Файл:2018_Kunstkamera_building_01.jpg|thumb|Здание Кунсткамеры в Санкт-Петербурге. 1719-1758
«Русское барокко» — это термин, используемый для описания художественного стиля барокко (изобразительного искусства), возникшего в Российском царстве и Российской империи в конце 17-го и начале 18-го веков. Этот стиль в основном был распространен в Санкт-Петербурге и Москве во времена правления Петра Великого и Елизаветы.
== Общие определения ==
Для архитектуры барокко характерны раскрытие объемов в окружающее пространство, динамичность, экспрессия форм, преувеличение масштабов, величественные ансамбли, огромные размеры зданий. Он отличается мощными пропорциями, контрастами закрытых и открытых пространств, витыми колоннами и драматическими эффектами, включая свет, исходящий из купола наверху. Архитектура барокко также включает в себя иллюзии оживающих статуй, обилие цвета и позолоты, а также иллюзионистскую роспись потолка | квадратуру картин с эффектами тромбеля. В России искусство барокко имело ряд особенностей.
В России Ренессанс не получил полного развития так, как в Западной Европе, особенно в итальянском Ренессансе|Италии, из-за специфических социально-экономических условий. В результате персонализация творчества, необходимая для развития искусства как истории художественных стилей, не была достигнута вплоть до XVIII века. Для сравнения, в эпоху Возрождения в Италии произведения Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело стали основными художественными направлениями, которые впоследствии повлияли на развитие всего западноевропейского классического искусства. Напротив, в эпоху «русского Возрождения» в России выдающиеся произведения Андрея Рублёва и Дионисия имели скорее общедуховное значение. Изменение мировоззрения, произошедшее в Европе в эпоху итальянского Возрождения, распространялось в России медленнее и происходило на протяжении 17 века. В результате просветительские функции Возрождения нашли отражение в искусстве так называемого «русского барокко» 17 века. Его главное значение заключается не в том, что он является целостным художественным стилем, а как гуманистическое, просветительское идейное движение, приобщившее русскую культуру к достижениям западноевропейской цивилизации.
Второе решающее отличие развития русского искусства от западноевропейского заключается в том, что удаленность России от центров классического искусства Афин, Рима, Флоренции и Парижа вызвала задержку и последующее «сращивание» исторических художественных стилей. Эти стили последовательно зарождались и развивались в мегаполисах один за другим. Хронология и типология художественных стилей в России XVIII и XIX веков существенно отличаются от западноевропейских.
Наталья Николаевна Коваленская|Наталья Коваленская была первым историком русского искусства XVIII века, определившим своеобразное «сращивание» художественных стилей в России. Она писала, что после реформ Петра Великого в начале XVIII века «многие этапы, последовательно переживаемые другими европейскими народами, в России часто выступали как бы сращенными, уплотненными... происходили иногда неожиданные сочетания весьма несходных явлений».Коваленская Н. Н. История русского искусства XVIII века. — Москва-Ленинград: Искусство, 1940. — С. 5
В 1940-х годах Борис Виппер|Борис Виппер в своих статьях еще более конкретизировал этот тезис: «Правильнее, по-видимому, представить себе картину развития художественного мировоззрения в России в том смысле, что, догоняя Европу во все большей степени, Ускоряя темп, русское искусство одновременно решало проблемы предшествующих этапов развития, а иногда, наоборот, неожиданно выскакивало вперед Европы и выходило за рамки, казалось бы, естественного развития, сочетая тем самым передовые черты с отсталыми элементами, с глубоко укоренившимися традициями. консервативен на протяжении одной стадии эволюции».Виппер Б. Р. Архитектура русского барокко. — Москва: Наука, 1978. — с. 10
Нечто подобное произошло и в Англии, где историческое и территориальное отделение от континентальной Европы в сочетании с уникальной английской психологией породили своеобразный «английский стиль». Этот стиль практически не изменился на протяжении веков и объединяет местные варианты, немного отличающиеся друг от друга, но сильно отличающиеся от европейских, такие как английский классицизм, барокко и рококо. В Западной Европе Стиль барокко, особенно в архитектуре, был разработан путем переосмысления устоявшихся классицистических форм архитектуры и живописи, которые уже сложились в Италии в начале 16 века. В России имела место иная последовательность художественных стилей: сначала в конце 17 — первой половине 18 века сложилось особое «русское барокко», а во второй половине 18 — начале 19 веков — классицизм. В Западной Европе вторая половина XVIII века известна как неоклассицизм, который был второй или третьей волной классицистического движения. Россия же переживала этот этап впервые. Поэтому многие исследователи считают, что, хотя западноевропейские влияния на русскую культуру усилились в XVII веке, их не следует считать причиной нового стиля. Рост влияния был, скорее, следствием особенностей доренессансного национального развития.
В первой половине XVIII векаБарокко // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. автор А. М. Прохоров. - 3-е изд. — Москва: Советская энциклопедия, 1969—1978. Искусство барокко процветало в России, отражая рост и укрепление абсолютной монархии. Русское зрелое барокко, особенно в архитектуре, отличалось от западноевропейского барокко структурной ясностью и простотой планировочных решений, а также тесной связью структурной основы с декоративными элементами. Еще одной примечательной особенностью русского барокко является широкое использование цвета, смелые цветовые контрасты и светотени, включая позолоту.
== Основные этапы становления стиля барокко в России ==
* Московское барокко (с 1680-х по 1700-е годы), также известное как Нарышкинское барокко, — переходный период от русского узорчье (русское узорчье) к полноценному барокко. В нем сохранились многие конструктивные и декоративные элементы архитектуры Киевской Руси, переработанные под влиянием барокко в Польше | Барокко в Речи Посполитой. Для этого стиля характерно обилие рубленого декора, вертикальная ориентация и многоярусная композиция, например восьмиугольник на кубе | восьмиугольник на четырехугольнике и тетраконх.
* Строгановское барокко — традиционная форма московского барокко. В этом стиле построены четыре церкви: Строгановская церковь|Строгановская и Смоленская церковь|Смоленские церкви в Нижнем Новгороде, Введенский собор (Сольвычегодск)|Введенский собор в Сольвычегодске и церковь Казанской Божией Матери (Устюжна)|Церковь Казанская Богоматерь в Устюжне.
* Голицынское барокко считается самым радикальным направлением московского барокко. На него сильно повлияло итальянское барокко через передвижные артели, особенно мастеров Тичино | Тичин.
* Петровское барокко (1700-1720-е годы) относится к отдельным стилям творчества западноевропейских архитекторов, приглашенных Петром Великим для строительства новой столицы Санкт-Петербурга вместе со своими русскими учениками.
* Елизаветинское барокко (1730-1760-е годы) — своеобразный стиль барокко-рокайль, наиболее ярко выраженный в грандиозных постройках Франческо Бартоломео Растрелли в Санкт-Петербурге и его загородных дворцах.
== Галерея ==
== Региональные различия ==
Для стиля барокко в северных и восточных регионах России характерны упрощенные формы и тенденция к живописному нагромождению последовательно меньших объемов. По данным Анри Юрьевича Каптикова | Анри Каптикова, есть провинциальные школы в стиле барокко в Тотьме, Великом Устюге, Вятской земле | Вятской области, на Урале (области) | Уральском регионе (в частности, церкви Максима Михайловича Походашина | Походашина) и Сибири. .Каптиков А. Ю. «Региональное многообразие архитектуры русского барокко». МАРХИ, 1986. Сибирское барокко известно своим своеобразием, сочетающим стиль московского барокко с элементами, заимствованными из украинского барокко, и декоративными дополнениями с Востока.
В западном регионе Российской Федерации сохранились памятники как польского барокко, так и казачьего барокко, характерного для Слобожанщины. Примерами первой являются церковь в Себеже, построенная в 1625 году, и церковь Спаса в Трубчевске, построенная в 1640 году. Для второй характерны собор Рождества Христова (Стародуб)|Казачий собор в Стародубе, построенный в 1678 году, Троицкий собор. собор в Белгороде и трехглавый собор в Севске Брянской области|Севск. К сожалению, многие из этих памятников в настоящее время находятся в плачевном состоянии.
== Ссылки ==
Русское Барокко ⇐ Васина Википедия
Новости с планеты OGLE-2018-BLG-0677
Что вы не только не знали, но и не хотели знать
Что вы не только не знали, но и не хотели знать
1708951793
Anonymous
Файл:2018_Kunstkamera_building_01.jpg|thumb|Здание Кунсткамеры в Санкт-Петербурге. 1719-1758
«Русское барокко» — это термин, используемый для описания художественного стиля барокко (изобразительного искусства), возникшего в Российском царстве и Российской империи в конце 17-го и начале 18-го веков. Этот стиль в основном был распространен в Санкт-Петербурге и Москве во времена правления Петра Великого и Елизаветы.
== Общие определения ==
Для архитектуры барокко характерны раскрытие объемов в окружающее пространство, динамичность, экспрессия форм, преувеличение масштабов, величественные ансамбли, огромные размеры зданий. Он отличается мощными пропорциями, контрастами закрытых и открытых пространств, витыми колоннами и драматическими эффектами, включая свет, исходящий из купола наверху. Архитектура барокко также включает в себя иллюзии оживающих статуй, обилие цвета и позолоты, а также иллюзионистскую роспись потолка | квадратуру картин с эффектами тромбеля. В России искусство барокко имело ряд особенностей.
В России Ренессанс не получил полного развития так, как в Западной Европе, особенно в итальянском Ренессансе|Италии, из-за специфических социально-экономических условий. В результате персонализация творчества, необходимая для развития искусства как истории художественных стилей, не была достигнута вплоть до XVIII века. Для сравнения, в эпоху Возрождения в Италии произведения Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело стали основными художественными направлениями, которые впоследствии повлияли на развитие всего западноевропейского классического искусства. Напротив, в эпоху «русского Возрождения» в России выдающиеся произведения Андрея Рублёва и Дионисия имели скорее общедуховное значение. Изменение мировоззрения, произошедшее в Европе в эпоху итальянского Возрождения, распространялось в России медленнее и происходило на протяжении 17 века. В результате просветительские функции Возрождения нашли отражение в искусстве так называемого «русского барокко» 17 века. Его главное значение заключается не в том, что он является целостным художественным стилем, а как гуманистическое, просветительское идейное движение, приобщившее русскую культуру к достижениям западноевропейской цивилизации.
Второе решающее отличие развития русского искусства от западноевропейского заключается в том, что удаленность России от центров классического искусства Афин, Рима, Флоренции и Парижа вызвала задержку и последующее «сращивание» исторических художественных стилей. Эти стили последовательно зарождались и развивались в мегаполисах один за другим. Хронология и типология художественных стилей в России XVIII и XIX веков существенно отличаются от западноевропейских.
Наталья Николаевна Коваленская|Наталья Коваленская была первым историком русского искусства XVIII века, определившим своеобразное «сращивание» художественных стилей в России. Она писала, что после реформ Петра Великого в начале XVIII века «многие этапы, последовательно переживаемые другими европейскими народами, в России часто выступали как бы сращенными, уплотненными... происходили иногда неожиданные сочетания весьма несходных явлений».Коваленская Н. Н. [url=viewtopic.php?t=781]История[/url] русского искусства XVIII века. — Москва-Ленинград: Искусство, 1940. — С. 5
В 1940-х годах Борис Виппер|Борис Виппер в своих статьях еще более конкретизировал этот тезис: «Правильнее, по-видимому, представить себе картину развития художественного мировоззрения в России в том смысле, что, догоняя Европу во все большей степени, Ускоряя темп, русское искусство одновременно решало проблемы предшествующих этапов развития, а иногда, наоборот, неожиданно выскакивало вперед Европы и выходило за рамки, казалось бы, естественного развития, сочетая тем самым передовые черты с отсталыми элементами, с глубоко укоренившимися традициями. консервативен на протяжении одной стадии эволюции».Виппер Б. Р. Архитектура русского барокко. — Москва: Наука, 1978. — с. 10
Нечто подобное произошло и в Англии, где историческое и территориальное отделение от континентальной Европы в сочетании с уникальной английской психологией породили своеобразный «английский стиль». Этот стиль практически не изменился на протяжении веков и объединяет местные варианты, немного отличающиеся друг от друга, но сильно отличающиеся от европейских, такие как английский классицизм, барокко и рококо. В Западной Европе Стиль барокко, особенно в архитектуре, был разработан путем переосмысления устоявшихся классицистических форм архитектуры и живописи, которые уже сложились в Италии в начале 16 века. В России имела место иная последовательность художественных стилей: сначала в конце 17 — первой половине 18 века сложилось особое «русское барокко», а во второй половине 18 — начале 19 веков — классицизм. В Западной Европе вторая половина XVIII века известна как неоклассицизм, который был второй или третьей волной классицистического движения. Россия же переживала этот этап впервые. Поэтому многие исследователи считают, что, хотя западноевропейские влияния на русскую культуру усилились в XVII веке, их не следует считать причиной нового стиля. Рост влияния был, скорее, следствием особенностей доренессансного национального развития.
В первой половине XVIII векаБарокко // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. автор А. М. Прохоров. - 3-е изд. — Москва: Советская энциклопедия, 1969—1978. Искусство барокко процветало в России, отражая рост и укрепление абсолютной монархии. Русское зрелое барокко, особенно в архитектуре, отличалось от западноевропейского барокко структурной ясностью и простотой планировочных решений, а также тесной связью структурной основы с декоративными элементами. Еще одной примечательной особенностью русского барокко является широкое использование цвета, смелые цветовые контрасты и светотени, включая позолоту.
== Основные этапы становления стиля барокко в России ==
* Московское барокко (с 1680-х по 1700-е годы), также известное как Нарышкинское барокко, — переходный период от русского узорчье (русское узорчье) к полноценному барокко. В нем сохранились многие конструктивные и декоративные элементы архитектуры Киевской Руси, переработанные под влиянием барокко в Польше | Барокко в Речи Посполитой. Для этого стиля характерно обилие рубленого декора, вертикальная ориентация и многоярусная композиция, например восьмиугольник на кубе | восьмиугольник на четырехугольнике и тетраконх.
* Строгановское барокко — традиционная форма московского барокко. В этом стиле построены четыре церкви: Строгановская церковь|Строгановская и Смоленская церковь|Смоленские церкви в Нижнем Новгороде, Введенский собор (Сольвычегодск)|Введенский собор в Сольвычегодске и церковь Казанской Божией Матери (Устюжна)|Церковь Казанская Богоматерь в Устюжне.
* Голицынское барокко считается самым радикальным направлением московского барокко. На него сильно повлияло итальянское барокко через передвижные артели, особенно мастеров Тичино | Тичин.
* Петровское барокко (1700-1720-е годы) относится к отдельным стилям творчества западноевропейских архитекторов, приглашенных Петром Великим для строительства новой столицы Санкт-Петербурга вместе со своими русскими учениками.
* Елизаветинское барокко (1730-1760-е годы) — своеобразный стиль барокко-рокайль, наиболее ярко выраженный в грандиозных постройках Франческо Бартоломео Растрелли в Санкт-Петербурге и его загородных дворцах.
== Галерея ==
== Региональные различия ==
Для стиля барокко в северных и восточных регионах России характерны упрощенные формы и тенденция к живописному нагромождению последовательно меньших объемов. По данным Анри Юрьевича Каптикова | Анри Каптикова, есть провинциальные школы в стиле барокко в Тотьме, Великом Устюге, Вятской земле | Вятской области, на Урале (области) | Уральском регионе (в частности, церкви Максима Михайловича Походашина | Походашина) и Сибири. .Каптиков А. Ю. «Региональное многообразие архитектуры русского барокко». МАРХИ, 1986. Сибирское барокко известно своим своеобразием, сочетающим стиль московского барокко с элементами, заимствованными из украинского барокко, и декоративными дополнениями с Востока.
В западном регионе Российской Федерации сохранились памятники как польского барокко, так и казачьего барокко, характерного для Слобожанщины. Примерами первой являются церковь в Себеже, построенная в 1625 году, и церковь Спаса в Трубчевске, построенная в 1640 году. Для второй характерны собор Рождества Христова (Стародуб)|Казачий собор в Стародубе, построенный в 1678 году, Троицкий собор. собор в Белгороде и трехглавый собор в Севске Брянской области|Севск. К сожалению, многие из этих памятников в настоящее время находятся в плачевном состоянии.
== Ссылки ==
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
-
Хуан Дельгадо (художник эпохи барокко)
wiki_en » » в форуме Васина Википедия'''Хуан Дельгадо''' (ок. 1675-1731) был испанским художником в стиле барокко, работавшим в Мадриде.
==Био==
Его брак с Марией де Мерло, уроженкой Хетафе, записан в 1689 году.#Aterido|Aterido (2015), Chronobiographies, p. 89. По словам Хуана Агустина Сеана Бермудеса, он был учителем Хуана Гарсиа... - 0 Ответы
- 36 Просмотры
-
Последнее сообщение wiki_en
-
-
-
2024 Русское наступление
Anonymous » » в форуме Васина ВикипедияС января 2024 года Российская Армия начала крупномасштабные наступательные (военные)|наступательные операции на крупных участках линии фронта с различными целями. - 0 Ответы
- 56 Просмотры
-
Последнее сообщение Anonymous
-
-
-
Русское наступление на Харьков
wiki_en » » в форуме Васина Википедия10 мая 2024 года Вооружённые Силы России открыли фронт наступления к северу от второго по величине города Украины – Харькова. По состоянию на первый день сообщается о 4 селах, захваченных Россией в результате серии зондирующих атак. -intl/index.html /
== История ==
Начало Харьковского наступления... - 0 Ответы
- 39 Просмотры
-
Последнее сообщение wiki_en
-
Вернуться в «Васина Википедия»
Перейти
- Васино информационное агентство
- ↳ Лохотроны и разочарования
- ↳ Секреты рекламы и продвижения
- ↳ Заработок в Интернете
- ↳ Маленькие хитрости
- ↳ Посудомойки
- ↳ Режим питания нарушать нельзя!
- ↳ Прочитанные мной книги
- ↳ Музыкальная культура
- ↳ Ляпсусы
- ↳ Интернет — в каждый дом!
- ↳ Изобретения будущего
- ↳ В здоровом теле — здоровый дух
- ↳ Боги, религии и верования мира
- ↳ Расы. Народы. Интеллект
- Прочее
- ↳ Васина Википедия
- ↳ Беседка
Мобильная версия