изображение:Генеральный план Москвы 1935 года.jpg|thumb|right|200px|Генеральный план Москвы 1935 года
'''Генеральный план реконструкции Москвы''' (
==История==
===Фон===
изображение:1925 moscow-shestacov.jpg|thumb|right|200px|План Большой Москвы 1925 года
Сразу после Октябрьской революции были созданы проекты городов будущего, внесены предложения по реконструкции Санкт-Петербурга|Петрограда и Москвы. Первый план реконструкции «Город будущего» составил в 1918 году профессор Борис Сакулин. План охватывал города Московской области и предусматривал групповое расселение. Однако проект оказался неосуществимым, поскольку предполагал воссоздание жизни на слишком большой территории, сравнимой с небольшим государством
В 1918 году городские власти создали две конкурирующие группы планирования. Мастерская Моссовета под руководством Ивана Жолтовского (впоследствии руководство проектом перешло к Алексею Щусеву) занималась прежде всего развитием старого города, а группа С.С. Шестакова занималась проблемами рабочей окраины. План «Новой Москвы», предложенный Щусевым в 1923-1924 годах, основывался на традиционной для Москвы радиально-кольцевой планировке. Правительственный центр переехал в район Петровского парка и Ходынского поля. Московский Кремль был освобожден от административно-жилых функций и в будущем превращен в музей
изображение:1925 г. МосковскаяОбласть-shestacov.jpg|thumb|right|200px|План Московской губернии, созданный Шестаковым
Проект «Новая Москва» имел совершенно иную направленность, чем сталинская архитектура|Сталинский генеральный план реконструкции столицы 1935 года, который часто ошибочно называют развитием идей Щусева. Щусева перенесли административный центр на Ленинградский проспект, и по генеральному плану 1935 года он был принципиально наложен на исторический центр. Алексей Щусев|Щусев был за выявление лучших старинных построек (его сотрудники осматривали город, работая в комиссии по охране памятников Моссовета), тогда как при реализации генплана 1935 года многие исторические здания и кварталы были снесены. Московская администрация, не согласная с мнением Щусева, уже в 1924 г. склонялась в пользу плана Шестакова «Большая Москва»; в 1925 году упрямство Щусева стало уже нетерпимым, и его отстранили, а развитие «Новой Москвы» свернули
Проект «Большая Москва» был разработан в 1921–1925 годах Сергеем Шестаковым. По плану историческое ядро города было окружено системой трех колец.
===Конкурсные работы===
Конец 1920-х — начало 1930-х годов — время горячих дискуссий о принципах социалистического расселения, типах жилья, путях застройки будущей Москвы, будущем советского народа.
В 1930 году в печати появились два плана развития Москвы - Контрурбанистический|деурбанистический проект «Зеленого города» Михаила Барща и Моисея Гинзбурга и последовательный урбанистический проект Николая Ладовского
По проекту «Зеленого города» его осью должно было стать Ярославское шоссе. Вдоль него с обеих сторон должны были располагаться полосы изолирующих зеленых насаждений, за которыми должны были располагаться разбросанные в беспорядке жилища (предполагались различные типы автономных жилых ячеек на одного, двух и более человек). На каждом километре шоссе планировалось разместить двухэтажные общественные здания, в которых были бы столовые, кладовые для обслуживания жилых ячеек, информационные центры, спортивные склады, газетные киоски, парикмахерские и т. д. Гинзбург и Барщ предлагали построить сеть таких пригородов. вокруг Москвы, да и в самой Москве, по их проекту, строительство должно было быть полностью заморожено. В то же время, поскольку постройки внутри города пришли в упадок, их предлагалось снести; должны были быть сохранены только здания, относящиеся к категории памятников культуры и истории
Рациональный архитектор Николай Ладовский считал, что Москва на протяжении сотен лет была радиально-кольцевым городом-крепостью и не имела необходимых для столицы общественных пространств и зданий. План архитектора предполагал Градостроительство в России|разорвать радиально-кольцевую систему планировки Москвы, открыть одно из колец и дать городу возможность динамичного развития в заданном направлении, а именно на северо-западе по Тверской улице|Горького. Улица, Ленинградское шоссе и далее («парабола Ладовского»). Со временем Москва, развиваясь в северо-западном направлении, могла бы объединиться с Ленинградом.
В 1932 году Моссовет|Московская городская дума организовала закрытый конкурс на идею плана территории|генерального плана Москвы. В конкурсе приняли участие крупнейшие функционалисты со всего мира — Ле Корбюзье, Ханнес Майер, Эрнст Мэй и Николай Ладовский.
В проекте инженера Германа Красина планировка Москвы предлагалась в виде звездообразного строения с плотно застроенным центром, застройкой поселений вдоль радиальных магистралей, между которыми пролегали зеленые насаждения, идущие из Московской области. в центр. Немецкие архитекторы Эрнст Май и Ханнес Майер предлагали оставить радиально-кольцевую планировку и исторический центр города, в котором была сосредоточена культурная, административная и политическая жизнь. Планировалось развивать промышленность на юго-востоке. Города-спутники были связаны с центром и промышленными районами электрической железной дорогой.
Французско-швейцарский архитектор Ле Корбюзье, классик архитектурного авангарда, считал, что средневековая радиально-кольцевая структура плана не способна вместить новое содержание растущего города. Ле Корбюзье предложил план сетки «Прямоугольник | прямоугольный» вместо традиционной радиальной кольцевой структуры. Территорию столицы предполагалось разделить на зоны: на севере должен был появиться новый политический центр города, на юге — четыре крупных жилых района, затем — исторический центр, южнее которого располагался промышленная зона.
Существовал также проект генплана за авторством Льва Ильина, предложенный в 1936 году, уже после реализации генплана. Впервые была предпринята попытка решить вопрос реконструкции центра города не за счет проектирования отдельных зданий - Дворца Советов или здания Наркомата тяжелой промышленности, - а за счет проектирования взаимосвязанных ансамблей-комплексов.
===План полива===
изображение:Обводнение Москвы 1932.jpg|thumb|right|200px|Водопроводная система города Москвы по проекту инженера Авдеева (Анова), 1932 год
План полива также включал в себя множество вариантов, которые готовили разные архитекторы. Окончательные варианты были разработаны специалистами Моканалстроя, организованного при Моссовете | Моссовете в 1930 году
==Генеральный план 1935 года==
Ни один из объявленных ранее конкурсных проектов не был признан достаточно убедительным, чтобы стать основой будущего реального плана преобразования Москвы. Поэтому в 1933 году для разработки такого плана были созданы конструкторские мастерские Моссовета | Моссовета.
На пленуме ЦК КПСС|ЦК КПСС в июне 1931 года были приняты решения о строительстве метро в Москве и соединении Москвы (реки)|Москвы-реки с каналом на Волгу. Первый испытательный поезд прошёл по участку Сокольники — Охотный ряд в 1935 году.
При этом пленум обязал «московские организации приступить к разработке научно обоснованного плана дальнейшего расширения и развития Москвы».
В 1935 году Иосиф Сталин и Вячеслав Молотов утвердили декрет «О Генеральном плане реконструкции города Москвы», в котором были сформулированы принципы градостроительства в коммунистических странах | социалистического градостроительства, оказавшие огромное влияние на его практику и теории в последующий период. К моменту утверждения генерального плана|генплана уже были проведены масштабные градостроительные работы: в 1935 году была завершена первая очередь метро и начались проектно-строительные работы по строительству канала имени Москвы
Перед архитекторами 2-го планировочного цеха стояла непростая задача создания единого ансамбля, учитывая, с одной стороны, еще не начавшийся строительство Дворца Советов, а с другой - уже возводимые по маршруту новые здания. будущих главных магистралей, таких как Здание Совета Труда и Обороны, первая очередь гостиницы Four Seasons Москва|Моссовет, «дом на Моховой» и Российская государственная библиотека|Библиотека имени Ленина
Разработка генерального плана была проведена комплексно, все планировочные конструкции города подверглись инженерному, архитектурному и экономическому анализу. Одновременно велись детальные разработки крупных инженерно-технических проектов: метрополитена, водоснабжения города, реконструкции наземного транспорта, строительства и реконструкции мостов. В 1935 году работа над Генеральным планом Москвы была завершена.
В План, среди прочего, вошли сталинские градостроительные идеи:
*Новая застройка должна вестись целыми «ансамблями», а не отдельными зданиями.
*Размер городского квартала должен увеличиться с нынешних 1,5–2 га (4–5 акров) до 9–15 га|га (22–37 акров).
*Новая застройка должна быть ограничена по плотности до 400 человек на 1 га (160 человек на акр).
*Здания должны быть высотой не менее 6 этажей; 7-10-14 этажей на первоклассных улицах.
*Набережные — первоклассные улицы, зонированные только для первоклассного жилья и учрежденийПостановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 10 июля 1935 г. N 1435 "О генеральном плане реконструкции города Москвы" [http://www.smix.biz/docs_cccp.php?id=7154 text]
Эти правила фактически запрещали дешевое массовое строительство в старом городе и на «первосортных» улицах, а также жилищное строительство на одну семью. Дешевое развитие продолжалось в отдаленных районах, но большая часть средств была направлена на новые, дорогостоящие «ансамблевые» проекты, в которых фасады и величие ценились больше, чем потребности перенаселенных городов.
Предполагалось, что новый генеральный план, разработанный Владимиром Семёновым (архитектор) | Владимиром Семёновым и Сергеем Чернышёвым (архитектор) | Сергеем Чернышевым, будет реализован в течение десятилетия. Развитие города планировалось преимущественно в юго-западном направлении, свободном от промышленных предприятий. План предусматривал строительство новых широких транспортных путей и расширение существующих. Существующие мосты предполагалось обновить и расширить, дополнить новыми (в том числе Крымским). Приоритетной задачей считалось строительство Московского метрополитена, носящего имя Лазаря Кагановича. Вплоть до Великой Отечественной войны работы по реализации генерального плана шли непрерывно, с увеличением объемов всех видов строительства.
Первым реализованным проектом Московского метрополитена стало создание метрополитена. Строительство первой опытной площадки началось в 1931 году на улице Русаковской. В 1933 году, после утверждения технического проекта первой очереди, трест «Мосметрострой|Метрострой» приступил к основным работам. Открытие Московского метрополитена и его первой линии Сокольнической линии | Сокольнической состоялось 15 мая 1935 года. Пусковой комплекс включал 11,2 км маршрута, 13 станций и 12 поездов
Большое значение также придавалось озеленению города, созданию новых парков и реконструкции существующих. Вокруг центра города планировалось создать пять «зеленых» колец. Для отдыха социалистических тружеников были организованы рекреационные и парковые пространства нового типа - Парк Горького (Москва)|Парк Горького и Выставка достижений народного хозяйства|ВДНХ. Работы по планировке парка Горького проводились в 1934-1936 годах. Парк спроектирован коллективом архитекторов под руководством Александра Власова (архитектор) | Александра Власова, мастера ландшафтной архитектуры. Парк создан на месте 1-й Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1922-1923 годов. Размер парка не ограничился территорией бывшей выставки, а увеличился до 560 гектаров, включая Нескучный сад. В состав парка вошли открытые пространства для культурных мероприятий, а зоны отдыха отличались живописной планировкой. К открытию новой Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в 1939 году на северо-западе столицы был сформирован крупнейший массив зелени, включающий Парк культуры и отдыха имени Дзержинского, Останкино (парк)|Останкинский парк и Московский ботанический сад Академии наук|Главный ботанический сад
Осенью 1932 г. быстрыми темпами началось строительство канала Москва — Волга (нынешний канал имени Москвы); Четыре года и восемь месяцев потребовалось, чтобы прорыть искусственную реку от станции Большая Волга на окраине Дубны до Москвы. Строительство курировало НКВД. На нем работали тысячи заключенных, для чего был специально создан Дмитровлаг, просуществовавший более пяти лет. В мае 1937 года по каналу прошли суда с грузами и пароходы с туристами, и он стал одновременно водным и судоходным маршрутом. А за два года до этого речной транспорт начал развиваться, когда постановлением правительства от 8 сентября 1935 года было утверждено решение о создании серии специальных «канальных» судов. К началу навигации по каналу необходимо было разработать и построить суда для нового водного пути — теплоходы, катера, планеры, водные такси, создать комфортабельный и удобный флот. Канал изменил и обводы кораблей: в отличие от старых речных форм, угловатых и высоких, корпуса «канальных» теплоходов стали вытянутыми и обтекаемыми.
Водопой Москвы развивался по всему городу. С севера столицу должны были огибать два кольцевых канала. Один из них, небольшой, соединял Яузу | Яузу с Химкинским водохранилищем, а второй выходил в район Московского Южного речного порта | Южный порт. Излучины Москвы-реки предполагалось спрямить для удобства судоходства. Наибольшее внимание уделялось строительству каналов, которые должны были соединить Москву со всеми крупными реками европейской части России|Европейской части страны
===Цитаты===
===Библиография===
* * * * * * *
==Дальнейшее чтение==
*
Городское планирование в России
1935 год в Москве
Планы города
Городской дизайн
Архитектура ХХ века в России
Политика Москвы
Подробнее: https://en.wikipedia.org/wiki/General_P ... _of_Moscow
Генеральный план реконструкции Москвы ⇐ Васина Википедия
-
Автор темыwiki_en
- Всего сообщений: 94829
- Зарегистрирован: 16.01.2024
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
Полная версия