Вызывает глубокое уважение личность автора, в частности его аскетизм. Пройти пешком из СПб в Москву, питаться лишь чаем с баранками, ничего не тратить на себя - всё это говорит о громадной силе воли этого человека и о нежелании тратить своё время на пустяки, типа собственного комфорта и удовольствия.
Немного покоробила его язвительность, или может даже злость по отношению к некоторым своим оппонентам или даже к тем, кто не совсем разделял его
убеждения. В частности, к Толстому. Не припомню, чтобы сам Толстой так писал о ком-то.
И вот это меня очень напрягло.Многоталантливый художник и ремесленник и совершенно бесталанный философ, Толстой не подлежит вменению. Тем не менее тот, кто, по свидетельству самого Толстого, назвал его дьяволом в человеческом образе, был недалек от истины, той истины, которою Толстой заменил христианство. Призывающий Россию к неплатежу податей обвиняет в подстрекательстве синодальное определение, отличающееся неизвинимою мягкостью. Толстой сам недоволен этою мягкостью. Ему очень бы хотелось поруганий, поношений, что придало бы ему ореол мученика; а он так жаждет дешевой ценой приобретенного мученичества. Известно, что про человека, сказавшего ему, что он желает и делает лишь зло, Толстой жаловался, что тот его будто бы ругал, а он, Толстой, смиренно принял это поругание, поношение, «всяк зол глагол».
Неужели Фёдоров не понимает, что мы братья не просто по кровным отцам, а по Отцу Вседержителю, Творцу небу и земли? Мы его дети, поэтому братья. Так же, как братья вообще всем живым существам.забывает, что люди братья лишь по отцам, предкам, а забывши отцов, делаются чужими, и, следовательно, то, что Толстой называет братским, вовсе не братское.
Ещё Фёдоров много пишет о слепой природе, на которую нужно накинуть узду:
Но мы ведь знаем, что "ни один волос не упадет с головы человека без воли Божией"! Природа настолько разумно устроена, что вряд ли можно назвать её слепой.в регуляции же, в управлении силами слепой природы и заключается то великое дело, которое может и должно стать общим
Один Гольфстрим, обогревающий пол-Европы, чего стоит!
Ну про Эффект Флинна, который показывает, что дети умнее своих родителей, я уже писал. Фёдоров же этому противится и возмущается - как так дети считают себя умнее отцов!
И, конечно, главный посыл - воскрешение руками потомков всех предков - мне кажется, очень антихристианский. Всё в руках Божьих, если Он задумал нас смертными, то как мы можем этому противиться? Надо будет, сам Господь нас и воскресит. Во всяком, случае, мы очень надеемся на это.
А вообще, идея почитания отцов правильная. Она соответствует пятой заповеди «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». И я думаю, что тут дело не только в помощи родителей своим детям или в мудрых советах, в то время когда родители ещё живы. Возможно, и после смерти родители помогают своим детям. Было бы глупо не использовать родительскую любовь к детям после окончания их земного пути.
Мне кажется, люди стали ещё в древности это замечать, и поэтому появилось столько культов предков. И Николай Фёдоров попытался развить его, но немного не в ту сторону.