«Спасательная шлюпка Мона» — морское спасательное судно Королевского национального института спасательных шлюпок (RNLI), базирующееся в Броти-Ферри, Шотландия. Стало известно о трагической катастрофе 8 декабря 1959 года, когда во время операции в шторм он перевернулся и все восемь членов экипажа погибли.
== Спасательная шлюпка ==
«Мона» была спасательной шлюпкой с моторным приводом, которая начала свою службу для RNLI в Броти-Ферри 6 мая 1935 года как новое здание с номером корабля «ON775». Станция по-прежнему представляет собой спасательный навес, из которого лодка по стапелю спускается на воду в случае возникновения чрезвычайной ситуации. За более чем 24 года службы «Мона» выполнила 72 спасательные операции, в ходе которых было спасено 118 жизней. После своей злополучной миссии в 1959 году она была сожжена возле гавани Кокензи 18 марта 1960 года.
== Авария 8 декабря 1959 года ==
=== История ===
Серия штормов обрушилась на шотландское побережье в начале декабря 1959 года. Траулер из Абердина и вся его команда затонули 6 декабря у мыса Дункансби, а еще одно судно село на мель недалеко от Фрейзербурга. Упавшие деревья и песчаные заносы метровой высоты заблокировали железнодорожную линию, ведущую в Карнусти, паромное сообщение было приостановлено, а несколько кораблей попытались укрыться от шторма в Данди. Вечером 7 декабря 1959 года над восточным побережьем Шотландии все еще дул с юго-востока шторм силой 9 баллов по шкале Бофорта. Из-за сильного дождя видимость на море составляла около двух морских миль.
Несмотря на шторм, плавучий маяк «Норт Карр» у побережья Файф-Несс продолжал посылать два световых сигнала каждые тридцать секунд. Корабль не имел собственной двигательной установки, все пространство на борту было необходимо для выработки электроэнергии и системы сигнализации. 8 декабря 1959 года в два часа ночи на «Норт Карре» оборвалась главная якорная цепь. Корабль, неспособный маневрировать, был затем быстро отогнан и угрожал разбиться на побережье залива Сент-Эндрюс.
=== Неудачная ночь ===
Офицер береговой охраны в Файф-Несс увидел, как «Норт Карр» отходит от своей позиции, и немедленно поднял тревогу. Спасательная шлюпка RNLI в Анструтере находилась ближе всего к месту аварии, но из-за юго-восточного шторма и низкого весеннего прилива у нее не было шансов выбраться из гавани. В 2.42 утра береговая охрана позвонила на станцию Broughty Ferry RNLI и попросила помощи. Капитан порта Данди вызвал бригадира (морских спасателей) | бригадира «Моны» Ронни Гранта. 28-летний мужчина взял на себя управление станцией всего четыре дня назад. В 3.13 ночи «Мона» сошла со стапеля в воду и сразу же поплыла вниз по течению против ветра в залив Ферт-оф-Тэй со своим экипажем из восьми человек.
В 4.06 утра она была освещена плавучим маяком «Абертай», чтобы офицер береговой охраны в Карнусти мог наблюдать, как «Мона» преодолевает высокие волны и достигает фарватера Тей и открытого моря. Несколько минут спустя береговая охрана Файф-Несс связалась с «Моной» по рации и спросила, видели ли они сигнальную ракету с «Норт-Карра», которая только что сбила ее. Трудный для понимания ответ инженера Джона Грива заключался в том, что они только что миновали средний буй фарватера и держатся. Когда пришло сообщение о том, что «Норт Карр» пытается достичь запасной якорной стоянки в двух милях к северо-западу от Файф-Несс, береговая охрана снова связалась с «Моной» по рации в 4.48 утра, чтобы спросить, была ли замечена следующая ракета «Норт Карр». Джон Грив ответил, что их видели и они только что покинули край фервея. Это было последнее сообщение от Моны. В 5:08 утра береговая охрана поняла, что потеряла связь со спасательной шлюпкой. Любые дальнейшие контакты остались без ответа.
=== Крушение Моны ===
С первыми лучами солнца вертолет Королевских ВВС Bristol Sycamore вылетел из Лейчарса на поиски маяка и спасательной шлюпки. Он нашел «Норт Карр», которому удалось бросить якорь у берегов Кингсбарнса. Чуть позже «Мону» нашли плавающей в прибое на пляже Карнусти. Солдат, вытащенный из вертолета, обнаружил пять тел в кабине и еще одно в воде. Чуть позже, в полумиле, полицейские обнаружили мачту «Моны» и тело бывшего бригадира Алекса Галла, который в ту ночь поднялся на борт, чтобы поддержать своим опытом своего преемника Ронни Гранта. Они также нашли спасательный жилет восьмого человека с "Моны", Джорджа Ватсона, тело которого пропало.
Два дня спустя лодка все еще находилась в прибое на пляже Карнусти, когда пожарные откачали ее и повернули носом к морю. После неудачной попытки спасательной шлюпке из Арброата, «Герцогу Монтроузу», наконец удалось отбуксировать пострадавший корабль во время полуденного наводнения 13 декабря 1959 года. После ночи в Арброате «Мону» отбуксировали на верфь в Кокензи для более тщательного осмотра.
== Реконструкция аварии ==
В ходе расследования было установлено, что обе машины находились в положении «вперед на половину мощности» и все органы управления двигателем работали нормально. Электросистемы работали исправно, навигационные огни горели, радиостанция была настроена нормально, якорь и морской якорь были уложены правильно. Рулевая система работала, только сам руль сломался в волнах на берегу. Две из трех панелей вентиляционных щелей в машинном отделении отсутствовали, как и две панели вентиляционных щелей в кабине. Прожектора и мегафона не было. Перила левого и правого борта были погнуты на длину около трех с половиной метров, а мачта отломана прямо над рубкой. На палубе над машинным отделением были обнаружены масляные пятна.
«Мона» израсходовала добрых 68 литров топлива, а в баках еще оставалось около 440 литров. Топливная система была отрегулирована нормально, давление в баках было заданным. Можно сделать вывод, что лодка шла около двух-трех с половиной часов. Поскольку двигатели работали «впереди на половину мощности», предполагалось, что она замедлялась с полной скорости, когда частично потеряла наветренную и подветренную сторону отмели Абертай. Во внутреннем кармане куртки Алекса Галла были обнаружены часы, остановившиеся в 6:19 утра. Он был полон воды и песка, которым сначала пришлось проникнуть в его одежду и чехол часов. Судовые часы ничего не дали: одни уже остановились перед отплытием, другие еще работали.
На основании этих расследований эксперты RNLI пришли к выводу, что «Мона» перевернулась где-то между 5:30 и 6:00 утра, а затем дрейфовала на северо-запад, пока ее мачта не коснулась земли, и таким образом она была выправлена. Обнаруженный ущерб произошел в процессе восстановления.
Бывший бригадир RNLI Джим Коулл позже объяснил аварию тем, что экипаж, возможно, обнаружил утечку воды в машинное отделение через неисправную систему вентиляции, а Джордж Уотсон и Алекс Галл вышли на палубу, чтобы засунуть перемычку Ватсона в систему вентиляции. Позже его свитер был найден висящим на перилах. Поэтому спасательный жилет, который пришлось снять Ватсону, был найден на пляже. Из-за прибывающей воды «Мона» уже потеряла часть своей устойчивости, когда Ронни Грант развернул лодку против волн, чтобы люди на палубе могли работать. Вероятно, во время поворота или сразу после него на «Мону» напала высокая волна, из-за чего она опрокинулась. Поскольку крышка машинного отделения была открыта, весь воздух должен был немедленно выйти из помещений. Затем перевернувшуюся лодку дрейфовало бы через пески Гаа к устью реки Тай, пока мачта не сломалась при первой посадке на мель, позволив «Моне» выпрямиться, когда ее выбросило на берег.
Жертвами аварии стали: Рональд Грант (28 лет), Джордж Смит (53 года), Джордж Уотсон (38 лет), Джон Грив-старший. (56), Джеймс Ферье (43), Джон Т. Грив-младший. (22), Александр Галл (56) и Дэвид Андерсон (42).
== После аварии ==
Запасной якорь маяка «Норт Карр», который она сбросила с Кингсбарнса, удержался. На следующее утро ее экипаж был спасен вертолетом Королевских ВВС. Когда погода успокоилась, его отбуксировали, отремонтировали в Лейте (Шотландия)|Лейт, а затем вернули на стоянку у Файф-Несс.
Всего через несколько часов после аварии появились первые волонтеры, чтобы сформировать новую команду для спасательной станции Броти-Ферри. Когда 22 декабря 1959 года прибыла вспомогательная спасательная шлюпка «Город Брэдфорд II», в ней уже было 38 добровольцев. Был выбран новый экипаж и новый бригадир, чтобы спасательная станция могла сообщить о готовности на следующий день.
== Общая информация ==
Фолк-певица и автор песен Пегги Сигер обработала историю катастрофы в своей балладе «Спасательная шлюпка Мона», ставшей особенно известной в интерпретациях Люка Келли и The Dubliners|Dubliners.
== Источники ==
*[https://web.archive.org/web/20110725103 ... &Itemid=45 Архивированная статья с сайта станции Broughty Ferry RNLI' 'Спасательная шлюпка Mona''], последнее обновление от 26 января 2009 г., доступ 19 марта 2024 г. (на английском языке)
* [https://web.archive.org/web/20091025184 ... 793t0.shtm ''Обращение к родственникам команды Моны''] , Архивная статья из Evening Telegraph от 20 октября 2009 г., доступ 19 марта 2024 г. (на английском языке)
* [https://colmflynn.com/projects/7222971 Колм Флинн, Интервью о катастрофе «Спасательной шлюпки Мона», по состоянию на 19 марта 2024 г. (на английском языке)
* [https://www.dundeemaritime.co.uk/Mona The Mona Lifeboat Disaster], на веб-сайте Dundee Maritime, доступ 19 марта 2024 г. (на английском языке)
* [https://www.songtexte.com/songtext/the- ... b55c2.html Текст песни «Lifeboat Mona», написанной Пегги Сигер, в журнале «Dubliners» версия '', по состоянию на 19 марта 2024 г. (на английском языке)
* [https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=73zp2G4kF9w Песня «Спасательная шлюпка Мона» (Дублинцы)], по состоянию на 19 марта 2024 г. (на английском языке)
== См. также ==
* Список значительных морских происшествий 1951–1960 гг.
Категория:Спасательная шлюпка
Категория:Авария на море
Категория:Потеря корабля из-за шторма
Категория:Дорожно-транспортное происшествие 1959 года
Категория:Потеря корабля в 1959 году
Подробнее: https://de.wikipedia.org/wiki/Lifeboat_Mona
Спасательная шлюпка Мона ⇐ Васина Википедия
-
Автор темыwiki_de
- Всего сообщений: 48331
- Зарегистрирован: 13.01.2023
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
Мобильная версия