== Расположение и окрестности ==
Синагога была построена между 1873 и 1877 годами на тогда еще малозастроенной восточной стороне южной Аллеи, за пределами первоначальной городской черты Хайльбронна.Если не указано иное, раздел о местонахождении и окрестностях следует за работа:
Райтманн, Роланд: «Аллея в Хайльбронне». Функционсвандел Эйнер Штрассе. Городской архив Хайльбронна, Хайльбронн, 1971 (Kleine Schriftenreihe des Archivs der Stadt Heilbronn, 2)''; в частности, стр. 21–23 и прилагаемые карты проспекта 1879, 1911 и 1939 годов. Прилегающая территория к северу, на Титотсштрассе, все еще была незастроенной; На соседнем участке на юге у врача была названа в его честь «Вилла Гфрёрер», построенная в стиле итальянского загородного дома в 1867 году. Во время разрушения синагоги в 1938 году на этой вилле размещалась семья Калисов. Женская клиника.Reitmann, p. 28 и Франке (см. библиографию), с. 125 В то же время синагога была доминирующим зданием на южной «Аллее», а (старый) фестивальный зал «Гармония» был построен в середине «Аллеи». Между синагогой и Гармонией на восточной стороне Аллеи было только одно здание; остальная часть земли все еще была неосвоенной. Восточная часть территории синагоги выходит на Фриденштрассе (сегодня Гимназиумштрассе).Улица сначала называлась Шафхаусвег, с 1867 года Шафхаусштрассе, а с 1871 года Фриденштрассе. В 1948 году она была переименована в Гимназиумштрассе. Источник: Швинхаммер, Герхард и Маковски, Райнер: «Die Heilbronner Straßennamen». 1-е издание. Зильбербург-Верлаг, Тюбинген, 2005 г., ISBN 978-3-87407-677-7. п. 88 осталась незастроеннойВ «Die Geschichte der Juden in Heilbronn», Хайльбронн-на-Неккаре, 1927 г., Оскар Майер упоминает «приобретение участка под застройку между «Allee» и «Friedensstraße»» на стр. 65. На официальных картах города Хайльбронна 1925 и 1938 годов задняя часть участка показана незастроенной. Эта часть была построена только в 1949 году (см. раздел Снос руин и дальнейшая судьба)..
Адрес синагоги был Obere Allee 14. Лишь в 1899 году четыре улицы Obere Allee, Untere Allee, Obere Alleestraße и Untere Alleestraße были объединены в одну улицу Allee. дома перенумерованы. Синагоге присвоен адрес «Аллея 4».
Восточная сторона Аллеи постепенно застраивалась. 15 марта 1928 г.
В 1933 году новые правители переименовали проспект «Аллея Адольфа Гитлера» в Маковски/Швинхаммер: в Die Heilbronner Straßennamen. п. 23, так что адрес синагоги теперь был «Аллея Адольфа-Гитлера, 4» до ее разрушения в 1938 году и сноса в 1940 году. После падения нацистского режима проспекту снова было присвоено свое первоначальное название. в 1945 году.
19 июля 1928 года муниципальный совет Хайльбронна решил взять в собственность частную соединительную дорогу между Аллее и Фриденштрассе, которая проходила к югу от синагоги, и расширить ее. Поскольку жители уже давно знали его как «Synagogengässchen», его стали называть «Synagogenweg».Дюрр и др.: «Chronik der Stadt Heilbronn III». п. 352 В отличие от «Аллеи», о переименовании «Синагогенвег» (у которого нет номеров домов) в эпоху нацизма ничего не известно.Маковский/Швинхаммер: «Die Heilbronner Straßennamen» ''. п. 196 Он появился в адресной книге Хайльбронна в 1929 году и до сих пор числился в адресной книге 1934 года. Его не было в последней адресной книге нацистской эпохи в 1938/39 году. «Синагогенвег» также долгое время отсутствовал в послевоенных адресных книгах и на картах города. Лишь после 1982 года он снова был включен в карту города Хайльбронна и в адресную книгу Хайльбронна.
==== Вид на Хайльброннер-аллее ====
== Архитектура и интерьер ==
Двухэтажная синагога, построенная из хайльброннского песчаника, вобрала в себя в своем облике преимущественно элементы восточного стиля, а также элементы европейского стиля в интерьере.Описание здания по существу следующее: Ханнелоре Кюнцль: I''slamische Stilelemente im Synagogenbau des 19. und frühen 20. Jahrhunderts'' (см. Библиографию), стр. 334–337. Кроме того, использовался Франке (см. Библиографию), стр. 73–75. и считается Высшая точка неовосточного этапа строительства синагоги. По сути, она была построена как церковь, но преобразована в синагогу за счет использования восточных архитектурных форм. Кюнцль, «Исламское…», с. 370 Как и многие средневековые церкви, синагога имела двухбашенный фасад с большим окном-розой, купола были заимствованы из индийской или персидской архитектуры, а также использовались элементы мавританского стиля. , тогда как узор окон больше напоминал готическую архитектуруКюнцль, ''Исламише…'', с. 336.
Синагога Хайльбронна Grundriss unten DooFi.png|План этажа под галереями
Синагога Хайльбронна Grundriss oben DooFi.png|План этажа над галереями
Синагога имела длину около 35 м, ширину 21,5 м и высоту, включая главный купол, около 38 м.Размеры (включая внешние лестницы) соответствуют планам этажей и виду в Architektonische Studien. Штутгарт, Виттвер. H. 57, лист 2 и H. 60, лист 1 (ок. 1877 г.) Он был выровнен по оси северо-запад-юго-восток; передний фасад, выходящий на Аллею, находился на северо-западе. Его планировка была чем-то средним между центральным зданием и нефом. Кюнцль, «Исламиш…», с. 283, поэтому здание было описано как центральное здание с боковыми нефамиFranke, p. 73 и как трехнефный неф с центральным и боковыми нефамиHahn/Krüger, Volume 2, p. 192 или как нефная синагога с куполом и двухбашенным фасадом
Основным типом здания было центральное сооружение в форме варианта христианского креста|греческого креста, расположенное в почти квадратном прямоугольнике. Получившиеся перемычки | перемычки между плечами креста и прямоугольником были открыты как часть «боковых проходов | проходов». Четыре больших столба образовывали квадрат посередине здания и поддерживали большой тамбурный купол. Дальнейшие колонны отделяли «боковые нефы» от центрального здания и создавали впечатление трехнефного здания внутри, хотя оно не было разделено на нефы обычным расположением колонн.Кюнцль, «Исламское…» ', п. 335
К этому центральному прямоугольнику примыкала пристройка с востока и запада на всю ширину здания. На востоке оно было открыто для «нефа» и располагало кафедрой. Дальше на восток находился хор в виде выступающей многоугольной апсиды, в котором находился ковчег Торы («Арон Кодеш»). По бокам кафедрального зала, примыкающего к «боковым приделам», располагались комната регента и комната раввина. Соответствующая западная пристройка была спроектирована посередине как низкий вестибюль для мужчин, поддерживаемый несколькими колоннами, стоящими одна за другой, из которых во внутреннюю часть вели три двери. По бокам располагались лестницы, ведущие к боковым галереям для женщин. Выступала средняя часть западной пристройки фасадом, обращенным к проспекту. В результате фасад оказался уже, чем фактическая конструкция, а внешние западные концы «боковых нефов» с куполами и готическими окнами усиливали впечатление, производимое фасадом на зрителя.
Хайльброннская синагогенбауакте, 1879 г., Innen Neue Version.jpg|Поперечное сечение, вид на восток, в сторону хора
Хайльброннская синагогенбауакте, 1879 г., Ауссен-Ной.jpg|Вид с южной стороны
Синагога Хайльброннер Bauzeichnung Neu.jpg|Фасад, выходящий на Аллею
Фасад был спроектирован аналогично нюрнбергской синагоге на Ханс-Сакс-Плац, которая также была построена по планам Вольфа: Большое окно-розетка с мавританским звездным орнаментом над пятичастная аркада (архитектура) | аркадный фриз доминировал на фасаде. Арка на тонких колоннах обрамляла окно-розетку и сама была вставлена в декоративную настенную панель.Кюнцль, «Исламское…», с. 332 В вестибюль можно попасть через трехчастный портал с арками в мавританском стиле. Над порталом была позолоченная надпись на иврите со словами из Исаии 56:7 («Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов»ивр.: ביתי בית תפלה יקרא לכל העמים). Тонкие башенки с куполообразными вершинами, напоминающими темпьетто, закрывали обе стороны фасада.
Синагога имела плоскую шатровую крышу | шатровые крыши Franke, p. 74Крыша прямоугольника имела купол меньшего размера без тамбура (основания)
Боковой вид синагоги показывает четкий план этажа. Два ряда окон располагались один над другим, при этом верхние окна были больше нижних. Пять фрагментов окон синагоги, которые гражданин спас и сохранил после пожара в синагоге. , были переданы городской администрации Хайльбронна в 1988 году для муниципальных музеев.
В середине каждой из двух длинных сторон боковые порталы обеспечивали доступ во внутреннюю часть синагоги, в которой также были окна-розетки, но они были меньше и проще, чем главный портал. Пилястры полоски каменной кладки придали зданию вертикальную структуру. Кладка из песчаника была украшена богатым орнаментом, без каких-либо отсылок к человеческим, животным или другим моделям природыFranke, p. 75.
Внутри колонны, арки и лепнина были вдохновлены мавританским архитектурным стилем Альгамбры. Однако эти декоративные формы были подчинены европейскому стилю здания, напоминающему средневековую церковь. Кафедра была построена по образцу церковных кафедр. Широкие карнизы в неоклассическом стиле, разделявшие нижний и верхний этажи, и готические окна также смягчали восточное впечатлениеКюнцль, Исламище..., с. 336f..
В синагоге было три галереи. В галерее на северо-западе, над вестибюлем, находился орган Walcker Orgelbau|Walcker. Галереи над боковыми нефами, куда можно было попасть по лестнице рядом с вестибюлем. , предназначались для женщин (поскольку в еврейских храмах полы разделены);Шмольц, Гельмут; Векбах, Хуберт: «Хайльбронн с Бёкингеном, Неккаргартах, Зонтхайм. Die alte Stadt in Wort und Bild». 3-е издание. Конрад, Вайсенхорн, 1966 (Публикации архивов города Хайльбронна, 14). № 59: «Синагога на аллее», 1894. с. 47 здесь было 33 скамейки. В главной комнате, под центральным куполом, было 34 скамейки для мужчин. В центральном куполе была большая латунная люстра с 80 горелки для газового и электрического освещения. Сам купол изнутри поддерживался прочными пилястрами, которые были украшены связанными полуколоннами на высоте галерей и размещена перед столбом в виде сервизов.
Сводчатый многоугольный (пятичастный) хор готического вида образовывал юго-восточный конец здания за высокой подковообразной аркой. Три В больших окнах хора была изображена Звезда Давида (иврит: מגן דוד'', Маген Давид, английский: «Щит Давида») в нескольких вариациях в качестве декоративного узора в верхней части.Франке , п. 74ф.
В этом хоре стоял ковчег Торы (ивр. ארון הקודש, «Арон ха-Кодеш», «Святой ковчег»), покрытый парочетом. Он сочетал в себе мавританские формы интерьера с формой куполов и был украшен богатой лепниной. Бема|бима (молитвенный стол) был помещен немного выше перед ковчегом Торы. Над святыней висел свет, называемый «Нер Тамид» или Вечный свет. Дубовая кафедра располагалась по диагонали справа от ковчега Торы.
==== Орган ====
Синагога Хайльбронна уже была оборудована органом в конце 1870-х годов. Инструмент пришел из мастерской хайльброннского мастера по изготовлению органов Иоганна Генриха Шефера; у него было 28 органных остановок|остановок, распределенных по 2 ручным (музыкальным)|руководствам и педальной клавиатуре|педали.
В 1925 году компания Walcker из Людвигсбурга построила новый синагогальный орган Opus 2095, имевший 22 ступени с двумя руководствами и педалью.
----
----
----
* ''Куплер (орган)|Куплеры:''
** ''Нормальная муфта:'' II/I, I/P, II/P
** ''Субоктавная связь:'' II/I
** ''Супероктавный соединитель:'' II/I
* Игра на органе:'' ''Фортепиано, Форте, Тутти, 2'' свободных комбинации'', Крещендо, Крещендо Ab, ''ручной регистр Ab'', Фортепиано''
== История ==
=== Планирование, строительство и открытие ===
С 1830 года евреи снова поселились в Хайльбронне, впервые за 354 года. Благодаря дальнейшей иммиграции, особенно из сельских общин, еврейская община в Хайльбронне значительно выросла с середины 19 века. 21 октября 1861 года она отделилась от своей материнской общины в Сонтхайме и образовала независимую израильскую церковную общину. Окружной раввинат Леренштайнсфельда, стоявший выше израильских приходов, был перенесен в Хайльбронн 1 июля 1867 года. В 1862 году в Хайльбронне проживало 137 евреев, по переписи 1864 года — 369, а в 1871 году — уже 610.
/> Единственная синагога в городе на тот момент с 1857 года располагалась в центральном здании Дойчгофа, но пространство там было очень ограничено. 1 февраля 1865 года церковный совет общины решил приобрести участок земли на Аллее за 10 000 гульденов. Поскольку решение не было единогласным, покупка могла быть совершена только в 1871 году после ожесточенных споров, в результате которых цена земли уже выросла до 16 000 гульденов. Решение о строительстве было принято 21 июня 1871 года. В 1873 году был одобрен проект штутгартского архитектора Адольфа Вольфа, это была третья синагога, построенная в Хайльбронне после Штутгартской синагоги (1859–1861 гг.) и Ульмской синагоги (1870–1873 гг.). ). Конгрегация 60 голосами против четырех приняла решение об установке синагогального органа, хотя инструментальная музыка не была предусмотрена в православной литургии, и это привело к конфликту с ортодоксальными членами конгрегации.
Первый камень был заложен в середине августа 1873 г., 23 ноября 1874 г. можно было отпраздновать завершение строительства здания, а в конце мая 1877 г. строительство было завершено. 7 июня 1877 года свитки Торы были перенесены из молельного зала Дойчхофа в соседнее помещение новой синагоги, а 8 июня синагога была торжественно освящена. После прощальной службы в молитвенном зале Дойчхофа («старой синагоги») в 11 часов утра состоялся торжественный внос семи свитков Торы в новую синагогу, после чего последовала проповедь и молитва освящения раввина Моисея Энгельберта. . Празднование завершилось полуденным банкетом в ресторане Rose с участием многих представителей официальных лиц и вечерним балом в фестивальном зале «Гармония».Описание этого раздела соответствует «Франке», стр. 53–73.
=== Разрушение в результате поджога в 1938 году ===
С тех пор религиозная жизнь еврейской общины Хайльбронна проходила в синагоге. В мае 1927 года 50-летие синагоги было отмечено церемонией и памятной публикацией по истории евреев в Хайльбронне.
Одиннадцать лет спустя синагога Хайльбронна прекратила свое существование. Как и многие другие синагоги Германского рейха, она была разрушена в результате поджога в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года, в так называемую «Хрустальную ночь|Reichskristallnacht» или «Reichspogromnacht».Хронология следует за эссе «Die Chronologie der sogenannten «Reichskristallnacht» в Хайльбронне», написанным в 1988 году и опубликованным в 1992 году (см. библиографию) Кристхардом Шренком, директором городского архива Хайльбронна.
9 ноября 1938 года руководство нацистской партии НСДАП собралось в Мюнхене, чтобы отпраздновать 15-летие «Пивного путча». Приказ о проведении антиеврейских беспорядков после покушения на сотрудника немецкого посольства в Париже, похоже, поступил в НСДАП в Хайльбронне по телефону в 23:30, вероятно, через несколько промежуточных этапов. Франке, «Geschichte und Schicksal der Juden in Heilbronn» (см. библиографию), с. 125 и Шренк, стр. 296 и 310 Согласно выводам суда от 1950/51 годаПо словам Шренка, стр. 125 и Шренк, стр. 296 и 310. 308 и примечания 38 и 60 на с. 313, судебные материалы находятся в Государственном архиве Людвигсбурга, фонд EL 312 (прокуратура Хайльбронна), книга 40 (KMs 5/50)., окружной лидер НСДАП Хайльбронна Рихард Драуз рассматривал возможность наложения крупного штрафа на евреев Хайльбронна, вместо того, чтобы устраивать «народное возмущение», которое могло бы нанести ущерб «репутации НСДАП внутри страны и за рубежом» Драуц, согласно судебным документам 1950/51 года, в Шренке на стр. 308. В письме адвоката, приобщенном к материалам дела, упоминается «конфискация или взыскание залога в размере 100 000 марок». Тот факт, что руководитель округа не дошел с этим планом «наверх», стал причиной того, что Хайльбронн остался позади. Неясно, присутствовал ли Драуз в ту ночь в Хайльбронне или вел переговоры с высшими офисами НСДАП из-за границы. Шренк, стр. 307-310, в отличие от Франке, который (стр. 125) предполагает, что Драуца не было в Хайльбронне.
Синагога Хайльбронна не горела до утра 10 ноября, через несколько часов после других поджогов. Остальные бесчинства ноябрьских погромов произошли в Хайльбронне только вечером 10 ноября, а не в ночь с 9 на 10 ноября, как это было в других местах. Переговоры Драуза, по-видимому, заняли некоторое время, так что в ту ночь оставалось время только для одного действия - поджога синагоги. Остальные акты уничтожения еврейских граждан и предприятий произошли только под покровом темноты следующей ночьюШренк, с. 310.
Существуют различные, порой противоречивые утверждения о ходе пожара, некоторые из которых были сделаны устно лишь десятилетия спустя, поэтому к ним следует относиться с осторожностью. Прохожие и гинеколог, жившие в непосредственной близости от синагоги, утверждают, что слышали в синагоге шумы, «похожие на грохот канистр с бензином», около часа ночи 10 ноября 1938 года; последний утверждает, что в это время предупредил пожарную часть, опасаясь за свою клинику (расположенную рядом с синагогой). Другие версии того, когда пожарные были предупреждены, варьируются между тремя и пятью часами утра. Franke, p. 125f. Вероятно, преступники уже собрали в синагоге легковоспламеняющиеся материалы в час ночи и облили их бензином.Франке, с. 126 и Шренк, с. 300
Около пяти часов жители услышали два сильных взрыва. Это соответствует информации в газетной статьеПо словам Шренка, с. 297, такое случалось часто. опубликовано 11 ноября 1938 года в нацистском издании Heilbronner Tagblatt|''Heilbronner Tagblatt'',Schrenk, p. 296 и след., и Франке, напечатанное там полностью на стр. 130 и далее. (также в PDF-файле, доступном в Интернете на стр. 128 и далее), согласно которому в пять часов в синагоге произошел пожар. В стихотворении, в котором хайльброннский пожарный, участвовавший в тушении работ, высмеивал пожар в синагоге, время, когда о пожаре стало известно, упоминается как «Des Morgens um die 6. Stund».Стихотворение озаглавлено «Огонь». . Согласно его собственным более поздним заявлениям на различных судебных заседаниях после 1945 года, автор часто читал шутливые стихи на дружеских вечерах пожарных. Стихотворение, о написании которого он сожалел, возникло из его «поэтической и юмористической жилки». По словам Шренка, с. 297 и примечание 24 на с. 312, находится в Главном государственном архиве Штутгарта в фондах J 355, Bü V 242; публикация была одобрена 13 июля 1989 года. Жители сообщили, что узнали о пожаре в синагоге около 6 или 6:30 утра из-за оживленного шума. Франке, с. 126 Вскоре после семи часов, по сообщению Heilbronner Tagblatt, снаружи горел и купол синагоги, что подтверждается фотографией[https://www.alemannia-judaica.de/ images/Images12/Heilbronn%20Synagoge%201938.jpg Это изображение] на alemannia-judaica.de; также как рисунок 115 к статье Шренка и у Франке на стр. 127, по словам фотографа, снято незадолго до семи часов утра.Schrenk, p. 300 Другая фотографияВероятно [
эта фотография] на alemannia-judaica.de изображена синагога с сгоревшим куполом и многочисленными прохожими, и ее можно датировать 8:42 утра благодаря часам на почте, показанным на снимке.Роль пожарной части Хайльбронна в пожаре синагоги окончательно не выяснена. Ясно одно: они не тушили пожар в синагоге, а ограничились охраной окружающих зданий; об этом сообщается как в газетной статье в Heilbronner Tagblatt, так и в пожарном стихотворении хайльброннского пожарного. В газетной статье пишется, что «пожарным оказалось невозможно войти в синагогу, которая был наполнен дымом и гари», «даже в противогазах». В последующих судебных разбирательствах пожарные также подчеркнули, что войти уже невозможно. Напротив, из пожарного стихотворения пожарного можно сделать вывод, что тушение пожара - независимо от того, было ли это еще возможно или нет - вовсе не было намерением, а наоборот, пожарные обеспечили необходимую тягу, насильно открыв дверь. , что позволило огню распространиться:Шренк, стр. 297–300
{|
"Пожарные, надо признать"
''не позволяли себе шутить с огнем''
''и вел себя как врач''
''и применил тот же рецепт.''
«Если у ребенка нет воздуха, он задохнется», -
«Так было и с пожаром».
"Сначала нам пришлось распахнуть дверь", -
''И тут произошел настоящий взрыв.''
«Пожар потушен»
''используя новый метод''
''дым шел прямо через шланг'',
''что способствовало огню и дыму.''
Утверждение, сделанное в пожарных кругах после Второй мировой войны о том, что лорд-мэр (Генрих Гюльтиг), присутствовавший на месте пожара, передал пожарную часть под свое командование и запретил ей тушить пожар, считается маловероятным и справедливым. доказать это так же невозможно, как и подозрение, высказанное Гансу Франке анонимно в 1961 году, что пожарная часть «потушила» пожар бензином. Даже 200-литровая бочка с бензином, которую один из фотографов горящей синагоги утверждал, что видел под куполом синагоги согласно газетной статье 1958 года, не может быть ни доказан, ни опознан. на одной из его фотографий. Шренк, с. 300; согласно примечаниям 25 и 30 на стр. 312 и 313, это газетная статья Лотара Ф. Штробла в «Неккар-Эхо» от 11 ноября 1958 г., с. 7. Начальник пожарной части Хайльбронна все же предстал перед судом в 1939 году по делу о поджоге синагоги, но был оправдан 2 октября 1939 года за отсутствием улик.
=== Снос руин и дальнейшая судьба ===
30 ноября 1938 года муниципалитет Хайльбронна выкупил имущество синагоги у еврейской общины. После падения нацистского режима собственность синагоги перешла к оператору кинотеатра Людвигу Штерну, еврею, жителю Хайльбронна, который в 1948/49 году построил на ней кинотеатр. «Из уважения к бывшему месту синагоги» Штерн намеренно построил кинотеатр «Скалалихшшпиле», открывшийся 27 ноября 1949 года, в задней части здания на Гимназиумштрассе. В здании кинотеатра также располагалось концертное кафе «Хиллебрехт»
Два года спустя, 22 ноября 1951 года, владелец фабрики Гайльдорфа Вильгельм Ботт взял на себя управление «Скала-Лихтшпильтеатр» (переименованный в «Метрополь-Лихтшпильтеатр» 1 мая 1952 года).
В 2003 году Авиталь Торен, как лидер новой еврейской общины Хайльбронна, которая находилась в процессе создания, был заинтересован в аренде помещений в киноцентре на месте бывшей синагоги. Это не удалось из-за высоких затрат на переоборудование, которые были бы вызваны правилами безопасности для еврейских учреждений в Германии, поэтому были арендованы другие помещенияМария Терезия Хайтлингер: «Neue Synagoge am Synagogenweg?» В: Heilbronner Stimme от августа 19, 2003
Мария Терезия Хайтлингер: V''erein für eine Synagoge in Heilbronn gegründet.'' В: Heilbronner Stimme от 19 марта 2004 г.
Мария Терезия Хайтлингер: J''üdisches Leben erblüht an Allee neu''. В: Heilbronner Stimme от 2 декабря 2004 г..
=== Судебное расследование поджога ===
Кто поджег синагогу Хайльбронна и кто отдал приказ на месте, официально выяснить не удалось.Описание юридической экспертизы следует из Schrenk, p. 300 и далее. Еще в 1939 году командир пожарной охраны Хайльбронна был обвинен в поджоге синагоги, но 2 октября 1939 года был оправдан за отсутствием доказательств.
После Второй мировой войны прокуратура Хайльбронна рассматривала пожар в синагоге в трех судебных процессах в 1946/50, 1953 и 1955 годах. Все три судебных процесса были прекращены из-за отсутствия доказательств, а файлы тем временем были уничтожены. Всего в этих трех судебных процессах обвинения были предъявлены семи людям. Несколько судебных разбирательств также касались пожара в синагоге, но без какой-либо информации, полезной для суда. Даже десятилетия спустя «все расследования встречали упорное молчание» или приводили «в лучшем случае к загадочным намекам», так что имя настоящего поджигателя установить не удалось. Из-за тщательной подготовки можно исключить наличие единственного преступника. Можно предположить, что преступники принадлежали к НСДАП и, возможно, находятся среди семи обвиняемых послевоенного периода. В деле Хайльбронна нет доказательств причастности внешних членов СА, что было доказано в других местах, но и исключать это нельзя.
=== Местонахождение предметов культа ===
Достоверных сведений о местонахождении предметов культа (Сефер Тора|Свитки Торы, Тфилин|молитвенные пояса и т.п.) нет. Показания свидетелейВсе следующие показания согласно Франке, «Die Geschichte der Juden in Heilbronn» (см. Библиографию), стр. 128 в этом отношении противоречат друг другу и варьируются от раннего удаления до частичного спасения и полного уничтожения.Schrenk, S. 301 Например, один свидетель утверждает, что наблюдал как предметы культа были перенесены «рано» в Оберамт (имеется в виду здание Оберамта по диагонали напротив). По словам другого свидетеля, вечером 10 ноября в гимнастический зал старого Festhalle Harmonie в Хайльбронне «через определенные промежутки времени» были доставлены еврейские религиозные предметы, в том числе свитки Торы, молитвенные пояса, транспаранты с еврейской вязью и еврейские бизнес-книги.
По данным Ганса Франке (1963), свитки Торы и другие культовые предметы, некоторые из которых были инкрустированы драгоценными камнями, оценивались в 8000 немецких марок.Franke, p. 128 Говорят, что один из свитков Хайльброннской Торы был сохранен и сейчас находится в синагоге в Балтиморе.Hahn/Krüger, Volume 2, p. 193 и почти идентично на сайте [https://www.alemannia-judaica.de/synagoge_heilbronn.htm Alemannia Judaica]
В письме от 9 мая 1962 года директор полиции Хайльбронна В. заявил, что, по его мнению, он помнит, что предметы культа хранились на чердаке гестапо в Хайльбронне (Вильгельмштрассе, 4) или, по крайней мере, хранились там некоторое время. Шренку ничего достоверно не известно о местонахождении предметов культа; поскольку останков до сих пор почти не обнаружено(Состояние в 1988 и 1992 годах), следует предположить, что разрушение синагоги было направлено и на уничтожение культовых объектов.
Были предприняты попытки получить более точную информацию о местонахождении предметов культа посредством заявлений о Wiedergutmachung|реституции, поданных еврейскими учреждениями Хайльбронна после Второй мировой войны в соответствии с немецкими законами о реституции|Федеральными законами о реституции. Хотя есть свидетельства из источниковПо Шренку, с. 301 и примечание 33 на с. 313, в Hauptstaatsarchiv Stuttgart, фонды J 3555, Bü V 252, что такие заявления были поданы, их больше нельзя проследить в файлах ответственных органов.По словам Шренка, стр. 301 и примечание 34 на с. 313, были проведены консультации с Управлением по реституции земли Баден-Вюртемберг, Посредником по реституции в Окружном суде Штутгарта, Главным финансовым управлением Штутгарта и Федеральным центральным индексом (BZK) для заявлений в соответствии с Законом о федеральных компенсациях в Государственном пенсионном управлении Дюссельдорфа. Статистика реституции содержит ссылки только на заявки на ценные бумаги и банковские вклады, но не на мебель или предметы культа.
== Мемориалы и воспоминания ==
В 1960 году мэр Пол Мейл предложил создать мемориал в честь 25-летия пожара синагоги в 1963 году.
Спустя два года памятный камень так и не был установлен. Рассматривалось несколько альтернатив, которые весной 1965 года можно было увидеть в виде манекенов на центральной резервации южного проспекта перед кинотеатром «Универсум», но ни один из них не встретил одобрения''Neue Lösung für Synagogen -Махнмал gesucht''. В: «Heilbronner Stimme» от 30 марта 1965 г. (№ 74), с. 9
''"Wir wollen kein Grabmal haben"''. В: «Неккар-Эхо», март 1965 г.
«Neue Ideen machen weitere Besprechungen notwendig». В: «Неккар-Эхо» от 13 апреля 1965 г. (№ 86)
«Verschiedene Lösungen für Synagogen-Mahnmal». В: «Heilbronner Stimme» от 13 апреля 1965 г., с. 10.
9 ноября 1966 года на центральном резервировании проспекта был открыт памятный камень с бронзовой табличкой. Мемориальный камень высотой 1,45 метра, шириной 90 сантиметров и глубиной 30 сантиметров был высечен скульптором Рюкертом; он сделан из хайльброннского песчаника, строительного материала синагоги. Когда в 1978 году началось строительство подземного пешеходного перехода на Южном проспекте, памятный камень был временно снят.
В 1982 году местная газета сообщила о письме в редакцию Джеймса Мэя (Юлиуса Май), еврея из Хайльбронна, эмигрировавшего в США, который призывал «снести нынешний порнокинотеатр и дурацкий памятник евреям». у входа в эти дворцы удовольствий» и посадка дендрария на месте бывшей синагоги. Владельцы кинотеатров возражали против выбора Мэем слов «порнокинотеатры» и против его предложения снести. Городской совет отметил, что не может сносить чужие дома.
В ознаменование 50-летия ноябрьских погромов в Израиле 9 ноября 1988 года была выпущена специальная марка с изображением синагоги Хайльбронна в горящей книге. На прилагаемой карточке первого дня выпуска изображена фотография бывшей синагоги Хайльбронна.Изображение марки [https://www.alemannia-judaica.de/images/Images12/ Heilbronn%20Briefmarke.jpg здесь] на сайте alemannia-judaica.de.
Помимо мемориальной доски 1966 года, Мемориал Купола работы художницы Беттины Бюркле
После закрытия Почтового перехода в октябре/ноябре 2009 года из мемориального камня и купола был создан новый мемориал.
Частное лицо создало виртуальную реконструкцию внешнего вида здания на основе плана здания синагоги, который показывается в Интернете с 2010 года.
== Библиография ==
* * * * * *
* [https://www.alemannia-judaica.de/synagoge_heilbronn.htm Синагога Хайльбронна] на alemannia-judaica.de
* [https://www.visionfuturo.de/syna_hn01.html Виртуальная реконструкция синагоги]
Синагоги в Германии
Бывшие синагоги в Германии
Хайльбронн
Хрустальная ночь
Подробнее: https://en.wikipedia.org/wiki/Old_Synagogue_(Heilbronn)
Мобильная версия