'''Урни''' (
== Происхождение и распространение ==
Помимо музыкальных смычков, старейшими струнными инструментами являются одно- или двухструнные цитры. В Непале цитра из бамбуковой трубки «ямамбар» относится к простейшему типу цитры, в которой звуковой короб и держатель струны идентичны. Со 2-го тысячелетия до н.э. Первые лютневые инструменты появляются на иллюстрациях в Древнем Египте в IV веке до нашей эры и состоят из звукового ящика и струнодержателя, находящихся в неразрывной связи. Простейшей формой этой конструкции и некоторыми свойствами, схожими с оригинальными музыкальными смычками, являются лютни-косы, в которых стержень вставляется через резонансный корпус в качестве опоры для струны, а к верхнему концу стержня привязывается единственная струна без колков. Курт Сакс: «Дух и становление музыкальных инструментов». Раймер, Берлин, 1928 г. (перепечатка: Фриц А.М. Кнуф, Hilversum 1965), стр. 163f, 185
Самый ранний, датируемый I тысячелетием до н.э. Струнные инструменты в индийской культуре, восходящие к I веку до нашей эры, включают арфы и цитры, известные в древнеиндийской литературе как «вина». Последний заменил смычковые арфы, которые исчезли после середины I тысячелетия и теперь сохранились только в своей простейшей форме в нескольких небольших уголках народной музыки, например, как однострунная цитра «туила» на Востоке. Индия. Несмотря на то, что цитры и лютневые инструменты образуют разные группы в классификации современных инструментов по системе Хорнбостеля-Сакса, разница заключается между музыкальным луком и простой цитрой-палкой с резонансным телом, сделанным из полуоболочки тыквы, прикрепленной к палочке, например «туила» и чаша-вертел лютня с корпусом, пронзенным стержнем, невысокая. В обоих случаях гриф отсутствует, струна проходит по диагонали и на расстоянии от грифа.Ср. Курт Сакс, 1928, стр. 185
Неясно, когда в Индии появились однострунные скрипки. Его происхождение утеряно, особенно в связи с «раванахаттой» в мифических сказаниях о богах. Самый старый известный письменный источник, согласно которому мифический король демонов Равана считается изобретателем первого индийского струнного инструмента, датируется V-VI веками. Век.Джоеп Бор: «Раванахаста». В: Grove Music Online, 28 мая 2015 г. Бигамудре Чайтанья Дева (1977) считает возможным, что на храмовых рельефах, начиная с X века, изображены смычковые инструменты. Бигамудре Чайтанья Дева: «Музыкальный Инструменты». Национальный книжный фонд, Нью-Дели, 1977, стр. 101 Однако их интерпретация неясна. Во второй половине XII века король Харипала, живший в Гуджарате, сообщил о «пинаки вине», посох которой из бамбука был натянут сухожилиями животных в качестве веревки, которая была соединена с луком («кармука '') из натертой смолой козьей шерсти.Джоеп Бор: ''Голос Саранги. Иллюстрированная история поклонов в Индии». В: «Национальный центр исполнительских искусств, Ежеквартальный журнал», тома 15 и 16, № 3, 4 и 1, сентябрь – декабрь 1986 г., март 1987 г., стр. 41
Простые формы щипковых или смычковых звуков до сих пор широко распространены в Южной Азии. В какой-то момент произошел переход от щипковых лютней (таких как североиндийская «эктара (лютневый инструмент) | эктара», «одна струна») к смычковым скрипкам.Курт Сакс: музыкальные инструменты Индии и Индонезии (одновременно одно Введение в прибороведение)». 2-е издание. Георг Раймер, Берлин, 1923, стр. 107 Среди струнных инструментов простейшие версии с кокосом или деревянной чашей в качестве резонатора встречаются в региональной народной музыке. Резонатор игрок обычно держит в районе одного плеча напротив верхней части тела одной рукой за конец стержня, направленного по диагонали вперед и вниз, а в другой руке натягивает тетиву со смычком.
Помимо «урни», в эту группу входят, среди прочего, «Пена (лютневый инструмент) | пена» в северо-восточном индийском штате Манипур, «банам» в восточно-индийском штате Джаркханд. и Одиша, «кингри» в Пардхане в Андхра-Прадеше и «пуллуван вина» в южном индийском штате Керала.Бигамудре Чайтанья Дева: «Музыкальные инструменты Индии». Их история и развитие». Компания KLM Private Limited, Калькутта, 1978, стр. 101–103 Тибето-бирманские хрусо в Аруначал-Прадеше также играют на однострунных скрипках с кокосовым резонатором, и некоторые группы нагов также играют. с резонатором из кокоса или калебаса (Люди)|Наги в Северо-Восточной Индии. Эти скрипки, предположительно, связаны с аналогичными инструментами в Китае.Роджер Бленч:
Название «саранги», заимствованное из персидского языка, обозначающее смычковую лютню с короткой шеей, широко распространенную по всей северной Индии, относится к струнному инструменту типа «саринда», на котором чаще всего играют в Непале. щипковая лютня «арбахо» в западном Непале подверглась репрессиям. «Дхану саранги» (от санскрита «дхану», «смычок») — лютня с длинной шеей в западном Непале, которая сейчас исчезла с бамбуковой палкой, от одной до трех струн и круглым чашеобразным корпусом. Деревянный лук был натянут из конского волоса.Ram Prasad Kadel, 2007. p. 239 Помимо щипковых лютнь Северной Индии, «эктара» также относится к однострунным скрипкам с чашеобразными шипами в Непале. из которых «урни» является региональным вариантом. Народ тару, проживающий в районе Читван в Тераи, называет однострунную скрипку «ек таре реуни», чтобы отличить ее от двухструнной «реуни». Его корпус изготовлен из дерева Карам (Adina cordifolia), стержень длиной около 60 см изготовлен из дерева Сиссау (Dalbergia sissoo), а струна - из козьей кишки. У дханус баджа такой же длины касты дома, живущей в Тераи, опора для струны состоит из изогнутой бамбуковой трубки.Рам Прасад Кадель, 2007. С. 240f «Маюра» (санскритское «маюра», «Голубой павлин») в районе Раутахат в Тераи отличается от «унри» и «ек таре реуни» по названию – как и североиндийское «маюри вина» – по одна резная фигура павлина наверху. Его круглое тело сделано из дерева или меди и покрыто кожей варана. В остальном идентичные «кингарува» касты Кингари в районе Банке на западе Тераи и «пинвача» касты Джьяпу в долине Катманду имеют две струны.Рам Прасад Кадель, 2007 г., стр. 242–245
== Дизайн ==
Чтобы сделать «урни», прямую ветку дерева «Dalbergia sissoo» утончают на одном конце на длину от 10 до 15 сантиметров, чтобы сформировать круглый стержень диаметром около одного сантиметра. через два противоположных отверстия в него вставляют половину скорлупы кокосового ореха или чашу, вырезанную из древесины джекфрута («Artocarpus гетерофиллус», непальское «катахар») так, чтобы палка слегка выступала на нижнем конце. В качестве попоны (струнного инструмента) вырезанную по кругу шкуру животного накладывают на отверстие раковины тела и натягивают бечевкой, пришитой через равные промежутки по выступающим краям. Натяжной шнур проходит V-образно к кольцу на нижней стороне корпуса. Тетива из конского волоса проходит от петли шнура на конце вертела до верхней трети опоры тетивы, где без колышков прикрепляется к шнуру, обернутому вокруг стержня. Это соответствует самому простому и старому методу изготовления вертелов. Рам Прасад Кадель (2007) утверждает, что длина струнной опоры составляет 45 сантиметров, а диаметр тела - 15 сантиметров. Лук состоит из тонкой бамбуковой трубки, которая также покрыта конским волосом.
== Как играть ==
Дхималы принадлежат к тибето-бирманскоязычной этнической группе, которую вместе называют киранти (кирати). Они селятся в восточной части Непальского Тераи и в округе (районе) Дарджилинг | Дарджилинг, который принадлежит индийскому штату Западная Бенгалия. В 2004 году в Непале проживало почти 20 000 представителей этнической группы, классифицированной как «маргинализованные».Дэвид Н. Геллнер: «Каста, этническая принадлежность и неравенство в Непале». В: «Экономический и политический еженедельник», том 42, № 20, май 2007 г., стр. 1823–1828, здесь стр. 1826. В Западной Бенгалии их относят к «другим отсталым классам». и в «Во время Британской Индии | Британского колониального периода они были причислены к «неарийским племенам».Субир Бисвас: «Питательный статус дхималов: малоизвестная община округа Дарджилинг, Западная Бенгалия, Индия». В: «Индийский антрополог», том 41, № 1, январь-июнь 2011 г., стр. 71–75, здесь стр. 72.
Фламандский художник и этнограф Франсуа Бальтазар Солвинс (1760–1824) оставался в Бенгалии с 1791 по 1803 год, где документировал повседневную культуру в многочисленных цветных рисунках. В своем описании бенгальской культуры, опубликованном в 1799 году, он обычно изображал музыкантов с их музыкой, которая воспринималась как экзотика, как представителей низших и презираемых каст. Среди 35 пластинок на музыкальных инструментах Франсуа Бальтазар Солвинс: «Сборник». из двухсот пятидесяти цветных гравюр. Описание манер, обычаев и одежды индусов». Mirror Press, Калькутта, 1799 г. он показывает «орни» на пластине 155.[https://www.laits.utexas.edu/solvyns -project/solvynsonline/pages/Calcutta155.html ''Разд. XI, нет. 35. «An Oorni».''] В: Франсуа Бальтазар Солвинс: «Сборник из двухсот пятидесяти цветных офортов», 1799, пластина 155, стр. 348. Техасский университет в Остине Цур. Пренебрежительное "урни" поясняет Солвинс - видимо, имея в виду вообще этот тип плева-скрипки с кокосовыми резонаторами - музыкальный инструмент широко распространен по всей Индии, но в больших городах на нем играют только конюхи, уборщики туалетов и представители других низших каст. . Он думает, что звук похож на вой кошки или крики дикого животного, или, по крайней мере, на пронзительное и монотонное «Оорни») Тон сохраняется в течение нескольких минут, прежде чем игрок переключается на более низкий или более высокий тон. Ведь он признает, что урни, которую часто играли под сопровождение песен, очень ценилась музыкантами и слушателями. Время от времени Солвинс, живший в Калькутте | Калькутте, заставлял своих слуг отгонять музыкантов, игравших на урни, которые играли музыку на открытом воздухе, слишком близко к нему. На иллюстрации Солвина «урни» изображен инструмент с настроечным колком и серией колокольчиков («гунгру»), прикрепленных к смычку, которые и по сей день часто подчеркивают ритм на народных музыкальных инструментах и в других случаях на ногах. для этой цели следует носить танцоров.Роберт Л. Хардгрейв-младший, Стивен М. Славек: «Инструменты и музыкальная культура в Индии восемнадцатого века: портреты Солвинов». В: «Азиатская музыка», Том 20, № 1, осень 1988 г. - зима 1989 г., стр. 1–92, здесь стр. 30–32
В то время как сегодня в Непале другие плетовые скрипки более или менее быстро исчезают, «урни» по-прежнему популярна среди дхималов. В него играют на религиозных церемониях поклонения богам народной религии, смешанной с индуизмом, а также на поминальных службах по предкам. Это соответствует «эктаре», используемой для сопровождения религиозных песен («киртана»).
== Литература ==
* Рам Прасад Кадел: «Музыкальные инструменты Непала». Музей непальских народных инструментов, Катманду, 2007 г., стр. 250, ISBN 978-99946-883-0-2
* [https://www.youtube.com/watch?v=ek4Lx8Pk8rg ''Процесс изготовления музыкальных инструментов "Урни" Дхимал''.] Видео на YouTube (Изготовление)
* [https://www.youtube.com/watch?v=ru8pfNhNzMo ''Эк Таре - непальский музыкальный инструмент - банда Даари.''] Видео на Youtube
Категория:Искусство (Непал)
Категория:Музыка (Индия)
Категория:Традиционный индийский музыкальный инструмент
Категория:Лютня
Категория:Струнный инструмент
Подробнее: https://de.wikipedia.org/wiki/Urni
Часы ⇐ Васина Википедия
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
Мобильная версия