'''Древняя ближневосточная космология''' относится к множеству космологии|космологических и космогонии|космогонических верований Древнего Ближнего Востока (ANE) с 4-го тысячелетия до нашей эры до образования Македонской империи в 4-м веке. ДО Н.Э. Некоторые из охваченных цивилизаций включают Вавилонию, Шумер, Угарит и Историю древнего Израиля и Иуды | древний Израиль и Иудею. Еврейская Библия (особенно в описании, содержащемся в повествовании о сотворении мира) подкрепляет известные представления о космологии в последней, а космологическая система, обнаруженная в текстах еврейской Библии, называется библейской космологией. Космология других цивилизаций фрагментарно сохранилась в форме клинописной литературы, включая такие тексты, как Энума Элиш и МУЛ.АПИН.
Эти цивилизации на протяжении двух с половиной тысячелетий фундаментально согласовали и разделяли то, что должно было стать удивительно стабильной космологической системой.
Общие черты можно найти и в древних ближневосточных мифах о сотворении мира. Они включают в себя организацию мира из ранее существовавших, неоформленных элементов, представленных первозданным водоемом; присутствие божественного создателя; антагонист или первородный монстр; битва между силами добра и зла; разделение элементов; и создание человечества.
== Мифы о сотворении мира ==
«Энума Элиш», самая известная месопотамская история творения, сохранилась на семи глиняных табличках, обнаруженных в библиотеке Ашшурбанипала в Ниневии. Миф о творении стремится описать, как бог Мардук создал мир из тела морского чудовища Тиамат после победы над ней в бою, после чего Мардук возносится на вершину небесного Пантеона (религии)|пантеона. «Энума Элиш» имеет преемственность с более ранними мифами о творении, такими как «Миф об Анзу». В обеих историях дракон (Анзу или Тиамат) крадет Таблицу судеб у Энлиля, главного бога, и в ответ главный бог ищет кого-нибудь, кто мог бы убить дракона. Затем в обеих историях чемпион среди богов выбирается для борьбы с драконом (Нинурта или Мардук) после того, как двое или трое других до них отклоняют предложение сразиться. Чемпион побеждает, после чего его прославляют и дают множество имен. «Энума Элиш», возможно, также основана на мифе о Нинурте и драконе Куре. Раньше дракон отвечал за удержание первобытных вод. После убийства вода начинает подниматься; эта проблема решается тем, что Нинурта сбрасывает на них камни до тех пор, пока вода не удержится. Другой миф повествует о борьбе Энлиля с морским чудовищем Лаббу. Как и в «Энума Элиш», Энлиль сражается только тогда, когда другой бог не может этого сделать. И Энлиль в борьбе с Лаббу, и Мардук в борьбе с Тиамат используют ветер и бурю, чтобы победить своего врага. Традиции битвы между Мардуком и Тиамат также могут уходить корнями в западно-семитские истории о битве между богом грозы Ваалом и морским богом Ямом (бог)|Ям. Как и Ваал, Мардук изначально был богом бури, и борьба между этими богами символизирует битву между силами природы. Однако одно из наиболее существенных отличий «Энума Элиш» от более ранних мифов о творении заключалось в превознесении Мардука как высшего бога. В предыдущих мифах Эа (бог)|Эа был главным богом и создателем человечества.
=== Цитаты ===
=== Источники ===
* * *
== Дальнейшее чтение ==
* Горовиц, Уэйн. Месопотамская космическая география, Eisenbrauns, 1998.
* Ламберт, Уилфред. Вавилонские мифы о сотворении мира, Eisenbrauns, 2013.
* Райт, Дж. Эдвард. Ранняя история небес, Oxford University Press, 2002.
Древняя астрономия
Библейская космология
Устаревшие научные теории
Религиозные космологии
Древняя ближневосточная космология ⇐ Васина Википедия
-
Автор темыwiki_en
- Всего сообщений: 69416
- Зарегистрирован: 16.01.2024
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение