начал работу над картиной «Над вечным покоем» летом 1893 года, живя в Тверской губернии. Файл:Удомля Островно.jpg|left|thumb|Озера Удомля и Островно на топографической карте 1853 года
Усадьбой владели Екатерина Николаевна Ушакова (урожденная Сеславина, 1821-1910) и ее дети Варвара Владимировна (1849 - около 1919), Софья Владимировна (1851 - около 1919) и Николай Владимирович (1859-1917). Владельцы оказали Левитану и Кувшинниковой теплый прием, стремясь создать наилучшие условия для их творчества.
Во время своего пребывания на озере Удомля, расположенном в шести километрах от Островно, Левитан и Кувшинникова проживали в имении Гарусово. Усадьба принадлежала семье Аракчеевых, дальним родственникам графа Алексея Аракчеева, видного государственного и военного деятеля начала XIX века.
Во время создания полотна Левитан создал графический Эскиз (рисунок)|эскизы и несколько Этюдов (художественных)|этюдов. Также он сделал большой эскиз будущей картины «Над вечным покоем» (холст, масло, 95×197 см, 1893 г., ныне находится в ГТГ|ГТГ). В конце 1893 года художник продолжил работу над полотном в Москве, и оно было завершено в начале 1894 года.
=== 22-я передвижная выставка-продажа картин ===
Полотно «Над вечным покоем» экспонировалось на 22-й выставке Общества передвижных художественных выставок («Передвижники») в Санкт-Петербурге 6 марта 1894 года. Файл:Левитан Наозере.jpg|thumb|У озера (холст, масло, 109 × 163 см, 1893, Художественный музей Радищева) По имеющимся данным, картина "Над вечным покоем" была "значительно повреждена" во время экспозиции в Санкт-Петербурге.
Перед открытием передвижной выставки Павел Третьяков приобрел у автора картину «Над вечным покоем». В письме от 18 мая 1894 года Левитан писал: «Я так несказанно счастлив с осознанием того, что моя последняя работа снова попадет к тебе, что со вчерашнего дня я нахожусь в каком-то экстазе.И это вообще удивительно, ведь у тебя достаточно моих вещей, но то, что эта последняя пришла к тебе меня так трогает, потому что я весь в нем, всей своей психикой, всем своим содержанием, и мне было бы больно до слез, если бы оно прошло мимо вашей колоссальной коллекции». Файл:Левитан Автопортрет.jpg|left|thumb|Автопортрет Исаака Левитана (1890-е, Третьяковская галерея|Государственная Третьяковская галерея) Картина «Над вечным покоем» получила большое внимание зрителей и рецензентов, однако мнения о ней разделились. Многие критики охарактеризовали картину как «вызвавшую недоумение у зрителей». Не поняв философскую идею, которую пытался вложить Левитан в свое произведение, некоторые критики сочли ее название слишком претенциозным и направленным на «повышение ценности» картины.
В обзорной статье о выставке передвижников, опубликованной в газете «Неделя» (№ 14, 3 апреля 1894 г.), автор признает, что идея картины «Над вечным покоем» «настолько нова и интересна, что заслуживает упоминания». и анализ, и пришел к выводу, что «в попытке нарисовать огромное пространство нельзя увидеть совершенства, но это показывает, что художник ищет новый путь и, судя по другим его, меньшим произведениям, вероятно, найдет этот путь».
Ряд авторов публикаций о передвижной выставке отметили живописную слабость картины «Над вечным покоем».
В периодической печати того времени встречались и откровенно недружественные публикации. Авторы этих публикаций попытались грубо оскорбить художника и его творчество. Так, в «Петербургском листке» (№ 67, 10 марта 1894 г.) под подписью «Реалист» было опубликовано четверостишие, адресованное Левитану, следующего содержания: «Вы много намазали... Вы себя не прославили./ Пастель, холсты - достойны улыбки. / «Над вечным покоем» случайно ты / Камни в небо положил, друг мой, по ошибке». Другой пример — опубликованный в «Петербургской газете» (№ 77, 20 марта 1894 г.) фельетон журналиста Власа Дорошевича «Подвижные гении. Недоразумение в первом действии», принявший форму диалога Исаака Левитана с критик Владимир Стасов. В результате их «обсуждения» картина Левитана «признана пригодной лишь для того, чтобы сделать из своего холста сирвал Стасова».
Тем не менее, были и положительные отзывы о картине «Над вечным покоем». В частности, в обзорной статье о 22-й передвижной выставке, опубликованной в газете «Русские ведомости» (№ 110, 23 апреля 1894 г.), искусствовед Владимир Сизов назвал картину Левитана «хорошо продуманной и сильно прочувствованной», отличающейся «несомненной художественные достоинства».
=== Последующие события ===
«Над вечным миром» экспонировалась на выставке 1898 года русских и великого княжества Финляндского | финских художников в рамках Мюнхенского сецессиона. Выставка, на которой было представлено около 120 картин, проходила в Мюнхене с 1 мая по 1 июня, а затем посетила Берлин, Кёльн и Дюссельдорф. На выставке также были представлены картины Левитана «Последний снег», «Луг на опушке леса» и «На севере». Файл:Исаак Левитан «Над вечным покоем» в ГТГ IMG 7993 ed.jpg|thumb|Картина «Над вечным покоем» в Левитановом зале ГТГ|Государственная Третьяковская галерея
Летом 1941 года, после начала Великой Отечественной войны (срок)|Великой Отечественной войны, многочисленные экспонаты из собрания Государственной Третьяковской галереи были эвакуированы в Новосибирск. Они хранились в недостроенном здании Новосибирского театра оперы и балета. Одним из эвакуированных произведений искусства стала картина Левитана «Над вечным покоем».
Картина «Над вечным покоем» экспонировалась на нескольких выставках, в том числе на персональных выставках Левитана в 1938 году в Государственной Третьяковской галерее в Москве и в 1939 году в Русском музее|Государственном Русском музее в Ленинграде. Он также экспонировался на юбилейной выставке, посвященной 100-летию со дня рождения художника, проходившей в 1960-1961 годах в Москве, Ленинграде и Киеве.
Картина «Над вечным покоем» в настоящее время экспонируется в Левитановом зале (зал № 37) главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.
== Описание ==
На картине изображен «гигантский поворот водного пространства озера». Файл:Левитан над веч pok28 (обрезанный).jpg|left|thumb|Церковь и кладбище (фрагмент картины)
Найденная художником композиция требовала живописного решения, которое помогло бы «острее почувствовать необъятность и мощь пространства, открывающегося перед наблюдателем». Этим, кажется, и объясняются различия в манере изображения Левитаном ближнего и дальнего планов: последние «даны с таким крайним обобщением формы и цвета, какого мы не видели в его прежних произведениях».
Существуют разные версии относительно того, какое место изображено на полотне и какая церковь послужила прообразом написанной художником. В своих часто цитируемых воспоминаниях, «ставших хрестоматией», Софья Кувшинникова утверждает, что картина «Над вечным покоем» была написана близ озера Удомля, «только церковь в природе была другая, некрасивая, и Левитан заменил ее уютной церковью из Плёс, Ивановская область|Плёс." Файл:Левитан Деревянная церковь в Плесе на закате.jpg|thumb|Деревянная церковь в Плесе в последних лучах солнца (эскиз, 1888 г., частное собрание)
В воспоминаниях художника Витольда Бялыницкого-Бируля дана иная версия. По его словам, Левитан часто приходил со своими красками и мольбертом на берег озера Островно, «близ которого, на холме, стояла старая деревянная церковь, наполовину зарытая в землю». Бялыницкий-Бируля сообщил следующие подробности: «Вблизи церкви, ближе к озеру, находилось забытое, совершенно заросшее кладбище. Деревянные кресты сморщились и покрылись зеленым мхом».
В книге 1983 года «Художники Удомельского края» искусствовед Лия Кац опубликовала отрывок из записок Алексея Моравова (сына художника Александра Моравова), в котором дана другая версия. По его словам, в то время, когда Левитан работал в районе озера Удомля, единственная деревянная церковь на берегу озера находилась «между селами Акулово и Троица, в сторону Лубенкино», а в начале 1900-х годов ее «разобрали и перенесли». на другой берег озера, в деревню Ряд», где через некоторое время она сгорела. При этом Моравов подтвердил, что на острове Удомля церкви нет.
Краевед Дмитрий Подушков отметил, что "можно с большой долей уверенности сказать, что композиция картины "Над вечным покоем" сделана Левитаном в селе Островно", где верхней обзорной точкой служила усадьба Ушаковых. В то же время, по словам Подушкова, «на озере Удомля можно увидеть обширную водную гладь, общие очертания берега озера, снова точку обзора зрителя, далекую линию горизонта, некоторые элементы композиции». В этом случае, по мнению Подушкова, высшей точкой наблюдения могла бы стать Красильникова сопка — высокий холм в северной оконечности озера Удомля, с которого открывается панорама озера в юго-восточном направлении.
Историк искусства Алексей Федоров-Давыдов писал, что картина «Над вечным покоем» представляет собой «перенос мотива, увиденного на одном озере, в изображение другого, подобного ему».
== Эскизы и этюды ==
Файл:Левитан Перед грозой этюд12.jpg|thumb|Перед грозой (начальные эскизы-варианты картины «Над вечным покоем», 1893, Третьяковская галерея|Государственная Третьяковская галерея)
В Третьяковской галерее|Государственная Третьяковская галерея хранит два оригинальных графических эскиза-варианта к картине «Над вечным покоем». Рисунки, датированные 1893 годом и носящие общее название «Перед грозой», выполнены графитным карандашом на одном листе бумаги (общий формат 18 × 16 см, инв. № 5689).
В 1893 году, работая над картиной «Над вечным покоем», Левитан создал несколько эскизов. Один из таких эскизов под названием «Облачное небо» (картон, бумага, масло, 17,8 × 26,2 см), Файл:Исаак Левитан - Au-dessus du repos éternel.jpg|left|thumb|Над вечным покоем (большой эскиз, 1893, Третьяковская галерея|Государственная Третьяковская галерея)
Летом 1893 года Левитан создал пастель «Забытые» (местоположение неизвестно). На картине изображено «заброшенное кладбище на склоне с поникшими крестами».
В 1893 году Левитан создал большой живописный эскиз к будущей картине «Над вечным покоем» (холст, масло, 95×197 см, ГТГ, инв. 1487).
Кроме того, исследователи творчества Левитана считают эскиз «Деревянная церковь в Плесе при последних лучах солнца», написанный в 1888 году (бумага на картоне, масло, 14 × 24 см, частное собрание), подготовительным материалом для картины «Над Вечный покой."
== Отзывы ==
В рецензии на 22-ю выставку передвижников, опубликованной в 1894 году в журнале «Художник (Русский журнал)|Художник», писатель и публицист Василий Михайлович Михеев|Василий Михеев назвал полотно «Над вечным покоем» «истинным пейзажная живопись», добавив, что он не знает другого пейзажа, который в такой же степени отвечал бы «требованиям этого типа». Отмечая смелость и оригинальность замысла художника, Михеев писал, что, чтобы понять эту картину, надо войти в нее, ознакомиться с ее деталями, чтобы почувствовать, какой «своеобразный и сильный аккорд «настроения»» всех ее деталей. создавать. Файл:Могила Саврасова на Волге 1874.jpg|left|thumb|224x224px|Алексей Саврасов. Могила на Волге (1874, Государственный художественный музей Алтайского края) Во вступительной статье к альбому, посвященному столетию со дня рождения Левитана, искусствовед Владимир Прытков писал, что в «Над вечным покоем» художник «поднимается к трагическому пафосу», стремясь «выразить в образе природы философские размышления своего время, его эпоха».
В своей монографии о творчестве Левитана в 1966 году искусствовед Алексей Федоров-Давыдов писал, что картина «Над вечным покоем» обращается к вопросу «отношения человеческого существования к вечной жизни природы». С одной стороны художник показывает «грандиозное развертывание водного пространства озера и еще более величественное пространство неба», а с другой — небольшой мыс со старой церковью и заброшенным сельским кладбищем. По мнению Федорова-Давыдова, «из этого сопоставления природы и следов человеческого существования в ней складывается пейзаж, полный возвышенной скорби и трагической героики». Файл: 2006. Марка России штамп hi12612402304b2cffa619821.jpg|thumb|Картина «Над вечным миром» на российской почтовой марке 2006 года В сравнительном анализе трех произведений из «драматического цикла» Левитана первой половины 1890-х годов искусствовед Владимир Петров писал, что если в первой картине трилогии — «В омуте» — «выражение переживаний художника и понимание диссонансов и противоречий существования носило глубоко личный, почти иррациональный характер", во второй картине - "Владимирка" - преобладает "социально-историческое "размерность" картин", затем в третьей, последней картине - «Над вечным покоем» — «Драматическое «образное мышление» Левитана принимает по своей сути почти натурфилософский | натурфилософский, планетарный масштаб».
Искусствовед Виталий Серафимович Манин | Виталий Манин отметил, что мотив, композиция и цветовое решение «Над вечным покоем» «глубоко характерны для русской природы». Обсуждая философское значение произведения, он писал, что образ картины «вызывает множество ассоциаций, аллюзий и предположений».
== Ссылки ==
== Библиография ==
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
== Внешние ссылки ==
* [https://www.tretyanovgallery.ru/collect ... ym-pokoem/ Над вечным покоем] в базе данных Третьяковской галереи
* * * * *
Русские картины
Пейзажи
Русские художники
Третьяковская галерея
Картины Исаака Левитана
О вечном мире ⇐ Васина Википедия
Новости с планеты OGLE-2018-BLG-0677
Что вы не только не знали, но и не хотели знать
Что вы не только не знали, но и не хотели знать
1709331555
Anonymous
«'''Над вечным покоем''' — пейзажная картина русского художника Исаака Левитана|Исаак Левитан (1860-1900), написанная в 1894 году. Хранится в Государственной Третьяковской галерее (инвентарный № 1486). Размер картины 150×206 см
Создание картины началось летом 1893 года, когда Левитан находился в Тверской губернии|Тверской губернии, а именно в районе озер Островно и Удомля. Озеро|Удомля.
«Над вечным покоем» входит в тройку крупнейших произведений, созданных художником, наряду с «У омута» (1892) и «Озеро (картина Исаака Левитана)|Озеро» (1899–1900).
По мнению писателя и публициста Василия Михеева, полотно «Над вечным покоем» — «настоящая пейзажная картина», это произведение Левитана — «симфония, странная на первый взгляд, но тонко охватывающая душу, как только доверяешь ее впечатлению».
== История ==
=== Создание картины ===
Исаак Левитан начал работу над картиной «Над вечным покоем» летом 1893 года, живя в Тверской губернии. Файл:Удомля Островно.jpg|left|thumb|Озера Удомля и Островно на топографической карте 1853 года
Усадьбой владели Екатерина Николаевна Ушакова (урожденная Сеславина, 1821-1910) и ее дети Варвара Владимировна (1849 - около 1919), Софья Владимировна (1851 - около 1919) и Николай Владимирович (1859-1917). Владельцы оказали Левитану и Кувшинниковой теплый прием, стремясь создать наилучшие условия для их творчества.
Во время своего пребывания на озере Удомля, расположенном в шести километрах от Островно, Левитан и Кувшинникова проживали в имении Гарусово. Усадьба принадлежала семье Аракчеевых, дальним родственникам графа Алексея Аракчеева, видного государственного и военного деятеля начала XIX века.
Во время создания полотна Левитан создал графический Эскиз (рисунок)|эскизы и несколько Этюдов (художественных)|этюдов. Также он сделал большой эскиз будущей картины «Над вечным покоем» (холст, масло, 95×197 см, 1893 г., ныне находится в ГТГ|ГТГ). В конце 1893 года художник продолжил работу над полотном в Москве, и оно было завершено в начале 1894 года.
=== 22-я передвижная выставка-продажа картин ===
Полотно «Над вечным покоем» экспонировалось на 22-й выставке Общества передвижных художественных выставок («Передвижники») в Санкт-Петербурге 6 марта 1894 года. Файл:Левитан Наозере.jpg|thumb|У озера (холст, масло, 109 × 163 см, 1893, Художественный музей Радищева) По имеющимся данным, картина "Над вечным покоем" была "значительно повреждена" во время экспозиции в Санкт-Петербурге.
Перед открытием передвижной выставки Павел Третьяков приобрел у автора картину «Над вечным покоем». В письме от 18 мая 1894 года Левитан писал: «Я так несказанно счастлив с осознанием того, что моя последняя работа снова попадет к тебе, что со вчерашнего дня я нахожусь в каком-то экстазе.И это вообще удивительно, ведь у тебя достаточно моих вещей, но то, что эта последняя пришла к тебе меня так трогает, потому что я весь в нем, всей своей психикой, всем своим содержанием, и мне было бы больно до слез, если бы оно прошло мимо вашей колоссальной коллекции». Файл:Левитан Автопортрет.jpg|left|thumb|Автопортрет Исаака Левитана (1890-е, Третьяковская галерея|Государственная Третьяковская галерея) Картина «Над вечным покоем» получила большое внимание зрителей и рецензентов, однако мнения о ней разделились. Многие критики охарактеризовали картину как «вызвавшую недоумение у зрителей». Не поняв философскую идею, которую пытался вложить Левитан в свое произведение, некоторые критики сочли ее название слишком претенциозным и направленным на «повышение ценности» картины.
В обзорной статье о выставке передвижников, опубликованной в газете «Неделя» (№ 14, 3 апреля 1894 г.), автор признает, что идея картины «Над вечным покоем» «настолько нова и интересна, что заслуживает упоминания». и анализ, и пришел к выводу, что «в попытке нарисовать огромное пространство нельзя увидеть совершенства, но это показывает, что художник ищет новый путь и, судя по другим его, меньшим произведениям, вероятно, найдет этот путь».
Ряд авторов публикаций о передвижной выставке отметили живописную слабость картины «Над вечным покоем».
В периодической печати того времени встречались и откровенно недружественные публикации. Авторы этих публикаций попытались грубо оскорбить художника и его творчество. Так, в «Петербургском листке» (№ 67, 10 марта 1894 г.) под подписью «Реалист» было опубликовано четверостишие, адресованное Левитану, следующего содержания: «Вы много намазали... Вы себя не прославили./ Пастель, холсты - достойны улыбки. / «Над вечным покоем» случайно ты / Камни в небо положил, друг мой, по ошибке». Другой пример — опубликованный в «Петербургской газете» (№ 77, 20 марта 1894 г.) фельетон журналиста Власа Дорошевича «Подвижные гении. Недоразумение в первом действии», принявший форму диалога Исаака Левитана с критик Владимир Стасов. В результате их «обсуждения» картина Левитана «признана пригодной лишь для того, чтобы сделать из своего холста сирвал Стасова».
Тем не менее, были и положительные отзывы о картине «Над вечным покоем». В частности, в обзорной статье о 22-й передвижной выставке, опубликованной в газете «Русские ведомости» (№ 110, 23 апреля 1894 г.), искусствовед Владимир Сизов назвал картину Левитана «хорошо продуманной и сильно прочувствованной», отличающейся «несомненной художественные достоинства».
=== Последующие события ===
«Над вечным миром» экспонировалась на выставке 1898 года русских и великого княжества Финляндского | финских художников в рамках Мюнхенского сецессиона. Выставка, на которой было представлено около 120 картин, проходила в Мюнхене с 1 мая по 1 июня, а затем посетила Берлин, Кёльн и Дюссельдорф. На выставке также были представлены картины Левитана «Последний снег», «Луг на опушке леса» и «На севере». Файл:Исаак Левитан «Над вечным покоем» в ГТГ IMG 7993 ed.jpg|thumb|Картина «Над вечным покоем» в Левитановом зале ГТГ|Государственная Третьяковская галерея
Летом 1941 года, после начала Великой Отечественной войны (срок)|Великой Отечественной войны, многочисленные экспонаты из собрания Государственной Третьяковской галереи были эвакуированы в Новосибирск. Они хранились в недостроенном здании Новосибирского театра оперы и балета. Одним из эвакуированных произведений искусства стала картина Левитана «Над вечным покоем».
Картина «Над вечным покоем» экспонировалась на нескольких выставках, в том числе на персональных выставках Левитана в 1938 году в Государственной Третьяковской галерее в Москве и в 1939 году в Русском музее|Государственном Русском музее в Ленинграде. Он также экспонировался на юбилейной выставке, посвященной 100-летию со дня рождения художника, проходившей в 1960-1961 годах в Москве, Ленинграде и Киеве.
Картина «Над вечным покоем» в настоящее время экспонируется в Левитановом зале (зал № 37) главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.
== Описание ==
На картине изображен «гигантский поворот водного пространства озера». Файл:Левитан над веч pok28 (обрезанный).jpg|left|thumb|Церковь и кладбище (фрагмент картины)
Найденная художником композиция требовала живописного решения, которое помогло бы «острее почувствовать необъятность и мощь пространства, открывающегося перед наблюдателем». Этим, кажется, и объясняются различия в манере изображения Левитаном ближнего и дальнего планов: последние «даны с таким крайним обобщением формы и цвета, какого мы не видели в его прежних произведениях».
Существуют разные версии относительно того, какое место изображено на полотне и какая церковь послужила прообразом написанной художником. В своих часто цитируемых воспоминаниях, «ставших хрестоматией», Софья Кувшинникова утверждает, что картина «Над вечным покоем» была написана близ озера Удомля, «только церковь в природе была другая, некрасивая, и Левитан заменил ее уютной церковью из Плёс, Ивановская область|Плёс." Файл:Левитан Деревянная церковь в Плесе на закате.jpg|thumb|Деревянная церковь в Плесе в последних лучах солнца (эскиз, 1888 г., частное собрание)
В воспоминаниях художника Витольда Бялыницкого-Бируля дана иная версия. По его словам, Левитан часто приходил со своими красками и мольбертом на берег озера Островно, «близ которого, на холме, стояла старая деревянная церковь, наполовину зарытая в землю». Бялыницкий-Бируля сообщил следующие подробности: «Вблизи церкви, ближе к озеру, находилось забытое, совершенно заросшее кладбище. Деревянные кресты сморщились и покрылись зеленым мхом».
В книге 1983 года «Художники Удомельского края» искусствовед Лия Кац опубликовала отрывок из записок Алексея Моравова (сына художника Александра Моравова), в котором дана другая версия. По его словам, в то время, когда Левитан работал в районе озера Удомля, единственная деревянная церковь на берегу озера находилась «между селами Акулово и Троица, в сторону Лубенкино», а в начале 1900-х годов ее «разобрали и перенесли». на другой берег озера, в деревню Ряд», где через некоторое время она сгорела. При этом Моравов подтвердил, что на острове Удомля церкви нет.
Краевед Дмитрий Подушков отметил, что "можно с большой долей уверенности сказать, что композиция картины "Над вечным покоем" сделана Левитаном в селе Островно", где верхней обзорной точкой служила усадьба Ушаковых. В то же время, по словам Подушкова, «на озере Удомля можно увидеть обширную водную гладь, общие очертания берега озера, снова точку обзора зрителя, далекую линию горизонта, некоторые элементы композиции». В этом случае, по мнению Подушкова, высшей точкой наблюдения могла бы стать Красильникова сопка — высокий холм в северной оконечности озера Удомля, с которого открывается панорама озера в юго-восточном направлении.
Историк искусства Алексей Федоров-Давыдов писал, что картина «Над вечным покоем» представляет собой «перенос мотива, увиденного на одном озере, в изображение другого, подобного ему».
== Эскизы и этюды ==
Файл:Левитан Перед грозой этюд12.jpg|thumb|Перед грозой (начальные эскизы-варианты картины «Над вечным покоем», 1893, Третьяковская галерея|Государственная Третьяковская галерея)
В Третьяковской галерее|Государственная Третьяковская галерея хранит два оригинальных графических эскиза-варианта к картине «Над вечным покоем». Рисунки, датированные 1893 годом и носящие общее название «Перед грозой», выполнены графитным карандашом на одном листе бумаги (общий формат 18 × 16 см, инв. № 5689).
В 1893 году, работая над картиной «Над вечным покоем», Левитан создал несколько эскизов. Один из таких эскизов под названием «Облачное небо» (картон, бумага, масло, 17,8 × 26,2 см), Файл:Исаак Левитан - Au-dessus du repos éternel.jpg|left|thumb|Над вечным покоем (большой эскиз, 1893, Третьяковская галерея|Государственная Третьяковская галерея)
Летом 1893 года Левитан создал пастель «Забытые» (местоположение неизвестно). На картине изображено «заброшенное кладбище на склоне с поникшими крестами».
В 1893 году Левитан создал большой живописный эскиз к будущей картине «Над вечным покоем» (холст, масло, 95×197 см, ГТГ, инв. 1487).
Кроме того, исследователи творчества Левитана считают эскиз «Деревянная церковь в Плесе при последних лучах солнца», написанный в 1888 году (бумага на картоне, масло, 14 × 24 см, частное собрание), подготовительным материалом для картины «Над Вечный покой."
== Отзывы ==
В рецензии на 22-ю выставку передвижников, опубликованной в 1894 году в журнале «Художник (Русский журнал)|Художник», писатель и публицист Василий Михайлович Михеев|Василий Михеев назвал полотно «Над вечным покоем» «истинным пейзажная живопись», добавив, что он не знает другого пейзажа, который в такой же степени отвечал бы «требованиям этого типа». Отмечая смелость и оригинальность замысла художника, Михеев писал, что, чтобы понять эту картину, надо войти в нее, ознакомиться с ее деталями, чтобы почувствовать, какой «своеобразный и сильный аккорд «настроения»» всех ее деталей. создавать. Файл:Могила Саврасова на Волге 1874.jpg|left|thumb|224x224px|Алексей Саврасов. Могила на Волге (1874, Государственный художественный музей Алтайского края) Во вступительной статье к альбому, посвященному столетию со дня рождения Левитана, искусствовед Владимир Прытков писал, что в «Над вечным покоем» художник «поднимается к трагическому пафосу», стремясь «выразить в образе природы философские размышления своего время, его эпоха».
В своей монографии о творчестве Левитана в 1966 году искусствовед Алексей Федоров-Давыдов писал, что картина «Над вечным покоем» обращается к вопросу «отношения человеческого существования [url=viewtopic.php?t=701]к вечной жизни[/url] природы». С одной стороны художник показывает «грандиозное развертывание водного пространства озера и еще более величественное пространство неба», а с другой — небольшой мыс со старой церковью и заброшенным сельским кладбищем. По мнению Федорова-Давыдова, «из этого сопоставления природы и следов человеческого существования в ней складывается пейзаж, полный возвышенной скорби и трагической героики». Файл: 2006. Марка России штамп hi12612402304b2cffa619821.jpg|thumb|Картина «Над вечным миром» на российской почтовой марке 2006 года В сравнительном анализе трех произведений из «драматического цикла» Левитана первой половины 1890-х годов искусствовед Владимир Петров писал, что если в первой картине трилогии — «В омуте» — «выражение переживаний художника и понимание диссонансов и противоречий существования носило глубоко личный, почти иррациональный характер", во второй картине - "Владимирка" - преобладает "социально-историческое "размерность" картин", затем в третьей, последней картине - «Над вечным покоем» — «Драматическое «образное мышление» Левитана принимает по своей сути почти натурфилософский | натурфилософский, планетарный масштаб».
Искусствовед Виталий Серафимович Манин | Виталий Манин отметил, что мотив, композиция и цветовое решение «Над вечным покоем» «глубоко характерны для русской природы». Обсуждая философское значение произведения, он писал, что образ картины «вызывает множество ассоциаций, аллюзий и предположений».
== Ссылки ==
== Библиография ==
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
== Внешние ссылки ==
* [https://www.tretyanovgallery.ru/collection/nad-vechnym-pokoem/ Над вечным покоем] в базе данных Третьяковской галереи
* * * * *
Русские картины
Пейзажи
Русские художники
Третьяковская галерея
Картины Исаака Левитана
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
-
Самая большая сковорода в мире
Anonymous » » в форуме Васина Википедия'''''Самая большая сковорода в мире''''', также известная как '''''Самая большая сковорода в Вашингтоне''''', представляет собой общественную скульптуру сковороды в Лонг-Бич, штат Вашингтон. Он был создан в 1941 году Северо-Западным медно-листовым заводом. На самом деле это не самая большая... - 0 Ответы
- 69 Просмотры
-
Последнее сообщение Anonymous
-
-
-
Самая большая в мире упаковка из шести штук
Anonymous » » в форуме Васина Википедия«Самая большая в мире упаковка из шести бутылок» — это большая коллекция из шести резервуаров для хранения пива в Ла-Кроссе, штат Висконсин. Это известная достопримечательность и туристическая достопримечательность города. Банки могут вместе вместить около
==История==
Пивоваренная компания G.... - 0 Ответы
- 65 Просмотры
-
Последнее сообщение Anonymous
-
-
-
Молитва о мире
wiki_de » » в форуме Васина Википедия* Альт-саксофон: Тревор Уоттс
* Контрабас: Джефф Клайн, Барри Гай (5)
* Ударные: Джон Стивенс (музыкант)|Джон Стивенс
«Prayer for Peace» — джазовый альбом группы Amalgam, состоящей из Тревора Уоттса, Джеффа Клайна, Барри Гая и Джона Стивенса (музыканта) | Джона Стивенса. Записи, сделанные 20... - 0 Ответы
- 74 Просмотры
-
Последнее сообщение wiki_de
-
-
-
Нафс в мире
wiki_en » » в форуме Васина Википедия*Riot Studios (Лахор, Пакистан)
*Newtone Studios (Осло, Норвегия)
*Духовный джаз
*Хиндустанская классическая музыка
'''''Nafs at Peace''''' — дебютный студийный альбом джазового квартета Jaubi из Лахора. Альбом вышел 28 мая 2021 года на лейбле Astigmatic Records.
== Фон и запись ==
В состав... - 0 Ответы
- 71 Просмотры
-
Последнее сообщение wiki_en
-
Вернуться в «Васина Википедия»
Перейти
- Васино информационное агентство
- ↳ Лохотроны и разочарования
- ↳ Секреты рекламы и продвижения
- ↳ Заработок в Интернете
- ↳ Маленькие хитрости
- ↳ Посудомойки
- ↳ Режим питания нарушать нельзя!
- ↳ Прочитанные мной книги
- ↳ Музыкальная культура
- ↳ Ляпсусы
- ↳ Интернет — в каждый дом!
- ↳ Изобретения будущего
- ↳ В здоровом теле — здоровый дух
- ↳ Боги, религии и верования мира
- ↳ Расы. Народы. Интеллект
- Прочее
- ↳ Васина Википедия
- ↳ Беседка
Мобильная версия