Железнодорожный бронепоезд «Пионер» — импровизированный польский бронепоезд времен Польско-украинской войны с 1918 по 1919 год.
== История ==
В период с января по февраль 1919 года бронепоезд «Пионер» был построен и собран во Львове на предприятии Kierownictwo Budowy Pociągów Pancernych (сокращенно КБПП, нем.: Управление строительством бронепоездов). До списания в 1921 году бронепоезд несколько раз сильно модифицировался и адаптировался по броне и вооружению.
== Технические данные ==
Строительство бронепоезда «Пионер» началось в январе 1919 года по инициативе капитана доктора К. Казимеж Бартл. В то время он был начальником 4-го отдела Железнодорожного командования Войска Польского в Восточной Галиции. Это должен был быть бронепоезд нового типа, специально предназначенный для защиты и обеспечения безопасности инженеров железнодорожной компании, которым приходилось работать на железнодорожных путях в непосредственном контакте с противником. Из-за этого Panzerzug 10 также получил название «Пионер». Строительство бронепоезда было завершено 6 февраля 1919 года.
Локомотивом бронепоезда служил австро-венгерский танковый локомотив kkStB 178|класса 178 с точным обозначением 178,66. Заводское обозначение локомотива — Флор 1809/08. Когда после окончания Первой мировой войны локомотив был принят на действительную эксплуатацию на польских путях, локомотив получил обозначение Ткп11-6. Бронепоезд также имел два товарных вагона, переоборудованных в боевые машины с бетонной броней и пулеметами. Их называли «Альфа» и «Берта».
Тяжелые орудия были установлены на двух артиллерийских машинах «Млот» и «Гром» (нем. «Молот» и «Доннер»). Абсолютное новшество заключалось в том, что в бронированных вращающихся башнях использовались австро-венгерские 8-см казематные орудия М.94. Это обеспечило орудию охват на 260°. Пехота перевозилась на двух пехотных или штурмовых машинах.
== Развертывание ==
После того как бронепоезд был достроен, он был приписан к группе армий генерала Розвадовского с танковым поездом № 10. В феврале-марте 1919 года шли отдельные бои с галицкими войсками в районе Лемберга, непосредственно на железнодорожной линии на Пшемысль. 12 апреля 1919 года произошла авария с запасным паровозом бронепоезда «Пионер». Он столкнулся с бронепоездом «Сапер» между Янувом и Домазырем, в результате чего некоторые боевые машины получили серьезные повреждения.
В начале мая 1919 года бронепоезд был приписан к группе генерала Ивашкевича и с июня 1919 года принимал участие в боях в польско-советской войне. В июне танковый взвод был подчинен 3-й польской пехотной дивизии и принял участие в боях за город Подгайце. С 23 июля произошла очередная смена подчинения, на этот раз под командованием Главного командования округа. Поскольку война продолжалась, бронетанковому взводу было приказано осуществлять патрульную деятельность вдоль реки Збруч. В конце августа и начале сентября бронепоезд стоял в Залещиках. С 18 сентября танковый взвод был придан Львовскому генеральному округу и подчинен 10-й польской пехотной дивизии. В середине октября бронетанковый взвод был передан под командование группы генерала Бонина и дислоцировался в Выгнанке и Гермакувке.
6 ноября патрульная деятельность была прекращена в связи с желанием командования фронта сэкономить уголь. Боеспособный подвижной состав поезда был припаркован на запасном пути, а локомотив был отправлен в соседний Чортков для гражданского использования в качестве маневрового локомотива. Экипаж, однако, перевели в почти одноименный бронепоезд «Пионер Шероки». В конце ноября локомотив снова прицепили к бронепоезду и направили в Чорткув, чтобы снова припарковать на запасном пути. Лишь через некоторое время был отдан приказ о переброске бронепоезда в Гусятин, куда бронепоезд прибыл 8 декабря 1919 года. О дальнейшем использовании до вывода из эксплуатации ничего не известно.
== Состав взвода ==
В 1919 году бронепоезд имел следующий подвижной состав:
* Австро-венгерский локомотив kkStB 178|Класс 178 с заводским номером 66.
* две боевые машины (Альфа и Берта)
* два артиллерийских вагона (Млот и Гром)
* две пехотные повозки
== Местонахождение ==
В августе 1921 года пионерский бронепоезд был выведен из эксплуатации и полностью расформирован.
== См. также ==
* Список польских бронепоездов
== Литература ==
* |Автор=Виктор Брюммер, Вацлав Завадский
|Title=Список бывших частей Войска Польского, исторический и военный обзор
|Издатель=Беллона
|Местоположение=Варшава
|Дата=2000
|ISSN=1640-6281
|Оригинальное название=Spis byłychodziałów Wojska Polskiego, Przegląd Historyczno-Wojskowy
|Язык оригинала=pl
* |Автор=Януш Одзёмковский
|Title=Польские военные железные дороги на Восточном фронте 1918-1920 гг.
|Издатель=Друкарния Пиярув
|Местоположение=Краков
|Дата=2011
|ISBN=978-83-7269-327-3
|Оригинальное название=Polskie kolejnictwo wojskowe na froncie wschodnim 1918-1920
|Язык оригинала=pl
* |Автор=Аркадиуш Тулинский
|Название=6. Польская армия в польско-советской войне 1920 г.
|Издатель=Instytut Pamięci Narodowej
|Местоположение=Варшава
|Дата=2020
|ISBN=978-83-8229-062-2.
|Оригинальное название=6 Armia Wojska Polskiego w wojnie polsko-bolszewickiej w 1920 r
|Язык оригинала=pl
* |Автор=Полигон
|Title=История бронепоезда № 10 «Пионер» 1919–1921 гг.
|Издатель=Magnum X
|Местоположение=Варшава
|Дата=2018
|ISBN=
|Оригинальное название=Historia pociągu pancernego № 10 «Пионер» 1919–1921 гг.
|Язык оригинала=pl
|Автор=Януш Одзёмковский
|Title=Польские военные железные дороги на Восточном фронте 1918-1920 гг.
|Страницы=
|Автор=Полигон
|Title=История бронепоезда № 10 «Пионер» 1919–1921 гг.
|Страницы=
Категория:Военная железнодорожная техника
Категория:Бронепоезд (Польша)
Категория:Военная техника (Польша)
Подробнее: https://de.wikipedia.org/wiki/Panzerzug_Pionier
Пионер бронетанкового взвода ⇐ Васина Википедия
-
Автор темыwiki_de
- Всего сообщений: 48695
- Зарегистрирован: 13.01.2023
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
Мобильная версия