Валейно: добавлена категория:Франция с помощью HotCat
File:Ecoles_empire_carolingien_ru.svg|thumb|Интеллектуальная жизнь Каролингской империи и соседних стран была сосредоточена вокруг церковных институтов. «Библиотеки Каролингов» возникли во время правления династии Каролингов, когда книжные коллекции вновь появились в Европе после двухвекового культурного упадка Средневековья (историография). Конец VIII века ознаменовал начало так называемого Каролингского Возрождения — культурного подъема, связанного, прежде всего, с церковной реформой. Реформа была направлена на объединение богослужений, исправление церковных книг, подготовку квалифицированных священников для работы с полуязыческой паствой и подготовку миссионеров, способных проповедовать по всей Французской империи и за ее пределами. Для этого требовалось всестороннее понимание классической латыни и знакомство с сохранившимися памятниками античной культуры.
Крупнейшие монастыри создавали школы для обучения основам тривиума и изучения произведений римских авторов, в том числе поэтов, историков, риторов, философов, математиков, архитекторов и т. д. К IX веку появилась группа каролингских эрудитов, которые ценили широкое обучение и связанная с ним деятельность ради них самих. Эта группа не ограничивалась столицей.
В период Каролингов не было библиотек в современном понимании, в частности не существовало специальных книгохранилищ. Однако существовали сравнительно большие коллекции в десятки и сотни томов, принадлежавшие в основном монастырям и городским архиереям. Каталоги, рубрики и книжные списки, которые начали создаваться в монастырях с начала IX века, были необходимы, чтобы помочь людям ориентироваться в огромном количестве рукописей. Появились также частные книжные собрания священнослужителей и мирян. После смерти владельца их часто переводили в монастыри. К сожалению, до наших дней не сохранилось полного собрания книг периода Каролингов.
== Источники ==
Файл:Sankt_Galler_Klosterplan_(ca_800).jpg|thumb|Идеализированный план Святого Галла, на котором также отмечено расположение библиотеки. План датируется примерно 820 годом.
Ни одна из библиотек Каролингов не сохранилась полностью. Сведения о собраниях, составе, принципах комплектования, владельцах и пользователях библиотек ограничены, но более полны, чем сведения, относящиеся к древности. В VIII—X вв. монахи и священники — основные носители интеллектуальной культуры раннего средневековья — составляли списки книг, найденных в монастырских хранилищах или известных им. Иногда такие списки сопровождались более или менее обширными комментариями.Сборники средневековых книжных списков и каталогов в основном издавались германскими учеными. Среди лучших изданий специалисты называют следующее: «Беккер Г». Каталоги старинных библиотек. - Бонне, 1885 г.; «Готлиб Т.» Über mittelalterliche Bibliotheken. — Лейпциг, 1890 г.; «Леманн П.» Mittelalterliche Bibliothekskataloge Deutschlands und der Schweiz. Бд. 1. - Мюнхен, 1918. Списки книг из аббатства Мурбах и аббатства Лорш были опубликованы отдельно: «Bloch H.» Ein karolingischer Bibliothekskatalog aus Kloster Murbach // Strassburger Festschrift zur 46. Versammlung deutscher Philologen und Schulmänner. - Страсбург: Verlag von Karl J. Trübner, 1901. - S. 257–285; «Мильде В.» Библиотечный каталог Клостеров Мурбаха из 9. Jahrhundert. Ausgabe und Untersuruchung von Beziehungen zu Cassiodors «Institutiones». - Гейдельберг: Университет Карла Винтера, 1968; «Хезе А.» Mittelalterliche Bücherverzeichnisse aus Kloster Lorsch. Einleitung, Edition und Commentar. - Висбаден: Harrassowitz Verlag, 2002. В эпоху Каролингов библиография не была независимой дисциплиной, и списки книг составлялись исключительно с целью инвентаризации коллекций. Надо полагать, списки не отражали адекватно содержание библиотечных фондов, поскольку в книжных каталогах одних и тех же аббатств имеются многочисленные расхождения. Не все Рукописи|рукописи известного происхождения перечислены в каталогах аббатств, где они были созданы или хранились.
В период Каролингов списки книг обозначались различными терминами, такими как «brevis» или «breviarium librorum», «inventarium librorum», «annotatio librorum», «descriptio librorum», «descriptio librorum». abbreviatio librorum» и даже «genealogia bibliothecae».Соответственно: «краткий [обзор]», «краткий обзор книги», «опись книги», «примечания к книге», «список книг», «краткое описание книги». ', 'библиотечная родословная'. Эти каталоги обычно прилагались к произведениям наиболее авторитетных авторов, читаемым в конкретном аббатстве. Например, Августин Гиппопотамский | Августин «Город Божий» использовался в Монте-Кассино.
Начиная с IX века, списки книг стали неотъемлемой частью монастырских хроник, особенно в Сен-Галле. Эти источники позволяют точно определить время поступления той или иной рукописи в собрание, поскольку авторы фиксируют ее поступление в монастырь.
== Размер коллекций библиотеки ==
Файл:BibliothekSG.jpg|thumb|Интерьер библиотеки аббатства Сен-Галль. «Интерьер XVIII века.»
В IX–X веках монастырские библиотеки часто содержали сотни кодексов, что делало их самыми большими по размеру. Сохранившиеся каталоги показывают, что в 822 году коллекция аббатства Райхенау включала 415 книг, а в 831 году аббатство Сен-Рикье владело 243 книгами. Точно так же в библиотеке Сен-Галла было 428 учтенных книг, в Лорше - 590, а в монастыре Сен-Галль - 428 книг. У Сальватора в Вюрцбурге было не менее 209 кодексов. В начале 10 века в аббатстве Боббио было 666 книг, а в аббатстве Сен-Эммерам - 513. Хотя коллекции других значительных монастырей Каролингов, таких как аббатство Флери | Флёри, аббатство Ферьер | Феррьер, аббатство Сен-Дени | Сен -Дени, Базилика Сен-Мартена, Тур | Сен-Мартен в Туре, аббатство Сен-Реми | Сен-Реми, аббатство Корби | Корби и аббатство Фульда, вероятно, имели одинаковый размер и состав, их библиотечные каталоги не сохранились.
Библиотека Каролингского аббатства обычно состояла из различных рукописей, о чем свидетельствует каталог Святого Галла «Breviarium librorum de coenobio Santi Galli», который состоял из трех рукописей, написанных в 9 веке.
Архиерейские и соборные библиотеки были созданы позже монастырских и не могли соответствовать их размеру и содержанию. В 9 веке в Кельне было всего 39 книг, 71 в Вайсенбурге в Баварии | Вайсенбурге, 40 в Пассау и 42 в Овьедо. В Реймсе, находившемся под опекой епископа Хинкмара | Хинкмара, было около ста книг. В Зальцбурге было всего 14 книг, в Аугсбурге — 50, в Линдисфарне — 52, а в Кремоне — 95 книг.
В период Каролингов возникли частные библиотеки мирян, часто содержащие несколько десятков рукописей. Одной из наиболее известных является библиотека Эберхарда из Фриули | Библиотека Эберхарда из Фриула, которая была точно указана в его завещании 863 года. Библиотека состояла примерно из 50 рукописей, в основном ориентированных на образовательное и религиозное содержание, но включавших также произведения по военному искусству. , юриспруденция, география и история.
== Каталоги ==
Первоначальные усилия по каталогизации библиотечных коллекций были в первую очередь сосредоточены на практической задаче поиска рукописей, необходимых читателям, и организации обширной коллекции. Эта цель была впервые достигнута в начале 9 века в аббатстве Райхенау. Монахи создали тематический каталог и авторский указатель (где можно указать автора). В каталог Райхенау входили разделы «De libris canonum», «De regulis», «De libris homeliarum», «De Passionibus Sanctorum», «De librislossarum», «De opusculis Eusebii». episcopi», «De libris Iosephi», «De opusculis Orosii presbyteri», «De libris Bedae presbyteri» и другие.Соответственно: «Из канонических книг», «Об учреждениях, «Из книг проповедей», «О мученичестве святых», «Из книг грамматики», «Из малых сочинений епископа Евсевия», «Из книг Иосифа [Флавия]», «Из книг «Малые сочинения пресвитера Оросия» и «Из книг епископа Беды». Составители различали текст произведения («liber») и количество томов, в которых оно было представлено («'' том, кодекс'').
Каталоги Сен-Рикье, Овьедо, Боббио, Лорша, Мурбаха и Сен-Галла используют аналогичную рубрикацию и содержат более или менее подробные описания отдельных кодексов. Однако большинство списков книг IX–X веков представляют собой просто перечисление названий без какого-либо заметного порядка. Не исключено, что они были сгруппированы по именам прошлых и нынешних владельцев.
== Формирование книжных коллекций ==
Файл:KarlII_monks.jpg|thumb|Монахи Турского аббатства преподносят Библию королю Карлу Лысому. ''Миниатюра девятого века''
Книги высоко ценились за свою материальную ценность. Их часто дарили, наследовали или завещали. В IX веке монахи стали обычным явлением дарить правителям книги, обычно Библию, которая изображена на многих книжных миниатюрах того времени. Взамен короли и знать предоставляли аббатствам дорогие и богато украшенные кодексы, а также специальные фонды для содержания книг. Император Карл Великий подарил монахам Сен-Дени лес. На вырученные средства братья изготовили новые переплеты для своих рукописей. Настоятели аббатства Сен-Вандриль|Сент-Вандриль пожертвовали своему монастырю десятки книг, что было соответствующим образом зафиксировано в Анналах монастыря Фонтенель|хроники.
Монастыри и церковные кафедры обычно имели скриптории, где создавались рукописи, а некоторые оставались на месте. Скрипториумы находились в постоянном контакте друг с другом, обмениваясь не только рукописями, но и писцами. книга в средневековой культуре. Т. 1. — Брепольс-Тюрнхаут, 1986. — С. 17—39. Сотрудники и ученые Скрипториума часто копировали книги для собственного использования. Брат Регинберт из Райхенау, один из знаменитых каролингских библиофилов, переписал для себя таким образом десятки томов и впоследствии завещал их родному монастырю.
Временная передача рукописей была характерна прежде всего для церковных библиотек из-за затрат на их получение. В VIII-X веках сотни рукописей активно распространялись не только внутри местных монашеских или церковных общин, но и на гораздо более широкой территории. Таким образом, монахи Святого Галла временно передали свои книги Райхенау, а братья Святого Вааста передали их Бове. Происходил и обратный процесс: соседние монастыри совместно восстанавливали библиотеки, разрушенные пожаром или набегом. Например, норманны полностью разграбили аббатство Святого Максимина Трирского в 882 году, в результате чего была уничтожена его значительная книжная коллекция. Однако несколько десятилетий спустя в монастырь начали поступать рукописи из различных центров Лотарингии и северной части Западной Франции, таких как Мец, Тур, Сен-Аман, Лаон и Майнц. К 1125 году библиотека святого Максимина насчитывала 150 рукописей, лишь небольшая часть из которых была создана в монастырском скриптории.
Контроль за книжным обращением в монашеской или церковной общине был неэффективным, что приводило к частым потерям или краже рукописей. По крайней мере пять кодексов Лорше IX–X веков содержат призывы к читателю вернуть рукопись в монастырь. Кодекс Еврейских древностей, скопированный в Лорше в начале IX века, включает примечание, указывающее, что он был выдан Фульдскому аббатству и благополучно возвращен. «Жизнь Карла Великого» Эйнхарда фигурирует в каталоге Лорша 830 года, но его уже нет в трех списках, составленных до 860 года. Такая же участь постигла еще 12 рукописей Лоршского монастыря.
== Хранение книг ==
Файл:Sacramentaire_de_charles_le_chauve.jpg|thumb|Миниатюра из Сакраментария Карла Лысого. ''Около 869-870.''
Условия хранения рукописей в раннем средневековье часто были неоптимальными. Библиотек в том виде, в каком мы их знаем сегодня (с каталогами, читальнями и книжными хранилищами с микроклиматом), не существовало. Файл:CodxAmiatinusFolio5rEzra.jpg|left|thumb|Миниатюра на л. 5 Амиатинского кодекса, изображающий Ездру в образе монаха-писца. Подпись вверху гласит: «Когда священные книги были потеряны в огне войны, Ездра возместил ущерб».
Книжный шкаф не фигурирует в иконографии Каролингов, но появляется в англосаксонском Кодексе Амиатинус VIII века. На миниатюре изображен двухстворчатый шкаф высотой чуть выше человеческого роста с пятью полками с книгами и письменными принадлежностями. Характерно, что рукописи в шкафу не стоят, а лежат, по две на каждой полке, корешками к зрителю. На миниатюре в арсенале 9 книг, а десятая в руках у писца (характерно отсутствие письменных столов, рукопись переписывается на колене писца). Из письменных источников мы знаем, что здесь были и большие шкафы, способные вместить десятки книг. Например, в каталоге монастыря Монтье-ан-Дер 993 года упоминается, что 23 рукописи были найдены в «сундуке» (in arca) аббата Адсона, когда их владелец отправился в паломничество в Иерусалим и не взял их с собой.
Для больших монастырских книжных собраний требовались специальные помещения, называемые в источниках «целлюла», что буквально означает «маленькая комната» или «маленькая келья». В действительности рукописи в монастырях зачастую хранились небрежно, в неподходящих для этого помещениях, подвергались порче от сырости и грызунов. Многие источники IX века свидетельствуют о плохом состоянии подавляющего большинства книг более ранних эпох. Однако «клетки» эпохи Каролингов не сохранились, а самая старая из сохранившихся средневековых библиотечных комнат находится в цистерцианском аббатстве Фларан (Гасконь), датируемом серединой 12 века. В комнате было несколько ниш, в которых хватало места для сундуков, шкафов и, возможно, полок. Он соединен с монастырской церковью, ризницей и капитулом стенами, без окон. Четвертая стена обращена к монастырю.
Не все рукописи хранились в одном и том же месте. Книги, предназначенные для религиозных целей, хранились отдельно, непосредственно в церкви, вместе с облачениями и утварью. Учебные книги хранились также в комнате монастырской или церковной школы. Лишь в XII веке отдельные помещения для библиотек стали обычным явлением в Европе, о чем свидетельствует номенклатура книжных списков-каталогов и надписи о собственности на самих рукописях. «В то время как в девятом и десятом веках указывалось, что рукопись принадлежала такому-то монастырю, церкви или человеку, теперь стало правилом использовать формулу «liber de Armario».
== Обращение с книгами и чтение ==
Файл:Annales_Fuldenses_-_Gesta_quorundam_francorum_regum_715-882.jpg|thumb|Annales Fuldenses
Монастырские библиотеки были доступны в первую очередь монахам конкретного аббатства и часто были изолированы от внешнего мира. Однако некоторые книги время от времени давались взаймы дружественному епископу, пресвитеру или настоятелю другого монастыря, точно так же, как рукописи из церковной библиотеки находились во владении монахов. В некоторых случаях книги также давались взаймы мирянам, тесно связанным с конкретным аббатством.
В монастырях Каролингов за сохранение книг отвечал один из братьев. Однако неясно, когда возникла должность «библиотекаря», насколько она была распространена, как называлась и считалась ли она особой должностью.
Порядок чтения определялся Правилом святого Бенедикта|Правилом Бенедикта Нурсийского|Святого Бенедикта. Между Пасхой и октябрьскими календами разрешалось читать с четвертого по шестой канонический час, а с октябрьских календ до Великого поста — до второго часа. В Великий пост разрешалось читать с утра до конца третьего часа. В этот период монаху могли дать книгу для углубленного изучения. Через год его обязали вернуть книгу и сдать экзамен по прочитанному. Если знания человека считались удовлетворительными, он получал новую книгу. Однако если им не удастся пройти сертификацию, им придется продолжить изучение предыдущей рукописи. Важно отметить, что этот порядок применялся только к обязательным работам, которые записывались в ежегодный Бревиарий | Бревиарии. «Необязательные» произведения, например, по истории, скорее всего, читались только на короткий период времени и не были включены в требник. Монахи и священники гораздо свободнее пользовались своими личными библиотеками.
== Ссылки ==
== Библиография ==
*
*
*
Каролингская империя
Династия Каролингов
Библиотеки
Средневековье
Христианские монастыри во Франции
Коллекции книг и рукописей
Франция
Библиотеки Каролингов ⇐ Васина Википедия
Новости с планеты OGLE-2018-BLG-0677
Что вы не только не знали, но и не хотели знать
Что вы не только не знали, но и не хотели знать
1708425406
Гость
Валейно: добавлена категория:Франция с помощью HotCat
File:Ecoles_empire_carolingien_ru.svg|thumb|Интеллектуальная жизнь Каролингской империи и соседних стран была сосредоточена вокруг церковных институтов. «Библиотеки Каролингов» возникли во время правления династии Каролингов, когда книжные коллекции вновь появились в Европе после двухвекового культурного упадка Средневековья (историография). Конец VIII века ознаменовал начало так называемого Каролингского Возрождения — культурного подъема, связанного, прежде всего, с церковной реформой. Реформа была направлена на объединение богослужений, исправление церковных книг, подготовку квалифицированных священников для работы с полуязыческой паствой и подготовку миссионеров, способных проповедовать по всей Французской империи и за ее пределами. Для этого требовалось всестороннее понимание классической латыни и знакомство с сохранившимися памятниками античной культуры.
Крупнейшие монастыри создавали школы для обучения основам тривиума и изучения произведений римских авторов, в том числе поэтов, историков, риторов, философов, математиков, архитекторов и т. д. К IX веку появилась группа каролингских эрудитов, которые ценили широкое обучение и связанная с ним деятельность ради них самих. Эта группа не ограничивалась столицей.
В период Каролингов не было библиотек в современном понимании, в частности не существовало специальных книгохранилищ. Однако существовали сравнительно большие коллекции в десятки и сотни томов, принадлежавшие в основном монастырям и городским архиереям. Каталоги, рубрики и книжные списки, которые начали создаваться в монастырях с начала IX века, были необходимы, чтобы помочь людям ориентироваться в огромном количестве рукописей. Появились также частные книжные собрания священнослужителей и мирян. После смерти владельца их часто переводили в монастыри. К сожалению, до наших дней не сохранилось полного собрания книг периода Каролингов.
== Источники ==
Файл:Sankt_Galler_Klosterplan_(ca_800).jpg|thumb|Идеализированный план Святого Галла, на котором также отмечено расположение библиотеки. План датируется примерно 820 годом.
Ни одна из библиотек Каролингов не сохранилась полностью. Сведения о собраниях, составе, принципах комплектования, владельцах и пользователях библиотек ограничены, но более полны, чем сведения, относящиеся к древности. В VIII—X вв. монахи и священники — основные носители интеллектуальной культуры раннего средневековья — составляли списки книг, найденных в монастырских хранилищах или известных им. Иногда такие списки сопровождались более или менее обширными комментариями.Сборники средневековых книжных списков и каталогов в основном издавались германскими учеными. Среди лучших изданий специалисты называют следующее: «Беккер Г». Каталоги старинных библиотек. - Бонне, 1885 г.; «Готлиб Т.» Über mittelalterliche Bibliotheken. — Лейпциг, 1890 г.; «Леманн П.» Mittelalterliche Bibliothekskataloge Deutschlands und der Schweiz. Бд. 1. - Мюнхен, 1918. Списки книг из аббатства Мурбах и аббатства Лорш были опубликованы отдельно: «Bloch H.» Ein karolingischer Bibliothekskatalog aus Kloster Murbach // Strassburger Festschrift zur 46. Versammlung deutscher Philologen und Schulmänner. - Страсбург: Verlag von Karl J. Trübner, 1901. - S. 257–285; «Мильде В.» Библиотечный каталог Клостеров Мурбаха из 9. Jahrhundert. Ausgabe und Untersuruchung von Beziehungen zu Cassiodors «Institutiones». - Гейдельберг: Университет Карла Винтера, 1968; «Хезе А.» Mittelalterliche Bücherverzeichnisse aus Kloster Lorsch. Einleitung, Edition und Commentar. - Висбаден: Harrassowitz Verlag, 2002. В эпоху Каролингов библиография не была независимой дисциплиной, и списки книг составлялись исключительно с целью инвентаризации коллекций. Надо полагать, списки не отражали адекватно содержание библиотечных фондов, поскольку в книжных каталогах одних и тех же аббатств имеются многочисленные расхождения. Не все Рукописи|рукописи известного происхождения перечислены в каталогах аббатств, где они были созданы или хранились.
В период Каролингов списки книг обозначались различными терминами, такими как «brevis» или «breviarium librorum», «inventarium librorum», «annotatio librorum», «descriptio librorum», «descriptio librorum». abbreviatio librorum» и даже «genealogia bibliothecae».Соответственно: «краткий [обзор]», «краткий обзор книги», «опись книги», «примечания к книге», «список книг», «краткое описание книги». ', 'библиотечная родословная'. Эти каталоги обычно прилагались к произведениям наиболее авторитетных авторов, читаемым в конкретном аббатстве. Например, Августин Гиппопотамский | Августин «Город Божий» использовался в Монте-Кассино.
Начиная с IX века, списки книг стали неотъемлемой частью монастырских хроник, особенно в Сен-Галле. Эти источники позволяют точно определить время поступления той или иной рукописи в собрание, поскольку авторы фиксируют ее поступление в монастырь.
== Размер коллекций библиотеки ==
Файл:BibliothekSG.jpg|thumb|Интерьер библиотеки аббатства Сен-Галль. «Интерьер XVIII века.»
В IX–X веках монастырские библиотеки часто содержали сотни кодексов, что делало их самыми большими по размеру. Сохранившиеся каталоги показывают, что в 822 году коллекция аббатства Райхенау включала 415 книг, а в 831 году аббатство Сен-Рикье владело 243 книгами. Точно так же в библиотеке Сен-Галла было 428 учтенных книг, в Лорше - 590, а в монастыре Сен-Галль - 428 книг. У Сальватора в Вюрцбурге было не менее 209 кодексов. В начале 10 века в аббатстве Боббио было 666 книг, а в аббатстве Сен-Эммерам - 513. Хотя коллекции других значительных монастырей Каролингов, таких как аббатство Флери | Флёри, аббатство Ферьер | Феррьер, аббатство Сен-Дени | Сен -Дени, Базилика Сен-Мартена, Тур | Сен-Мартен в Туре, аббатство Сен-Реми | Сен-Реми, аббатство Корби | Корби и аббатство Фульда, вероятно, имели одинаковый размер и состав, их библиотечные каталоги не сохранились.
Библиотека Каролингского аббатства обычно состояла из различных рукописей, о чем свидетельствует каталог Святого Галла «Breviarium librorum de coenobio Santi Galli», который состоял из трех рукописей, написанных в 9 веке.
Архиерейские и соборные библиотеки были созданы позже монастырских и не могли соответствовать их размеру и содержанию. В 9 веке в Кельне было всего 39 книг, 71 в Вайсенбурге в Баварии | Вайсенбурге, 40 в Пассау и 42 в Овьедо. В Реймсе, находившемся под опекой епископа Хинкмара | Хинкмара, было около ста книг. В Зальцбурге было всего 14 книг, в Аугсбурге — 50, в Линдисфарне — 52, а в Кремоне — 95 книг.
В период Каролингов возникли частные библиотеки мирян, часто содержащие несколько десятков рукописей. Одной из наиболее известных является библиотека Эберхарда из Фриули | Библиотека Эберхарда из Фриула, которая была точно указана в его завещании 863 года. Библиотека состояла примерно из 50 рукописей, в основном ориентированных на образовательное и религиозное содержание, но включавших также произведения по военному искусству. , юриспруденция, география и история.
== Каталоги ==
Первоначальные усилия по каталогизации библиотечных коллекций были в первую очередь сосредоточены на практической задаче поиска рукописей, необходимых читателям, и организации обширной коллекции. Эта цель была впервые достигнута в начале 9 века в аббатстве Райхенау. Монахи создали тематический каталог и авторский указатель (где можно указать автора). В каталог Райхенау входили разделы «De libris canonum», «De regulis», «De libris homeliarum», «De Passionibus Sanctorum», «De librislossarum», «De opusculis Eusebii». episcopi», «De libris Iosephi», «De opusculis Orosii presbyteri», «De libris Bedae presbyteri» и другие.Соответственно: «Из канонических книг», «Об учреждениях, «Из книг проповедей», «О мученичестве святых», «Из книг грамматики», «Из малых сочинений епископа Евсевия», «Из книг Иосифа [Флавия]», «Из книг «Малые сочинения пресвитера Оросия» и «Из книг епископа Беды». Составители различали текст произведения («liber») и количество томов, в которых оно было представлено («'' том, кодекс'').
Каталоги Сен-Рикье, Овьедо, Боббио, Лорша, Мурбаха и Сен-Галла используют аналогичную рубрикацию и содержат более или менее подробные описания отдельных кодексов. Однако большинство списков книг IX–X веков представляют собой просто перечисление названий без какого-либо заметного порядка. Не исключено, что они были сгруппированы по именам прошлых и нынешних владельцев.
== Формирование книжных коллекций ==
Файл:KarlII_monks.jpg|thumb|Монахи Турского аббатства преподносят Библию королю Карлу Лысому. ''Миниатюра девятого века''
Книги высоко ценились за свою материальную ценность. Их часто дарили, наследовали или завещали. В IX веке монахи стали обычным явлением дарить правителям книги, обычно Библию, которая изображена на многих книжных миниатюрах того времени. Взамен короли и знать предоставляли аббатствам дорогие и богато украшенные кодексы, а также специальные фонды для содержания книг. Император Карл Великий подарил монахам Сен-Дени лес. На вырученные средства братья изготовили новые переплеты для своих рукописей. Настоятели аббатства Сен-Вандриль|Сент-Вандриль пожертвовали своему монастырю десятки книг, что было соответствующим образом зафиксировано в Анналах монастыря Фонтенель|хроники.
Монастыри и церковные кафедры обычно имели скриптории, где создавались рукописи, а некоторые оставались на месте. Скрипториумы находились в постоянном контакте друг с другом, обмениваясь не только рукописями, но и писцами. книга в средневековой культуре. Т. 1. — Брепольс-Тюрнхаут, 1986. — С. 17—39. Сотрудники и ученые Скрипториума часто копировали книги для собственного использования. Брат Регинберт из Райхенау, один из знаменитых каролингских библиофилов, переписал для себя таким образом десятки томов и впоследствии завещал их родному монастырю.
Временная передача рукописей была характерна прежде всего для церковных библиотек из-за затрат на их получение. В VIII-X веках сотни рукописей активно распространялись не только внутри местных монашеских или церковных общин, но и на гораздо более широкой территории. Таким образом, монахи Святого Галла временно передали свои книги Райхенау, а братья Святого Вааста передали их Бове. Происходил и обратный процесс: соседние монастыри совместно восстанавливали библиотеки, разрушенные пожаром или набегом. Например, норманны полностью разграбили аббатство Святого Максимина Трирского в 882 году, в результате чего была уничтожена его значительная книжная коллекция. Однако несколько десятилетий спустя в монастырь начали поступать рукописи из различных центров Лотарингии и северной части Западной Франции, таких как Мец, Тур, Сен-Аман, Лаон и Майнц. К 1125 году библиотека святого Максимина насчитывала 150 рукописей, лишь небольшая часть из которых была создана в монастырском скриптории.
Контроль за книжным обращением в монашеской или церковной общине был неэффективным, что приводило к частым потерям или краже рукописей. По крайней мере пять кодексов Лорше IX–X веков содержат призывы к читателю вернуть рукопись в монастырь. Кодекс Еврейских древностей, скопированный в Лорше в начале IX века, включает примечание, указывающее, что он был выдан Фульдскому аббатству и благополучно возвращен. «Жизнь Карла Великого» Эйнхарда фигурирует в каталоге Лорша 830 года, но его уже нет в трех списках, составленных до 860 года. Такая же участь постигла еще 12 рукописей Лоршского монастыря.
== Хранение книг ==
Файл:Sacramentaire_de_charles_le_chauve.jpg|thumb|Миниатюра из Сакраментария Карла Лысого. ''Около 869-870.''
Условия хранения рукописей в раннем средневековье часто были неоптимальными. Библиотек в том виде, в каком мы их знаем сегодня (с каталогами, читальнями и книжными хранилищами с микроклиматом), не существовало. Файл:CodxAmiatinusFolio5rEzra.jpg|left|thumb|Миниатюра на л. 5 Амиатинского кодекса, изображающий Ездру в образе монаха-писца. Подпись вверху гласит: «Когда священные книги были потеряны в огне войны, Ездра возместил ущерб».
Книжный шкаф не фигурирует в иконографии Каролингов, но появляется в англосаксонском Кодексе Амиатинус VIII века. На миниатюре изображен двухстворчатый шкаф высотой чуть выше человеческого роста с пятью полками с книгами и письменными принадлежностями. Характерно, что рукописи в шкафу не стоят, а лежат, по две на каждой полке, корешками к зрителю. На миниатюре в арсенале 9 книг, а десятая в руках у писца (характерно отсутствие письменных столов, рукопись переписывается на колене писца). Из письменных источников мы знаем, что здесь были и большие шкафы, способные вместить десятки книг. Например, в каталоге монастыря Монтье-ан-Дер 993 года упоминается, что 23 рукописи были найдены в «сундуке» (in arca) аббата Адсона, когда их владелец отправился в паломничество в Иерусалим и не взял их с собой.
Для больших монастырских книжных собраний требовались специальные помещения, называемые в источниках «целлюла», что буквально означает «маленькая комната» или «маленькая келья». В действительности рукописи в монастырях зачастую хранились небрежно, в неподходящих для этого помещениях, подвергались порче от сырости и грызунов. Многие источники IX века свидетельствуют о плохом состоянии подавляющего большинства книг более ранних эпох. Однако «клетки» эпохи Каролингов не сохранились, а самая старая из сохранившихся средневековых библиотечных комнат находится в цистерцианском аббатстве Фларан (Гасконь), датируемом серединой 12 века. [url=viewtopic.php?t=1180]В комнате[/url] было несколько ниш, в которых хватало места для сундуков, шкафов и, возможно, полок. Он соединен с монастырской церковью, ризницей и капитулом стенами, без окон. Четвертая стена обращена к монастырю.
Не все рукописи хранились в одном и том же месте. Книги, предназначенные для религиозных целей, хранились отдельно, непосредственно в церкви, вместе с облачениями и утварью. Учебные книги хранились также [url=viewtopic.php?t=1180]в комнате[/url] монастырской или церковной школы. Лишь в XII веке отдельные помещения для библиотек стали обычным явлением в Европе, о чем свидетельствует номенклатура книжных списков-каталогов и надписи о собственности на самих рукописях. «В то время как в девятом и десятом веках указывалось, что рукопись принадлежала такому-то монастырю, церкви или человеку, теперь стало правилом использовать формулу «liber de Armario».
== Обращение с книгами и чтение ==
Файл:Annales_Fuldenses_-_Gesta_quorundam_francorum_regum_715-882.jpg|thumb|Annales Fuldenses
Монастырские библиотеки были доступны в первую очередь монахам конкретного аббатства и часто были изолированы от внешнего мира. Однако некоторые книги время от времени давались взаймы дружественному епископу, пресвитеру или настоятелю другого монастыря, точно так же, как рукописи из церковной библиотеки находились во владении монахов. В некоторых случаях книги также давались взаймы мирянам, тесно связанным с конкретным аббатством.
В монастырях Каролингов за сохранение книг отвечал один из братьев. Однако неясно, когда возникла должность «библиотекаря», насколько она была распространена, как называлась и считалась ли она особой должностью.
Порядок чтения определялся Правилом святого Бенедикта|Правилом Бенедикта Нурсийского|Святого Бенедикта. Между Пасхой и октябрьскими календами разрешалось читать с четвертого по шестой канонический час, а с октябрьских календ до Великого поста — до второго часа. В Великий пост разрешалось читать с утра до конца третьего часа. В этот период монаху могли дать книгу для углубленного изучения. Через год его обязали вернуть книгу и сдать экзамен по прочитанному. Если знания человека считались удовлетворительными, он получал новую книгу. Однако если им не удастся пройти сертификацию, им придется продолжить изучение предыдущей рукописи. Важно отметить, что этот порядок применялся только к обязательным работам, которые записывались в ежегодный Бревиарий | Бревиарии. «Необязательные» произведения, например, по истории, скорее всего, читались только на короткий период времени и не были включены в требник. Монахи и священники гораздо свободнее пользовались своими личными библиотеками.
== Ссылки ==
== Библиография ==
*
*
*
Каролингская империя
Династия Каролингов
Библиотеки
Средневековье
Христианские монастыри во Франции
Коллекции книг и рукописей
Франция
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
-
Изучите что-то новое из библиотеки социальной работы. Недавно мы спросили, как вы ответили.
wiki_de » » в форуме Васина ВикипедияСтолкнувшись с риском утечки конфиденциальной информации, отдельным пользователям необходимо быть более бдительными и принимать меры для защиты своей информации. безопасность. Сюда входит использование сложных паролей, их регулярная смена, тщательный обмен личной информацией и использование... - 0 Ответы
- 43 Просмотры
-
Последнее сообщение wiki_de
-
-
-
Генерал-губернаторство библиотеки Чосен
wiki_en » » в форуме Васина ВикипедияБиблиотека была задумана как часть движения «бунка сейдзи» (文化政治) генерал-губернаторства Чосен. Это движение стало результатом общенационального движения 1 марта 1919 года. протестов и был призван подавить будущие беспорядки в колониальной Корее.
Главное здание библиотеки было построено в... - 0 Ответы
- 51 Просмотры
-
Последнее сообщение wiki_en
-
-
-
Круглый стол по истории библиотеки
wiki_en » » в форуме Васина ВикипедияКруглый стол по истории библиотек поощряет исследования и публикации по истории библиотек, а также способствует повышению осведомленности и обсуждению исторических проблем в библиотечном деле. Он «существует для облегчения общения между учеными и студентами, изучающими историю библиотек, для... - 0 Ответы
- 28 Просмотры
-
Последнее сообщение wiki_en
-
-
-
Список президентов Бостонской публичной библиотеки
wiki_en » » в форуме Васина Википедия«Президент Бостонской публичной библиотеки» является главным исполнительным директором Бостонской публичной библиотеки (BPL).
== Президенты ==
Люди, связанные с Бостонской публичной библиотекой
Люди из Бостона
Подробнее: - 0 Ответы
- 29 Просмотры
-
Последнее сообщение wiki_en
-
-
-
Главный филиал Детройтской публичной библиотеки
wiki_en » » в форуме Васина ВикипедияГлавный филиал является штаб-квартирой Детройтской публичной библиотеки | Детройтской системы публичных библиотек в Детройте | Детройте, штат Мичиган | Мичиган. Он расположен в районе Мидтаун Детройта | Мидтаун, между M-1 (Мичиганское шоссе) | Вудворд-авеню и Касс-авеню.
Главный филиал,... - 0 Ответы
- 33 Просмотры
-
Последнее сообщение wiki_en
-
Вернуться в «Васина Википедия»
Перейти
- Васино информационное агентство
- ↳ Лохотроны и разочарования
- ↳ Секреты рекламы и продвижения
- ↳ Заработок в Интернете
- ↳ Маленькие хитрости
- ↳ Посудомойки
- ↳ Режим питания нарушать нельзя!
- ↳ Прочитанные мной книги
- ↳ Музыкальная культура
- ↳ Ляпсусы
- ↳ Интернет — в каждый дом!
- ↳ Изобретения будущего
- ↳ В здоровом теле — здоровый дух
- ↳ Боги, религии и верования мира
- ↳ Расы. Народы. Интеллект
- Прочее
- ↳ Васина Википедия
- ↳ Беседка
Мобильная версия