'''Соната для виолончели № 1 до минор''', соч. 32 — соната для виолончели, написанная Камилем Сен-Сансом в 1872 году. Премьера сонаты, посвященной французскому виолончелисту Жюлю Лассерру, состоялась 7 декабря 1872 года в «Национальном обществе музыки» в Париже под управлением Огюста Толбека, играющего на виолончели и композитор за фортепиано.
Произведение состоит из трёх частей: «Аллегро», «Анданте транквилло состенуто» и «Аллегро модерато». Соната, известная своим драматическим характером и эмоциональной глубиной, часто интерпретируется как отражение личной борьбы композитора и исторических событий того времени, таких как франко-прусская война и Парижская Коммуна. Требовательное и в высшей степени виртуозное письмо для обоих инструментов быстро обеспечило сонате место в концертном репертуаре, и в годы после ее премьеры она была представлена многочисленными заметными исполнениями.
Стилистически соната напоминает музыку Людвига ван Бетховена | Бетховена, особенно по тематическому построению и взаимосвязи, а также по Бетховену и до минору | выбору тональности до минор. Однако это произведение выделяется среди произведений камерной музыки Сен-Санса своим захватывающе драматичным и необычным характером, лишенным тех черт, которые нравятся публике, часто встречающихся в других его сочинениях.
== История ==
Соната для виолончели № 1 была написана на рубеже 1872/73 года вместе с несколькими другими важными произведениями для виолончели, в том числе Концертом для виолончели № 1 (Сен-Санс) | Концертом для виолончели № 1 ля минор, соч. . 33 и «Аллегро аппассионато» си минор, соч. 43 для виолончели и фортепиано. Сен-Санс, вероятно, черпал вдохновение для создания этих произведений у своих друзей-музыкантов, поскольку они посвящены известным французским виолончелистам того времени, с которыми композитор часто выступал, таким как Огюст Толбек и Жюль Лассер. Мрачный тон произведения часто интерпретируется как отражение бурных событий, связанных с его композицией, включая франко-прусскую войну, недавно проигранную против Германии, последующие беспорядки Парижской Коммуны и личное горе Сен-Санса по поводу потери его любимая двоюродная бабушка Шарлотта Массон, скончавшаяся в феврале 1872 года.
Соната для виолончели была завершена в октябре 1872 года, и, по воспоминаниям Шарля-Мари Видора, она впервые была исполнена на одном из знаменитых вечеров Сен-Санса по понедельникам в Париже, где «слушатели были в восторге, за исключением Клеманс Сен-Санс. , мать композитора, назвавшая финал «бесполезным».
Однако композитора не удовлетворил первоначальный финал, и он написал новую заключительную часть, датированную 31 декабря 1872 года. Позже Сен-Санс написал своему другу Шарлю Лекоку. : «Когда я написал свою сонату для фортепиано и виолончели, финал был просто не в хорошем состоянии. Поэтому мне пришлось положить ее обратно в ящик на некоторое время, пока я не смог написать еще одну, сильно отличающуюся от первой». Первая и последняя страницы движения «Анданте» текстуально воспроизводят музыку импровизации, сыгранную Сен-Сансом в прошлом году на органе Сен-Огюстен, Париж | Сен-Огюстен .
Премьера окончательной версии сонаты с новым финалом состоялась 7 декабря 1872 года в Национальном музыкальном обществе в исполнении Огюста Толбека и Сен-Санса. Произведение было опубликовано Жаком Дюраном (издатель) | Дюран в мае 1873 года и посвящено Жюлю Лассеру, виолончелисту-виртуозу, с которым Сен-Санс часто исполнял камерную музыку. Соната для виолончели быстро завоевала популярность. в концертный репертуар и получил признание за требовательное и зачастую очень виртуозное письмо.
== Структура ==
Соната для виолончели № 1 состоит из трех частей.
:Первая часть открывается драматическим и мучительным вступлением, напоминающим вступительные аккорды Фредерика Шопена | Соната для фортепиано № 2 Шопена (Шопен) | Соната для фортепиано № 2 си-бемоль минор, соч. 35. Фортепиано занято быстрыми полукваверными пассажами в гаммах и арпеджио на фоне широкой мелодии виолончели. Период спокойствия в тоническом мажоре краток, поскольку раздел «Развитие (музыка)|развитие» становится все более напряженным, и только короткие спокойные пассажи на фортепиано усиливают остроту эмоций.< бр />
: Вторая часть, «Andante quietlo sostenuto», представляет собой прекрасную мелодию виолончели, сопровождаемую хоральной ясностью фортепианных гармоний. Затем мелодия уточняется и варьируется в своем исполнении, создавая атмосферу «невыразимого спокойствия, то есть наполовину томности, наполовину смирения, которая может прийти к утешению эмоций, перегруженных очень отчаянным горем». >
:Заключительная часть, «Allegro moderato», характеризуется настроением страстного неповиновения, что означает обновленную силу и мужество. Вступительная тема, сопровождаемая взволнованными полукваверами фортепиано, служит показателем преобладающего эмоционального состояния. Оба инструмента имеют блестящее письмо на протяжении всей части. Сен-Санс позаимствовал основную тему этой окончательной финальной части из неопубликованной «Прелюдии» для фортепиано соло, которую он написал в 1866 году.
Общий стиль тематического построения и взаимосвязи в Сонате напоминает музыку Людвига ван Бетховена|Бетховена, впечатление еще больше усиливается выбором тональности до минор, Бетховена и до минор|часто ассоциирующихся с произведениями Бетховена. Несмотря на это, Сонате не хватает приятных для публики черт, присущих многим другим камерным произведениям Сен-Санса, вместо этого она представляет собой более волнующе драматичный и необычный характер для французского композитора.
== Прием ==
Соната для виолончели была хорошо принята публикой и критиками, которые быстро осознали важность этого требовательного и зачастую в высшей степени виртуозного произведения. Соната вошла в концертный репертуар благодаря многочисленным исполнениям известных музыкантов. виолончелистов и пианистов в годы после премьеры. Жюль Лассер, посвященный произведения, исполнил Сонату с Сен-Сансом в Лондоне 6 июля 1876 года, а затем с Гансом фон Бюловым 18 июня 1878 года в Музыкальном союзе.
Эмоциональная глубина и драматизм Сонаты были отмечены также критиками и биографами. Уотсон Лайл писал, что «драматическое начало этой впечатляющей сонаты, да и эмоции, выраженные на протяжении всего сочинения, несомненно, находятся под влиянием тех испытаний, через которые только что прошел Сен-Санс, от которых он, по сути, едва ли был свободен, во время ее создания». Габриэль Форе назвал ее единственной сонатой для виолончели из любой страны, имеющей какое-либо значение.
*
Камерная музыка Камиля Сен-Санса
Сонаты для виолончели|Сен-Санс
Сочинения 1872 года
Произведения до минор
Музыка с посвящениями
Сонаты Камиля Сен-Санса
Соната для виолончели No. 1 (Сен-Санс) ⇐ Васина Википедия
-
Автор темыwiki_en
- Всего сообщений: 94326
- Зарегистрирован: 16.01.2024
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
Мобильная версия