Хаят ибн СаидВасина Википедия

Новости с планеты OGLE-2018-BLG-0677
Что вы не только не знали, но и не хотели знать
Автор темы
wiki_en
Всего сообщений: 94104
Зарегистрирован: 16.01.2024
 Хаят ибн Саид

Сообщение wiki_en »

Шеху «Хаяту ибн Саид» (1840–1898), также известный как «Хаяту Балда», был исламским ученым 19-го века и ведущим лидером махдизма | махдистов в Судане (регионе). |Регион Центрального Судана.
== Молодость ==
Хаяту родился около 1840 года в Сокото, вероятно, в Кофар-Рини, где проживал его отец. Он был старшим сыном Саида ибн Белло, сына второго списка султанов Сокото | халифа Сокото Мухаммада Белло. Его мать, Хадиджа, была дочерью Саркина Рафи Идрису, который принадлежал к семье Гидадо дан Лаймы, второго великого визиря Сокото | Вазири Сокото. С юных лет Хаяту был известен своей хорошей памятью и острым умом. Раннее образование он получил от своего отца, который славился своей ученостью и благочестием.
Позже Хаяту посвятил себя в первую очередь научным занятиям, таким как учеба, преподавание, написание и сочинение стихов. Он также участвовал в управлении Ганди (на территории современного Рабаха), рибате (укрепленном пограничном гарнизоне) под командованием своего отца.

== В Сокото ==
В 1867 году, после смерти халифа Алию Карами | Али Карами (годы правления 1866–1867), в халифате Сокото | Сокото возник спор о престолонаследии. Двумя претендентами на эту должность были Ахмаду Руфаи | Ахмад ар-Руфаи, сын Усмана дан Фодио, и Абубакар Атику на Рабах | Абубакар Атику, сын Мухаммеда Белло. Хаяту рекомендовал Руфаи, аргументируя это тем, что он является сыном Усмана, что в конечном итоге привело к назначению Руфаи халифом. С 1867 по 1873 год Хаяту был одним из ближайших советников Руфаи.

В конце 1860-х годов Хаяту сменил своего отца на посту командира рибата Ганди. После нескольких лет правления он вернулся в Сокото во время правления Абубакара Атику (годы правления 1873–1877), который сменил своего дядю Руфаи. Основная причина его отставки (или отстранения) от Ганди неясна. Мартин Закари Нджеума|Мартин Нджеума предположил, что у него «столкнулись с проблемами с основными жителями, и он был освобожден от своих обязанностей в результате народных действий». Однако Асмау Г. Саид отмечает, что Большое количество рабов-немусульман в рибате, некоторые из которых имели значительное политическое влияние, мешало ученым исламским ученым, таким как Хаяту, применять законы шариата | шариата. Далее она добавила, что из четырех командиров, правивших Ганди, а именно Ибрагима (сына Мухаммеда Белло), Саида, Хаяту и Бухари (младшего брата Хаяту), только первый умер там, а остальные трое ушли.

Вскоре после возвращения в Сокото, в 1878 году, Хаяту покинул город и поселился в эмирате Адамава | Адамава, расположенном в самой восточной части халифата. Точная причина его эмиграции неясна, но было предложено несколько теорий. Зигфрид Пассарж, немецкий путешественник, предположил, что Хаяту совершал паломничество в Мекку. Историк Саад Абубакар предположил, что «Хаяту, возможно, разочаровался в делах в Сокото после того, как его отец не смог стать халифом». Саид отметил, что причина его эмиграции, как и эмиграции «многих других ученых», вероятно, связана с его предполагаемым «снижением моральных и интеллектуальных стандартов в Сокото Халифате». Далее она добавила, что «Хаяту выступал за возрождение ислама и пришел к выводу, что на этот раз вдохновение исходило из-за пределов территории Халифата, как и предсказывал Шеху». По словам Нджеумы, некоторые из последователей Хаяту в Маруа и Балде утверждают, что перед отъездом из Сокото он получил сверхъестественное откровение, благодаря которому он «осознал, что исполнение предсказания Усмана о том, что Махди появится до окончания джихада Усмана, уже близко. " Однако Нджеума предполагает, что:Адамава был одним из самых богатых эмиратов со стабильным режимом. Правитель Адамавы, Санда бин Адама | Санда, особенно восхищался учеными людьми и хотел, чтобы они были в его эмирате. В Адамаве Хаяту вызывал уважение не только как потомок Усмана, но и за свои личные заслуги как ученого человека. Уровень образования в Адамаве по-прежнему оставляет большие возможности для развития по сравнению с некоторыми эмиратами Хаусаленда.

== В Адамаве ==
Будучи потомком Усмана дан Фодио и уважаемым ученым, Хаяту был хорошо принят в Йоле, Нигерия | Йола, столице Адамавы. Он прибыл в сопровождении тридцати трех студентов и большой свиты обслуживающего персонала. Он проводил время, обучая и посещая другие части эмирата. Он получал подарки со всего эмирата, которые вкладывал в покупку лошадей и уздечек. В 1882 году Хаяту покинул Йолу и отправился на «Восток», примерно через год после махдистской войны|Суданский Махди, Мухаммад Ахмад, сделал Мухаммаду Ахмаду #Объявление Махдии|своё заявление.
По пути на «Восток» Хаяту остановился в Маруа, на северо-востоке Адамавы. Затем он переехал в Бого, Камерун | Бого, примерно в 20 милях от Маруа. Он поселился там с большим войском, надеясь сделать его столицей своего нового государства. Окружной губернатор города Ламдо Гарей разрешил ему поселиться в Балде, в восьми милях отсюда, в питомнике, где преемник губернатора Бого получил опыт управления. Из Балды Хаяту начал свой джихад против немусульманских народов этого региона, включая народ мусгум|мусгум, народ маса|маса и народы семайя. Народ фула | Мусульмане фулани из Бого в течение нескольких десятилетий не могли подчинить себе эти племена, но Хаяту надеялся добиться успеха, используя веру в ожидание Махди сплотить мусульман.

Кампании джихада в основном были успешными, и недавно завоеванные племена образовали новый район под руководством Хаяту. Следовательно, Балда быстро рос в размерах и влиянии, привлекая множество молодых и опытных бойцов даже из Хаусаленда. Его последователи построили школу, рынок и мечеть, которые послужили центрами распространения идей Хаяту о его джихаде и приходе Махди. Его последователи считали его «замечательным лидером, который значительно усилился благодаря сочетанию в себе роли учителя, завоевателя, администратора и религиозного лидера». Они также считали его целителем и считали, что его молитвы «особо эффективны».
В 1883 году Хаяту отправил миссию к Мухаммаду Ахмаду с посланием, в котором обещал свое полное подчинение. Мухаммад Ахмад ответил, назначив Хаяту своим заместителем (амилем) в халифате Сокото и поручив ему «объявить джихад любому, кто не подчиняется Богу и Его посланнику и отвергает наш махдизм». Он также упомянул, что разослал сообщения «всем эмиратам Сокотоского халифата|эмирам Сокото и их последователям», информируя их о назначении Хаяту.

Хаяту начал отправлять послания губернаторам соседних округов - Калфу, Камерун | Калфу, Маруа, Бого, Мадагали, Уба, Нигерия | Уба и Мода - призывая их «выполнить инструкции Усмана», подчинившись Махди после его появления. Растущее влияние Хаяту угрожало этим губернаторам, перед которыми стоял выбор: либо сопротивляться ему, либо принять его приглашение. Они избегали ожесточенного конфликта с ним из-за его важности как члена королевской семьи Сокото и политического характера ситуации, полагая, что Ламидо Адамавы наиболее подходит для ее разрешения. В результате некоторые губернаторы направили миссию к Ламидо Санде в Йоле, чтобы проинформировать его о ситуации. Санда, «правитель, который избегал военных кампаний как чумы», отказался действовать против Хаяту. Происхождение Хаяту от Усмана дан Фодио сделало Санду еще более нежелательным сражаться против него. Этот робкий ответ Санды еще больше увеличил число последователей Хаяту. К 1890 году община махдистов сформировалась на севере Адамавы, охватывая весь регион гор Маруа-Мандара | Мандара вплоть до Муби (города) | Муби. Сообщество Хаяту, в котором преобладали молодые и религиозно настроенные мужчины, мирно сосуществовало с другими мусульманами и отличалось своей униформой — залатанной джиббой Махдии в Нилотском Судане.

Растущее число последователей, которых он получал из халифата Сокото, побудило Хаяту отправить миссию к властям Сокото, призывая их присоединиться к нему. Однако Сокото уже отверг претензии Мухаммада Ахмада как Махди. Они указали, что некоторые ключевые признаки, которые должны были предшествовать появлению Махди, такие как войны и крупные беспорядки, «не полностью проявились в империи». Признание Махди также противоречило бы политическим интересам халифата, поскольку Махди был осужден несколькими мусульманскими странами. Британская королевская компания Нигера, которая была в дружеских отношениях с халифом Умару бин Али Умару, вероятно, ясно выразила свое несогласие. Молчание Сокото гарантировало, что ни один из других эмиров халифата открыто не поддержал дело Хаяту.

Хаяту продолжал поддерживать регулярную связь с лидерами Махдии посредством писем «халифу» Мухаммада Ахмада Абдаллахи ибн Мухаммада Абдуллахи, в то время как его последователи продолжали укрепляться в Адамаве. Однако в октябре 1890 года Санда сменил его сводный брат Зубейру би Адама | Зубейру, открыто антимахдистский. В отличие от Санды, Зубейру был «более решительным и сильным персонажем, который, очевидно, не питал такого же глубокого уважения к Хаяту». Услышав о вознесении Зубейру, Хаяту немедленно призвал своих последователей подготовиться к войне, ожидая нападения Зубейру. Во время сезона дождей 1891 года Зубейру отправил Хаяту письмо, призывая его отказаться от своих амбиций по захвату Адамавы и поселиться в Йоле. Он также пообещал обеспечивать его «пока трон в Сокото не освободится». Хаяту прислал краткий ответ, дав понять, что он верен только Махди.

Получив разрешение от халифа Сокото Абдура Рахмана Атику арестовать Хаяту и сплотить своих губернаторов, Зубейру в 1893 году выступил против Хаяту с по меньшей мере сорока различными дивизиями численностью более 10 000 человек. Несмотря на свою сравнительно меньшую армию, Хаяту был убежден в своей победе. над Зубейру и постоянно поощрял своих людей в их «гарантированной победе». Частично из-за того, что многие из его солдат отказались сражаться, военная кампания закончилась для Зубейру катастрофой. Однако, пока большая часть сил Зубейру отступала, он приказал некоторым из своих людей обыскать и поджечь Балду, прежде чем полностью отвести свои войска.
Хотя он и выиграл битву, Хаяту понимал, что ему придется начать с самого Сокото, прежде чем его движение сможет получить серьезную поддержку со стороны эмиратов халифата. Хотя у него было много сочувствующих, большинство считало, что ему необходимо отказаться от своей верности иностранной державе и «подчиниться требованиям установленной власти». Его победа над Зубейру побудила Рабиха аз-Зубайра, суданского военачальника, вступить с ним в союз. Рабих сочувствовал делу махдистов и имел планы завоевания империи Канем-Борну | Борну. Он отправил послание, поздравив Хаяту с победой, и предложил встречу в Манджафе|Манджаффе в султанате Багирми|Багирми. Эта встреча привела к союзу между ними с целью сначала завоевать Борну, а затем заставить Рабиха помочь Хаяту в завоевании Королевства Мандара | Мандара и Халифата Сокото. В знак доброй воли Рабих выдал Хаяту замуж свою дочь Хауву.
== В Борну ==
В октябре 1893 года альянс успешно победил Ашими из Борно | Май Хашим, завоевал Борну и назначил Рабиха своим новым правителем. В начале 1894 года Хаяту переехал в новую столицу Рабиха, Дикву, и был назначен имамом Борну. Эмиль Жантиль, французский колониальный офицер, описал его новую жену Хауву как умную, но развратную женщину, привыкшую носить мужскую одежду. Далее он описал ее как замечательного стрелка, который «никогда не выходил на улицу, если не был вооружен винтовкой».
Хаяту остался в Борну, служа духовным лидером армии Рабиха, но Рабих быстро затмил его. Он был разочарован тем, что Рабих отдал приоритет мерам против наступления французов в район озера Чад | Чад. Кроме того, махдистская война#итальянская кампания и англо-египетское завоевание|серьезное поражение армии махдистов в Судане значительно уменьшили пыл дела. Несмотря на эти обстоятельства, Хаяту, очевидно, сохранял «высокое чувство ответственности».
Тем не менее, к концу 1897 года Хаяту отказался от союза и планировал бежать из Диквы. Он разослал секретные письма своим сторонникам, в том числе Джибрилу Гаини из эмирата Гомбе | Гомбе, информируя их о своем намерении разорвать союз с Рабихом. В январе 1898 года, когда Рабих вел военную кампанию против французов, Джибрил послал около пятидесяти всадников, чтобы сопровождать Хаяту из Диквы. Однако Хаува сообщила о плане своему брату Фадл-Аллаху, заместителю Рабиха, который попытался его остановить. Завязалась битва, в ходе которой Хаяту был убит. Его сопровождавшие его последователи были полностью убиты, так как отказались покинуть его тело.

1840 рождений
1898 смертей
Семья Дэна Фодио
Нигерийцы XIX века
Люди из Сокото
Люди махдистской войны
Нигерийский народ фула
Исламские религиозные лидеры XIX века
Писатели, говорящие на языке фула
Нигерийские арабоязычные писатели
Нигерийские поэты, говорящие на арабском языке
История Адамавы

Подробнее: https://en.wikipedia.org/wiki/Hayatu_ibn_Sa%27id
Реклама
Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ, комментарий, отзыв

Изменение регистра текста: 
Смайлики
:) :( :oops: :chelo: :roll: :wink: :muza: :sorry: :angel: :read: *x) :clever:
Ещё смайлики…
   
К этому ответу прикреплено по крайней мере одно вложение.

Если вы не хотите добавлять вложения, оставьте поля пустыми.

Максимально разрешённый размер вложения: 15 МБ.

  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение