Берлинский дежурный поезд — регулярное железнодорожное сообщение, обслуживавшееся вооруженными силами США после окончания Второй мировой войны, соединявшее американский сектор Берлина с американской оккупационной зоной в Германии|Американской оккупационной зоной, которая позже стала частью Федеративной Республики Германия. Маршрут пролегал через советскую оккупационную зону в Германии|Советскую оккупационную зону, позже Германскую Демократическую Республику. Как правило, пользоваться поездом имели право только дежурные военнослужащие США, отсюда и название «Дежурный поезд».
==История==
Камбузные вагоны для военных поездов США в районе Берлин-Лихтерфельде-Запад (1986 г.)
Бывший вокзал США на Западном вокзале Берлин-Лихтерфельде (2007 г.)
Поезда, эксплуатируемые вооруженными силами США, обеспечивали наземное сообщение между американским сектором на юго-западе Берлина и военным аэропортом авиабазы Рейн-Майн во Франкфурте, а также военно-морской базой США в Бремерхафене. Для пересечения советской оккупационной зоны был выбран кратчайший транзитный маршрут длиной примерно 110 миль (175 км) между Берлином и Хельмштедтом.
Непосредственный послевоенный период
Поскольку в 1945 году поврежденные войной железнодорожные линии в Германии все еще находились на реконструкции, Транспортный корпус США первоначально организовал сообщение между Франкфуртом и Хельмштедтом два раза в неделю для военнослужащих. Локомотивы и вагоны немецких железных дорог были реквизированы и использованы оккупационными силами США для этой цели. [ 1 ] Поезд состоял из двух спальных вагонов на 44 спальных места, двух вагонов на 100 мест, вагона-ресторана и багажного вагона. Поезд отправился из Франкфурта в 21:30. по понедельникам и четвергам прибыл в Хельмштедт в 7:45 утра следующего дня и вернулся в 21:30. На участке Хельмштедт — Берлин использовались военные автобусы вместимостью 140 пассажиров каждый. [ 2 ] После реконструкции железнодорожной линии между Хельмштедтом и Берлином (которая оставалась однопутной до 1969 года) поезд продолжил движение в американский сектор Берлина. Первоначально он остановился на станции Ванзее. В 1947 году на станции Лихтерфельде-Вест рядом с грузовой станцией было построено отдельное здание станции, соответствующая схема пути и специальная платформа. [ 3 ] [ 4 ] :77
После блокады Берлина
После перерыва в регулярном железнодорожном сообщении из-за блокады Берлина 11 июля 1949 года было возобновлено сообщение с Франкфуртом [5], а вскоре после этого — с Бремерхафен-Леэ [6]. D 609/610 (с 1952 года: Db 80609/80610; [4]:77 с 1975 года: Dm 38072/38073; [4]:81 с 1989 года: M 38072/38073 [4]:82) работал в 1949 году между Франкфуртом-на-Майне. Майн (деп. 18:59) – Лихтерфельде-Вест (7:45/18:30) – Франкфурт-на-Майне (приб. 7:05) и D 637/638 (с 1952 г.: Db 80637/80638; с 1975 г.: Dm 38044/38045; [4] :81 от 1989: M 38044/38045 [4]:82) курсировал между Бремерхафен-Леэ (вылет в 20:50) – Лихтерфельде-Вест (6:53/21:49) – Бремерхафен-Леэ (прибытие в 7:27). [ 4 ] :77
В том же году, с основанием Федеративной Республики Германия, права союзников на железнодорожное движение в западных зонах были переданы Deutsche Bundesbahn (DB). В советской зоне оккупации, включая Берлин, они остались за Немецкой рейхсбанной (ДР). Поэтому дежурный поезд между Берлином и Хельмштедтом пришлось буксировать локомотивом DR. Смена локомотива произошла в Хельмштедте. [ 7 ] В 1949 году время в пути на ночном поезде из Франкфурта-на-Майне в Берлин составляло чуть более двенадцати часов. К 1955 году путешествие заняло девять с половиной часов. DB и DR согласовали графики движения поездов на конференциях по расписанию, где обсуждались графики движения поездов, пересекающих внутреннюю границу Германии. Дежурный поезд в Берлине, как и все военные поезда западных союзников, имел приоритет в ГДР перед всеми другими поездами, за исключением поездов срочной помощи и поездов с контролем отслеживания поездов, и не должен был останавливаться, особенно на станциях, чтобы помешать потенциальным беженцам из ГДР сесть в поезд. [ 8 ]
Конец
С выводом войск союзников после воссоединения Германии и расторжения Соглашения четырех держав по Берлину движение военных поездов было прекращено. Последний поезд ходил 8 декабря 1990 года. Здания вокзала снесены в 2008 году. По состоянию на 2021 год на территории расположены супермаркет и парковка. Сохранилась лишь небольшая часть военной платформы с крышей, расположенная на юго-западном краю стоянки рядом с грузовыми путями и путями городской железной дороги. Осенью 2022 года гражданская инициатива под названием «Память нуждается в местах» подала в районное управление Штеглиц-Целендорф запрос на признание оставшейся части платформы и крыши историческим памятником и на установку мемориальной доски с информацией об истории этого места. После того как Государственное управление по охране исторических памятников отклонило запрос, Deutsche Bahn заверила окружное управление, что «обеспечит его долгосрочную сохранность». [ 9 ] Соответствующая памятная доска была открыта на платформе 16 сентября 2025 года [ 10 ] .
Трафик
Мемориальная доска в Берлине-Лихтерфельде
Оставшиеся части военной железнодорожной станции США Лихтерфельде-Вест (2021 г.)
Операция
В состав экипажа поезда входили командир поезда, унтер-офицер Транспортного корпуса в качестве проводника, переводчик, два-три офицера военной полиции из «Отделения железнодорожной безопасности» 287-й роты военной полиции в Берлине и радист. [11] Задача радиста заключалась в поддержании радиосвязи со штабом в Берлине («Флагштафф-один») и отрядом поддержки Хельмштедта («Флагштафф-два»). Поезд, идущий во Франкфурт, имел позывной «Фермерский дом номер один», а поезд до Бремерхафена — «Фермерский дом номер два». [ 12 ] До 1965 года вагон с радиоаппаратурой был прикреплен к поезду на станции Хельмштедт. [ 4 ] :78 С 1965 года радиооборудование размещалось в одном из пассажирских вагонов, которые поезд тащил на протяжении всего маршрута. [ 4 ] :80
В дни, когда поезд французских оккупационных войск не ходил, для них временно оставляли свободным купе на маршруте Франкфурт-Берлин-Франкфурт. [ 4 ] :77f
Контроль за военными поездами и их пассажирами был исключительной обязанностью советской военной администрации в Германии, а не ответственностью пограничных войск ГДР. Для этой цели соответствующие проездные документы были собраны офицером железнодорожного транспорта (RTO) перед отправлением поездов в Берлин и затем представлены советскому офицеру в Мариенборне. В обратном направлении эта проверка проходила на станции Грибницзее.
Использованные легковые автомобили были закуплены Федеральным управлением собственности после первоначального импровизированного этапа с использованием старых вагонов. [ 13 ] Спальные вагоны преимущественно использовались для пассажиров . Со 2 января 1956 года движение вагонов-ресторанов по маршруту во Франкфурт и обратно было прекращено, поскольку им пользовались только 24% пассажиров. В результате годовая экономия составила 95 000 долларов США. [ 14 ] Хотя спальные вагоны принадлежали USATC, DSG заключила с их руководством контракт на их эксплуатацию. [ 4 ] :79 Для этой цели у DSG был собственный офис на Восточном вокзале Франкфурта (Майн), в котором временами работало до 100 человек. [ 4 ] :72
В 1968 году дежурные поезда преодолели около 160 000 миль (250 000 км) по Восточной Германии, перевезя более 180 000 пассажиров. [ 7 ]
В национальные праздники ГДР, 1 мая (значения)|1 мая и День Республики (Восточная Германия)|День Республики 7 октября, все локомотивы Рейхсбана были украшены восточногерманским флагом|флагом ГДР и Красным флагом (политика)|красными флагами. Если командир поезда США отказывался ехать на локомотиве, украшенном соответствующим образом, поезд останавливали, и движение возобновлялось только в полночь следующего дня – причем уже без флагов. [ 15 ]
Помимо дежурных поездов по маршруту Бремерхафена курсировали также военные грузовые поезда, укомплектованные шестью офицерами военной полиции.
Пройденные маршруты
Для движения поездов использовались следующие маршруты: [ 4 ] :77
Франкфурт–Берлин–Франкфурт
Франкфурт-на-Майне – Кассель (во Франкфурте использовались как Южный вокзал Франкфурта-на-Майне [ 4 ] :77, так и главный вокзал [ 4 ] :79, на главном вокзале Касселя поезд менял направление движения)
Кассель–Нордштеммен
Кассель-Крайенсен
Крайенсен – Брауншвейг
Магдебург – Грибницзее
Грибницзее–Берлин-Ваннзе / Берлин-Ванзее–Берлин-Лихтерфельде Запад
Бремерхафен–Берлин–Бремерхафен
Бремерхафен-Леэ-Бремен
Бремен–Вунсторф
Вунсторф – Ганновер
Ганновер – Брансуик
Брауншвейг – Магдебург
Магдебург – Грибницзее
Грибницзее–Берлин-Ваннзе / Берлин-Ванзее–Берлин-Лихтерфельде Запад
Дежурный поезд в фильме
В 1963 году о неудавшейся попытке побега гражданина Восточной Германии, запрыгнувшего в военный поезд, был снят фильм под названием «Остановка поезда 365» — немецкая версия «Verspätung в Мариенборне» — режиссера Рольфа Хедриха с Хосе Феррером и Шоном Флинном в главных ролях.
Другие транзитные военные поезда в Западный Берлин
Помимо американцев, британские оккупационные силы также управляли военными поездами со станции Берлин-Шарлоттенбург на британском секторе, а французские оккупационные силы управляли военными поездами со станции Берлин-Тегель во французском секторе, которые также следовали по маршруту через Хельмштедт.
→ Основная статья: Поезда британских оккупационных войск в Берлин
→ Основная статья: Поезда французских оккупационных войск в Берлин
Железнодорожный транспорт в Берлине
Бывшие военные объекты в Германии
Военные США в Германии
Подробнее: https://en.wikipedia.org/wiki/Berlin_Duty_Train
Берлинский дежурный поезд ⇐ Васина Википедия
-
Автор темыwiki_en
- Всего сообщений: 94780
- Зарегистрирован: 16.01.2024
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
Мобильная версия