Саркофаг княгини Ольги из Десятинной церкви — резной сланцевый саркофаг XI века, найденный при раскопках Десятинной церкви в Киеве в 1826 году. Хранится в Софийском соборе. Некоторые исследователи полагают, что там была похоронена княгиня Ольга, которая, как известно, была перезахоронена в Десятинной церкви своим внуком князем Владимиром около 1007 года. Саркофаг выставлен в Киевской Софии как «Саркофаг княгини Ольги». Однако эта атрибуция ставится под сомнение большинством исследователей, хотя возможность того, что княгиня Ольга могла быть похоронена в саркофаге, полностью не исключается.
Саркофаг покрыт детальной резьбой в византийском стиле, подобной найденной на мраморном саркофаге Ярослава Мудрого и на сланцевых плитах хора Софийского собора.
== Описание ==
Саркофаг изготовлен из семи плит красного сланца (пирофиллитового сланца) толщиной 4 см, вероятно, добытого под Овручем. Пластины соединены внутри двумя железными скобами. Форма нижней части — прямоугольный параллелепипед, а верхняя часть (крышка) — двускатная. Длина саркофага 198 см, ширина 60 см, высота 96 см.
Композиция саркофага похожа на дом, составленный из семи скрепленных между собой отдельных плит, покрытых двускатной крышей. Рельефная обработка его сторон различна: одна продольная сторона, видимо, предназначенная для перемещения к стене, украшена всего шестью одинаковыми простыми крестами с трапециевидно расширенными концами ветвей. Три из них находятся на половине крышки и три соответственно на боковой стенке. Лицевая сторона саркофага богато украшена рельефом, как и закрывающая его половина крышки. На стене чередуются три креста и три кипариса, помещенные в шесть одинаковых пролетов аркатурного пояса. На крышке расположены четыре розетки, соединенные проводами между собой и с рамкой. Ткацкая лента имеет широкий центральный рулон и профилирована по краям глубокими бороздками. Торцевые стены саркофага украшены расписным крестом и крестом «на сфере» той же формы. Таким образом, саркофаг представляет собой прекрасный образец плетения средневизантийского периода.
== Открытия и исследования ==
Саркофаг впервые был найден в 1826 году во время раскопок, которые проводил архитектор Николай Ефимов. Он располагался за пределами основного фундамента Десятинной церкви у северной стены между лисенями, замурованной с правой стороны от входа в постаментную гробницу XII века. Более детально саркофаг был изучен во время неоднократных раскопок Дмитрия Милеева в 1908 году (тем временем саркофаг оставался захороненным на месте находки).
В саркофаге находился сохранившийся полный скелет, на котором, по первоначальному сообщению Ефимова, находились остатки женской одежды: парчового покрывала и женской обуви. Исследование 1908 года выявило, что скелет находился в плохом состоянии, сообщалось, что на нем тогда хранились остатки одежды и кожи от сапог, а наличие следов пурпурных оксидов на костях свидетельствует о том, что металлические предметы не сохранились. Пол погребенного по скелету точно не установлен, хотя сравнительно небольшой размер указывал на женщину или подростка.
После раскопок Милеева саркофаг был снова засыпан. В 1918 году его раскопали в третий раз и перенесли в Исторический музей. Позже саркофаг был перенесен в Софийский собор.
== Знакомства ==
Исследователи датируют саркофаг в основном началом или первой половиной XI века, но есть гипотезы и относительно X или XII века.
Резьба выполнена в том же византийском стиле, что и на мраморном саркофаге Ярослава Мудрого, в частности использованы аналогичные изображения кипарисов и крестов. Этот тип украшения распространен на византийских рельефах XI века. А. Н. Грабарь отмечал, что подобный декор (в частности, ряды арок) встречается на некоторых саркофагах, изображенных в миниатюрах Минологии Василия II, и связывал сланцевый саркофан, как и саркофаг Ярослава Мудрого, как образец константинопольской скульптуры. первой трети XI века.
По мнению Н. Е. Макаренко, различие в оформлении стен свидетельствует о том, что саркофаг был изготовлен двумя мастерами в конце X-XI вв. в разной манере и является результатом византийского влияния, пришедшего через Балканы. С ним соглашается В. Г. Путько, считающий, что над саркофагом работали как минимум два мастера. Но разницу в декоре он объясняет тем, что мастера копировали не целые композиционные схемы, а лишь отдельные элементы. М. К. Каргер полагает, что уже в XI веке в Киеве были местные камнерезы, изготавливавшие саркофаги для киевской знати. «Среди них, наряду с гладкостенными, известны и саркофаги, сплошь покрытые барельефной резьбой».
Хотя мотивы резьбы на саркофаге традиционны для византийской скульптуры XI века, они встречаются и на памятниках XII-XIII веков, например, на рельефах из Смирны конца XI-XII веков или Фессалоники XII-XII веков. 13 века. Это относит датировку сланцевого саркофага к XI-XII векам.
== Атрибуция ==
Десятинная церковь была построена как собор при княжеском дворе и с самого начала стала великокняжеской усыпальницей. Владимир перенес в церковь гробницу княгини Ольги, затем в 1011 году там была похоронена одна из его жен, византийка Анна, а в 1015 году рядом с ней был похоронен и сам Владимир. В 1078 году в Десятинной церкви был поставлен гроб князя Изяслава Ярославича. Кроме того, в 1044 году Ярослав Мудрый посмертно крестил своих дядей, князей Ярополка и Олега Святославичей, и перенес их захоронения в Десятинную церковь.
В летописях упоминаются лишь две женщины, погребенные в Десятинной церкви, — княжны Ольга (1007 г.) и Анна (1011 г.). Анну, как и Владимира, похоронили в мраморном саркофаге, а вот о саркофаге Ольги упоминаний не было. Поэтому сразу после открытия сланцевый саркофаг стали приписывать княгине Ольге. Археологические исследования Десятинной церкви выявили большое количество фрагментов как минимум одного, полностью разрушенного, мраморного монолитного саркофага, который по форме, размерам и резьбе был очень похож на саркофаг Ярослава Мудрого в Софийском соборе. Это подтверждает, что в Десятинной церкви были мраморные саркофаги, как сообщают летописи, и по крайней мере князь Владимир был похоронен в таком саркофаге, а значит, сообщения о погребении княгини Анны в мраморном саркофаге правдоподобны. То есть вряд ли сланцевый саркофаг из Десятинной церкви мог принадлежать княгине Анне.
Однако большинство исследователей полагают, что сланцевый саркофаг был обнаружен на прежнем месте. Поэтому маловероятно, что княгиня Ольга могла быть похоронена вне Десятинной церкви у ее стены, а не внутри храма. Внешний вид этого саркофага не совпадает с летописным описанием саркофага княгини Ольги, согласно которому в верхней части саркофага имелось окно, через которое можно было увидеть тело княгини. Однако даже если принять летописное описание саркофага за точное, это не исключает возможности перезахоронения царевны в другом саркофаге или смены плиты крышки.
В 1824 году Кондрат Лохвицкий, соперник Ефимова, первым предпринял попытку раскопать Десятинную церковь. Среди прочего он нашел три сланцевых саркофага, но их дальнейшая судьба неизвестна. Также на территории церкви, помимо фрагментов мраморного саркофага, были найдены фрагменты как минимум пяти сланцевых. Не все захоронения Десятинной церкви упоминаются в летописях, и, возможно, это было одно из таких погребений. Также не полностью исключено, что скелет мог быть мужским, а остатки одежды и обуви были ошибочно интерпретированы как женские. В целом вопрос об атрибуции саркофага остается нерешенным, но принято, что в нем похоронен член рода киевских князей.
Киев
Саркофаги
Саркофаг княгини Ольги. ⇐ Васина Википедия
Новости с планеты OGLE-2018-BLG-0677
Что вы не только не знали, но и не хотели знать
Что вы не только не знали, но и не хотели знать
-
Автор темыwiki_en
- Всего сообщений: 95864
- Зарегистрирован: 16.01.2024
1711874476
wiki_en
Саркофаг княгини Ольги из Десятинной церкви — резной сланцевый саркофаг XI века, найденный при раскопках Десятинной церкви в Киеве в 1826 году. Хранится в Софийском соборе. Некоторые исследователи полагают, что там была похоронена княгиня Ольга, которая, как известно, была перезахоронена в Десятинной церкви своим внуком князем Владимиром около 1007 года. Саркофаг выставлен в Киевской Софии как «Саркофаг княгини Ольги». Однако эта атрибуция ставится под сомнение большинством исследователей, хотя возможность того, что княгиня Ольга могла быть похоронена в саркофаге, полностью не исключается.
Саркофаг покрыт детальной резьбой в византийском стиле, подобной найденной на мраморном саркофаге Ярослава Мудрого и на сланцевых плитах хора Софийского собора.
== Описание ==
Саркофаг изготовлен из семи плит красного сланца (пирофиллитового сланца) толщиной 4 см, вероятно, добытого под Овручем. Пластины соединены внутри двумя железными скобами. Форма нижней части — прямоугольный параллелепипед, а верхняя часть (крышка) — двускатная. Длина саркофага 198 см, ширина 60 см, высота 96 см.
Композиция саркофага похожа на дом, составленный из семи скрепленных между собой отдельных плит, покрытых двускатной крышей. Рельефная обработка его сторон различна: одна продольная сторона, видимо, предназначенная для перемещения к стене, украшена всего шестью одинаковыми простыми крестами с трапециевидно расширенными концами ветвей. Три из них находятся на половине крышки и три соответственно на боковой стенке. Лицевая сторона саркофага богато украшена рельефом, как и закрывающая его половина крышки. На стене чередуются три креста и три кипариса, помещенные в шесть одинаковых пролетов аркатурного пояса. На крышке расположены четыре розетки, соединенные проводами между собой и с рамкой. Ткацкая лента имеет широкий центральный рулон и профилирована по краям глубокими бороздками. Торцевые стены саркофага украшены расписным крестом и крестом «на сфере» той же формы. Таким образом, саркофаг представляет собой прекрасный образец плетения средневизантийского периода.
== Открытия и исследования ==
Саркофаг впервые был найден в 1826 году во время раскопок, которые проводил [url=viewtopic.php?t=1543]архитектор[/url] Николай Ефимов. Он располагался за пределами основного фундамента Десятинной церкви у северной стены между лисенями, замурованной с правой стороны от входа в постаментную гробницу XII века. Более детально саркофаг был изучен во время неоднократных раскопок Дмитрия Милеева в 1908 году (тем временем саркофаг оставался захороненным на месте находки).
В саркофаге находился сохранившийся полный скелет, на котором, по первоначальному сообщению Ефимова, находились остатки женской одежды: парчового покрывала и женской обуви. Исследование 1908 года выявило, что скелет находился в плохом состоянии, сообщалось, что на нем тогда хранились остатки одежды и кожи от сапог, а наличие следов пурпурных оксидов на костях свидетельствует о том, что металлические предметы не сохранились. Пол погребенного по скелету точно не установлен, хотя сравнительно небольшой размер указывал на женщину или подростка.
После раскопок Милеева саркофаг был снова засыпан. В 1918 году его раскопали в третий раз и перенесли в Исторический музей. Позже саркофаг был перенесен в Софийский собор.
== Знакомства ==
Исследователи датируют саркофаг в основном началом или первой половиной XI века, но есть гипотезы и относительно X или XII века.
Резьба выполнена в том же византийском стиле, что и на мраморном саркофаге Ярослава Мудрого, в частности использованы аналогичные изображения кипарисов и крестов. Этот тип украшения распространен на византийских рельефах XI века. А. Н. Грабарь отмечал, что подобный декор (в частности, ряды арок) встречается на некоторых саркофагах, изображенных в миниатюрах Минологии Василия II, и связывал сланцевый саркофан, как и саркофаг Ярослава Мудрого, как образец константинопольской скульптуры. первой трети XI века.
По мнению Н. Е. Макаренко, различие в оформлении стен свидетельствует о том, что саркофаг был изготовлен двумя мастерами в конце X-XI вв. в разной манере и является результатом византийского влияния, пришедшего через Балканы. С ним соглашается В. Г. Путько, считающий, что над саркофагом работали как минимум два мастера. Но разницу в декоре он объясняет тем, что мастера копировали не целые композиционные схемы, а лишь отдельные элементы. М. К. Каргер полагает, что уже в XI веке в Киеве были местные камнерезы, изготавливавшие саркофаги для киевской знати. «Среди них, наряду с гладкостенными, известны и саркофаги, сплошь покрытые барельефной резьбой».
Хотя мотивы резьбы на саркофаге традиционны для византийской скульптуры XI века, они встречаются и на памятниках XII-XIII веков, например, на рельефах из Смирны конца XI-XII веков или Фессалоники XII-XII веков. 13 века. Это относит датировку сланцевого саркофага к XI-XII векам.
== Атрибуция ==
Десятинная церковь была построена как собор при княжеском дворе и с самого начала стала великокняжеской усыпальницей. Владимир перенес в церковь гробницу княгини Ольги, затем в 1011 году там была похоронена одна из его жен, византийка Анна, а в 1015 году рядом с ней был похоронен и сам Владимир. В 1078 году в Десятинной церкви был поставлен гроб князя Изяслава Ярославича. Кроме того, в 1044 году Ярослав Мудрый посмертно крестил своих дядей, князей Ярополка и Олега Святославичей, и перенес их захоронения в Десятинную церковь.
В летописях упоминаются лишь две женщины, погребенные в Десятинной церкви, — княжны Ольга (1007 г.) и Анна (1011 г.). Анну, как и Владимира, похоронили в мраморном саркофаге, а вот о саркофаге Ольги упоминаний не было. Поэтому сразу после открытия сланцевый саркофаг стали приписывать княгине Ольге. Археологические исследования Десятинной церкви выявили большое количество фрагментов как минимум одного, полностью разрушенного, мраморного монолитного саркофага, который по форме, размерам и резьбе был очень похож на саркофаг Ярослава Мудрого в Софийском соборе. Это подтверждает, что в Десятинной церкви были мраморные саркофаги, как сообщают летописи, и по крайней мере князь Владимир был похоронен в таком саркофаге, а значит, сообщения о погребении княгини Анны в мраморном саркофаге правдоподобны. То есть вряд ли сланцевый саркофаг из Десятинной церкви мог принадлежать княгине Анне.
Однако большинство исследователей полагают, что сланцевый саркофаг был обнаружен на прежнем месте. Поэтому маловероятно, что княгиня Ольга могла быть похоронена вне Десятинной церкви у ее стены, а не внутри храма. Внешний вид этого саркофага не совпадает с летописным описанием саркофага княгини Ольги, согласно которому в верхней части саркофага имелось окно, через которое можно было увидеть тело княгини. Однако даже если принять летописное описание саркофага за точное, это не исключает возможности перезахоронения царевны в другом саркофаге или смены плиты крышки.
В 1824 году Кондрат Лохвицкий, соперник Ефимова, первым предпринял попытку раскопать Десятинную церковь. Среди прочего он нашел три сланцевых саркофага, но их дальнейшая судьба неизвестна. Также на территории церкви, помимо фрагментов мраморного саркофага, были найдены фрагменты как минимум пяти сланцевых. Не все захоронения Десятинной церкви упоминаются в летописях, и, возможно, это было одно из таких погребений. Также не полностью исключено, что скелет мог быть мужским, а остатки одежды и обуви были ошибочно интерпретированы как женские. В целом вопрос об атрибуции саркофага остается нерешенным, но принято, что в нем похоронен член рода киевских князей.
Киев
Саркофаги
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
-
Женская средняя школа княгини Есин
wiki_en » » в форуме Васина Википедия'''Средняя школа принцессы Эсин для девочек''' — это школа для девочек с раздельным обучением|в Хайдарабаде. У него есть филиалы в Пурани Хавели, Шах-Али-Банде|Шах Али Банде и Джалпалли.
Подробнее: - 0 Ответы
- 34 Просмотры
-
Последнее сообщение wiki_en
-
Вернуться в «Васина Википедия»
Перейти
- Васино информационное агентство
- ↳ Лохотроны и разочарования
- ↳ Секреты рекламы и продвижения
- ↳ Заработок в Интернете
- ↳ Маленькие хитрости
- ↳ Посудомойки
- ↳ Режим питания нарушать нельзя!
- ↳ Прочитанные мной книги
- ↳ Музыкальная культура
- ↳ Ляпсусы
- ↳ Интернет — в каждый дом!
- ↳ Изобретения будущего
- ↳ В здоровом теле — здоровый дух
- ↳ Боги, религии и верования мира
- ↳ Расы. Народы. Интеллект
- Прочее
- ↳ Васина Википедия
- ↳ Беседка
Мобильная версия