«Элиза Аделаида Хайтон» (родилась 28 мая 1841 года в Амстердаме; умерла 11 августа 1911 года в Гааге) была голландской учительницей и феминисткой.
== Жизнь ==
Элиза Хейтон родилась 28 мая 1802 года в семье торгового представителя Ричарда Хейтона (1802–1866) и Антуанетты Петронеллы Марты Финкензипер (1811–1892). У нее было девять братьев и сестер. О ее детстве и юности известно не так много. Записи сохранились только тогда, когда она стала известна как писательница в 1870 году. В то время она жила со своей матерью; ее отец умер четырьмя годами ранее и преподавал в начальной школе. Будучи незамужней женщиной из среднего класса, ее единственным выбором, как она позже выразилась, была работа учительницей, гувернанткой или компаньонкой.
=== Дальнейшее образование и литературная карьера ===
В 1870 году Элиза Хейтон стала первой женщиной в Нидерландах, получившей сертификат голландского языка, и в течение нескольких лет посещала лекции по истории литературоведа Виллема Дооренбоса в Университете Феликса Меритиса | Феликса Меритиса. Позже она опубликовала под диктовку его лекций в четырех томах «Лекции по истории, 1872–1875 гг.», а после его смерти опубликовала биографию. После безуспешной попытки подать заявку на должность учителя в средней школе для девочек, она сосредоточилась на писательстве, следуя совету Дооренбоса. Первоначально она публиковалась под двумя псевдонимами: «Хросвита» в честь средневекового писателя Хроцвита и Брунгильда, в честь мифического воина Брунгильды. Она следовала примеру этих женщин в своих многочисленных литературных произведениях, которые она писала для таких журналов, как «De Nederlandsche Spectator», «De Gids» и «Nederland». Она просматривала тексты великих писателей, таких как Конрад Бускен Юэ | Конрад Бускен Юэ, Шарль Буассен и Анна Луиза Гертруда Босбум-Туссен | Гертруда Босбум-Туссен, а также книги, ставящие под сомнение общепринятые взгляды на женщин и мужчин. Она рекомендовала произведения на женскую тематику и выражала свое восхищение женщинами, вышедшими из традиционных ролей, такими как участницы женского оркестра #Orchestra-Examples_worldwide|Венский женский оркестр дивам классического театра, от Анны Марии фон Шюрманн|Анны Марии ван Шурман и Элизы ван Калькар до Мины Круземан. Она переписывалась с Круземаном с 1872 по 1875 год. В 1876 году Хайтон была одним из инициаторов создания Музея чтения для женщин в Амстердаме и была членом правления с 1877 по 1880 год.
=== Свободомыслящая и феминистка ===
Для Элизы Хейтон христианская церковь, независимо от ее формы, была препятствием для женщин, стремящихся к самоопределению. Вот почему она присоединилась к ассоциации вольнодумцев «Де Дагераад», где она была первой женщиной, занявшей должность в совете с 1882 по 1885 год, а с 1883 года работала секретарем редакции органа ассоциации «Де Дагераад». Ей также заплатили за должность секретаря редакции. Она также использовала публичные встречи Де Дагераада, чтобы обнародовать свои мысли о женских проблемах. В своей лекции «Женщина в Нидерландах» (1882 г.), например, она утверждала, что положение женщин по сути ничем не отличается от положения рабынь. Она раскритиковала женщин из высшего и среднего класса, которые смирились со своим подчиненным статусом, и призвала их активно бороться за равный доступ к образованию и рынку труда, а также за равную оплату за равный труд. Кроме того, требовать равных избирательных прав. В своей лекции «Знак времени» (1884 г.) она указала также на структурные факторы, такие как низкая заработная плата и нездоровые условия труда фабричных рабочих, которые толкали их к проституции; запрет на тестирование на отцовство, который узаконил двойные стандарты; правовая незрелость и недееспособность замужних женщин, оставляющая их во власти мужей; и отказ в избирательном праве женщин, что лишило их всей политической власти.
Для них было важно, чтобы женщины объединялись и вместе представляли свои интересы. Она нашла поддержку на собрании Амстердамского либерального избирательного объединения «Гражданский долг» по реформе избирательного законодательства (1884 г.) за свою защиту полного избирательного права женщин. Против предложения либеральных кругов, согласно которому только незамужним и овдовевшим женщинам должно быть предоставлено право голоса, и они должны потерять его, если выйдут замуж. После ее текста «Энкеле реагирует на: Vooruitgang», опубликованного в еженедельной газете «Де Амстердаммер» 18 февраля 1883 года, в котором она обращалась к ограниченности и неамбициозности рабочих и рекомендовала стратегию инициативы и коллективной приверженности, она вызвала резкую критику, особенно в социалистической прессе, направленную против нее лично. После того, как она получила дальнейшую поддержку своих тезисов, конфликт в правлении «Де Дагераад» обострился и привел к расколу организации. В начале 1884 года совет решил, что социализм и свобода мысли являются отдельными принципами. «Де Дагераад» подойдет как сторонникам, так и противникам социализма, при условии, что они не защищают и не отвергают социализм, ссылаясь на свободу мысли. Фердинанд Домела Ньювенхейс | Домела Ньювенхейс и несколько других видных социалистических вольнодумцев впоследствии ушли в отставку, что, хотя и стало значительной потерей, не уменьшило привлекательности «Де Дагераадс» для феминисток.
=== Пребывание в Суринаме ===
Хейтон почувствовала себя преданной Алеттой Джейкобс, когда она вступила в отношения с бывшим членом правления Карелом Виктором Герритсеном в 1884 году. В отчаянии она отправилась в Суринам летом 1885 года и работала гувернанткой в семье недавно назначенного губернатора Хендрика Яна Шмидта. Когда Смидт основал государственную начальную школу и учреждение высшего начального образования в Парамарибо, предназначенное для мальчиков и девочек, Элиза Хайтон преподавала в школе, когда она открылась в 1887 году. Позже она была названа школой Хендрика. Это стало возможным, потому что она получила сертификат английского языка. Она также осталась в Суринаме, когда Смидт вернулся в Нидерланды в 1888 году. Она вернулась в Нидерланды только в 1892 году. Позже она читала лекции со слайдами о Суринаме, а в 1899 году была одним из основателей и первых членов правления ассоциации «Ост-эн-Вест», которая хотела повысить интерес к колониям в Нидерландах, способствовать торговле промышленной продукцией из колоний и облегчить пассажиропоток в обоих направлениях. Для нее особенно важны были дети, приехавшие учиться в Нидерланды.
=== Женское движение ===
Чтобы женщины могли быть экономически независимыми, Элиза Хейтон еще в Нидерландах издавала путеводители и стала постоянным автором еженедельного журнала «De Amsterdammer». Она участвовала в женском движении и внесла свой вклад в его развитие. В 1893 году она стала одним из основателей Thugatêr, ассоциации учителей, и была ее членом до 1897 года. Она вошла в правление Ассоциации за права женщин в 1894 году и занимала должность секретаря ассоциации до 1896 года. От имени ассоциации она также была членом редакционной группы радикального феминистского еженедельника Evolutie, который некоторое время служил органом ассоциации и Vrije. Vrouwen Vereeniging (Ассоциация свободных женщин). Она участвовала в организации Nationale Tentoonstelling van Vrouwenarbeid, в том числе в качестве соорганизатора Вест-Индского отделения. Она упрекнула голландскую общественность за обращение с чернокожей женщиной Луизой Ида, которая приехала из Парамарибо, чтобы привлечь внимание к положению чернокожих женщин в Вест-Индии своим постоянным присутствием на выставке.
Она также проявляла большой интерес к международному сотрудничеству. Начиная с 1896 года, Элиза Хайтон присутствовала на всех международных женских конгрессах в Европе, иногда в качестве докладчика, но всегда в качестве докладчика. Она сообщала о международных феминистских конгрессах в Париже (1896 г.), Берлине (1896 г.) и Брюсселе (1897 г.); конгрессы Международного совета женщин в Лондоне (1899 г.) и Берлине (1904 г.); и конгрессы Международного союза за избирательное право женщин в Копенгагене (1906 г.), Амстердаме (1908 г.) и Лондоне (1909 г.). Ее отчеты также показывают, что она не отказалась от своих радикальных взглядов, даже когда стала старше. В 1908 году она выразила солидарность с английскими суфражистками, что сделали лишь несколько феминисток в Нидерландах, а в 1909 году она стояла у ворот тюрьмы Холлоуэй в Лондоне, когда были освобождены девятнадцать суфражисток.
Элиза Хейтон умерла 11 августа 1911 года в Гааге. Ее кремировали как свободомыслящую. Поскольку в Нидерландах это было запрещено, кремацию провели в Германии.
* [http://www.biografieportaal.nl/persoon/43269540 Элиза Хейтон в biografieportaal.nl]
* [https://resources.huygens.knaw.nl/vrouw ... a/Haighton Элиза Хейтон в Институте Гюйгенса]
* [https://socialhistory.org/bwsa/biografie/haighton Элиза Хейтон в BWSA]
* [https://www.dbnl.org/tekst/bran038biog0 ... 1_1693.php Элиза Хейгтон в dbnl]
Категория:Активистки за права женщин (Королевство Нидерланды)
Категория:Голландский
Категория:Родился в 1841 году
Категория:Умер в 1911 году
Категория:Женщины
Подробнее: https://de.wikipedia.org/wiki/Elise_Haighton
Элиза Хейтон ⇐ Васина Википедия
-
Автор темыwiki_de
- Всего сообщений: 50021
- Зарегистрирован: 13.01.2023
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
Мобильная версия