Чаша из Слуцка ⇐ Васина Википедия
-
Автор темыwiki_en
- Всего сообщений: 95111
- Зарегистрирован: 16.01.2024
Чаша из Слуцка
'''Чаша из Слуцка''' (
== История ==
Чаша была подарена Слуцкому Свято-Троицкому монастырю князем Юрием III Олельковичем (Ежи Олельковичем) в 1580 году. Это подтверждается дарственной надписью, выгравированной на нижней части постамента: «Юрий Юрьевич Олелько князь Слуцкий [1580] Мон(астерию) Свято-Троицкой Архимы(ндры) Слуцкой».
В 1860-е годы, при переезде монастырских ценностей в Минск, эта надпись послужила основанием для хранения чаши в Слуцке вместе с архимандритским посохом и Евангелием Юрия Олельковича.
В 1889 году чаша, посох и Евангелие были выставлены на выставке Московского археологического общества | Московская археологическая выставка. Он оставался собственностью монастыря до 1920-х годов. Впоследствии она вошла в коллекцию Слуцкого краеведческого музея, а позже была передана Белорусскому государственному музею в Минске. Во время Великой Отечественной войны чаша вместе со многими другими экспонатами была утеряна.
== Описание ==
Чаша стояла
Декор выполнен по рисунку художника Дмитрия Струкова с использованием эмали. Черные, зеленые и сероватые орнаментальные мотивы контрастировали с золотой поверхностью. В орнаменте, наряду с готическим крестообразным цветами, присутствовали цветы на стеблях с мелкими листьями. Цветы этого характера встречаются и на ризах|окладах (покровах) белорусских икон. Этот мотив особенно характерен для Полесья|Белорусского Полесья.
== Происхождение ==
Польский исследователь Мария Каламайска-Саид приписывает чашу мастерам краковской художественной школы, соглашаясь с мнением Юзефа Смолинского, изучавшего слуцкие древности в начале ХХ века. Слуцкая чаша, обладающая стилистическими чертами искусства поздней готики | Готика, имеет сходство с сохранившимися произведениями краковских ювелиров XV и XVI веков. Возможно, в Слуцк она прибыла вместе с Катажиной Тенчинской, дочерью краковского воеводы Станислава Тенчинского, которая в 1558 году стала женой князя Юрия II Олельковича. Альтернативно, чаша могла быть специально заказана в Кракове, с которым Слуцк имел династические и культурные связи.
Однако слуцкая чаша отличается от польских образцов более строгими формами. Кроме того, в Слуцке в XVI–XVIII веках было достаточно мастеров по металлообработке (в том числе и по цветным металлам), поэтому вопрос об авторстве чаши оставался открытым.
== См. также ==
* Слуцкое Евангелие
* Крест Святой Евфросинии
== Литература ==
*
Утерянные произведения искусства
Серебряные предметы
Чаши
Искусство 1580-х годов
Искусство Великого Княжества Литовского
История Слуцка
Декоративное искусство Беларуси
Подробнее: https://en.wikipedia.org/wiki/Chalice_from_Slutsk
'''Чаша из Слуцка''' (
== История ==
Чаша была подарена Слуцкому Свято-Троицкому монастырю князем Юрием III Олельковичем (Ежи Олельковичем) в 1580 году. Это подтверждается дарственной надписью, выгравированной на нижней части постамента: «Юрий Юрьевич Олелько князь Слуцкий [1580] Мон(астерию) Свято-Троицкой Архимы(ндры) Слуцкой».
В 1860-е годы, при переезде монастырских ценностей в Минск, эта надпись послужила основанием для хранения чаши в Слуцке вместе с архимандритским посохом и Евангелием Юрия Олельковича.
В 1889 году чаша, посох и Евангелие были выставлены на выставке Московского археологического общества | Московская археологическая выставка. Он оставался собственностью монастыря до 1920-х годов. Впоследствии она вошла в коллекцию Слуцкого краеведческого музея, а позже была передана Белорусскому государственному музею в Минске. Во время Великой Отечественной войны чаша вместе со многими другими экспонатами была утеряна.
== Описание ==
Чаша стояла
Декор выполнен по рисунку художника Дмитрия Струкова с использованием эмали. Черные, зеленые и сероватые орнаментальные мотивы контрастировали с золотой поверхностью. В орнаменте, наряду с готическим крестообразным цветами, присутствовали цветы на стеблях с мелкими листьями. Цветы этого характера встречаются и на ризах|окладах (покровах) белорусских икон. Этот мотив особенно характерен для Полесья|Белорусского Полесья.
== Происхождение ==
Польский исследователь Мария Каламайска-Саид приписывает чашу мастерам краковской художественной школы, соглашаясь с мнением Юзефа Смолинского, изучавшего слуцкие древности в начале ХХ века. Слуцкая чаша, обладающая стилистическими чертами искусства поздней готики | Готика, имеет сходство с сохранившимися произведениями краковских ювелиров XV и XVI веков. Возможно, в Слуцк она прибыла вместе с Катажиной Тенчинской, дочерью краковского воеводы Станислава Тенчинского, которая в 1558 году стала женой князя Юрия II Олельковича. Альтернативно, чаша могла быть специально заказана в Кракове, с которым Слуцк имел династические и культурные связи.
Однако слуцкая чаша отличается от польских образцов более строгими формами. Кроме того, в Слуцке в XVI–XVIII веках было достаточно мастеров по металлообработке (в том числе и по цветным металлам), поэтому вопрос об авторстве чаши оставался открытым.
== См. также ==
* Слуцкое Евангелие
* Крест Святой Евфросинии
== Литература ==
*
Утерянные произведения искусства
Серебряные предметы
Чаши
Искусство 1580-х годов
Искусство Великого Княжества Литовского
История Слуцка
Декоративное искусство Беларуси
Подробнее: https://en.wikipedia.org/wiki/Chalice_from_Slutsk
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
Мобильная версия