Атака линкора «Тирпиц» подводной лодкой К-21.Васина Википедия

Новости с планеты OGLE-2018-BLG-0677
Что вы не только не знали, но и не хотели знать
Автор темы
wiki_en
Всего сообщений: 93196
Зарегистрирован: 16.01.2024
 Атака линкора «Тирпиц» подводной лодкой К-21.

Сообщение wiki_en »

5 июля 1942 года немецкий линкор «Немецкий линкор Тирпиц|Тирпиц», шедший в составе эскадры под командованием адмирала Отто Шниевинда на перехват конвоя PQ 17, был атакован советской подводной лодкой Советского Союза|Советской подводной лодкой К- 21|''К-21'', командует капитан 2 ранга|Капитан 2 ранга Николай Лунин (адмирал)|Николай Лунин. Подводная лодка выпустила четыре торпеды со значительного расстояния. Результат атаки Лунин непосредственно не наблюдал, но были отмечены звуки взрывов, которые он интерпретировал как результат попаданий торпед. Это послужило основанием для утверждений советской прессы о повреждении линкора. Однако ни одного торпедного попадания на немецкую эскадру отмечено не было, и тем более, сама атака не была обнаружена. Немецкие корабли продолжали следовать первоначальным курсом около пяти часов, после чего повернули обратно ввиду рискованности операции и бесперспективности ее продолжения против конвоя, который фактически перестал существовать как единое целое.

В Советском Союзе в массовой литературе преобладало мнение об успешности атаки. Основанием для этого послужило сообщение Совинформбюро и статьи в прессе военного времени. Историография зарубежных стран поначалу сходилась во мнении, что «Тирпиц» не был поражен торпедами, учитывая отсутствие документальных подтверждений успеха атаки. Этих доказательств не было ни в немецких документах, ни в воспоминаниях участников с немецкой стороны. После возвращения эскадры линкор «Тирпиц» в ремонте не нуждался. Группа под руководством Великобритании, в которую входил советский специалист, провела обследование корпуса линкора, затонувшего в 1944 году. Обследование не выявило следов торпедных попаданий или ремонтных работ на корабле. Современная реконструкция, основанная на наиболее полных имеющихся данных, показывает, что атака не имела теоретической возможности успеха, учитывая, что торпеды были запущены с расстояния, превышающего их максимальную дальность. Тем не менее, это событие имеет важное историческое значение для ВМФ России, поскольку представляет собой единственный случай атаки советских подводников на тяжелый (больше эсминца) военный корабль противника.

== Фон ==

27 июня 1942 года конвой PQ 17, один из арктических конвоев времен Второй мировой войны | Арктические конвои, доставлявший в СССР оружие и ресурсы, необходимые для военных действий, отправился в путь из Исландии в Архангельск. На 35 транспортных средствах колонны было перевезено 297 самолетов, 594 танка, более 4 тысяч транспортных средств и более 156 тысяч тонн других грузов. Сопровождение этого конвоя сопряжено со значительной степенью риска. Немецкая авиация Люфтваффе, имевшая численное превосходство в районе Баренцева моря, благодаря полярному дню и благоприятным погодным условиям имела возможность действовать круглосуточно. Это обстоятельство также значительно облегчило утилизацию подводных лодок и надводных кораблей противника. Тем не менее по политическим причинам (летом 1942 г. положение на фронте для Советского Союза было критическим и страна остро нуждалась в помощи) британский военный кабинет во главе с У. Черчиллем решил отправить конвой . Его защиту обеспечивали силы непосредственной охраны из 19 боевых кораблей и двух подводных лодок, крейсерские силы непосредственной охраны из четырех тяжелых крейсеров|тяжелых крейсеров и двух эсминцев|эсминцев, а также силы дальней охраны из авианосца, двух линкоров, двух крейсеров и 12 эсминцев. Кроме того, в непосредственной близости от потенциальных маршрутов транзита немецких надводных кораблей была расположена группа из 13 подводных лодок, включающая восемь британских, четыре советских и одно французское судно. В то же время существовали существенные ограничения в использовании этих сил – крейсер и отряды дальнего прикрытия не могли действовать восточнее острова Медвежий (Шпицберген)|Остров Медвежий из-за ограниченных запасов топлива и риска нападения авиации противника. Одновременно немецкие военные разрабатывали стратегию, как помешать конвою. Помимо размещения авиации и подводных лодок, план предусматривал использование крупных надводных кораблей. Операция, получившая название Rösselsprung, или «Конная прогулка», позволила задействовать все имеющиеся в Норвегии тяжелые немецкие военные корабли, включая линкор «Тирпиц», тяжелые крейсеры «Немецкий крейсер Адмирал Шеер», «Адмирал Шеер». «Немецкий крейсер Deutschland|Lützow» и «Немецкий крейсер Admiral Hipper|Admiral Hipper» и их соответствующий эскорт.
1 июля конвой был обнаружен немецкой воздушной разведкой, и к вечеру 2 июля немецкие корабли начали переход из Тронхейма и Богена, залива Эвенес|Боген на передовую базу в Альтафьорде. Сосредоточение было завершено 4 июля, когда тяжелый крейсер «Лютцов» и три эсминца получили повреждения в результате приземления на камни и были выведены из операции. После дозаправки немецкой эскадры под командованием адмирала Отто Шнеевинда во второй половине дня 4 июля эскадра была готова отправиться в морской поход. Однако из-за отсутствия информации о местонахождении эскадрильи дальнего прикрытия конвоя приказ о начале операции был отложен. Одновременно британская разведка получила сообщения об уходе немецких тяжелых кораблей из базы Тронхейм, но не имела точных сведений об их дальнейшем местонахождении. Учитывая скорость немецких кораблей, они могли настичь конвой к позднему вечеру 4 июля, рискуя полным уничтожением самого конвоя, а также сил непосредственной охраны и непосредственного прикрытия. Ввиду этого Первый морской лорд и начальник штаба ВМФ|Первый морской лорд (начальник штаба ВМФ) Великобритании адмирал Дадли Паунд приказал вечером 4 июля рассредоточить конвой и провести сближение - группу крейсеров прикрытия отозвать на запад.

С этого момента операция «Рёссельспрунг» стала бессмысленной, поскольку задачу уничтожения кораблей конвоя, шедших раздельно, можно было решить гораздо эффективнее атакой подводных лодок и авиации (что в конечном итоге и было выполнено). Однако немцы не располагали полной информацией о распаде конвоя и полагали, что он разделился на две группы. Утром 5 июля, после того как немецкий самолет-разведчик заметил дальний конвой, двигавшийся на запад и не представлявший угрозы на этом расстоянии, немецкое командование приняло решение начать операцию. В 11:55Здесь и далее по московскому времени | указано московское время. 5 июля «Тирпиц» снялся с якоря и немецкая эскадра начала отплытие.
== Немецкая эскадра перед атакой ==
В состав вышедшей в плавание немецкой эскадры входили линкор «Тирпиц», тяжёлые крейсеры «Адмирал Шеер» и «Адмирал Хиппер», эсминцы «Немецкий эсминец Z4 Richard Beitzen|Z4 Richard Beitzen», «Немецкий эсминец Z4 Richard Beitzen| эсминец Z14 Friedrich Ihn|Z14 Friedrich Inn'', Z24, Z27, Z28, Z29, Z30 и торпедный катер|торпедные катера T7 и T15.
== ''К-21'' перед атакой ==
В соответствии с операцией по сопровождению конвоя PQ-17 советский Северный флот выделил для атаки немецких тяжелых кораблей четыре подводные лодки: «К-2», «К-21», советскую подводную лодку К-22 ( 1938)|''К-22'' и ''Щ-403''. Из них подводной лодке «К-21», которой командовал Герой Советского Союза капитан 2 ранга Николай Лунин, была отведена позиция № 2А, расположенная в непосредственной близости от норвежского побережья и призванная препятствовать выходам из фьордов между островами. Сёрёя и Елмсёя.
Подводная лодка «К-21» вышла в свой пятый боевой поход 18 июня 1942 года.
== Атака ==
В 16:30 гидроакустик «К-21» А. Сметанин услышал шум, который он определил как шум винтов корабля. В этот момент «К-21» находилась в подводном положении на глубине 20 метров и шла со скоростью 3 узла. Гидроакустик сообщил, что цель находилась на расстоянии 12 миль от подводной лодки, с углом курса 30° по правому борту. Реконструкция, представленная Н. Скрынниковым и М. Морозовым (далее – реконструкция), свидетельствует о том, что фактическое расстояние между немецкой эскадрой и «К-21» в этот момент составляло примерно 35 миль при курсовом угле 3 °. Это говорит о том, что немецкая эскадра направилась прямо на «К-21».
В 17:02 «К-21» начала левый разворот, а в 17:10 увеличила скорость до 5 узлов, готовясь вступить в бой с кормовыми торпедными аппаратами противника. В 17:12 Лунин изменил опознавательную цель, предположив, что вместо подводной лодки он наблюдает два торпедных катера, стоящих уступом на расстоянии 6-7 миль. Затем он атаковал один из них, также используя кормовые торпедные аппараты. Фактически Лунин продолжал наблюдать за верхушками мачт немецких тяжелых кораблей, которые, согласно реконструкции, находились в это время примерно в 17 милях от него. В 17:18 командир подводной лодки наконец правильно определил цель, оценив расстояние до немецких тяжелых кораблей в 10-12 миль (по реконструкции 14-15 миль).
В 17:02 подводная лодка отклоняется влево, в результате чего она отклоняется от курса немецких кораблей. В 17:23 Лунин оценивает состав вражеской эскадры из линкора «Тирпиц», тяжелого крейсера «Адмирал Шеер» и восьми миноносцев. Дополнительно он отмечает наличие над эскадрильей гидросамолета Ar 196. Тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» не идентифицирован до конца атаки. Курс немецкой эскадры, записанный в бортовом журнале «К-21», ошибочно указан как 85° (восток), а не истинный курс 30° (северо-северо-восток). Столь грубую ошибку в определении курса опытного командира в условиях прекрасной видимости объяснить трудно; реконструкция пришла к выводу, что, скорее всего, это была не ошибка, а намеренное искажение Луниным фактов с целью представить свои действия в более выгодном свете вышестоящему командованию. В 17:25 «К-21» перешла на атакующий курс, увеличив скорость до 6 узлов. Это приказал Лунин, который ранее дал указание подводной лодке поставить руль на правый борт. Исходя из истинного курса немецкой эскадры, такой курс позволил бы подлодке атаковать «Адмирал Шеер» на курсе ухода из кормовых торпедных аппаратов. Однако записи в бортовом журнале «К-21» создавали впечатление, что субмарина намеревалась атаковать эскадру из носовых торпедных аппаратов на курсе. При этом крышки носовых торпедных аппаратов (№№ 1 и 2) ни разу не открывались, подтверждая тем самым намерение начать атаку кормовыми торпедными аппаратами. Авторы реконструкции определили, что это решение было ошибочным. Они утверждают, что Лунин неправильно определил расстояние до немецкой эскадры и взял курс на отход вместо курса на сближение. В результате «К-21» слишком далеко отошла от курса немецкой эскадры. Примечательно, что с 17:23 по 17:46 журнал наблюдения «К-21» лишен какой-либо информации о пеленге цели, а в журнале акустического наблюдения нет записей с 17:23 по 17: 33. Авторы реконструкции утверждают, что эти данные не соответствовали версии нападения Лунина постфактум и поэтому не были включены в документы (завершенные после нападения). В 17:29 «К-21» немного скорректировала свой курс, изменив его на 5°.
Подготовленная Луниным атака из кормовых торпедных аппаратов была сорвана. Однако в 17:35-17:37 немецкая эскадра, сохраняя линию фронта, начала поворот вправо на курс 90° – общий курс на восток. Шнеевинд считал, что этот курс приведет немецкие корабли к конвою. На время поворота скорость снизилась до 21 узла. Этот маневр отражен во многих немецких документах, в частности в журналах боевых действий всех немецких кораблей, входивших в состав эскадры.
В 17:38 находящийся в процессе разворота «Адмирал Шеер» идет курсом прямо на подводную лодку на расстоянии примерно семи миль. В 17:40 «К-21» погружается, резко поворачивая руль направления на правый борт и к 17:46 задавая новый курс, стремительно приближаясь к противнику. В то же время журнал вахты подводной лодки выявил несоответствие курса «Тирпица» и других немецких кораблей сведениям, приведенным в немецких документах. В рассматриваемый момент немецкие корабли были обращены к подводной лодке носом или левой скулой и двигались фронтом на восток, а не колонной в направлении северо-северо-запад, как указано в записях Лунина. Учитывая неправдоподобность столь грубой ошибки, происходящей на таком расстоянии (около пяти миль) в условиях хорошей видимости, авторы реконструкции пришли к выводу, что наиболее вероятным объяснением являются вымышленные Луниным параметры немецкой эскадры. Согласно реконструкции, Лунин намеревался атаковать «Адмирал Шеер», но допустил ошибку, учтя промежуточный курс 60°, взятый тяжелым крейсером в процессе поворота на новый общий курс. В 17:50 «К-21» вновь подняла перископ. К этому времени немецкая эскадра находилась на завершающей стадии поворота. Было замечено, что «Адмирал Шеер» находился слева от подводной лодки на расстоянии 4,5 миль, а «Адмирал Хиппер» приближался к «К-21» на расстоянии 3,5 миль. миль.
В 17:57, согласно реконструкции, «К-21» промахнулась по находящимся над ней эсминцам и находилась в выгодной позиции для атаки крейсера «Адмирал Хиппер», находившегося всего в 0,7 мили от него. Атака линкора «Тирпиц» уже не представлялась возможным вариантом, так как расстояние до него составляло 2,4 мили, что превышало максимальную дальность действия торпед, и продолжало увеличиваться. Однако удобный момент для залпа был упущен. Лунин не хотел подниматься на перископическую глубину для выяснения обстановки и принятия решения о пуске торпед, учитывая его близость к эскорту эсминца. Следовательно, противолодочное соединение немецкой эскадры смогло выполнить свою задачу. После 17:57 расстояние между «К-21» и «Адмиралом Хиппером» начало быстро увеличиваться, что сопровождалось соответствующим увеличением угла встречи торпед. В результате подлодка и эскадра «убежали» друг от друга.
В 18:00 «К-21» всплыла на перископную глубину. Согласно реконструкции, к этому моменту «Адмирал Хиппер» находился на расстоянии 1,6 мили и фактически показывал командиру советской подводной лодки корму. При этом «Тирпиц» находился на расстоянии примерно трех миль от «К-21», что создавало иллюзию возможности поражения. Фактически максимальная дальность действия торпед «К-21», составлявшая 2,2 мили, делала поражение линкора невозможным. По воспоминаниям очевидца атаки лейтенанта А. Котова, командир подводной лодки выразил сомнение в целесообразности пуска торпед: После недолгих раздумий Лунин принял решение. В 18:01 он повернул лодку влево, чтобы обеспечить необходимый угол упреждения. В 18:01:30 он выпустил четыре торпеды с четырехсекундным интервалом из кормовых торпедных аппаратов по линкору «Тирпиц». В журнале наблюдения указано, что расстояние между «К-21» и линкором составляло от 1,8 до 2 миль, что близко к максимальной дальности действия торпед. Реконструкция указывает на то, что расстояние между подводными лодками составляло 3,3 мили, что исключало успех атаки.
В 18:04, как указано в бортовом журнале "К-21", через две минуты и 15 секунд после пуска торпед, на подлодке услышали два взрыва. В ответ «К-21» немного изменила курс и увеличила глубину погружения до 40 метров. Об этом свидетельствовал резко усилившийся справа и слева от подводной лодки шум эсминцев. Впоследствии, между 18:08 и 18:10, «К-21» продолжала менять курс, склоняясь на запад. Одновременно в бортовой журнал фиксировался шум эсминцев спереди и по бортам лодки. Данные о шумах, издаваемых эсминцами, по-видимому, противоречат данным акустического журнала наблюдения «К-21», который по состоянию на 18 августа указывал лишь на смутные шумы в кормовых углах правого борта. Эти шумы напоминали шум подводного перехода. Немецкая эскадра не зафиксировала взрывов и не занималась поиском подводной лодки противника, поскольку атака не была обнаружена. Немецкие корабли продолжали двигаться в том же направлении, с той же скоростью и в том же строю, что и раньше. Согласно реконструкции, торпеды «К-21» пересекли след «Хиппера» примерно в 1,5 милях за кормой крейсера и затонули.
== Действия «К-21» и немецкой эскадрильи после атаки ==
В 18:31 (т.е. через полчаса после атаки) «К-21» всплыла на перископной глубине, наблюдая за дымом и верхушками мачт уходящей немецкой эскадры (дистанция между подлодкой и немецкой эскадрой при этом составляла время достигло 16 миль). В 18:31, 18:32 и 18:38 журнал наблюдения подводной лодки фиксирует возникновение приглушенных катящихся взрывов, каждый продолжительностью около 20 секунд. В журнале акустического наблюдения указано, что два взрыва были зафиксированы в 18:25 и 18:27. При этом и траектория движения немецкой эскадры, и координаты точки атаки были определены с определенной степенью неточности.
Радиограмма К-21 была расшифрована в штабе Северного флота в 19:55 5 июля. Содержание радиограммы было немедленно передано в британскую военную миссию, которая в 20:04 передала соответствующую радиограмму в Адмиралтейство, а также на корабли британского флота. Впоследствии донесение о противнике было передано незашифрованным сообщением «на флоте», работающим на длинных волнах, на мощную радиостанцию, расположенную в Клитхорпсе. Это сообщение было получено как британскими кораблями и подводными лодками, так и немецкой эскадрой. 5 июля в 19:16 немецкую эскадрилью обнаружил экипаж самолета-разведчика Ил-4|Ил-4 под командованием капитана И.Я. Гарбуза. Однако наблюдения капитана Гарбуза оказались не совсем точными. Он определил состав немецкой эскадры из 11 кораблей, не указав их конкретных классов. Кроме того, он допустил ошибку в определении координат и скорости эскадры, указав, что она двигалась со скоростью 10 узлов. Радиограмма, переданная самолетом, была расшифрована практически одновременно с радиограммой К-21. Его содержание было также доведено до британской миссии и послужило основой для нового сообщения, переданного радиостанцией Клитхорпс. Примерно в 20:24 британская подводная лодка HMS Unshaken|HMS Unshaken обнаружила эскадру Шниевинда, определив ее состав как «Тирпиц», «Адмирал Хиппер» и шесть эсминцев, двигавшихся со скоростью 22 узла. . Из-за неблагоприятного взаимного положения подводной лодки и эскадры командир «Непоколебимого» К. Э. Оксборо не смог перейти в атаку. Следовательно, вскоре после 22:00 он передал радиограмму о появлении противника.
Одновременно командование немецкого флота провело оценку возможности продолжения операции. Поступление сообщений с радиостанции в Клитхорпсе предоставило явные доказательства обнаружения эскадрильи, тем самым увеличив вероятность установления постоянного наблюдения. Одновременно немецкая воздушная разведка потеряла связь с британским отрядом дальнего прикрытия, в состав которого входил авианосец. Это создавало потенциальный риск перехвата немецкой эскадры. Наконец, от подводных лодок, авиации и радиоразведки были получены многочисленные донесения, указывающие на расформирование конвоя и рассредоточение его кораблей на больших расстояниях друг от друга. Это сделало продолжение операции бессмысленным. После периода нерешительности командующий Кригсмарине гросс-адмирал|гросс-адмирал Эрих Редер|Э. Редер отдал приказ прекратить операцию. В 22:51 5 июля линкор «Тирпиц» начал смену направления, и примерно в 11:40 6 июля немецкая эскадра прибыла на передовую стоянку в Альтафьорде. После пополнения горючего эскадрилья проследовала к своей постоянной базе в бухте Буген, завершив переход примерно в 04:00 8 июля.
== Оценка результатов атаки ==

=== Начальный период (июль-август 1942 г.) ===
8 июля 1942 года было опубликовано сообщение Совинформбюро|Совинформбюро, в котором говорилось, что советская подводная лодка атаковала «Тирпиц», поразив его двумя торпедами и причинив линкору значительные повреждения. На следующий день в газетах «Правда» и «Красный флот» были опубликованы более подробные статьи, в которых упоминалось имя командира лодки. Сообщалось, что из-за повреждения линкора «Тирпиц» немецкая эскадра была вынуждена отказаться от атаки на конвой и вернуться в порт. Эта информация была также распространена в СМИ стран антигитлеровской коалиции, а иностранным информационным агентствам официально была передана фотография Лунина.
Не позднее 30 июля 1942 года Лунин подготовил отчет о результатах атаки, в котором выразил свое мнение: В выводах, сделанных на основании документов штаба бригады подводных лодок, говорится, что одна торпеда поразила линкор, а другая - эсминец после затопления последнего. Предполагается, что взрывы, прозвучавшие через 20-30 минут после атаки, были результатом детонации глубинных бомб.
К августу 1942 года в руководстве советского ВМФ преобладал скептицизм по поводу того, что атака оказалась неудачной или привела к минимальным и быстро устраняемым повреждениям немецкого линкора. 24 августа 1942 года был издан приказ о награждении экипажа К-21 боевыми наградами за пятый и шестой боевые походы подводной лодки, а Лунин и еще 16 членов экипажа были награждены орденами Красного Знамени | Орденами Боевого Красного Знамени. , что не входило в число высших наград. Предложение командования Северного флота о присвоении К-21 звания гвардейского было изменено решением наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова к ордену Боевого Красного Знамени, считавшемуся менее престижным; К-21 так и не получила звание гвардейской части (Советский Союз)|Гвардии. При этом подлодке записали уничтожение эсминца «Тирпиц» (с включением его в число побед, вписанных на рубке К-21), но не включили в официальные списки нанесенных потерь. на врага.
К полудню 6 июля британское военно-морское командование уже пришло к выводу, что рейд К-21 неэффективен; позднее изучение данных воздушной разведки и расшифровка перехватов немецких сообщений подкрепили это мнение, которое было доведено до советской стороны по ее просьбе.
=== Между осенью 1942 и началом 1960-х годов ===
В начале 1943 года Управление подводных лодок Наркомата ВМФ СССР подготовило методический документ, анализирующий действия советских подводных лодок. Действия Лунина во время атаки на «Тирпиц» подверглись критике, а результат атаки был охарактеризован как «незначительный боевой успех». Документ был разослан флотам, органам управления и военно-морским учебным заведениям.
После окончания Второй мировой войны группа британских специалистов провела исследование корпуса линкора «Тирпиц», потопленного британской авиацией в ноябре 1944 года. Представитель Управления кораблестроения Народного управления СССР По приглашению британской стороны в этой работе участвовал Наркомат ВМФ. Расследование показало, что следов ремонтных работ по устранению повреждений, нанесенных торпедами, не проводилось. Одновременно британцы предоставили Советам выписку из боевого журнала линкора, в которой об атаке К-21 не упоминалось.
В 1957 году французский историк Клод Эван опубликовал в журнале «La Revue Maritime» статью под названием «Операция немецкого флота против конвоя PQ-17». Один из разделов статьи был посвящен атаке К-21. Юэн опирался на немецкие документы и свою переписку с участниками операции с немецкой стороны, чтобы прийти к выводу, что атака не увенчалась успехом. В том же году статья была переведена на русский язык и впоследствии поступила в библиотеку Исторического управления Генерального штаба ВМФ СССР. В 1959 году в военно-историческом труде «Военно-морской флот Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», опубликованном под «секретной» обложкой, был сделан вывод, что атака К-21 закончилась промах, на основе анализа выписки журнала боевых действий линкора и изучения публикаций в зарубежной прессе. Тогда же в 1960 году вышло первое издание воспоминаний адмирала Арсения Головко, командовавшего Северным флотом в 1942 году. В этой работе атака была подробно описана со ссылками на дневниковые записи и констатирована ее успешность. При этом в оригинальных дневниковых записях Головко об атаке К-21 не упоминается. По воспоминаниям родственников адмирала, текст воспоминаний был изменен при подготовке к печати без согласия автора.
=== Между началом 1960-х и началом 1990-х годов ===
После публикации мемуаров Головко в советской историографии возникло противоречие между официальными источниками, предназначенными для элиты, и источниками, предназначенными для масс. В 1960-е годы не было единой позиции: различные издания либо цитировали отчет Совинформбюро, либо упоминали о самом нападении, не оценивая его результат, либо просто опускали упоминание о нападении. В издании 1966 года преподавателей Военно-морской академии имени Кузнецова А. И. Козлова, В. И. Козлова и В. С. Шломина под названием «Северный флот», а также в учебнике для высших военно-морских училищ 1969 года авторы утверждали неэффективность атака. К такому же выводу пришли авторы исследования «Боевая деятельность подводных лодок ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», опубликованного в 1969 году под покровом секретности.
В 1968 году английский писатель Дэвид Ирвинг|Д. Работа Ирвинга «Поражение конвоя PQ-17» была опубликована на английском языке. Впоследствии она была переведена на русский язык и издана в СССР в 1971 году. В русском издании книга подверглась выборочному редактированию, при этом особое внимание уделялось удалению фрагмента, в котором автор выражал критическое отношение к результатам исследования. Атака «К-21». В том же 1971 году вышло первое издание воспоминаний адмирала Н. Г. Кузнецова, в котором упоминалась атака подводных лодок, но от оценки ее результатов автор воздержался.
Валентин Пикуль|В. Роман С. Пикуля «Реквием по конвою PQ-17», первое издание которого вышло в 1970 году, оказал существенное влияние на формирование общественного мнения по обсуждаемому вопросу. В романе констатировался успех атаки и подвергалась резкой критике иностранных историков, а также высказывались предположения о том, что боевой журнал линкора «Тирпиц» был сфальсифицирован.
=== Между началом 1990-х и концом 2010-х годов ===
После распада СССР российская историография первоначально продолжила практику советской историографии, включая атаку К-21, не уточняя ее результатов. Эти сведения представлены в трехтомном издании «Три века Российского флота 1696-1996 гг.».
В 2006 году кандидат исторических наук, заведующий отделом Института военной истории Министерства обороны Российской Федерации М. Е. Морозов опубликовал приложение к книге А. А. Малова и С. В. Патянина «Линкоры «Бисмарк и Тирпиц»». . В книге В. Патянина «Броненосцы «Бисмарк» и «Тирпиц» есть статья, посвященная анализу атаки «К-21». Проведенный автором анализ закономерностей движения советской подводной лодки и немецких кораблей позволяет сделать вывод, что атака не имела теоретических шансов на успех из-за чрезмерного расстояния между пуском торпед и максимальной дальностью их полета.
== Происхождение взрывов ==
Источник взрывов, услышанных на «К-21», остается неопределенным. Немецкая эскадра не вела акустическое наблюдение из-за неэффективности такой операции при движении на полном ходу, а детонаций визуально не наблюдалось. Немецкие корабли не использовали глубинные бомбы. Расчеты показывают, что торпеды, выпущенные «К-21», могли достичь дна (после чего была возможна их детонация от удара о каменистое дно) примерно в 18:07-18:14. Это не соответствует зарегистрированному времени как первых двух взрывов в 18:04, так и последующих катящихся взрывов в 18:25-18:27. При этом существует вероятность того, что торпеда, выпущенная из торпедного аппарата №8, могла достичь дна значительно раньше, учитывая, что в отчете экипажа подводной лодки указано, что она неисправна, пропускает воздух.

Морозов и Скрынников полагают, что взрывы, зафиксированные в 18:04, скорее всего, были результатом слуховой аберрации одного из моряков. Однако они не исключают возможности того, что одна из торпед взорвалась при ударе о дно. Кроме того, Морозов и Скрынников изучили отчеты Лунина о предыдущих атаках, отметив, что в целом он сообщал о звуках разрывов торпед после атак. В подавляющем большинстве случаев в документах немецкой стороны не только не были зафиксированы какие-либо потери, но и не был зафиксирован сам факт нападения. Показательным является случай нападения 31 марта 1942 года. «К-21» под командованием Лунина выпустила шесть торпед по «транспорту противника типа немецкого сухогруза «Кордова» водоизмещением 7400 тонн» с дистанции 2,2 мили. Результата атаки командир не наблюдал, но зафиксировал два взрыва через 2 минуты 56 секунд, что послужило достаточным основанием для вышестоящего командования подтвердить успех. Однако немецкие документы отрицают присутствие каких-либо кораблей в этом районе в то время.
Также неясно происхождение катящихся взрывов, зафиксированных в 18:25 и 18:27. Одна из гипотез предполагает, что их можно объяснить тем, что немецкие военно-морские саперы взрывали дрейфующие или устанавливавшиеся морские мины на норвежском побережье. Другая гипотеза предполагает, что их можно было объяснить атакой немецкого самолета на воображаемую цель (подводную лодку). Однако ни одна из этих гипотез не была подтверждена документальными данными.
== Примечания ==




== Библиография ==

* * * * *

*
Вторая мировая война
Арктические конвои Второй мировой войны
Подводные лодки Советского Союза времен Второй мировой войны
Реклама
Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ, комментарий, отзыв

Изменение регистра текста: 
Смайлики
:) :( :oops: :chelo: :roll: :wink: :muza: :sorry: :angel: :read: *x) :clever:
Ещё смайлики…
   
К этому ответу прикреплено по крайней мере одно вложение.

Если вы не хотите добавлять вложения, оставьте поля пустыми.

Максимально разрешённый размер вложения: 15 МБ.

  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Высшее командование подводной подготовки
    wiki_de » » в форуме Васина Википедия
    0 Ответы
    29 Просмотры
    Последнее сообщение wiki_de
  • Большой беспилотный подводной автомобиль
    wiki_en » » в форуме Васина Википедия
    0 Ответы
    5 Просмотры
    Последнее сообщение wiki_en
  • Атака Агельхока, 2014 г.
    Anonymous » » в форуме Васина Википедия
    0 Ответы
    26 Просмотры
    Последнее сообщение Anonymous
  • Атака Фессалита, 2013 г.
    Anonymous » » в форуме Васина Википедия
    0 Ответы
    19 Просмотры
    Последнее сообщение Anonymous
  • Атака Неве-Яакова в 2023 году
    wiki_de » » в форуме Васина Википедия
    0 Ответы
    40 Просмотры
    Последнее сообщение wiki_de