'''Российская пропаганда в системе образования''' — это целенаправленная Государственная политика|государственная политика, использующая Образовательные учреждения|образовательные учреждения, от детского сада|детсадов до университетов|университетов, для идеологической обработки подрастающего поколения и формирования лояльности к путинизму|действующему политическому режиму.
В политических системах с чертами авторитаризма/авторитара система образования часто используется как инструмент пропаганды и укрепления режима. В современной России при президенте Владимире Путине в образовательной политике сильный упор делается на государственный патриотизм и формирование лояльности к власти.
== Детские сады ==
С начала 2022 года в государственных детских садах РФ введены провоенные акции с использованием символики военных действий (в частности, буквы Z). Инициация проходила посредством флешмоба, который предполагал формирование детей в виде указанного символа. Впоследствии деятельность стала систематической: учебный процесс включал встречи с военнослужащими, изготовление подарков для участников боевых действий, разучивание тематических песен и просмотр идеологически ориентированного анимационного контента. Обычно руководство детских садов не спрашивает у родителей согласия на подобные мероприятия. Известны случаи, когда за несогласие с такой практикой родители привлекались к административной ответственности.
== Школы ==
В 2003 году президент России Владимир Путин говорил о необходимости создания учебников истории, которые бы содержали «факты, воспитывающие у молодежи чувство гордости за свою страну». В мае 2009 года была создана Президентская комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. В 2012 году Путин, отметив большое количество и разный уровень качества учебных пособий, выступил за стандартизацию в этой области, подчеркнув важность формирования единых подходов к изучению истории и других гуманитарных дисциплин.
В 2015 году Министерство образования и науки (Россия)|Минобрнауки Российской Федерации объявило о введении единой линейки учебников истории, разработанных на основе ранее принятого историко-культурного стандарта.
Образовательные учреждения и учебная литература являются одним из каналов распространения официальной государственной позиции. В качестве примеров можно привести использование учебных материалов со стихами, посвященными президенту, размещение его портретов в школах, проведение конкурсов тематических сочинений и рисунков в учебных заведениях во время избирательных кампаний.
Как отмечает в интервью проекту Литовского национального радио и телевидения|LRT Хельга Пирогова, бывший новосибирский депутат, член "Альянса учителей", переломным моментом в усилении государственной пропаганды и милитаризации образовательного процесса стал 2014 год, после российской аннексии Крыма|аннексии Крыма, когда власти начали планомерно усиливать идеологический контроль над школами.
В российских школах проводятся политико-патриотические собрания, а школьников заставляют участвовать в пропагандистских акциях и флешмобах[16]. После массовых задержаний старшеклассников во время российских протестов 2017–2018 годов | протестов в марте 2017 года в сети появилось большое количество видеороликов, демонстрирующих запугивание или давление, оказываемое на молодых людей. Например, в одной из записей учитель школы в Томске открыто назвал своих учеников фашизмом | фашистами и «рабами англосаксов (расистский термин) | англосаксов» за критику правительства. Для установления прямого контакта с молодежью власти провели несколько медиа-мероприятий: прямую линию для старшеклассников и «открытый урок» с президентом.
После начала российско-украинской войны (2022 – настоящее время)|вторжения России в Украину в образовательных учреждениях Российской Федерации активизировались мероприятия, направленные на патриотическое воспитание молодежи и разъяснение официальной государственной позиции. В частности, в школы и вузы были разосланы методические рекомендации по проведению занятий, посвященных внешнеполитическому курсу страны. Учителям обществознания 7-11 классов было поручено провести тематические уроки, в рамках которых учащихся должно было ознакомить с содержанием выступлений президента России Владимира Путина о причинах и целях "специальной военной операции". В ходе этих занятий студенты были проинформированы о том, что Вооруженные силы Российской Федерации нацелены на выполнение боевых задач при минимизации потерь среди мирного населения. Эти рекомендации также включали совет осудить призывы к участию в несанкционированных публичных акциях.
В марте 2022 года во всех школах страны прошел общенациональный открытый урок «Защитники мира». Его содержание было посвящено «освободительной миссии» в Украине. На уроке утверждалось, что причиной военных действий стали «пять волн расширения НАТО|Расширение НАТО», а целью вторжения была заявлена защита России от гипотетического нападения, которое может произойти через несколько лет.
Классные руководители проводили тематические занятия на основе предоставленных методических указаний. Были сообщения о случаях увольнения учителей за отказ участвовать в подобных мероприятиях. Администрации некоторых школ рекомендовали учителям использовать символику, в том числе георгиевские ленточки, стилизованные под букву Z. В марте 2022 года была организована встреча классных руководителей столичных школ с главным редактором RT (телеканал)|RT Маргаритой Симоньян и представителем МИД России Марией Захаровой, в ходе которой обсуждались вопросы противодействия дезинформации (фейкам) в условиях военного времени.
В марте-апреле 2022 года образовательным учреждениям было поручено провести специальные уроки обществознания, разъясняющие причины и суть «антироссийских настроений|антироссийских санкций с участием России|санкций». В рекомендованных материалах санкции, введенные западным миром|странами Запада, были представлены как ответ на российское вторжение, которое якобы было вызвано «необходимостью защитить население Донбасса».
С 2022 года школьников приглашают принять участие в мастер-классах по изготовлению «траншейных свечей» — автономных источников света и тепла. Эта деятельность освещалась в государственных СМИ как социально полезная деятельность.
С 1 сентября 2022 года еженедельный цикл внеклассных занятий «Беседы о важном|Беседы Беседы о важном|о важном» включен в обязательную программу всех общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Согласно официальным документам, целью этих занятий является формирование у студентов ценностных ориентаций, в том числе любви к Родине, гордости за свою страну и патриотизма. Хотя эти занятия формально не являются частью основной учебной программы, в ряде случаев отказ от посещения «Беседов о важном» был расценен администрацией школы как дисциплинарное нарушение, которое могло повлечь за собой применение дисциплинарных мер к учащимся.
Кроме того, возобновилась практика проведения торжественных понедельничных собраний с поднятием государственного флага России. Первоначальная версия методических материалов, разработанных Министерством образования (Россия)|Минобразования России, включала раздел, посвященный «специальной военной операции» на Украине, представляющий ее в контексте защиты гражданского населения и исторического единства. Позже из-за недовольства родителей учеников темы уроков были скорректированы, а упоминания Украины были удалены из общедоступных методических указаний.
С сентября 2022 года еженедельно во всех государственных школах России проводится торжественная церемония поднятия государственного флага и исполнения государственного гимна. Инициатива, предложенная Путиным в 2021 году, реализуется в рамках утвержденного стандарта и финансируется из государственного бюджета.
В этот же период, на фоне объявления российской мобилизации в 2022 году, активизировалась работа в школах по поддержке участников российского вторжения на Украину. Эта деятельность включает в себя кампании по написанию писем и сбору гуманитарных посылок для военнослужащих. Учебные заведения также начали приглашать на встречи со студентами лиц, принимавших участие в боевых действиях, в том числе представителей добровольческих формирований, таких как ЧВК Вагнера. В память о погибших выпускниках в некоторых школах устанавливаются мемориальные «Парты Героя».
По всей стране были организованы патриотические флешмобы, в ходе которых студенты формировали буквы Z и V.
В рамках укрепления патриотического воспитания молодежи в России, наряду с уже существующим движением «Национальное движение юнармейцев|Юнармия», в 2022 году было создано новое общенациональное движение детей и молодёжи «Движение первых». Кроме того, с нового учебного года в школьную программу вновь вводится курс «Основное военное образование и подготовка», исключенный из обязательной учебной программы после 1991 года. По мнению Министерства образования (Россия)|министра образования Российской Федерации Сергея Кравцова (политик)|Сергея Кравцова, этот курс могут преподавать, в том числе, участники войны.
В декабре 2022 года были утверждены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты. «Базовая военная подготовка» была интегрирована в курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для старшеклассников. Одновременно в школьную программу истории был включен тематический блок, посвященный событиям, связанным с войной на Украине. В некоторых методических пособиях по истории стали удаляться упоминания о Киевской Руси|Киевская Русь. В состав пробных материалов к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку вошел патриотически ориентированный текст. Это художественное описание боевого эпизода в Мариуполе, в ходе которого российская воинская часть под командованием бойца с позывным "Мангуш" проводит операцию по разминированию. Сюжет описывает подрыв бронетехники на мине, сопротивление противника и последующую успешную эвакуацию личного состава.
В рамках предмета ОБЖ, который трансформируется в «Основы безопасности и обороны Родины», детей учат рыть окопы, работать с дронами, плести маскировочные сети. В школы активно приглашают ветеранов боевых действий, истории которых, по мнению Хельги Пироговой, романтизируют насилие. Государственная политика, как утверждается, направлена на воспитание «послушных граждан» с «квадратными головами», которые не задают вопросов. Сопротивление этой тенденции со стороны учителей сдерживается атмосферой доносов, а массовый отъезд педагогов (193 тыс. в 2023 г.) усугубляет кадровый кризис и способствует дальнейшей деградации образовательной среды. Все это, по оценке Пироговой, приводит к психологической травме поколений и имеет глубокие деструктивные последствия для будущего российского общества.
С 2022 года в российской правоприменительной практике в отношении несовершеннолетних наблюдаются случаи привлечения их к ответственности за выражение позиций, противоречащих официальной государственной линии. По данным правозащитной организации "ОВД-Инфо", с февраля 2022 года по апрель 2023 года зафиксировано не менее 565 задержаний несовершеннолетних. Некоторые из этих задержаний заключались в доставке несовершеннолетних в отделения полиции для допроса или беседы без присутствия их законных представителей, что, по мнению ряда правозащитников, может не соответствовать установленным процедурам. По сообщениям СМИ и данным правозащитных групп, данные действия были предприняты в ответ на публикации в Интернете об антивоенных митингах, распространении листовок против мобилизации, участии в одиночных пикетах, заявлениях в учебных заведениях, а также ношении одежды с надписями, критикующими военные действия.
Начиная с 2022 года в России стали возбуждаться громкие административные и уголовные дела, связанные с публичной критикой вторжения с участием несовершеннолетних. Один из таких случаев касается дела Маши Москалевой|Маша Москалёва, несовершеннолетняя девочка из семьи Тульской области|Тула Тульская область|Область. Ее отцу Алексею Москалеву было предъявлено обвинение по статье «Дискредитация Вооруженных Сил России», в результате чего был вынесен обвинительный приговор. Машу, находившуюся под его опекой, временно поместили в учреждение социального ухода.
Провоенная агитация открыто ведется в школах, институтах и других учебных заведениях. Власти провели разъяснительные лекции и «профилактические беседы». В них они продвигали такие высказывания, как «Где вы были восемь лет? | Донбасс бомбили восемь лет», «Россия освобождает Украину от неонацизма | нацизма» и «мы будем развивать импортозамещение».
На фоне изменений, затронувших образовательную и общественно-политическую сферы, внутри школьной системы наблюдаются значительные кадровые изменения. По данным официальной статистики и ряда независимых исследований, к началу 2023/2024 учебного года школы покинуло значительное количество педагогических кадров. Причиной увольнения некоторых учителей могли стать разногласия с администрацией школы по поводу методики преподавания или антивоенные позиции.
В марте 2023 года в ряде российских школ были зафиксированы случаи включения патриотических песен в учебный процесс. Например, в школе Екатеринбурга пятиклассникам на уроке музыки предложили разучить песню «Я русский» (
Весной 2023 года на Дальнем Востоке анонсирован региональный образовательный проект «Азбука важных дел», предназначенный для детсадовцев и учащихся младших классов. Целью проекта является ознакомление детей с такими основными понятиями, как «армия», «вера», «честь», «Отечество», «Родина», «традиции». Было запланировано пилотное внедрение с возможностью публичного обсуждения и добавления контента.
С 1 сентября 2023 года вводится новый единый учебник истории для 10 и 11 классов, подготовленный под редакцией помощника президента России Владимира Мединского. В учебнике есть раздел, посвященный российскому вторжению в Украину, а также переработанные главы, охватывающие период с 1970-х по 2000-е годы. Текст характеризует Украину как «Ультранационализм|ультранационалистическое государство». Ряд историков и экспертов раскритиковали учебник за чрезмерную идеологическую предвзятость и тенденциозную трактовку современных событий, в частности войны на Украине.
С сентября 2023 года в штатное расписание общеобразовательных учреждений добавлена должность «Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями». В обязанности советника входит организация просветительской работы, в том числе патриотических мероприятий.
С 1 сентября 2024 года предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» преобразован в курс «Основы безопасности и отечественной обороны». В его рамках интегрирован модуль базовой военной подготовки, включающий ознакомление с оружием, строевую подготовку и изучение воинских уставов.
Начиная с 2024-2025 учебного года в российских школах введен курс «Семейные исследования», направленный на формирование у учащихся понимания семейных ценностей, подготовку их к будущей семейной жизни, осознанному родительству. Курс может быть адаптирован для разных возрастных групп, включая начальную школу.
В 2024 году существенно увеличено финансирование федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». На ее реализацию из федерального бюджета выделяется около 46 миллиардов рублей, что существенно превышает выделение 2022 года в 5 миллиардов рублей. В апреле 2024 года была публично озвучена идея создания отдельного министерства по координации вопросов патриотического воспитания.
С сентября 2025 года все школьные и родительские групповые чаты переносятся на национальную мессенджер-платформу «Макс (приложение)|Макс». Он также активно продвигается в российских школах на уроках «Разговоры о важном».
С 1 сентября 2026 года в рамках перераспределения учебных часов планируется сокращение времени, отводимого на изучение иностранного языка в 5-7 классах. Освободившийся час предполагается отвести на предмет «Духовно-нравственная культура России», введенный в 2023 году. Согласно методическим рекомендациям, одной из целей курса является формирование ценностей через изучение биографий, в том числе «героев специальной военной операции».
== Университеты ==
После антикоррупционной акции 26 марта 2017 года увеличилось количество лекций по патриотическому воспитанию в школах и вузах. В июне 2017 года сотрудники Курчатовского института были приглашены на лекцию Андрея Медведева «Расследование терактов 11 сентября | Трагедия 11 сентября и как работают США». Первоначально лекции «Курчатовских четвергов» носили научно-популярный характер, но впоследствии приобрели политический подтекст.
В марте 2022 года Союз ректоров России, объединяющий руководителей ведущих вузов, распространил заявление, призывающее поддержать «нашу страну, нашу армию, которая защищает нашу безопасность, [и] поддержку нашего президента, принявшего, пожалуй, самое трудное, взвешенное, но необходимое решение в своей жизни». Текст подписали более 260 ректоров. Одновременно Минобрнауки (Россия)|Минобрнауки (Россия)|и науки рекомендовало университетам проводить специальные лекции для студентов по истории России и «борьбе с фейковыми новостями». Несмотря на критику со стороны некоторых преподавателей, которые назвали учебные материалы некачественными и пропагандистскими, такие занятия были организованы. Например, в Томском политехническом университете студентам прочитали лекцию на тему «Антироссийские настроения | антироссийский путь» в Украине, а в рамках темы фейковых новостей в качестве надежных источников информации были названы государственные СМИ и сайт Минобороны России.
В середине марта 2022 года в рамках мероприятий, посвященных годовщине аннексии Крыма Россией|аннексии Крыма, в г. Кирове Кировской области|Кирове с участием студентов местных вузов прошли акции "Крымский мост" и "Крымская весна|Крымская весна". По словам учащихся, посещение мероприятий было мотивировано указаниями учителей или старост, а в некоторых случаях – обещанием сдать оценочное задание. На митинге 18 марта студенты выстроились в форме символа «Z». Белгородский государственный университет также организовал онлайн-акцию #МыВместе, в ходе которой иностранные студенты из ряда стран выразили поддержку позиции России, обосновав ее соображениями безопасности.
В университетах пропаганда ведется во время лекций по «патриотическому воспитанию», а в некоторых случаях молодежь также заставляют участвовать в провоенных митингах.
С 1 сентября 2023 года предмет «Основы российской государственности» введен во всех высших учебных заведениях России. Анонсированная Владимиром Путиным в конце 2022 года инициатива позиционируется властями и ее сторонниками как средство воспитания «осознанного патриотизма» среди молодежи. Однако эта мера была воспринята некоторыми экспертами и критиками как форма прямой пропаганды и идеологизации образования, направленная на закрепление официального исторического нарратива и государственных ценностей в академической программе.
10 ноября 2025 года Министерство науки и высшего образования России (Россия) | Минобрнауки направило подведомственным организациям поручение по внедрению национального мессенджера «Макс». Согласно документу, до 17 ноября необходимо было создать чат-группы для академических курсов и институциональных каналов, а к 19 декабря представить отчет о результатах реализации.
Осенью 2025 года студентов и сотрудников вузов по всей России повсеместно заставляли устанавливать «Макс» и угрожали отчислением, увольнением, запретом на сдачу экзаменов и другими дисциплинарными мерами.
Пропаганда в России
Цензура в России
Подробнее: https://en.wikipedia.org/wiki/Russian_p ... nal_system
Российская пропаганда в системе образования ⇐ Васина Википедия
Новости с планеты OGLE-2018-BLG-0677
Что вы не только не знали, но и не хотели знать
Что вы не только не знали, но и не хотели знать
-
Автор темыwiki_en
- Всего сообщений: 93319
- Зарегистрирован: 16.01.2024
1765373140
wiki_en
'''Российская пропаганда в системе образования''' — это целенаправленная Государственная политика|государственная политика, использующая Образовательные учреждения|образовательные учреждения, от детского сада|детсадов до университетов|университетов, для идеологической обработки подрастающего поколения и формирования лояльности к путинизму|действующему политическому режиму.
В политических системах с чертами авторитаризма/авторитара система образования часто используется как инструмент пропаганды и укрепления режима. В современной России при президенте Владимире Путине в образовательной политике сильный упор делается на государственный патриотизм и формирование лояльности к власти.
== Детские сады ==
С начала 2022 года в государственных детских садах РФ введены провоенные акции с использованием символики военных действий (в частности, буквы Z). Инициация проходила посредством флешмоба, который предполагал формирование детей в виде указанного символа. Впоследствии деятельность стала систематической: учебный процесс включал встречи с военнослужащими, изготовление подарков для участников боевых действий, разучивание тематических песен и просмотр идеологически ориентированного анимационного контента. Обычно руководство детских садов не спрашивает у родителей согласия на подобные мероприятия. Известны случаи, когда за несогласие с такой практикой родители привлекались к административной ответственности.
== Школы ==
В 2003 году президент России Владимир Путин говорил о необходимости создания учебников истории, которые бы содержали «факты, воспитывающие у молодежи чувство гордости за свою страну». В мае 2009 года была создана Президентская комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. В 2012 году Путин, отметив большое количество и разный уровень качества учебных пособий, выступил за стандартизацию в этой области, подчеркнув важность формирования единых подходов к изучению истории и других гуманитарных дисциплин.
В 2015 году Министерство образования и науки (Россия)|Минобрнауки Российской Федерации объявило о введении единой линейки учебников истории, разработанных на основе ранее принятого историко-культурного стандарта.
Образовательные учреждения и учебная литература являются одним из каналов распространения официальной государственной позиции. В качестве примеров можно привести использование учебных материалов со стихами, посвященными президенту, размещение его портретов в школах, проведение конкурсов тематических сочинений и рисунков в учебных заведениях во время избирательных кампаний.
Как отмечает в интервью проекту Литовского национального радио и телевидения|LRT Хельга Пирогова, бывший новосибирский депутат, член "Альянса учителей", переломным моментом в усилении государственной пропаганды и милитаризации образовательного процесса стал 2014 год, после российской аннексии Крыма|аннексии Крыма, когда власти начали планомерно усиливать идеологический контроль над школами.
В российских школах проводятся политико-патриотические собрания, а школьников заставляют участвовать в пропагандистских акциях и флешмобах[16]. После массовых задержаний старшеклассников во время российских протестов 2017–2018 годов | протестов в марте 2017 года в сети появилось большое количество видеороликов, демонстрирующих запугивание или давление, оказываемое на молодых людей. Например, в одной из записей учитель школы в Томске открыто назвал своих учеников фашизмом | фашистами и «рабами англосаксов (расистский термин) | англосаксов» за критику правительства. Для установления прямого контакта с молодежью власти провели несколько медиа-мероприятий: прямую линию для старшеклассников и «открытый урок» с президентом.
После начала российско-украинской войны (2022 – настоящее время)|вторжения России в Украину в образовательных учреждениях Российской Федерации активизировались мероприятия, направленные на патриотическое воспитание молодежи и разъяснение официальной государственной позиции. В частности, в школы и вузы были разосланы методические рекомендации по проведению занятий, посвященных внешнеполитическому курсу страны. Учителям обществознания 7-11 классов было поручено провести тематические уроки, в рамках которых учащихся должно было ознакомить с содержанием выступлений президента России Владимира Путина о причинах и целях "специальной военной операции". В ходе этих занятий студенты были проинформированы о том, что Вооруженные силы Российской Федерации нацелены на выполнение боевых задач при минимизации потерь среди мирного населения. Эти рекомендации также включали совет осудить призывы к участию в несанкционированных публичных акциях.
В марте 2022 года во всех школах страны прошел общенациональный открытый урок «Защитники мира». Его содержание было посвящено «освободительной миссии» в Украине. На уроке утверждалось, что причиной военных действий стали «пять волн расширения НАТО|Расширение НАТО», а целью вторжения была заявлена защита России от гипотетического нападения, которое может произойти через несколько лет.
Классные руководители проводили тематические занятия на основе предоставленных методических указаний. Были сообщения о случаях увольнения учителей за отказ участвовать в подобных мероприятиях. Администрации некоторых школ рекомендовали учителям использовать символику, в том числе георгиевские ленточки, стилизованные под букву Z. В марте 2022 года была организована встреча классных руководителей столичных школ с главным редактором RT (телеканал)|RT Маргаритой Симоньян и представителем МИД России Марией Захаровой, в ходе которой обсуждались вопросы противодействия дезинформации (фейкам) в условиях военного времени.
В марте-апреле 2022 года образовательным учреждениям было поручено провести специальные уроки обществознания, разъясняющие причины и суть «антироссийских настроений|антироссийских санкций с участием России|санкций». В рекомендованных материалах санкции, введенные западным миром|странами Запада, были представлены как ответ на российское вторжение, которое якобы было вызвано «необходимостью защитить население Донбасса».
С 2022 года школьников приглашают принять участие в мастер-классах по изготовлению «траншейных свечей» — автономных источников света и тепла. Эта деятельность освещалась в государственных СМИ как социально полезная деятельность.
С 1 сентября 2022 года еженедельный цикл внеклассных занятий «Беседы о важном|Беседы Беседы о важном|о важном» включен в обязательную программу всех общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Согласно официальным документам, целью этих занятий является формирование у студентов ценностных ориентаций, в том числе любви к Родине, гордости за свою страну и патриотизма. Хотя эти занятия формально не являются частью основной учебной программы, в ряде случаев отказ от посещения «Беседов о важном» был расценен администрацией школы как дисциплинарное нарушение, которое могло повлечь за собой применение дисциплинарных мер к учащимся.
Кроме того, возобновилась практика проведения торжественных понедельничных собраний с поднятием государственного флага России. Первоначальная версия методических материалов, разработанных Министерством образования (Россия)|Минобразования России, включала раздел, посвященный «специальной военной операции» на Украине, представляющий ее в контексте защиты гражданского населения и исторического единства. Позже из-за недовольства родителей учеников темы уроков были скорректированы, а упоминания Украины были удалены из общедоступных методических указаний.
С сентября 2022 года еженедельно во всех государственных школах России проводится торжественная церемония поднятия государственного флага и исполнения государственного гимна. Инициатива, предложенная Путиным в 2021 году, реализуется в рамках утвержденного стандарта и финансируется из государственного бюджета.
В этот же период, на фоне объявления российской мобилизации в 2022 году, активизировалась работа в школах по поддержке участников российского вторжения на Украину. Эта деятельность включает в себя кампании по написанию писем и сбору гуманитарных посылок для военнослужащих. Учебные заведения также начали приглашать на встречи со студентами лиц, принимавших участие в боевых действиях, в том числе представителей добровольческих формирований, таких как ЧВК Вагнера. В память о погибших выпускниках в некоторых школах устанавливаются мемориальные «Парты Героя».
По всей стране были организованы патриотические флешмобы, в ходе которых студенты формировали буквы Z и V.
В рамках укрепления патриотического воспитания молодежи в России, наряду с уже существующим движением «Национальное движение юнармейцев|Юнармия», в 2022 году было создано новое общенациональное движение детей и молодёжи «Движение первых». Кроме того, с нового учебного года в школьную программу вновь вводится курс «Основное военное образование и подготовка», исключенный из обязательной учебной программы после 1991 года. По мнению Министерства образования (Россия)|министра образования Российской Федерации Сергея Кравцова (политик)|Сергея Кравцова, этот курс могут преподавать, в том числе, участники войны.
В декабре 2022 года были утверждены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты. «Базовая военная подготовка» была интегрирована в курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для старшеклассников. Одновременно в школьную программу истории был включен тематический блок, посвященный событиям, связанным с войной на Украине. В некоторых методических пособиях по истории стали удаляться упоминания о Киевской Руси|Киевская Русь. В состав пробных материалов к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку вошел патриотически ориентированный текст. Это художественное описание боевого эпизода в Мариуполе, в ходе которого российская воинская часть под командованием бойца с позывным "Мангуш" проводит операцию по разминированию. Сюжет описывает подрыв бронетехники на мине, сопротивление противника и последующую успешную эвакуацию личного состава.
В рамках предмета ОБЖ, который трансформируется в «Основы безопасности и обороны Родины», детей учат рыть окопы, работать с дронами, плести маскировочные сети. В школы активно приглашают ветеранов боевых действий, истории которых, по мнению Хельги Пироговой, романтизируют насилие. Государственная политика, как утверждается, направлена на воспитание «послушных граждан» с «квадратными головами», которые не задают вопросов. Сопротивление этой тенденции со стороны учителей сдерживается атмосферой доносов, а массовый отъезд педагогов (193 тыс. в 2023 г.) усугубляет кадровый кризис и способствует дальнейшей деградации образовательной среды. Все это, по оценке Пироговой, приводит к психологической травме поколений и имеет глубокие деструктивные последствия для будущего российского общества.
С 2022 года в российской правоприменительной практике в отношении несовершеннолетних наблюдаются случаи привлечения их к ответственности за выражение позиций, противоречащих официальной государственной линии. По данным правозащитной организации "ОВД-Инфо", с февраля 2022 года по апрель 2023 года зафиксировано не менее 565 задержаний несовершеннолетних. Некоторые из этих задержаний заключались в доставке несовершеннолетних в отделения полиции для допроса или беседы без присутствия их законных представителей, что, по мнению ряда правозащитников, может не соответствовать установленным процедурам. По сообщениям СМИ и данным правозащитных групп, данные действия были предприняты в ответ на публикации в Интернете об антивоенных митингах, распространении листовок против мобилизации, участии в одиночных пикетах, заявлениях в учебных заведениях, а также ношении одежды с надписями, критикующими военные действия.
Начиная с 2022 года в России стали возбуждаться громкие административные и уголовные дела, связанные с публичной критикой вторжения с участием несовершеннолетних. Один из таких случаев касается дела Маши Москалевой|Маша Москалёва, несовершеннолетняя девочка из семьи Тульской области|Тула Тульская область|Область. Ее отцу Алексею Москалеву было предъявлено обвинение по статье «Дискредитация Вооруженных Сил России», в результате чего был вынесен обвинительный приговор. Машу, находившуюся под его опекой, временно поместили в учреждение социального ухода.
Провоенная агитация открыто ведется в школах, институтах и других учебных заведениях. Власти провели разъяснительные лекции и «профилактические беседы». В них они продвигали такие высказывания, как «Где вы были восемь лет? | Донбасс бомбили восемь лет», «Россия освобождает Украину от неонацизма | нацизма» и «мы будем развивать импортозамещение».
На фоне изменений, затронувших образовательную и общественно-политическую сферы, внутри школьной системы наблюдаются значительные кадровые изменения. По данным официальной статистики и ряда независимых исследований, к началу 2023/2024 учебного года школы покинуло значительное количество педагогических кадров. Причиной увольнения некоторых учителей могли стать разногласия с администрацией школы по поводу методики преподавания или антивоенные позиции.
В марте 2023 года в ряде российских школ были зафиксированы случаи включения патриотических песен в учебный процесс. Например, в школе Екатеринбурга пятиклассникам на уроке музыки предложили разучить песню «Я русский» (
Весной 2023 года на Дальнем Востоке анонсирован региональный образовательный проект «Азбука важных дел», предназначенный для детсадовцев и учащихся младших классов. Целью проекта является ознакомление детей с такими основными понятиями, как «армия», «вера», «честь», «Отечество», «Родина», «традиции». Было запланировано пилотное внедрение с возможностью публичного обсуждения и добавления контента.
С 1 сентября 2023 года вводится новый единый учебник истории для 10 и 11 классов, подготовленный под редакцией помощника президента России Владимира Мединского. В учебнике есть раздел, посвященный российскому вторжению в Украину, а также переработанные главы, охватывающие период с 1970-х по 2000-е годы. Текст характеризует Украину как «Ультранационализм|ультранационалистическое государство». Ряд историков и экспертов раскритиковали учебник за чрезмерную идеологическую предвзятость и тенденциозную трактовку современных событий, в частности войны на Украине.
С сентября 2023 года в штатное расписание общеобразовательных учреждений добавлена должность «Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями». В обязанности советника входит организация просветительской работы, в том числе патриотических мероприятий.
С 1 сентября 2024 года предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» преобразован в курс «Основы безопасности и отечественной обороны». В его рамках интегрирован модуль базовой военной подготовки, включающий ознакомление с оружием, строевую подготовку и изучение воинских уставов.
Начиная с 2024-2025 учебного года в российских школах введен курс «Семейные исследования», направленный на формирование у учащихся понимания семейных ценностей, подготовку их к будущей семейной жизни, осознанному родительству. Курс может быть адаптирован для разных возрастных групп, включая начальную школу.
В 2024 году существенно увеличено финансирование федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». На ее реализацию из федерального бюджета выделяется около 46 миллиардов рублей, что существенно превышает выделение 2022 года в 5 миллиардов рублей. В апреле 2024 года была публично озвучена идея создания отдельного министерства по координации вопросов патриотического воспитания.
С сентября 2025 года все школьные и родительские групповые чаты переносятся на национальную мессенджер-платформу «Макс (приложение)|Макс». Он также активно продвигается в российских школах на уроках «Разговоры о важном».
С 1 сентября 2026 года в рамках перераспределения учебных часов планируется сокращение времени, отводимого на изучение иностранного языка в 5-7 классах. Освободившийся час предполагается отвести на предмет «Духовно-нравственная культура России», введенный в 2023 году. Согласно методическим рекомендациям, одной из целей курса является формирование ценностей через изучение биографий, в том числе «героев специальной военной операции».
== Университеты ==
После антикоррупционной акции 26 марта 2017 года увеличилось количество лекций по патриотическому воспитанию в школах и вузах. В июне 2017 года сотрудники Курчатовского института были приглашены на лекцию Андрея Медведева «Расследование терактов 11 сентября | Трагедия 11 сентября и как работают США». Первоначально лекции «Курчатовских четвергов» носили научно-популярный характер, но впоследствии приобрели политический подтекст.
В марте 2022 года Союз ректоров России, объединяющий руководителей ведущих вузов, распространил заявление, призывающее поддержать «нашу страну, нашу армию, которая защищает нашу безопасность, [и] поддержку нашего президента, принявшего, пожалуй, самое трудное, взвешенное, но необходимое решение в своей жизни». Текст подписали более 260 ректоров. Одновременно Минобрнауки (Россия)|Минобрнауки (Россия)|и науки рекомендовало университетам проводить специальные лекции для студентов по истории России и «борьбе с фейковыми новостями». Несмотря на критику со стороны некоторых преподавателей, которые назвали учебные материалы некачественными и пропагандистскими, такие занятия были организованы. Например, в Томском политехническом университете студентам прочитали лекцию на тему «Антироссийские настроения | антироссийский путь» в Украине, а в рамках темы фейковых новостей в качестве надежных источников информации были названы государственные СМИ и сайт Минобороны России.
В середине марта 2022 года в рамках мероприятий, посвященных годовщине аннексии Крыма Россией|аннексии Крыма, в г. Кирове Кировской области|Кирове с участием студентов местных вузов прошли акции "Крымский мост" и "Крымская весна|Крымская весна". По словам учащихся, посещение мероприятий было мотивировано указаниями учителей или старост, а в некоторых случаях – обещанием сдать оценочное задание. На митинге 18 марта студенты выстроились в форме символа «Z». Белгородский государственный университет также организовал онлайн-акцию #МыВместе, в ходе которой иностранные студенты из ряда стран выразили поддержку позиции России, обосновав ее соображениями безопасности.
В университетах пропаганда ведется во время лекций по «патриотическому воспитанию», а в некоторых случаях молодежь также заставляют участвовать в провоенных митингах.
С 1 сентября 2023 года предмет «Основы российской государственности» введен во всех высших учебных заведениях России. Анонсированная Владимиром Путиным в конце 2022 года инициатива позиционируется властями и ее сторонниками как средство воспитания «осознанного патриотизма» среди молодежи. Однако эта мера была воспринята некоторыми экспертами и критиками как форма прямой пропаганды и идеологизации образования, направленная на закрепление официального исторического нарратива и государственных ценностей в академической программе.
10 ноября 2025 года Министерство науки и высшего образования России (Россия) | Минобрнауки направило подведомственным организациям поручение по внедрению национального мессенджера «Макс». Согласно документу, до 17 ноября необходимо было создать чат-группы для академических курсов и институциональных каналов, а к 19 декабря представить отчет о результатах реализации.
Осенью 2025 года студентов и сотрудников вузов по всей России повсеместно заставляли устанавливать «Макс» и угрожали отчислением, увольнением, запретом на сдачу экзаменов и другими дисциплинарными мерами.
Пропаганда в России
Цензура в России
Подробнее: [url]https://en.wikipedia.org/wiki/Russian_propaganda_in_educational_system[/url]
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
-
Украинская пропаганда во время вторжения России в Украину
wiki_en » » в форуме Васина Википедия'''Украинская пропаганда во время вторжения России в Украину''' оказала большое влияние на информационное пространство, привлекая внимание как украинской, так и мировой общественности. Фокус украинского нарратива во многом сосредоточен на международной поддержке и желании представить события в... - 0 Ответы
- 78 Просмотры
-
Последнее сообщение wiki_en
-
-
-
Открытая веб-пропаганда
wiki_en » » в форуме Васина Википедия«Open Web Advocacy» («OWA») — это международная некоммерческая организация|некоммерческая группа по защите цифровых прав, состоящая в основном из отдельных инженеров-программистов, которые выступают за будущее открытая сеть.
Группа была сформирована в 2021 году Алексом Муром и Джеймсом Муром для... - 0 Ответы
- 29 Просмотры
-
Последнее сообщение wiki_en
-
-
-
Пропаганда (песня Фабри Фибра)
wiki_en » » в форуме Васина Википедия* Фабрицио Тардуччи
* Давиде Петрелла
* Зеф
* Марз
* Зеф
* Марз
«'''Propaganda'''» — песня итальянского рэпера Фабри Фибры с вокалом Colapesce (певца)|Colapesce и Dimartino. Он был выпущен 18 марта 2022 года на лейбле Epic Records как заглавный сингл с десятого студийного альбома Fibra «Caos».... - 0 Ответы
- 17 Просмотры
-
Последнее сообщение wiki_en
-
-
-
Российская подводная лодка Нарваль.
wiki_en » » в форуме Васина Википедия{|
* * *2 вала
*4 дизельных двигателя (по 2 на вал)
* *4 × *4 × торпеды в воротниках Джевецкого|Воротники Джевецкого
*2 × 7,62-мм пушки Максима|пулеметы
'''Российская подводная лодка ''Нарвал'''' (
После русской революции подводная лодка осталась в Севастополе, где она была сначала захвачена... - 0 Ответы
- 44 Просмотры
-
Последнее сообщение wiki_en
-
-
-
Российская подводная лодка Кайман.
wiki_en » » в форуме Васина Википедия{|
* *2 × электродвигателя ( * * *2 внешних воротника Джевецкого
*1 ×
'''Российская подводная лодка ''Кайман'''' (
«Кайман» был заложен в сентябре 1905 года и спущен на воду в ноябре 1907 года, однако во время ходовых испытаний у него было обнаружено множество конструктивных проблем. Лодку... - 0 Ответы
- 29 Просмотры
-
Последнее сообщение wiki_en
-
Вернуться в «Васина Википедия»
Перейти
- Васино информационное агентство
- ↳ Лохотроны и разочарования
- ↳ Секреты рекламы и продвижения
- ↳ Заработок в Интернете
- ↳ Маленькие хитрости
- ↳ Посудомойки
- ↳ Режим питания нарушать нельзя!
- ↳ Прочитанные мной книги
- ↳ Музыкальная культура
- ↳ Ляпсусы
- ↳ Интернет — в каждый дом!
- ↳ Изобретения будущего
- ↳ В здоровом теле — здоровый дух
- ↳ Боги, религии и верования мира
- ↳ Расы. Народы. Интеллект
- Прочее
- ↳ Васина Википедия
- ↳ Беседка
Мобильная версия