Переход Стечака в НишанВасина Википедия

Новости с планеты OGLE-2018-BLG-0677
Что вы не только не знали, но и не хотели знать
Ответить Пред. темаСлед. тема
Автор темы
wiki_en
Всего сообщений: 51219
Зарегистрирован: 16.01.2024
 Переход Стечака в Нишан

Сообщение wiki_en »

'''Переход от ''стечака'' к ''нишану''' — это период в Боснии и Герцеговине. История Боснии и Герцеговины|история, отмеченная окончанием использования надгробий «стечак» и переход к первым надгробиям «нишан». Это культурное явление на территории Боснии и Герцеговины, временно ограниченное периодом между второй половиной 15 и первой половиной 16 века.

== ''История'' ==

=== ''Стечак'' ===
Из общего количества надгробий стечаков, возведение которых началось в 11 веке, большую часть (95,5%) составляют горизонтальные плиты, короба и фронтоны. Остальные вертикальные «стеччи». По времени постройки вертикальные надгробия «стечак» относятся к позднему периоду и концу использования надгробий «стечак». Территория и время их происхождения, а также некоторые другие свойства подтверждают, что они были созданы под влиянием мусульман|мусульманские надгробия. В большом количестве случаев Некрополи|некрополи с надгробиями «стечак» имеют старые мусульманские кладбища с надгробиями «нишан», которые во многом похожи на вертикальные надгробия «стечак».

Территориальная близость и другие сходства относятся к периоду второй половины XV — первой половины XVI вв. Это было время, когда средневековое боснийское государство утратило свою независимость и перешло под власть Османской империи.

Формы надгробий «стечак» восточного происхождения означали их последнюю главу. Новые формы вместе с крестным знамением стали постоянным надгробным знаком. Незначительное проникновение надгробий «нишан» в восточные районы Боснии и Герцеговины в XV веке, что можно проследить по многочисленным надписям на надгробиях «нишан», завершилось появлением надгробий различных пропорций, что наиболее интересно в данном случае. из тех, что находятся в Дони Бакичи недалеко от Олово, чье гармоничное убранство вырезано для этой цели, возможно, в последний раз.
=== ''Нишан'' ===
«Нишаны» — это надгробия, воздвигнутые для представителей исламской веры. Название взято из персидского языка | персидского через османско-турецкий язык и означает знак, цель, знак.

Арабы, как первые носители ислама, не знали надгробий в форме нишана. Турки-сельджуки вырезали свои надгробия в виде стел различной формы. Форма стелы могла быть принята сельджуками с разных сторон, поскольку такая форма надгробия широко распространена. Оно было взято у народов Кавказа, грузин и армян. Рельефный репертуар сельджукской стелы был взят с древней родины ислама в Средней Азии (Персии). Другими словами, сельджукская стела представляет собой сочетание армяно-грузинского надгробия, связанного с среднеазиатским и персидско-исламским культурным наследием.

Второй тип нишана - с тюрбаном - по сути, представляет собой оригинальное надгробие сельджукского типа, которое получило дальнейшее развитие позже, в период Османской империи.

== Появление надгробий «нишан» в Боснии ==
С приходом Османской Боснии и Герцеговины | Османов и появлением ислама в Боснии и Герцеговине «нишан» стал новым типом надгробия и по своим характеристикам представляет собой интересное и важное культурное и художественное явление в стране. .

Оба типа нишана, стела и нишан с тюрбаном, были привезены османами сначала в Северную Македонию и Сербию, а затем в Боснию и Герцеговину.
Самые старые нишаны на территории Боснии и Герцеговины относятся ко второй половине XV и всему XVI векам. Общие характеристики этих ранних нишанов таковы:

* большие габариты
* две основные формы: стела и колонна
* рельефные мотивы, которые были непосредственно перенесены из стечака
* отсутствие эпитафий на восточных языках
* надписи боснийской кириллицей (Bosančica) * они регулярно располагаются вместе со стечками или в непосредственной близости.

Благодаря этим особенностям они значительно отличаются от нишанов более позднего периода, начиная с 17 века.

=== Стелы ===
Стела|Стелы представляют собой вертикальные плиты, которые иногда заканчиваются плоской или закругленной поверхностью, но чаще всего двускатной крышей с двух, а затем и с трех скатных сторон.

Столбы представляют собой четырехгранные вертикальные призмы, примерно равные по ширине и толщине, переходящие вверху в пирамиду и оканчивающиеся полусферой или переходящие в цилиндрическую шейку, на которой находится тюрбан с заостренным концом. Колонны с пирамидой обычно относительно большие и называются обелисками. Соответственно, столбы можно разделить на обелиски и нишаны с каменной сферой, вырезанной в виде тюрбана.

=== Орнамент ===
Нишаны XV и XVI веков характеризуются крупными размерами и рельефными мотивами, непосредственно перенесенными со стечака. Мотивы – это чистое украшение, символы или образные изображения. Они обычно неглубокие по отношению к фону пластичны или только протравлены. Все изображения имеют неравномерную резьбу, в основном простые и грубые, хотя встречаются и с тонкой резьбой.

В населенных пунктах Сараево, Трново, Республика Сербская|Трново, Калиновик, Рогатица, Олово, Соколац, Босния и Герцеговина|Соколац, Невесинье, Прозор-Рама|Прозор, Травник и Гламоч насчитывается 29 нишанов на стороны которых представляют собой фигурные мотивы. В 24 случаях присутствуют животные мотивы: птица, лошадь, олень, лань, собака, змея, лев и кабан.
На более чем 200 нишанах присутствуют нефигуративные мотивы: рука, полумесяц, половина яблока, розетка, дубина, , а также мотивы войны, охоты и турниров. Появляется сабля, тогда как меч появлялся исключительно на стечаках.

=== Надписи ===
«Нишаны» того времени не имеют эпитафий на восточных языках, которые появятся в большом количестве позже, но имеют надписи на боснийской кириллице (Bosančica), например, на стеччах.
== Христианские нишаны ==
Значительное количество христианских могил того времени отмечено памятниками, ничем не отличающимися от мусульманских надгробий «нишан», за исключением креста или надписи о том, что погребенный был христианином (членом На них вырезаны Боснийская церковь, Католическая церковь|католицизм или восточное православие|православие). Такие надгробия называются христианскими «нишанами».
Обычно это вертикальные пластины с закруглением вверху. Под облицовкой детали они часто имеют два округленных выступа. У некоторых даже нет крестного знамения.

Памятники этого типа регулярно встречаются в районах, ранее удаленных от османских поселений. Вместо надгробий стечаков в новых исторических условиях христианами были воздвигнуты надгробия в форме нишанских надгробий, даже без крестного знамения, но все же пугающе сохраняющие некоторые общие символические знаки с более ранними надгробиями стечаков.

Из обзора памятника, считающегося христианским «нишаном», переход от лежачей формы «стечака» через вертикальную массивную призматическую форму к форме «нишана» и, наконец, к форме Сам по себе крест регулярный, заметен с большей или меньшей постепенностью.

== ''Стечак'' (обелиск, столб, ''нишан'') в Дони Бакичи (Олово) ==
В деревне Бакичи недалеко от Олово находится исторический комплекс, состоящий из: двух стечаков в местности Под Клиса или Варошиште, остатков средневековой церкви Св. Роко (храм Оловской Богоматери) и некрополя с 24 стечаками. в местности Клиса; некрополь с 14 стечаками в местности Греблица; обелиск (столб, «нишан») в местности Влашковац; некрополь с 43 стечаками в местности Славань и 16 нишанами в местности Сватовско Гребле. Он был объявлен национальным памятником Боснии и Герцеговины.
Размеры обелиска: высота от основания до квадратной пирамиды 300 см, до каменной сферы 365 см и от основания до самой вершины 410 см. Высота пирамиды 65 см, высота каменного шара 45 см.

Памятник также богато украшен символическими изображениями со всех четырех сторон, а украшения разделены на поля. Вместо острых краев памятник украшен скрученной со всех сторон лентой, которая также служит для разделения декоративных полей.

Все украшения выполнены в виде рельефных выступов. Основные мотивы обелиска: S-мотивы и фигура животного (кабана) со щитом. Затем идут спиральные витки, пучки и точки. Композиция кабана со щитом должна обозначать геральдический знак, она повторяется со всех четырех сторон и является одной из немногих на памятниках такого типа в Боснии и Герцеговине.

Соединяя символ кабана, название деревни (Бакичи) и название местности (Влашковац), Шефик Бешлагич приписывает памятник одному из членов дворянского рода Бакич. Семья рано интегрировалась в османский феодализм. Это были чиновники с правом сбора дани, с титулами кнеза (титул)|кнеза и сипахи, с большими поместьями на территории смедеревского санджака. Павел Бакич переехал в Венгрию, где король Фердинанд I назначил его сербским деспотом (последним). Венгерский историк Лайош Таллочи | Таллочи опубликовал герб неизвестного происхождения, на котором изображена голова кабана.

Если герб на обелиске принадлежит одному из членов этого знатного рода Бакичей, то Павел Бакич был человеком, который как заслуженный османский функционер получил тимар близ Олово. Этот Бакич мог бы остаться в своей религии или принять ислам. Ему был установлен памятник в форме нишана, как и Махмуту Бранковичу или Радивой Опрашичу.

== Репрезентативные примеры ==
=== ''Нишан'' Махмута Бранковича ===
«Нишан» Махмута Бранковича из Петрово поля в Бранковичи (Рогатица) | Бранковичи, недалеко от Рогатицы, имеет форму обелиска высотой 3 метра и был передан в Национальный музей в Сараево. В надписи в Босанчице, как и в стечаках, говорится, что он погиб в бою при Деспотово, похоронен на своей наследственной земле в Поле, а в конце указан мастер, изготовивший «нишан». благословенный. В самой надписи надгробный памятник назван «билиг» (biljeg;
Махмут Бранкович, согласно фольклору, происходит из деспотической семьи Бранковичей, принявшей ислам и пришедшей из Сербии вместе с османами, что может иметь некоторое фактическое значение, как это можно увидеть в обычных геральдических мотивах льва. Это могло означать, что по крайней мере один член этого благородного дома принял ислам и отличился в боях под Сараево с Вуком Гргуревичем в качестве вассалов Османской империи, где Вук был убит. Памятник был установлен около 1480 года. Бранковичи в Рогатице живут и по сей день.

=== ''Нишан'' Радивоя Опрашича ===
«Нишан» Радивой Опрашич|Радивоя Опрашича был построен в местности Бильег, поселок Опрашич, недалеко от Рогатицы. Представляет собой обелиск в форме правильной четырехгранной призмы с укороченной пирамидой и сферой наверху. Он украшен мотивами льва, меча, булавы, копья с флагом, диска, полумесяца ислама | полумесяца и полуяблока.
О Радивой Опрашиче нет исторических сведений, но подробности его «нишана» указывают на то, что он был представителем боснийской средневековой знати | боснийского дворянства. Кроме того, судя по мотивам льва, возможно, он служил Махмуту Бранковичу или, как и он, принадлежал к феодальной семье Бранковичей. Несомненно то, что после прихода османов он стал их функционером, его социальный статус был признан, и поэтому он мог оставаться в старой вере. «Его нишан» также передан в Национальный музей в Сараево.

=== Другие примеры ===
Некоторые другие «нишаны» с эпитафиями на боснийской кириллице — это «нишан» Радиловича в Чадовине, «нишан» Скендера из Фатницы, «нишан» Сулимана Ошкупицы из Думаничи, «нишан» Говедовича возле Калиновика.

Все ранние «нишаны» с надписями имеют много общего с «стеччи» и мало общего с более поздними «нишанами». Они написаны одним и тем же алфавитом, босанчикой, и буквами одинаковой формы. Один и тот же оригинальный диалект представлен как в надписях «стечак», так и в ранних надписях «нишан».

В них используются общие характеристические термины, такие как: ASE, ASIE, SIE, BAŠTINA, BILEG и др.

Они написаны с использованием одной и той же технической процедуры. Самое главное, что нишаны были вырезаны в тех же мастерских, где были вырезаны стеччи, а в некоторых случаях одним и тем же мастером-каменщиком. В связи с этим имеются интересные архивные сведения о каменщике из Сараево. В 1528 году упоминается каменщик Махмут, сын Вукмана, который жил и работал в Сагр Хаджи Алиджа Махалла | Махала в Сараево (ныне улица Саграджие). Поэтому Махмут, приняв ислам, продолжил дело отца.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что художественное влияние стечака на ранние нишаны с надписями на боснийском языке было довольно сильным.< бр />


== Библиография ==

* Шефик Бешлагич, Сараево: «Веселин Маслеша», 1982. STEĆCI – KULTURA I UMJETNOST

* [https://nova-akropola.com/kulture-i-civ ... ti/stecci/ ЗОРАН ЛУКАРИЧ: СТЕЧЦИ – Časopis Nova Akropola]
* [http://www.enciklopedija.hr/natuknica.aspx?ID=57932 STEĆCI - Хорватская энциклопедия лексикографского завода Мирослава Крлежа]
* [http://jajce-online.com/2018/08/20/edin ... ko-smo-mi/ Stećci su naši – Независимый портал Jajca] Муниципалитет Олово
Османский период в истории Боснии и Герцеговины


Подробнее: https://en.wikipedia.org/wiki/Ste%C4%87 ... transition
Реклама
Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ, комментарий, отзыв

Изменение регистра текста: 
Смайлики
:) :( :oops: :chelo: :roll: :wink: :muza: :sorry: :angel: :read: *x) :clever:
Ещё смайлики…
   
К этому ответу прикреплено по крайней мере одно вложение.

Если вы не хотите добавлять вложения, оставьте поля пустыми.

Максимально разрешённый размер вложения: 15 МБ.

  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Переход
    wiki_en » » в форуме Васина Википедия
    0 Ответы
    14 Просмотры
    Последнее сообщение wiki_en
  • Переход желания
    wiki_en » » в форуме Васина Википедия
    0 Ответы
    89 Просмотры
    Последнее сообщение wiki_en
  • Пешеходный переход
    wiki_en » » в форуме Васина Википедия
    0 Ответы
    1 Просмотры
    Последнее сообщение wiki_en
  • Переход (альбом Уолтера Траута)
    wiki_en » » в форуме Васина Википедия
    0 Ответы
    12 Просмотры
    Последнее сообщение wiki_en
  • Телевизионный переход высокой четкости
    wiki_en » » в форуме Васина Википедия
    0 Ответы
    11 Просмотры
    Последнее сообщение wiki_en