Фрэнсис Эллингвуд Эббот (родился 6 ноября 1836 года в Бостоне, † 23 октября 1903 года в Беверли (Массачусетс)) был американским священнослужителем и философом. Первоначально проповедник-унитарианец, он порвал с этим богословским направлением и выступил за «свободную религию». Своими произведениями он внес значительный вклад в философский реализм в США.
== Жизнь ==
=== Молодость и начало карьеры ===
Фрэнсис Эллингвуд Эббот был третьим из шести детей американского учителя и ученого-любителя Джозефа Хейла Эббота и Фанни Эллингвуд Ларком. В юности он находился под решающим влиянием своего отца, который представлял строгий морализм как унитарист (религия) | Унитарист, а также его мать, которая была талантлива как поэтесса. Сначала он посещал Бостонскую латинскую школу, а также получал частные уроки. Он получил высшее образование в Гарвардском университете | Гарвардском колледже и окончил его в 1859 году. Во время учебы его религиозные взгляды изменились, отчасти под влиянием его профессора Фредерика Дэна Хантингтона, после чего он стал унитарным проповедником во время учебы. 3 августа 1859 года он женился на Кэтрин Фиринг Лоринг в Нэшуа (Нью-Гэмпшир). В ноябре 1859 года он продолжил обучение в Гарвардской богословской школе, но в сентябре 1860 года перешёл в Мидвиллскую ломбардскую теологическую школу в Пенсильвании и проучился в этом институте три года. В то же время он был директором школы для девочек в Мидвилле (Пенсильвания).
=== Разрыв с унитаризмом ===
Пока Эббот находился в Мидвилле, его консервативные христианско-унитарные религиозные взгляды, среди прочего, уступили место. Благодаря знакомству с теорией эволюции Чарльза Дарвина он представил более либеральные богословские взгляды, согласно которым вера должна иметь научную основу. С другой стороны, он отверг христианские догмы. После года пребывания в Беверли, штат Массачусетс, в июне 1864 года он стал пастором Унитарной церкви в Дувре (Нью-Гэмпшир). Он считал, что от либеральных христиан не следует требовать, чтобы они основывали свою религию исключительно на авторитете Иисуса Христа. Он был первым американским философом религии, поддержавшим теорию эволюции Дарвина и выступавшим за расширенное определение понятия науки, которое, следовательно, должно было включать и теологию. Таким образом он надеялся разрешить традиционный конфликт между наукой и религией. Хотя он не присутствовал на учредительном собрании национальной унитарной конференции в 1865 году, он отверг преамбулу ее конституции, в которой говорилось, что унитарианцы были «учениками Господа Иисуса Христа». Поскольку ему не удалось удалить преамбулу, он вместе с Уильямом Джеймсом Поттером основал Свободную религиозную ассоциацию (FRA). Их целью было, среди прочего, продвижение интереса к чистой религии и поддержка научных исследований теологии. Тем временем Эббот ревностно отстаивал ключевые христианские этические идеалы.
Поскольку Эббот сомневался в возможности продолжения своего служения, он подал заявку, но безуспешно, на кафедру философии в Корнелльском университете. Идентичная заявка Гарвардского университета также была отклонена. 15 марта 1868 года он подал в отставку с поста пастора Унитарной церкви Дувра. Однако большинство прихода хотели оставить его пастором и поэтому переименовали себя в «Первое независимое религиозное общество» Дувра. Последовал юридический спор по поводу управления церковным имуществом. Постановление Верховного суда Нью-Гэмпшира запретило Эбботу и его последователям использовать здание церкви нехристианам. Какое-то время он зарабатывал на жизнь репетиторством, но также читал бесплатные публичные лекции в ратуше. В сентябре 1869 года он стал пастором унитарной церкви в Толедо, штат Огайо, которая по его просьбе разорвала свои связи с унитарной церковью. В течение десяти лет, начиная с 1870 года, он был редактором основанного им еженедельного журнала «Индекс», в котором он представлял радикальную религиозную и социальную философию. Однако его проповеди в качестве приходского священника в Толедо не были приняты очень хорошо; его община сократилась и перестала платить ему зарплату в 1872 году.
В 1873 году Эббот переехал в Бостон. Его журнал «Индекс» резко критиковал протестантов-евангелистов и католиков. Эббот яростно выступал против внесения поправки в Конституцию Соединённых Штатов, согласно которой общественная жизнь должна была во многом основываться на Библии. По его мнению, чтение Библии в государственных школах нарушает свободу вероисповедания. В результате этого спора в 1876 году была основана Национальная либеральная лига (НЛЛ), президентом которой Эббот был с 1876 по 1878 год. НЛЛ выступала за разделение государства и религиозных институтов и свободу вероисповедания. Убежденный противник «свободной любви», Эббот выступал за сохранение пересмотренной версии Закона Комстока 1873 года, запрещавшего рассылку непристойных материалов. Поскольку в 1878 году большинство членов Национальной либеральной лиги проголосовали за полное отклонение этого закона, Эббот и другие недовольные люди основали новую организацию, «Национальную либеральную лигу Америки».
=== Обращаясь к философии ===
В 1880 году Эббот отказался от должности редактора «Индекса» и посвятил себя изучению философии в Гарвардском университете. Своей диссертацией он намеревался придать философии новое долгосрочное направление. В 1881 году он получил степень доктора философии по этой дисциплине. Однако из-за своих радикальных религиозных взглядов и непростого характера ему не удалось получить должность профессора в университете. Поэтому ему и его семье - у него и его жены было пятеро рано умерших детей и трое детей, переживших младенчество - пришлось продолжать бороться с финансовыми проблемами. В 1881 году Эббот принял должность преподавателя в школе для мальчиков в Кембридже (Массачусетс). Получив наследство, он ушел с этого поста в 1892 году.
Эббот отверг философские направления кантианства и идеализма. В своей философии он пытался объединить религию и науку посредством критического реализма. Свою самую известную философскую работу он написал в 1885 году под названием «Научный теизм». Третье издание книги вышло в 1888 году, оно также привлекло внимание в Европе и появилось там в немецком переводе. В этой работе Эббот объяснил то, что он называл «научным реализмом» или «реляционизмом», который он считал новым. Согласно их принципам, Вселенная и все существующее можно сделать понятными с помощью научных методов и, следовательно, все, что на данный момент неизвестно, можно познать само по себе. Эббот также сформулировал телеологию своего научного теизма, утверждая, что, понимая цели природы, люди могут признать чисто духовную личность, которой является Бог. Вселенную можно рассматривать как творческую жизнь Бога.
===Последние годы и смерть ===
Весной 1888 года Эббот преподавал в Гарвардском университете, заменив больного философа Джозайю Ройса. Материал своих лекций он обобщил в работе «Путь выхода из агностицизма» (1890). Он утверждал, что философия заставляет верить в истинную личность, которая конечна и относительна у людей и бесконечна и абсолютна по природе. Ройс резко раскритиковал книгу Эббота в «Международном журнале этики» в октябре 1890 года и охарактеризовал ее автора как некомпетентного и самонадеянного философа, который основывал свое учение на совершенно неправильно понятых идеях Георга Вильгельма Фридриха Гегеля|Гегеля. Эббот почувствовал себя оскорбленным и написал возмущенный ответ, в публикации которого было отказано.
Смерть его жены и друга Уильяма Поттера в 1893 году вызвала у Эббота большую печаль. В последние десять лет своей жизни он работал над окончательной формулировкой своей теории и изложил ее в своем посмертно опубликованном позднем труде «Силлогистическая философия» (2 тома, 1906 г.). Завершив эту работу, он покончил жизнь самоубийством на могиле жены 23 октября 1903 года, приняв передозировку снотворного. Его последняя написанная «Силлогистическая философия» вскоре была забыта, так же, как он вообще не смог оказать своими работами длительное влияние на свое поколение.
== Литература ==
* «Аббат Фрэнсис Эллингвуд». В: «Словарь американской биографии», Vol. 1 (1928), с. 11 ф.
*Сидней Э. Альстром, Роберт Брюс Маллин: «Научный теист: жизнь Фрэнсиса Эллингвуда Эббота», 1987.
* Роберт Брюс Маллин: «Эббот, Фрэнсис Эллингвуд». В: «Американская национальная биография». Группа 1 (1999), S. 10 f.
* Крейтон Педен: [https://www.uudb.org/abbot-francis-ellingwood/ ''Фрэнсис Эллингвуд Эббот''], 2009 г., в: «Словарь унитаристской и универсалистской биографии» онлайн
== Анмерканген ==
Роберт Брюс Маллин: «Эббот, Фрэнсис Эллингвуд». В: «Американская национальная биография». Группа 1 (1999), S. 10.
''Эббот, Фрэнсис Эллингвуд''. В: «Словарь американской биографии», Bd. 1 (1928), С. 11.
Крейтон Педен: [https://www.uudb.org/abbot-francis-ellingwood/ ''Фрэнсис Эллингвуд Эббот''], 2009 г., в: «Словарь унитаристской и универсалистской биографии» онлайн.
Роберт Брюс Маллин: «Эббот, Фрэнсис Эллингвуд». В: «Американская национальная биография». Группа 1 (1999), S. 11.
''Эббот, Фрэнсис Эллингвуд''. В: «Словарь американской биографии», Bd. 1 (1928), С. 12.
Категория:Философ (19. Ярхундерт)
Категория:Unitarischer Geistlicher
Категория:Американцы США
Категория:Геборен 1836
Категория:Гесторбен 1903 г.
Категория:Манн
Подробнее: https://de.wikipedia.org/wiki/Francis_Ellingwood_Abbot
Фрэнсис Эллингвуд Эббот ⇐ Васина Википедия
-
Автор темыwiki_de
- Всего сообщений: 48270
- Зарегистрирован: 13.01.2023
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
Мобильная версия