«Храм самаритян на горе Гризим» был самаритянским центром поклонения самаритян, расположенным на горе Гаризим, самом святом месте самаритянства, во времена классической античности. Этот храм был построен в пятом веке до нашей эры и разрушен династией Хасмонеев | лидером Хасмонеев Иоанном Гирканом около 110 года до нашей эры.
Археологические раскопки, проведенные на главной вершине горы Гризим в период с 1983 по 2006 год.
В отличие от непреходящего центрального места Храма в Иерусалиме | Иерусалимского Храма в иудаизме, Самаритянский Храм практически отсутствует в самаритянских текстах и не признается современными самаритянами.
== История ==
=== Строительство ===
В своей книге «Иудейские древности» | «Иудейские древности» еврейский историк первого века Иосиф Флавий писал, что Александр Македонский (356–323 гг. До н.э.) предоставил самаритянам право построить храм на горе Гризим.'' «Иудейские древности», 11.321–325 Однако раскопки на горе Гризим показывают, что это утверждение неверно. Вполне возможно, что Иосиф Флавий связал расширение святилища и развитие значительного городского центра вокруг него в начале 2 века до нашей эры с первоначальным строительством самого храма.
=== Разрушение ===
Между 112 и 107 годами до нашей эры Иоанн Гиркан расширил династию Хасмонеев | территорию государства Хасмонеев посредством военных кампаний, включая захват Сихема и горы Гаризим. Иосиф Флавий пишет, что Гиркан завоевал «кутимский народ», проживавший вокруг храма, который, по его словам, был «создан по образцу Иерусалима».Иосиф, Иудейская война, 1.62–63Иосиф. , «Иудейские древности», 13.254–256 Именно во время этого похода был разрушен храм на Гризиме.
Иосиф Флавий не дает объяснения решению Иоанна Гиркана разрушить храм, что побудило различных ученых предложить несколько возможных мотивов его действий.
== Археология ==
С 1982 по 2006 год в ходе археологических раскопок под руководством Ицхака Магена в Джебель-ат-Туре, одной из трех вершин горы Гаризим, была обнаружена священная территория яхвистов, которая действовала с V века до нашей эры до ее разрушения в середине-конце II века до нашей эры. Вокруг этого места в III и II веках до н. э. вырос город, но примерно в то же время он был разрушен.
Физические остатки храма до сих пор не обнаружены, в первую очередь из-за более поздних построек на этом месте, таких как церковь Марии Богородицы, построенная императором Зеноном (императором) | Зеноном (474–491 гг. Н. Э.) после самаритянского восстания 484 г. и дополнительные укрепления императора Юстиниана I в VI веке. Тем не менее, существует значительная поддержка существования храма – крытого сооружения, а не святилища под открытым небом – на горе.
== В еврейских и христианских писаниях ==
Косвенное упоминание о самаритянском храме на горе Гризим встречается в некоторых еврейских источниках. «Мегилат Таанит | Мегилат Таанит», текст первого века нашей эры, упоминает, что 21 кислева является «Днем горы Гаризим». Согласно «Схолии» эпохи Талмуда, комментарию к свитку, в этот день Александр Македонский дал евреям разрешение вспахать и посадить гору Гаризим в качестве наказания за заговор самаритян с целью разрушения Храма в Иерусалиме.
Прокопий из Газы (около 475–538 гг.), вероятно, опираясь на письменные источники, написал в своем «Комментарии к Второзаконию 11:29», что самаритяне построили храм («ναόν») на горе Гризим, где они молились. .
== Наследие ==
В отличие от центрального положения Храма в Иерусалиме | Иерусалимского Храма в иудаизме, которое подчеркивается в исторических, литургических и богословских трудах, Самаритянский Храм почти полностью отсутствует в самаритянских текстах и отвергается современными самаритянами.
Однако в позднеримский и ранневизантийский периоды память о храме, возможно, сохранялась среди самаритян, сопровождаемая надеждой на его возможное восстановление.
Средневековый самаритянский летописец Абу'л-Фатх | Абу л-Фатх в своем «Китаб ат-Тарих» упоминает алтарь и храм, предположительно построенный первосвященником Абдалом во время правления царя Сурди, возможно, Дария Великого | Дарий I. Он отмечает, что евреи позже «разрушили жертвенник и храм, которые построил первосвященник Абдал». Этот рассказ может указывать на угасающую память о храме. Однако самая старая из дошедших до нас самаритянских хроник, «Толида | Тулида», утверждает, что «Абдал построил только жертвенник. Современные самаритяне утверждают, что храм Абдала не имел божественного одобрения и, следовательно, не имел религиозного значения.
По словам Ричарда Паммера, память о храме Гаризим, возможно, была подавлена в самаритянских традициях из-за травмирующих последствий его разрушения их еврейскими братьями, что побудило общину больше сосредоточиться на воспоминании о Скинии.
== Библиография ==
* * *
Подробнее: https://en.wikipedia.org/wiki/Samaritan_Gerizim_Temple
Самаритянский храм Гаризим ⇐ Васина Википедия
-
Автор темыwiki_en
- Всего сообщений: 95573
- Зарегистрирован: 16.01.2024
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
Мобильная версия