'''Мастер Чуденицкого алтаря''', а также '''Мастер эпитафии Путы Швиховского'''' (Шимон Лаб ?) (? - 1514, Прага) был художником, работавшим в Праге в рубеж поздней готики и раннего Возрождения.
== Жизнь ==
Художник, которого называют Мастером Чуденицкого алтаря в честь его крупнейшей сохранившейся работы, обучался в Верхней Баварии и до 1500 года руководил живописной мастерской в Праге. Согласно ХитилуХитилу К, 1906, он может быть идентичен Симону Лабу, который был членом Нового города Праги | Пражского братства художников Нового города Святого Луки с 1503 года, а затем переехал в Малую Страну | Малую Страну Праги и стал смотрителем дома семьи Черниных | Вилем Чернин из Чуденице. В 1512 году он составил завещание устно в его присутствии. Он умер в 1514 году, и вдова художника взяла на себя управление живописной мастерской и была принята в цех живописцев.
Алтарь был построен по заказу семьи Черниных|Черниных из Чудениц, владевших деревней Чуденице с первой половины 13 века. Вилем Чернин был высокопоставленным сановником при дворе Владислава II Венгерского и членом законодательной комиссии городского суда. Вероятно, у них маляром был Симон Лаб. Личность художника косвенно подтверждается другим его заказом верховному губернскому судье Путе Швиховскому из Ризмберка (Бото Швихау фон Ризенберг), который, как и Чернины, происходил из разветвленного рода Дрславичей и его дом в Праге соседствовал с их домом.
== Работа ==
Мастер Чуденицкого алтаря был вдохновлен графическими работами Мартина Шонгауэра и стилистически старшим поколением баварских живописцев первой половины XV века (Мастер Вустерского панно, Мастер Мюнхенского распятия (Старая пинакотека, Мюнхен), Meister der Pollinger Tafeln, Meister des Tegernseer Hochaltars). Это могут быть прообразы фигур, выразительно суровые черты которых художник смягчает и уточняет, преодолевая тем самым позднеготический канон. Его фигуры характеризуются более естественной композицией тела, расслабленной осанкой и плавными движениями. Художник улавливает физическую массу и отбрасывает тени, а через реалистичные детали движется к ренессансной концепции картины, которая больше основана на чувственной реальности.Пешина Ю, 1985, с. 345Пешина Ю, 1950, с. 48-49 С другой стороны, расположение фигур в абстрактном живописном пространстве при отсутствии пейзажа связывает произведение с 1560-ми годами (Мастер алтаря Тухера, Мастер Боденского озера).Джиндра П. , Оттова М, (ред.), 2013, с. 190
=== Алтарный ретабл из Чуденице ===
Большой четырёхчастный ретабло с центральной панелью 191 х 167 см, двумя подвижными створками 191 х 60 см и пределлой 56 х 169 см написан темперой и маслом по дереву. Алтарь, расположенный в готической церкви Св. Иоанна Крестителя в Чуденице[https://web.archive.org/web/20160921091 ... ky/kostel- sv.-jana-krtitele-chudenice-oprava-dotace-z-ropu/kostel-sv_-jana-krtitele-v-chudenicich.html Готическая церковь Св. Иоанна Крестителя в Худеницах] является редким примером панно в Богемии на пороге поздней готики и Возрождения.[https://www.npu.cz/cs/pamatkova-pece/sl ... -se/18602- chudenicka-archa Чуденице Арк, Институт национального наследия] Алтарь реставрировался в 1891, 1931 и 2012-2013 годах. На центральной панели изображена Мадонна (искусство)|Мадонна между Иоанном Богословом|Св. Иоанн Богослов и Иоанн Креститель|Св. Иоанн Креститель. На открытых крыльях изображен Вацлав I, герцог Богемии|Св. Вацлав слева и Святой Христофор|Св. Кристофер справа. На оборотной стороне крыльев изображен Св. Иаков с коленопреклоненным слева апостолом Андреем|Св. Андрей справа. Фигуры помещены в воображаемое пространство, ограниченное сзади перегородкой, украшенной «преспарчой» (центр и задняя часть створок) или украшенной позолотой и рельефным декором. На пределле сцена Благовещения |Благовещение Девы Марии и в центре герб Черниных. Внизу надписи: «Domin(us) Wilhelmus domin(us) Joh(an)nes Cernin-Chudenic...fieri fecerunt Anno Domini 1505». Дата совпадает с годом смерти Яна Цернина из Худенице, и поэтому вполне вероятно, что алтарь был построен его братом Вилемом в память о Яне.Jindra P, Ottová M, (ed.), 2013, стр. 186- 190
=== Эпитафия Путы Швиховского ===
Эпитафия 1505 года происходит из мавзолея Путы Швиховского во францисканском монастыре в Гораждовицах, откуда позже была перенесена в местную приходскую церковь. Деканат в Гораджовице передал картину в дар Национальному музею (Прага)|Национальному музею в Праге, а в 1920 году она была передана в аренду Картинной галерее Общества патриотических друзей искусства. Эпитафия Путы Швиховской была одним из экспонатов выставки «Готика в крестьянских Чехах: Образы красоты и спасения» (2014).[https://ct24.ceskatelevize.cz/kultura/1041410-krasa- а-спаса-в-празе-успешна-плзенска-готика-же-на-граде Краса а спаса в Празе. Úspěšná plzeňská gotika je na Hradě Красота и спасение в Праге. Успешная пльзеньская готика в замке, Чешское телевидение, 2014]
Картина на сосновом панно 137,5 х 110,5 см. В центре композиции фигура «Скорбного Христа», которого за пояс держит Мария, мать Иисуса|Дева Мария, касаясь его правой руки. Слева от нее стоит апостол Варфоломей|Св. Варфоломей, рекомендующий Христу коленопреклоненного дарителя в доспехах, отмеченного большим гербом как член рода Швиховских. Справа стоит Михаил (архангел)|Архангел Михаил, которому был посвящен монастырский храм, со святым Петром|Св. Питер позади него держит большой ключ. Фон картины позолочен и украшен рельефным орнаментом. В отличие от алтаря фигуры заполняют все пространство и общаются друг с другом жестами и взглядами. Картина сбалансирована по цвету, драпировки более органично связаны с телом, отбрасываемые тени более естественны. Изысканное внимание художника к деталям поражает, особенно в богато украшенных плащах и доспехах дарителя. Ян Ройт считает, что художник - это другой художник из мастерской, создавшей алтарь Чуденице.Ян Ройт, в: Jindra P, Ottová M, (ред.), 2013, стр. 191-193
=== Вотивная панель с Распятием из Врхотовых Яновиц (Петрзинова) ===
На панно размером 72 х 52 см изображено Распятие Иисуса|Христос распят с Марией, Св. Иоанном Богословом, Св. Иеронимом и дарителем.Пешина Ю, 1958, с. 77, рис. 130 Происхождение картины неизвестно. Последний раз видели в частной коллекции, согласно одному несуществующему источнику.[https://web.archive.org/web/20200919184 ... kova_malba Готика сумерки, Desková Malba / Панно]
== Источники ==
* Йиндра П., Оттова М. (ред.), Образы красы и спасения, Gotika v jihozápadních Čechách / Образы красоты и спасения, Готика в Юго-Западной Чехии, стр. 304-313, Arbor Vitae, * Файт, Иржи (ред.), Europa Jagellonica 1386–1572. Искусство и культура в Центральной Европе под властью Ягеллонов, каталог выставки, ГАСК, Кутна Гора 2012, стр. 150-151
* Лоренц Зёнке, Декиерт Маркус (редактор), Spätmittelalter am Oberrhein, Teil 1., Maler und Werkstätten 1450–1525, Штутгарт, 2001 г.
* Пешина Ярослав, Desková malba в: Pozdně gotické umění v Čechách / Панно в: Искусство поздней готики в Богемии, Odeon Praha 1985, стр. 340-345
* Пешина Ярослав, Паралипомена к настоящему человеческому заболеванию после готики и возрождения. Восемь глав дополнений и исправлений чешской панно 1450-1550 гг., глава VI, с. 358, в.
* Пешина Ярослав, Tafelmalerei der Spätgotik und der Renaissance in Böhmen 1450-1550, Прага, 1958 г.
* Пешина Ярослав, Česká malba pozdní gotiky a renesance / Чешская живопись поздней готики и ренессанса, Прага 1950 г.
* Хитил Карел, Malířstvo Pražské 15. a 16. věku a jeho cechovní kniha staromestská z let 1490-1582 / Пражская гильдия живописцев 15-16 веков и ее цеховая книга Старого города 1490-1582 гг., Прага, 1906 г.
* * [http://www.esbirky.cz/predmet/3510952?s ... 4523f3316d Эпитафия Путы Швиховского, электронные коллекции]
* [https://cs.isabart.org/person/58374 Информационная система abART: Мастер Чуденицкого алтаря]
Художники Священной Римской империи XV века
Люди 15 века из Богемии
Чешские художники
Подробнее: https://en.wikipedia.org/wiki/Master_of ... Altarpiece
Мастер Чуденицкого алтаря ⇐ Васина Википедия
-
Автор темыwiki_en
- Всего сообщений: 94458
- Зарегистрирован: 16.01.2024
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
Мобильная версия