Кунсцентер Хени Онстад (HOK) в Хёвикоддене, Норвегия, — это место норвежского и международного искусства с коллекцией, насчитывающей более 8000 работ, и меняющейся выставочной программой. Музей расположен на полуострове в 15 минутах езды от норвежской столицы Осло. Открытый в 1968 году, он содержит значительную коллекцию современного искусства и большой парк скульптур. Работа «Гимн жизни» японской художницы Яёи Кусама представляет собой постоянную инсталляцию.
== История ==
Арт-центр был основан в 1968 году чемпионкой мира по фигурному катанию и олимпийской чемпионкой Соней Хени (1912–1969) и ее мужем, судовладельцем и коллекционером произведений искусства Нильсом Онстадом (1909–1978).
Соня Хени (1912–1969) — норвежская фигуристка и киноактриса, прославившаяся на весь мир как трехкратная олимпийская чемпионка и десятикратная чемпионка мира по фигурному катанию. С переходом в шоу-бизнес в 1930-х годах она стала одной из самых высокооплачиваемых звезд Голливуда, что еще больше увеличило ее популярность и влияние. Она была одним из первых и величайших коллекционеров произведений искусства в Норвегии.
Нильс Онстад (1909–1978) был активным футболистом. Однако наиболее известен он как судовладелец и коллекционер произведений искусства. Вместе со своим братом Хоконом Онстадом в 1935 году он основал судоходную компанию Niels Onstad Tankrederi A/S. Нильс Онстад и Соня Хени встретились в США в 1955 году. Его часто цитируемое заявление «Я предпочитаю искусство завтрашнего дня» указывает на направление их общей коллекции произведений искусства.
Как коллекционеры, Соня Хени и Хени Онстад имели сильную личную приверженность и тесную дружбу с художниками, которых они коллекционировали. Соня Хени и Нильс Онстад были современниками, людьми своего времени, и их коллекции отражают это. Например, они собрали удивительно мало женских и в основном европейских картин. Основав в 1961 году Фонд Сони Хени и Нильса Онстада, супруги пожертвовали свою частную коллекцию современного искусства, включающую в общей сложности 110 картин, а также средства на строительство и эксплуатацию центра. В центре, спроектированном норвежскими архитекторами Йоном Эйкваром и Свеном Эриком Энгебреценом, также находится коллекция призов Сони Хени.
В 1994 году здание было расширено за счет двухэтажного крыла с выставочными помещениями и техническими помещениями, спроектированного теми же архитекторами и являющегося органичным продолжением основного здания. В 2003 году произошло дальнейшее расширение, на этот раз в виде пристройки, которая выходит в открытый парк и соединена с главным зданием переходом с нижнего уровня. Помимо шести выставочных залов, в центре есть зрительный зал и небольшие конференц-залы. Общая площадь здания сейчас составляет около 9 500 м², из которых 3 500 м² занимают выставочные площади.
Коллекция Сони Хени и Нильса Онстада была частью европейской традиции коллекционирования того времени и была ориентирована на Францию. Здесь можно найти такие имена, как Хуан Грис, Жак Вийон, Пабло Пикассо и Пьер Боннар. Большинство интересовалось искусством 1950-х годов, в частности двумя основными направлениями: лирической, вдохновленной природой «Парижской школой» и абстрактными геометрическими изображениями. Был также нордический «экспрессионизм», представленный, среди прочего, художниками CoBrA. За 50 лет существования арт-центра коллекция постоянно росла и развивалась в разных направлениях.
Сегодня Художественный центр Хени Онстад применяет новый подход к развитию своей коллекции. «Наша стратегия — собирать как женщин, так и художников из широкого географического региона», — говорит главный куратор Кэролайн Угельстад
== «Дело» Матисса ==
В 2012 году Центр Помпиду посвятил художнику Анри Матиссу выставку «Матисс. Paires et séries» (по-немецки: «Пары и серии»). Среди выставленных работ была картина «Синее платье на кресле цвета охры», предоставленная в аренду Центром искусств Хени-Онстад. Лондонский реестр потерь произведений искусства (ALR) определил картину как утрату из коллекции Розенберга.
Семья франко-еврейского арт-дилера Поля Розенберга обратилась в Центр искусств Хени Онстад с просьбой вернуть картину Матисса, конфискованную нацистами в 1941 году, после того, как об этом сообщило ALR. Директор музея Тоне Хансен утверждает, что ее учреждение не имело никакой информации об истории произведения до тех пор, пока не обратилось в Реестр потерь произведений искусства.
Поль Розенберг купил картину непосредственно у Матисса в 1937 году и хранил ее вместе с 17 другими картинами в банковском сейфе в Либурне во время вторжения во Францию в 1940 году. После поражения Пол Розенберг с семьей бежал в Нью-Йорк, хотя работы забрать с собой не смог. По доносу сейф был открыт национал-социалистами 28 апреля 1941 года, а его содержимое конфисковано. Результаты конфискаций оперативной группы рейхсляйтера Розенберга от 1 ноября 1940 года были собраны в помещении «Же де Пом» в Париже. Работы также были заархивированы и сфотографированы. Впоследствии он организовал торговлю конфискованными произведениями искусства и обменял их на законно приобретенные произведения, попавшие в коллекцию Германа Геринга. После войны Нильс Онстад приобрел картину у парижского арт-дилера Анри Бенезита через галерею Петридес. С тех пор картина публиковалась в различных изданиях и несколько раз путешествовала по миру.
Согласно норвежскому законодательству, картина теперь является собственностью Henie Onstad Kunstsenter из-за ее давнего владения. Однако Норвегия подписала принципы Вашингтонской конференции 1998 года по вопросу нацистской конфискации произведений искусства. Впоследствии были начаты переговоры, которые в конечном итоге привели к возвращению произведения искусства 21 марта 2014 года.
* [https://www.hok.no/en домашняя страница музея]
Категория:Музеи Норвегии
Категория:Основана в 1968 году
Подробнее: https://de.wikipedia.org/wiki/Henie_Onstad_Kunstsenter
Центр искусств Хени Онстад ⇐ Васина Википедия
-
Автор темыwiki_de
- Всего сообщений: 48928
- Зарегистрирован: 13.01.2023
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
Мобильная версия