Раввин '''Леви бен Авраам бен Хайим''' (
== Биография ==
Он происходил из ученой семьи. Его отец, Авраам бен Хаим, был синагогальным поэтом и раввином в Нарбонне, но около 1240 года он уехал, чтобы окончательно поселиться в Вильфранше. Дядя Леви, Рувим бен Хаим, также, как и его дед, был учёным. Сыном этого Рувима бен Хаима, вероятно, был Самуил бен Рувим из Безье, который принял сторону Леви, хотя и напрасно, в его конфликте с ортодоксальной партией в Провансе. Сам Леви был дедом по материнской линии философа Герсонида | Леви бен Гершона из Баньоль-сюр-Сез | Баньоль.
== Жизнь ==
Леви бен Авраам изучал Библию и Талмуд, а также светские науки и вскоре был вовлечен в рационалистическое течение того времени. Одним из его учителей был некий раввин Яаков, которого он называет своим авторитетом в астрономических объяснениях и которым, возможно, был Якоб бен Махир ибн Тиббон. Вероятно также, что Леви обучался у своего дяди Рувима бен Хаима, из которого он цитирует объяснение Быт. 3.Ватиканская рукопись. cxcii. 56б
Леви покинул родной город (вероятно, из-за бедности, угнетавшей его почти на протяжении всей жизни), остался на короткое время в Перпиньяне, а затем отправился в Монпелье, где в 1276 г. занимался литературными занятиями и заработал скудно живут преподаванием языков и чтением лекций. В разгар споров по поводу изучения светских наук он находился в Нарбонне, в доме богатого Самуила Эскалета, который был выдающимся поэтом и ученым. Леви наслаждался его гостеприимством до тех пор, пока, поддавшись давлению противостоящей стороны, особенно Шломо ибн Адерета, Самуил из Эскалеты не попросил своего гостя уйти. Последний затем искал убежища у своего двоюродного брата Самуила бен Рувима в Безье, см. «Минхат Кенаот», № 41, но подвергался преследованиям, по-видимому, даже там. Он был отлучен от церкви ортодоксальной партией, однако после окончания конфликта в 1315 году он нашел покой и покой в Арле, где оставался до своей смерти. Некоторые отождествляли его с Левием Перпиньянским, которого Иуда Москони в своем суперкомментарии к Аврааму ибн Эзре характеризует как одного из самых выдающихся ученых.см. «Журнал» Берлинера, iii. 148 [евр. часть, с. 41]
== Работает ==
Штейншнейдер указывает, что большая часть научных работ, написанных на арабском языке, стала доступна в переводах на иврит в первой половине тринадцатого века, а во второй половине того же века вся область знаний стала освещаться в энциклопедиях. . Леви бен Абрахам написал два таких энциклопедических труда, которые показывают диапазон знаний образованного провансальского еврея-рационалиста того периода. Первый из них — «Батте ха-Нефеш веха-Лехашим», название которого взято из Ис. iii. 20. Это дидактический по тону сборник различных наук, состоящий из десяти глав и 1846 строк, с несколькими пояснительными примечаниями и предисловием, также написанный прозой. В предисловии к этому сочинению, которое часто встречается в рукописях, Леви демонстрирует полезность своего сборника, указывая на трудности, которые приходится преодолевать тем, кто плохо знаком с общей литературой, чтобы приобрести познания в науках, которые разбросаны по разным книгам. Он давно вынашивал мысль о составлении энциклопедии, но его всегда удерживал страх, что эта задача окажется ему не по силам; наконец, в 1276 году в видении ему была обещана сила, после чего он начал работу в Монпелье.
== Энциклопедия. ==
Леви был вынужден по характеру работы ограничиться изложением заключений главных авторитетов, в частности Маймонида, за которым он следует шаг за шагом. Ч. я. касается этики. В параграфах, посвященных истории распространения знаний, автор выражает точку зрения, что греки и арабы заимствовали почти всю свою научную культуру от древних евреев, - теория, которая оправдывала включение греко-арабских идей в Библию (Штайншнейдер ). Следующие главы посвящены логике (ii), Творению (iii), душе (iv), пророчеству и мессианскому периоду (ст.; пришествие Мессии произойдет в 1345 году), мистической теме. о «мистицизме Меркабы | Меркаба», божественном троне-колеснице (vi), числах (vii), астрономии и астрологии (viii), физике (ix) и метафизике (x). После того, как сам автор счел необходимым снабдить сложные стихи пояснительными примечаниями (которые встречаются не во всех рукописях), Соломон де Лунас, вероятно тождественный Соломону бен Менахему Прату (или Порату), написал около 1400 г. комментарий к ''"Батте ха-Нефеш веха-Лехашим."''
== "Ливиат Чен" ==
Второй работой Леви стала «Ливиат Чен» или «Сефер ха-Колель», «обширная книга» (энциклопедия). Даты ее начала и завершения неизвестны, но она, должно быть, была написана до начала упомянутой выше полемики. Он разделен на два «столпа», названных «Иахин» и «Вооз» (по 3 Царств, VII, 21), первый из которых содержит пять трактатов, а второй. Поскольку полная рукопись этой работы до сих пор не обнаружена, любой анализ ее содержания, естественно, ненадежен. По мнению Штейншнейдера, его шесть трактатов таковы: (1) логика или арифметика (?); (2) геометрия; (3) астрономия и астрология; (4) физика (?), психология и «теория интеллекта»; (5) метафизика; (6) теология, пророчество, тайны Закона, вера и Творение. В третьем трактате, наиболее полном (Paris MS. No. 1047; Vatican MS. No. 383; Neubauer, "Cat. Bodl. Hebr. MSS." No. 2028, и additamenta), астрологические сочинения Авраама ибн Эзры за ними рабски следуют, и делается предсказание, что Мессия появится в 1345 году. Последний, или богословский, трактат, дошедший до нас в Оксфорде,Нойбауэр, «Cat. Bodl. Hebr. MSS». №№ 1285, 2023 г. Парма, MS. де Росси № 1346 и Рим,Ватикан MS. № 2893, естественно, имел больший тираж и, ввиду рационалистического толкования Писания автором, вызвал гораздо большее сопротивление, чем другие разделы труда, не преследующие ничего оригинального и включавшие только то, что можно было найти. в другом месте.
Учение, которое Леви бен Авраам обнародовал как пером, так и устно, хотя и не было оригинальным у него, естественно, вызвало гнев ортодоксов. В его руках Авраам и Сарра стали символами «материи» и «разума»; четыре царя, против которых Авраам пошел войной, представляли четыре способности человека; Чудеса Иисуса Навина интерпретировались символически: они не были реальными событиями; возможность сверхъестественного откровения подвергалась сомнению; были и другие подобные доктрины, отравлявшие наивно доверчивый и религиозный ум.
== Оппозиция его взглядам ==
Недовольство православными впервые проявилось в Нарбонне, где Леви проживал в доме Самуила Эскалетского. Не имело большого значения, что Леви «в целом был очень сдержан и общался только с теми, кто разделял его взгляды»«Минхат Кенаот», № 121 и что неизвестно было с уверенностью, был ли он можно было причислить к ортодоксам или к еретикам; а также то, что он всегда отстранялся от дона Видаля Крезеаса, который, хотя и выступал против его учения, был его личным другом и часто, но тщетно, просил его о своих сочинениях. Столь же бесполезно было соблюдение им церемониального закона и его претензии на то, что он занимается философскими вопросами только ради того, чтобы иметь возможность справиться с еретиками («там же», № 14). Бедность вынудила Левия, «родившегося под несчастливой звездой», преподавать в этот опасный и критический период и тем самым распространять свое учение. Поэтому Шломон ибн Адерет, тогдашний поборник ортодоксальной партии, чувствовал себя вынужденным атаковать этого «архиерея, осужденного всеми голосами». «Мусульманин | Мусульманин мне гораздо дороже, чем этот человек, — писал он, — который не стыдится открыто заявить, что Авраам и другие патриархи перестали существовать как реальные личности и что их место заняли философские концепции. .. Леви и его сторонники являются врагами не только иудаизма, но и всякой позитивной религии».''ib.'' № 14; см. Дж. Перлес, «Р. Саломо бен Авраам бен Адерет», с. 25 В своем ответе на письмо Леви, в котором последний пытался оправдаться от выдвинутых против него обвинений, Шломон ибн Адерет посоветовал Леви в дружеских отношениях ограничиться талмудическими науками; этого Левий явно не хотел делать и таким образом навлек на себя отлучение от церкви.
Леви расширил и переработал свой «Ливиат Чен» в сентябре 1315 года в Арле, а также рукопись Vatican MS. № cxcii. был обнаружен Штейншнайдером."Евр. Библ." 1869, с. 24
Помимо этих произведений Леви написал еще три — «Содот ха-Тора», «Сефер ха-Текуна» и астрологический трактат. «Содот ха-Тора» (Парижский рукописный номер 1066), которая, вероятно, представляла собой изложение тайн, содержащихся в Десяти заповедях, и написанную до 1276 года, считается утерянной, но, вероятно, она была включена в исправленная форма в его «Ливиат Чен». «Сефер ха-Текуна» по астрономии и хронологии состояла из сорока глав и была написана в 1276 году. Трактат по предсказательной астрологии озаглавлен «Шаар ха-Арбаим бе-Кохот ха-Кокабим», «сороковой глава» предыдущей книги, хотя она представляет собой отдельную работу. Они были отредактированы одновременно. Большая зависимость от астрологических взглядов Авраама ибн Эзры, показанная в этом трактате, позволяет предположить, что это может быть сборник, который, как говорят, Леви составил из работ Ибн Эзры. Все эти небольшие трактаты, похоже, были лишь подготовкой к «Ливиат Чэнь», в котором они используются.
==Библиография==
* Кармоли, «Франция-Израильтянка», с. 46;
* А. Гейгер, в Озар Нехмад, ii. 94 и последующие;
* то же, в Хе-Халух, ii. 12 и последующие;
* Грец, Геш. VII. 219, 223;
* Гросс, в Monatsschrift, 1879, с. 428;
* там же, Gallia Judaica, стр. 83, 199, 329, 465;
* Ренан-Нойбауэр, Les Rabbins Français, стр. 628 и последующие, 658 и последующие;
* Дж. Перлес, Р. Саломо бен Авраам бен Адерет, стр. 13, 22 и последующие, 70;
* Штайншнайдер, Эрш и Грубер, Encyc. раздел II., часть 43, стр. 294 и последующие. (где дана вся предыдущая литература по теме).
1245 рождений
Люди 14 века
Люди 13 века
Поэты ивритского языка
Еврейские поэты
Средневековые еврейские поэты
Подробнее: https://en.wikipedia.org/wiki/Levi_ben_ ... ben_Hayyim
Леви бен Авраам бен Хайим ⇐ Васина Википедия
-
Автор темыwiki_en
- Всего сообщений: 79294
- Зарегистрирован: 16.01.2024
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение