'''''Заросший пруд''''' — пейзажная картина русского художника Василия Поленова (1844—1927), написанная в 1879 году. Картина размером 80 × 124,7 см является частью Третьяковской галереи | Государственная Третьяковка. Собрание галереи в Москве (инвентарный № 10460).
Вид, изображенный на полотне, суммирует разные переживания художника. Несколько этюдов для картины Поленов сделал в 1877 году, когда навещал своих родителей в селе Петрушки (Киевская область)|Петрушки под Киевом.
Картина «Заросший пруд» экспонировалась в московской части 7-й выставки Передвижников|Товарищества передвижных художественных выставок («Передвижники»),
Вместе с двумя другими работами Поленова конца 1870-х годов – картинами «Московский дворик, Поленов|Московский двор» и «Бабушкин сад|Бабушкин сад» – полотно «Заросший пруд» относится к «своего рода лирико-философской трилогии художника».
== История ==
В 1873-1876 годах Василий Поленов жил и работал в Париже, а затем вернулся в Россию. В 1876 году, вступив в русскую добровольческую армию для участия в Первой сербско-османской войне, он совершил поездку в район боевых действий, где по боевым впечатлениям создал несколько рисунков.
5 июля 1877 года родители художника Дмитрий Васильевич Поленов и Мария Алексеевна пригласили его на свою дачу, которая находилась в селе Петрушки под Киевом. Во время поездки в Киевскую губернию, скорее всего, в августе, Поленов создал несколько эскизов, которые впоследствии были использованы им при работе над полотнами «Заросший пруд» и «Лето».
В конце 1877 – начале 1878 года Поленов вновь оказался в районе военных действий. На этот раз он отправился на Болгарский фронт русско-турецкой войны (1877–1878), где служил художником в штабе русской армии.
23 февраля 1879 года в Санкт-Петербурге открылась 7-я выставка Товарищества передвижных художественных выставок, которая продлилась до 25 марта, а затем переехала в Москву, где продолжилась 22 апреля.
В следующем году картина «Заросший пруд» экспонировалась в петербургской части 8-й передвижной выставки
Картина экспонировалась на ряде других выставок, в том числе на выставках Поленова, состоявшихся в 1969 году в Ленинграде, в 1994-1995 годах в Москве и Санкт-Петербурге. В 1971–1972 годах полотно принимало участие в выставке «Пейзажная живопись передвижников» (Киев, Ленинград, Минск, Москва), приуроченной к столетнему юбилею передвижников. С выставками картина побывала в нескольких зарубежных городах — Белграде (1970), Бухаресте (1973), Варшаве (1973), Берлине (1976), Вашингтоне, Чикаго, Бостоне, Лос-Анджелесе (1986—1987), Кельне, Цюрихе (1990) и Вупперталь (2005—2006). Полотно было одним из экспонатов юбилейной выставки к 175-летию Поленова, проходившей с октября 2019 по февраль 2020 года в Новой Третьяковке на Крымском Валу | Крымский Вал.
Картина «Заросший пруд» в настоящее время экспонируется в зале № 35 главного здания Государственной Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.
== Описание ==
Вид, изображенный на картине «Заросший пруд», суммирует разные впечатления художника. На картине изображена часть пруда с мостиками у правого края. На переднем плане виден берег с зеленой травой и полевыми цветами, на заднем — деревья, окружающие пруд-парк.
В левом верхнем углу картины виден небольшой кусочек голубого неба с облаками. Его световое отражение на водной глади находится в нижней части, возле левого края холста. Мосты и подходящие к ним тропы также изображены светлыми тонами. Благодаря этому взгляд зрителя устремлен в глубь, где на скамейке сидит молодая женщина в светлом платье, фигура которой почти "растворяется" в пейзаже.< ref name=":7" /> Ее задумчивый вид гармонирует с окружающей природой, пребывает в "состоянии внутреннего погружения". Моделью для фигуры сидящей женщины послужила Вера Дмитриевна Хрущева (1844-1881, есть еще написание «Хрущева»), сестра-близнец художника.
== Этюды и повторы ==
Несколько эскизов к картине «Заросший пруд» были написаны Поленовым в 1877 году, когда он был в гостях у родителей в селе Петрушки под Киевом.
Поленов также написал уменьшенную версию полотна «Заросший пруд» (1880, холст, масло, 44 × 64,5 см, ГРМ, инвентарный № Ж-4212),
Другой вариант картины «Заросший пруд» (холст, масло, 30 × 58 см, инв. № Ж-293) хранится в Одесском музее изобразительных искусств.
Еще одно авторское повторение картины «Заросший пруд» хранится в частной коллекции. Кроме того, известно о существовании варианта под названием «Заросший пруд» (1880) из собрания московского коллекционера А. М. Колударова, экспонировавшегося на персональной выставке Поленова в 1950 году в Москве.
== Отзывы ==
Историк искусства Ольга Лясковская писала, что, работая над картиной «Заросший пруд», Поленов «стремился к уравновешенной композиции, к общему впечатлению живописности». По ее словам, художник «своеобразно и правдиво» передал фактуру травы и листьев, а также прекрасно обобщил «окутанные туманом далекие купы деревьев и уголок голубого неба с облаком, отражающимся в воде». ref name=":8" />
В монографии о творчестве Поленова искусствовед Тамара Юрова писала, что картина «Заросший пруд», почти целиком основанная на градациях зеленого цвета, «выявляет высокое мастерство Поленова как колориста», а «тонко развитая зеленая гамма в оттенках является отличается исключительной красотой и богатством нюансов». Из-за этого создается впечатление, что «в пейзаже нет двух совершенно одинаковых тонов», а также нет «несколько нейтральной краски, которая плотно покрывала отдельные куски холста в «Московском дворике, Поленов|Московский дворик»». По мнению Юровой, картина «Заросший пруд» «завершила определенный этап творчества Поленова, ознаменовала наступление творческой зрелости».
По мнению искусствоведа Алексея Федорова-Давыдова, в картине «Заросший пруд» Поленову удалось «с величайшей силой и живописной красотой» выразить «реальную, но отягощенную каким-то романтизмом поэзию природы». По его словам, «при всей интимности мотива» Поленовский пейзаж получился совсем не
По мнению искусствоведа Элеоноры Пастон, написанные в конце 1870-х годов Поленовским картины «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд» составляют «своего рода лирико-философскую трилогию художника». В монографии о творчестве художницы она отметила, что в пейзаже «Заросший пруд» «в изображении старого парка, торжественного в своем монументальном величии, преобладает возвышенно-мечтательная настроение», которое «подчеркивается хрупкой, неподвижной и задумчивой фигурой женщины, одиноко стоящей на фоне темных деревьев, раскинувшей могучий шатер и как бы служащей для нее безопасным пристанищем». Пастон писал, что «тема ухода от тягот действительности в мир природы», начатая Поленовым в этой картине, получила дальнейшее развитие в его произведениях 1880-1890-х годов, а также в творчестве одного из молодых друзей Поленова. Михаил Нестеров.
==См. также==
* Василий Поленов
* Передвижники
* Третьяковская галерея
== Библиография ==
*
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
* * |url= http://rodon.org/art-080425165206
|access-date=2012-08-18 |archiveurl = https://web.archive.org/web/20100218044 ... 0425165206 |archive-date=2010-02-18
* |сайт=www.polenov.su |url=http://www.polenov.su/zaroshii_pryd/
|дата доступа=18 августа 2012 г.
|archiveurl = https://web.archive.org/web/20121104024 ... oshii_pryd
|дата-архива=2012-11-04
* |url=http://files.school-collection.edu.ru/d ... y_prud.htm
|access-date=2019-08-27 |archiveurl=https://web.archive.org/web/20130630053 ... -4bf5-a38d -8b2314eddce6/Поленов.Заросший_пруд.htm
|дата-архива=30.06.2013
Картины
Русские картины
Пейзажи
Третьяковская галерея
Искусство
Заросший пруд ⇐ Васина Википедия
-
Автор темыwiki_en
- Всего сообщений: 93425
- Зарегистрирован: 16.01.2024
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
Мобильная версия