«Колониализм в Швейцарии» «относится к историческому участию Швейцарии и швейцарских граждан в европейском колониализме, несмотря на то, что Швейцария никогда не обладала собственными формальными колониями. В то время как Швейцария сохраняла официальный нейтралитет и не установила зарубежные территории, швейцарские люди, компании и инвесторы активно участвовали в колониальных предприятиях, включая атлантическую работорговлю, плантационную рабство и колониальную торговлю с 17-го по 20-е веки.
Концепция колониализма в швейцарском контексте бросает вызов традиционному повествованию швейцарского нейтралитета и исключительности, выявляя, как швейцарские граждане и капитал были интегрированы в глобальные колониальные сети, несмотря на официальное непрерывность страны в имперских предприятиях.
== Определение и характеристики ==
В самом широком смысле колониализм может быть определен как доминирование одного народа иностранцами из другой культуры. Европейский колониализм, однако, обладал тремя отличительными характеристиками, которые отличали его от более ранних форм территориальной экспансии. Во -первых, это включало доминирование отдаленных зависимостей, основанных на интересах, обычно экономических, столичных центрах. Во -вторых, колонизаторы и колонизированные оставались чуждыми друг другу, в отличие от более ранних империй, где завоевание обычно привело к культурному слиянию. Это разделение было оправдано в 19 веке благодаря теориям расовой иерархии, предположительно неизбежных и непреодолимых. Third, European colonialism was elevated, from the 16th century onward, into an ideology glorifying the accomplishment of a civilizing mission, claiming European technical and cultural superiority gave both the right and duty to "civilize" supposedly inferior peoples.
Между началом 15 -го и конце 1930 -х годов колониальная Европа расширила свое господство на почти половине населенного мира. Чрезвычайная медленя современной формирования колониальной империи - контактов, территориальной оккупации и контроля над населением, как правило, занимали более двух веков в Азии и Африке - резко оказался в результате их быстрого коллапса после Второй мировой войны. Менее чем за двадцать лет почти сто колоний в Азии и Африке получила независимость посредством деколонизации, рожая то, что тогда называлось третьим миром.
== Швейцарское участие в колониальных предприятиях ==
=== Военное участие ===
Швейцарское участие в европейской колониальной экспансии принимало различные формы, начиная с начала 17 -го века, когда швейцарские наемники участвовали в колониальных завоеваниях и операциях по обслуживанию колониального порядка. В Новом Свете швейцарские военнослужащие занимались завоеванием Северной Америки. В некоторых голландских Ост -Индии | Голландские колонии плантации они провели кампании против отвратительных рабов. Швейцарский батальон участвовал в французской экспедиции с 1801-1803 гг., Чтобы подавить восстание Туссента Лувертюра в Сен-доминге (Гаити), надеясь вернуть колонию и восстановить рабство.
В Азии Голландская Ост -Индская компания, которая установила многочисленные торговые посты и оплот на Цейлоне (Шри -Ланка), Ост -Индии (Индийский архипелаг), Малайский полуостров (Малайзия) и побережья индийского субконтинента (Индия), набирали швейцарских солдат. Компания зашла настолько далеко, что зарегистрировала весь швейцарский полк, а также братьев-нехатол Чарльз-Даниэль и Пьер-Фридерика де Мейрона. Швейцарские наемники также поступили на службу Британской Ост-Индской компании и сражались против французов за контроль над частями субконтинента.
В Африке швейцарские солдаты впервые появились в Южной Африке, затем в Марокко и Египте, а также в Алжире во время французского завоевания. В 1880-х годах около двадцати швейцарских офицеров служили в армии Леопольда II Бельгии | Леопольд II, король бельгийцев, самопровозглашенный абсолютный суверен Свободного государства Конго | Конго. Среди них был Эрвин Федерспиль, который после возвращения в Швейцарию защищалась в брошюре ('' wie es im congostaat Zugeht. Skizzen '', 1909) жестокая и хищная система эксплуатации, созданная бельгийским монархом.
=== Коммерческое и финансовое участие ===
Швейцарские деловые круги участвовали в Атлантической работорговой торговле и колониальной торговле, несмотря на редкость и рассеяние источников, документирующих эти виды деятельности. В течение большей части 18 -й и первой трети 19 -го веков швейцарские люди, в основном тяготевые в бизнес -кругах Гугенот (протестантские беженцы), участвовали в торговле по атлантической работорговли. Они могут быть классифицированы на три группы: производители и торговцы, которые поставляли торговые товары из Швейцарии, в основном печатные хлопковые ткани (индийны), обмениваемые на западноафриканских побережьях на черные пленники; Хлопковые принтеры швейцарского происхождения, которые эксплуатировали себя - вновь в Нант, основной работорговля, Франции - чтобы выполнить ту же функцию вблизи розетки; и швейцарские финансисты, которые участвовали в финансировании экспедиции, добавляя работорговли в свои многочисленные действия.
Наиболее важные компании были основаны на Базеле (Christoph Burckhardt & Cie; Emmanuel и Nicolas Weis и Sons; Riedy & Thurninger; Kuster & Pelloutier; Simon & Roques), Neuchâtel (Favre-Petitpierre & Cie; Pourtalès et cie; gorgerat frose & cie & geneva, ravier, ravier, ravier, и genevier froseres, и genevier (raTalès et-cie; Cie, Jean-Louis Baux & Cie). Некоторые охватывали все мероприятия, проводимые в рамках треугольной торговли: производство и продажа торговых товаров с помощью хлопковых принтов, участие в торговле рабов и коммерциализация колониальных продуктов (сахар, кофе, какао). Другие обменяли сырье, необходимое для производства хлопчатобумажного отпечатка: экзотические американские красители (индиго, кохинеаль, краситель), гумбик из Сенегала и белые хлопковые ткани из Индии, которые представляли собой базовый продукт для печати.
=== Банковское дело и инвестиции ===
Финансовое участие в атлантической работорговли произошло менее рассеянным образом. Основанный в Лиссабоне, уроженец Neuchâtel Дэвид де Пури был акционером в португальской дипломированной компании, владеющей государственной концессией, предоставляющей коммерческую монополию, одной из которых была деятельность которых была работорговли, депортирующая пленников от Анголы | Ангольские побережья на бразильские плантации. Точно так же банки вложили деньги в работорговлю. Заведения Marcuard & Cie и Zeerleder & Cie из Bern появляются в списке акционеров французской Ост -Индской компании, которая запустила более 130 экспедиций с Атлантического побережья. Tourton & Baur и Mallet Frères & Cie, два основных парижских банка с Женеванскими связями, обладали многочисленными клиентами в Руане, Ле Хавра, Бордо и Нантес, среди которых были заметно французские бизнесмены, активно участвовали в рабовладельческой торговле и колониальной коммерции.
Города Берн и Цюрих приобрели акции в компании Южной море, базирующейся в Лондоне, которая организовала продажи рабов испанскими американскими колониями. Швейцарские частные и институциональные инвесторы купили облигации, выпущенные датским правительством, отчасти обслуживая экономику плантации на острове Святого Томаса в Датской Вест-Индии.
=== владение плантациями и колониальные поселения ===
Швейцарская вставка в атлантическую работорговлю часто шла рука об руку с участием в колониальных цепях. Их присутствие в американской подчиненной системе плантации иллюстрирует эту сопутствующую. В 18 -м и 19 -м веках жители Женевы, Базеля, Сент -Галлена, Воуд и Цюрих владели плантациями на испанском, английском, французском и голландском колониях, а также в Бразилии. Иногда они были операторами (например, Фридрих Людвиг Эшер на Кубе), с тем, что рабы культивируют сахар, кофе, какао, хлопок или рис. Чаще всего они оставались в Европе и делегировали администрирование своих дел менеджерам, созданным на месте. Для них плантации представляют собой важные капитальные инвестиции.
В Азии и колониальной Африке три символические случаи современной имплантации заслуживают упоминания. Первое включало импортную компанию компании Volkart Brothers (Gebrüder Volkart), основанная в Winterthur and Bombay, которая стала одним из крупнейших экспортеров индийского хлопка. Он преуспел в чрезвычайно конкурентоспособном отделении и регионе, терпеливо построив доверительные отношения с местными деловыми сетями. Второе произошло во французском Алжире, где Женевская компания швейцарских колоний Сетиф, основанная капиталистами из города Кальвина, представляла собой один из редких швейцарских опытов в области поселения и сельскохозяйственной колонизации. Третий был расположен в Британском Голд -Кост (Гана). Там Basel Capital поддержал развитие швейцарского коммерческого гиганта в странах Африки к югу от Сахары-миссий-Хандлунгс-Геселлшафт (MHG, Basel Trading Company), а также атипично с миссией Базеля. У этого последнего случая была еще одна особенность: MHG решил специализироваться на производстве и торговле Cacao, что делает Гану крупнейшим в мире поставщиком.
=== Шкала и значимость ===
Измерение участия швейцарского участия в европейском экспансионизме выявляет относительно ограниченное участие по сравнению с основными колониальными державами. По сравнению с репрезентативной колониальной силой, такой как Великобритания, чья империя длилась долго, распространялась на все континенты, приняла все мыслимые формы и была местом интенсивного распространения людей, товаров и капитала, Швейцария, по -видимому, относительно мало вовлечена в зарубежную экспансию в Европе. В 18-м веке, в разгар Черной работорговли, британцы организовали транспорт по всей Атлантике в 40% из шести миллионов африканских пленников, вступивших в порабощение в Америке, в то время как швейцарские управлялись всего более 2%.
Швейцарские отношения с зарубежными территориями были в значительной степени косвенными и случайными. Для примера атлантической работорговли участники швейцарцев в конечном итоге были косвенными работорговцами, и этот тип бизнеса представлял собой лишь уменьшенную или незначительную часть их экономической деятельности. Их участие в Атлантической работорговля было опозданием и кратким: это началось два с половиной столетия после первой экспедиции в Америку и длилась всего полвека. Вторая половина 18-го века, когда швейцарцы активно участвовали в торговле, была отмечена интенсификацией «позорного трафика», синонимом иммобилизации важного капитала и сильной конкуренции и повышенными рисками, присущими торговле.
== Культурное влияние колониализма в Швейцарии ==
=== Цивилизационный дискурс и расовые теории ===
Распространение концепции «цивилизации», истинной системы мышления в 19 веке представляет собой одно из самых заметных следов колониализма в Европе. В Швейцарии цивилизационная риторика едва ли отличалась от рисования европейских колониальных империй. Рассматривая христианство как единственный источник спасения, свободную торговлю как вектор материального прогресса и западные знания как объективную истину, эта концепция оправдывала колониальный экспансионизм, рационализируя его характерное насилие и представляя его как благотворительный акт. Этот дискурс, в котором передавались современные расовые теории, позволил преодолеть фундаментальные противоречия, в частности, те, кто противостоял науке и религии в Европе.
До первой половины 20 -го века многочисленные швейцарские журналы и изученные общества узаконили колониальное предприятие, подчеркивая понятие «цивилизации». Географические исследования среды предоставляют доказательства, где многочисленные миссионеры и исследователи (включая Пола Бертуда, Альфреда Бертрана, Фрица Рамсиера и Энри-Александре Юнод) защищали цивилизацию колониализма (особенно в Африке). Натуралисты, такие как Пол и Фриц Сарасин (Южная Азия) и антропологи, такие как Рудольф Мартин (Малайзия) и Южен Питтард (Балканы), способствовали разработке расовых «наук», лежащих в основе цивилизованного дискурса. То же самое применимо к университетским исследованиям, о чем свидетельствует карьера и работы Луи Агассиза, Огюста Фореля и Карла Фогта. У врача Джорджа Монтандона, сочувствующего нацистскому немецкому режиму, можно наблюдать излишки европейского расизма, квалифицированного как научная (евгеника, антисемитизм).
=== Популярная культура и выставки ===
Это предположительно научное производство извлекло выгоду из множественных каналов распространения в 19 -м и 20 -м веках: публикация (издательские дома), образование (общественное обучение, религиозное образование), повседневные объекты, публичные мероприятия, плакаты, радио и кино. В то время как сорт поддержки был великим, переданное сообщение, обобщенное для девальвации колонизированных народов. Например, организация «человеческих зоопарков» была очень популярна в Швейцарии. На этом типе туристической выставки коренные народы из других континентов, заключенные в парки или зоологические и ботанические сады, устроили повседневную жизнь на современных расовых стереотипах. В период с 1855 по 1940 год Цюрих и Базель выделялись в Европе (с Парижем и Гамбургом) за количество таких событий, включая другие очки и выставки. В этом контексте можно сослаться на «Черную деревню», расположенную параллельно «Швейцарской деревне» для национальной выставки 1896 года в Женеве.
Эта прямая конфронтация с инаковой позволила национальной идентичности утверждать себя (как и в любой другой форме идентичности) в Европе, отмеченной национальным строительством. В Швейцарии колониализм способствовал созданию имиджа страны, интегрированной в концерт европейских наций, имея право - по сравнению с словами, произносимыми Александром Гавардом в Женеве в 1898 году - для использования колоний и обязанности «цивилизовать» отдаленных народов. Эта самопрезентация сосуществовала с «риторикой мелкости», предусматривающей, что швейцарские, воспринимаемые как свободные и нейтральные альпинисты (народ пастыри), преодолели бы их гениальность географической узости в их стране и демографические ограничения.
=== Гендер и колониальная идеология ===
Постколониальные исследования подчеркивают связь между предрассудками, связанными с полом, которые отнесли женщин к подчиненным ролям, и легитимациями колониализма. Эта идеология, основанная на иерархизации социальных классов и «расы», предусматривала, что «белые люди» расположены на вершине социальной пирамиды. Эти актеры особенно хорошо документированы в истории колониализма, в то время как ссылки на порабощенных людей, особенно женщин, являются лишь случайными. Недавние исторические исследования осветили определенные женские пути, такие как Полин Буйссон, родившаяся в рабстве в Сен-доминг (Гаити) и переведена в Швейцарию. У Луи Вирша, со своей стороны, был наложница Силла (Джоанна Ван Ден Берг), первоначально из Борнео. Последним была мать Алоиса Вирша, первого цветного национального совета Швейцарии (Швейцария) | Национальный советник. Исследования также подчеркивают участие швейцарских женщин в колониальных сетях. Клеменс Ройер особенно поддержал социальные дарвинизм и защищал колонизацию. Берта Харджег, врач, отправилась в Лесото, где она столкнулась с меньшей дискриминацией в практике своей профессии, чем в Швейцарии. Швейцарские граждане также оказали большое влияние как миссионеры, когда они распространяли идею европейского превосходства.
=== Художественное и культурное влияние ===
Колониальная экспансия также повлияла на художественную и культурную сцену Швейцарии. Например, Дада, пацифистское и нонконформистское движение, появившееся в 1915 году в Цюрихе, было заметно вдохновлено традиционным африканским искусством и распространяло идеализированное видение культур коренных народов из Африки, Северной Америки и за рубежом. Часто окрашенные экзотизмом, произведения визуального художника Софи Таубер-Арп, картины Пола Кли и скульптуры Альберто Джакометти находятся в их абстракции формальным языком экстраовропейского искусства. Колониальное наследие также появляется в литературе, даже среди авторов, критикованных расизмом, таких как Макс Фриш (понятие мужской «белизны», относящиеся к исследованиям критической белизны). Он также вписан на повседневном языке, передаваемый такими выражениями, как «Аллер Чз ле-Тоубиб» («Пойдя к врачу») или «Vivre Comme un nabab» (живая в богатости).
=== Архитектурное наследие ===
Состояние, основанные на атлантической работорготной торговле или колониальной торговле, часто участвовала в обогащении городского и сельского ландшафта Швейцарии. Таким образом, Жак-Луис-де-Паулталес и Август-Фридерик де Мейрон построили два здравоохранения в Neuchâtel: Hôpital Pourtalès в 1808 году (который до сих пор носит имя своего основателя) и в хосписе де Прайфер в 1849 году. Дэвид де Пури способствовал модернизации города по всему своим товарам. Другие более периферийные регионы испытывали аналогичное развитие. Например, братья Джузеппе и Pio Sondati вернулись в Тичино после того, как выступили в Буэнос -Айресе. Члены экономической элиты Тицино они построили монументальные виллы, основали школы и центры по уходу за детьми, поддерживали приходы и построили дороги. В Appenzell Ausserrhoden архитектура также свидетельствует о процветании определенных торговцев, обогащенной колониальной торговлей. Якоб Зеллвегер, текстильный предприниматель, участвующий в треугольной торговле, имел роскошную резиденцию, построенную в Троген, во второй половине 18-го века.
== Современная переоценка и деколонизация ==
=== Историческая память и национальное повествование ===
В 19 -м веке связи между Швейцарией и колониализмом были предметом общественных прокламаций и речей, о чем свидетельствует энтузиастическая похвала Нумера Дроз в 1891 году. В то время как национальные повествования отмечали роль конфедеративных наемников в старом режиме Европы, наемники 19-го и 20-го века больше не были совместимы с либеральными ценностями Швейцарии после 1848 года.
Когда Конфедерация внедрила свою политику помощи в развитии с этого момента, сосредоточенная на Африке к югу от Сахары, она продвигала ее, подчеркнув ее нейтралитет и не членство в бывших имперских державах. Роль Швейцарии в переговорах, связанных с эв. Он без колебаний использовал это, чтобы облегчить развитие экономических отношений с недавно независимыми странами.
=== Современные дебаты и институциональные ответы ===
Со второго десятилетия 21 -го века возникли голоса, чтобы подвергнуть сомнению присутствие в общественном пространстве фигур, непосредственно или косвенно вовлеченных в колониальную эксплуатацию или подозреваемый в расизме. Например, в 2019 году Университет Неухедла переименовал пространство Луи Агассиза как пространство Тило Фрей. В следующем году несколько швейцарских городов (в том числе Neuchâtel, Zurich и Geneva) открыли дискуссию о своем колониальном наследии, заняв тему, рассмотренную группой, борющими с расизм после движения Black Lives Matter. Столкнувшись с проблемой «деколонизации» их коллекций, музеи усилили исследования происхождения и размышления о возможной реституции. Большое внимание, уделено публичному дискурсу с наследием и расизмом колониализма, также подтолкнуло компании к изменению определенных названий продуктов (кондитерские изделия «Tête au Choco») или пролить свет на их колониальное прошлое.
== Библиография ==
* Prodolliet, Simone: '' более широкий Die Schamlosigkeit und das elend der heidnischen weiber. Die Basler Frauenmission и Der Export des Europäischen Frauenideals в Die Kolonien '', 1987.
* Дагерре, Мерседес: '' La Cotruzione di un Mito. Ticinesi d'Argentina. Commetenza e Architettura 1850-1940 '', 1998.
* Дэвид, Томас; Etemad, Bouda; Schaufelbuehl, Janick Marina: '' La Suisse et l'esclavage des Noirs ', 2005.
* Perrenoud, Marc: «Les Relations de la Suisse avec l'afrique lors de la décolonisation et des débuts de la coopération au dévelopment», в: '' revue internationale de politique de development '', 1, 2010, pp. 81-98.
* Minder, Патрик: '' La Suisse Coloniale. Les Représentations de L'Afrique et des Africains en Suisse Au Temps des Colonis (1880-1939) '', 2011.
* Zangger, Andreas: '' Koloniale Schweiz. Ein Stück Globalgeschichte Zwischen Europa und Südostasien (1860-1930) '', 2011.
* Purtschert, Patricia; Люти, Барбара; Фальк, Франческа (éd.): '' Postkoloniale Schweiz. Formen und Folgen Eines Kolonialismus Ohne Kolonien '', 2012.
* Brändle, Rea: '' Wildfremd, Hautnah. Zürcher Völkerschauen und Ihre Schauplätze 1835-1964 '', 2013.
* Etemad, Bouda; Гумберт, Матье: «La Suisse Est-Eleme Elel Deluble Dans Sa 'postcolonialité'?», В: '' Revue suisse d'istoire ', 64/2, 2014, с. 279-291.
* Zürcher, Lukas: 'Die Schweiz в Руанде. Миссия, Entwicklungshilfe und nationale selbstbestätigung (1900-1975) '', 2014.
* Purtschert, Patricia; Фишер-Тине, Харальд (Эд.): «Колониальная Швейцария. Переосмысление колониализма с поля '', 2015.
* Schär, Bernhard C.: '' Tropenliebe. Schweizer Naturforscher underländischer Imperialismus в Südostasien UM 1900 ', 2015.
* Германн, Паскаль: '' Laboratorien der Vererbung. Rassenforschung und Humangenetik в Der Schweiz, 1900-1970 '', 2016.
* Остерхаммел, Юрген; Янсен, Ян С.: 'Kolonialismus. Geschichte, Formen, Folgen '', 2017 8 < /sup> (1995), S. 87-88.
* Veyrassat, Béatrice: '' Histoire de la Suisse et des Suisses Dans La Marche du Monde (Xviie Siècle - Première Guerre Mondiale). ESPCES - Циркуляции - Echanges '', 2018.
* Purtschert, Patricia: '' Kolonialität und Geschlecht Im 20. Jahrhundert. Eine Geschichte der Weissen Schweiz ', 2019.
* Бренгард, Марсель; Шуберт, Фрэнк; Zürcher, Lukas: 'Die Beteiligung der Stadt Zürich Sowie der Zürcherinnen und Zürcher An Sklaverei und Sklavenhandel Vom 17. Bis ins 19. Jahrhundert. Bericht zu hand hand des präsidialdepartents der stadt zürich '', 2020.
* Этьен, Ноэми; Бризон, Клэр и соавт. (éd.): '' une suisse exotique? Справочник L'Ailleurs En Suisse au Siècle des Lumières '', 2020 (каталог D'Exotosition).
* Арни, Кэролайн: 'Лаутер Фрауэн. Zwölf Historische Potorts '', 2021.
* Крауэр, Филипп: «Звишен Гелд, Гевальт и Рассисмс. Нойс-перспективен Ауф Колониал Швейзер Седермиграция . Судостасиен, 1848-1914», в: '' Revue Suisse D'Istoire '', 71/2, 2021, стр. 229-250. * Pfäffli, Lea: '' Arktisches Wissen. Экспериции Schweizer и Дании Кольник Торговля в Грозен (1908–1913) ’, 2021.
* Rossineli, Fabio: '' Gégraphie et Impesite. La Susse au Congo et et entre Entrepreneurship Yographique Quuly Colonial ', 2022.
* Сантос Пинто, Йовита Дос; Ohne-Nyoka, Pamela et al. (s.): ‘A/Dition Race. Растяживание и положения », 2022.
* Schar, Bernhard C.: «Швейцария, Борнео и Голландская Индия. На пути к новой имперской или Европе, c.170-1850», в: «Прошлое и настоящее», 257/1, t, 2022, p. 134-167.
* Создать, Георг: '' Blicke of Colonial Schweis. Один Forschungs выпуск ', 2023.
* Крейтер, Филипп: ‘Швейцарские Меррангенари в Голландской Ост -Индии. Трансимпериальная история или военный труд, 1848-1914 ', 2024.
* Музей Национальный Сайлс (Эд.): «Колониализм. Suise подразумевается '', 2024 (каталог D’Exposition).
Экономический исторический или Швейцария
Постколониалистская швейцарская диаспора
Подробнее: https://en.wikipedia.org/wiki/Coloniali ... witzerland
Колониализм в Швейцарии ⇐ Васина Википедия
Новости с планеты OGLE-2018-BLG-0677
Что вы не только не знали, но и не хотели знать
Что вы не только не знали, но и не хотели знать
-
Автор темыwiki_en
- Всего сообщений: 95233
- Зарегистрирован: 16.01.2024
1753386617
wiki_en
«Колониализм в Швейцарии» «относится к историческому участию Швейцарии и швейцарских граждан в европейском колониализме, несмотря на то, что Швейцария никогда не обладала собственными формальными колониями. В то время как Швейцария сохраняла официальный нейтралитет и не установила зарубежные территории, швейцарские люди, компании и инвесторы активно участвовали в колониальных предприятиях, включая атлантическую работорговлю, плантационную рабство и колониальную торговлю с 17-го по 20-е веки.
Концепция колониализма в швейцарском контексте бросает вызов традиционному повествованию швейцарского нейтралитета и исключительности, выявляя, как швейцарские граждане и капитал были интегрированы в глобальные колониальные сети, несмотря на официальное непрерывность страны в имперских предприятиях.
== Определение и характеристики ==
В самом широком смысле колониализм может быть определен как доминирование одного народа иностранцами из другой культуры. Европейский колониализм, однако, обладал тремя отличительными характеристиками, которые отличали его от более ранних форм территориальной экспансии. Во -первых, это включало доминирование отдаленных зависимостей, основанных на интересах, обычно экономических, столичных центрах. Во -вторых, колонизаторы и колонизированные оставались чуждыми друг другу, в отличие от более ранних империй, где завоевание обычно привело к культурному слиянию. Это разделение было оправдано в 19 веке благодаря теориям расовой иерархии, предположительно неизбежных и непреодолимых. Third, European colonialism was elevated, from the 16th century onward, into an ideology glorifying the accomplishment of a civilizing mission, claiming European technical and cultural superiority gave both the right and duty to "civilize" supposedly inferior peoples.
Между началом 15 -го и конце 1930 -х годов колониальная Европа расширила свое господство на почти половине населенного мира. Чрезвычайная медленя современной формирования колониальной империи - контактов, территориальной оккупации и контроля над населением, как правило, занимали более двух веков в Азии и Африке - резко оказался в результате их быстрого коллапса после Второй мировой войны. Менее чем за двадцать лет почти сто колоний в Азии и Африке получила независимость посредством деколонизации, рожая то, что тогда называлось третьим миром.
== Швейцарское участие в колониальных предприятиях ==
=== Военное участие ===
Швейцарское участие в европейской колониальной экспансии принимало различные формы, начиная с начала 17 -го века, когда швейцарские наемники участвовали в колониальных завоеваниях и операциях по обслуживанию колониального порядка. В Новом Свете швейцарские военнослужащие занимались завоеванием Северной Америки. В некоторых голландских Ост -Индии | Голландские колонии плантации они провели кампании против отвратительных рабов. Швейцарский батальон участвовал в французской экспедиции с 1801-1803 гг., Чтобы подавить восстание Туссента Лувертюра в Сен-доминге (Гаити), надеясь вернуть колонию и восстановить рабство.
В Азии Голландская Ост -Индская компания, которая установила многочисленные торговые посты и оплот на Цейлоне (Шри -Ланка), Ост -Индии (Индийский архипелаг), Малайский полуостров (Малайзия) и побережья индийского субконтинента (Индия), набирали швейцарских солдат. Компания зашла настолько далеко, что зарегистрировала весь швейцарский полк, а также братьев-нехатол Чарльз-Даниэль и Пьер-Фридерика де Мейрона. Швейцарские наемники также поступили на службу Британской Ост-Индской компании и сражались против французов за контроль над частями субконтинента.
В Африке швейцарские солдаты впервые появились в Южной Африке, затем в Марокко и Египте, а также в Алжире во время французского завоевания. В 1880-х годах около двадцати швейцарских офицеров служили в армии Леопольда II Бельгии | Леопольд II, король бельгийцев, самопровозглашенный абсолютный суверен Свободного государства Конго | Конго. Среди них был Эрвин Федерспиль, который после возвращения в Швейцарию защищалась в брошюре ('' wie es im congostaat Zugeht. Skizzen '', 1909) жестокая и хищная система эксплуатации, созданная бельгийским монархом.
=== Коммерческое и финансовое участие ===
Швейцарские деловые круги участвовали в Атлантической работорговой торговле и колониальной торговле, несмотря на редкость и рассеяние источников, документирующих эти виды деятельности. В течение большей части 18 -й и первой трети 19 -го веков швейцарские люди, в основном тяготевые в бизнес -кругах Гугенот (протестантские беженцы), участвовали в торговле по атлантической работорговли. [url=viewtopic.php?t=27141]Они могут быть[/url] классифицированы на три группы: производители и торговцы, которые поставляли торговые товары из Швейцарии, в основном печатные хлопковые ткани (индийны), обмениваемые на западноафриканских побережьях на черные пленники; Хлопковые принтеры швейцарского происхождения, которые эксплуатировали себя - вновь в Нант, основной работорговля, Франции - чтобы выполнить ту же функцию вблизи розетки; и швейцарские финансисты, которые участвовали в финансировании экспедиции, добавляя работорговли в свои многочисленные действия.
Наиболее важные компании были основаны на Базеле (Christoph Burckhardt & Cie; Emmanuel и Nicolas Weis и Sons; Riedy & Thurninger; Kuster & Pelloutier; Simon & Roques), Neuchâtel (Favre-Petitpierre & Cie; Pourtalès et cie; gorgerat frose & cie & geneva, ravier, ravier, ravier, и genevier froseres, и genevier (raTalès et-cie; Cie, Jean-Louis Baux & Cie). Некоторые охватывали все мероприятия, проводимые в рамках треугольной торговли: производство и продажа торговых товаров с помощью хлопковых принтов, участие в торговле рабов и коммерциализация колониальных продуктов (сахар, кофе, какао). Другие обменяли сырье, необходимое для производства хлопчатобумажного отпечатка: экзотические американские красители (индиго, кохинеаль, краситель), гумбик из Сенегала и белые хлопковые ткани из Индии, которые представляли собой базовый продукт для печати.
=== Банковское дело и инвестиции ===
Финансовое участие в атлантической работорговли произошло менее рассеянным образом. Основанный в Лиссабоне, уроженец Neuchâtel Дэвид де Пури был акционером в португальской дипломированной компании, владеющей государственной концессией, предоставляющей коммерческую монополию, одной из которых была деятельность которых была работорговли, депортирующая пленников от Анголы | Ангольские побережья на бразильские плантации. Точно так же банки вложили деньги в работорговлю. Заведения Marcuard & Cie и Zeerleder & Cie из Bern появляются в списке акционеров французской Ост -Индской компании, которая запустила более 130 экспедиций с Атлантического побережья. Tourton & Baur и Mallet Frères & Cie, два основных парижских банка с Женеванскими связями, обладали многочисленными клиентами в Руане, Ле Хавра, Бордо и Нантес, среди которых были заметно французские бизнесмены, активно участвовали в рабовладельческой торговле и колониальной коммерции.
Города Берн и Цюрих приобрели акции в компании Южной море, базирующейся в Лондоне, которая организовала продажи рабов испанскими американскими колониями. Швейцарские частные и институциональные инвесторы купили облигации, выпущенные датским правительством, отчасти обслуживая экономику плантации на острове Святого Томаса в Датской Вест-Индии.
=== владение плантациями и колониальные поселения ===
Швейцарская вставка в атлантическую работорговлю часто шла рука об руку с участием в колониальных цепях. Их присутствие в американской подчиненной системе плантации иллюстрирует эту сопутствующую. В 18 -м и 19 -м веках жители Женевы, Базеля, Сент -Галлена, Воуд и Цюрих владели плантациями на испанском, английском, французском и голландском колониях, а также в Бразилии. Иногда они были операторами (например, Фридрих Людвиг Эшер на Кубе), с тем, что рабы культивируют сахар, кофе, какао, хлопок или рис. Чаще всего они оставались в Европе и делегировали администрирование своих дел менеджерам, созданным на месте. Для них плантации представляют собой важные капитальные инвестиции.
В Азии и колониальной Африке три символические случаи современной имплантации заслуживают упоминания. Первое включало импортную компанию компании Volkart Brothers (Gebrüder Volkart), основанная в Winterthur and Bombay, которая стала одним из крупнейших экспортеров индийского хлопка. Он преуспел в чрезвычайно конкурентоспособном отделении и регионе, терпеливо построив доверительные отношения с местными деловыми сетями. Второе произошло во французском Алжире, где Женевская компания швейцарских колоний Сетиф, основанная капиталистами из города Кальвина, представляла собой один из редких швейцарских опытов в области поселения и сельскохозяйственной колонизации. Третий был расположен в Британском Голд -Кост (Гана). Там Basel Capital поддержал развитие швейцарского коммерческого гиганта в странах Африки к югу от Сахары-миссий-Хандлунгс-Геселлшафт (MHG, Basel Trading Company), а также атипично с миссией Базеля. У этого последнего случая была еще одна особенность: MHG решил специализироваться на производстве и торговле Cacao, что делает Гану крупнейшим в мире поставщиком.
=== Шкала и значимость ===
Измерение участия швейцарского участия в европейском экспансионизме выявляет относительно ограниченное участие по сравнению с основными колониальными державами. По сравнению с репрезентативной колониальной силой, такой как Великобритания, чья империя длилась долго, распространялась на все континенты, приняла все мыслимые формы и была местом интенсивного распространения людей, товаров и капитала, Швейцария, по -видимому, относительно мало вовлечена в зарубежную экспансию в Европе. В 18-м веке, в разгар Черной работорговли, британцы организовали транспорт по всей Атлантике в 40% из шести миллионов африканских пленников, вступивших в порабощение в Америке, в то время как швейцарские управлялись всего более 2%.
Швейцарские отношения с зарубежными территориями были в значительной степени косвенными и случайными. Для примера атлантической работорговли участники швейцарцев в конечном итоге были косвенными работорговцами, и этот тип бизнеса представлял собой лишь уменьшенную или незначительную часть их экономической деятельности. Их участие в Атлантической работорговля было опозданием и кратким: это началось два с половиной столетия после первой экспедиции в Америку и длилась всего полвека. Вторая половина 18-го века, когда швейцарцы активно участвовали в торговле, была отмечена интенсификацией «позорного трафика», синонимом иммобилизации важного капитала и сильной конкуренции и повышенными рисками, присущими торговле.
== Культурное влияние колониализма в Швейцарии ==
=== Цивилизационный дискурс и расовые теории ===
Распространение концепции «цивилизации», истинной системы мышления в 19 веке представляет собой одно из самых заметных следов колониализма в Европе. В Швейцарии цивилизационная риторика едва ли отличалась от рисования европейских колониальных империй. Рассматривая христианство как единственный источник спасения, свободную торговлю как вектор материального прогресса и западные знания как объективную истину, эта концепция оправдывала колониальный экспансионизм, рационализируя его характерное насилие и представляя его как благотворительный акт. Этот дискурс, в котором передавались современные расовые теории, позволил преодолеть фундаментальные противоречия, в частности, те, кто противостоял науке и религии в Европе.
До первой половины 20 -го века многочисленные швейцарские журналы и изученные общества узаконили колониальное предприятие, подчеркивая понятие «цивилизации». Географические исследования среды предоставляют доказательства, где многочисленные миссионеры и исследователи (включая Пола Бертуда, Альфреда Бертрана, Фрица Рамсиера и Энри-Александре Юнод) защищали цивилизацию колониализма (особенно в Африке). Натуралисты, такие как Пол и Фриц Сарасин (Южная Азия) и антропологи, такие как Рудольф Мартин (Малайзия) и Южен Питтард (Балканы), способствовали разработке расовых «наук», лежащих в основе цивилизованного дискурса. То же самое применимо к университетским исследованиям, о чем свидетельствует карьера и работы Луи Агассиза, Огюста Фореля и Карла Фогта. У врача Джорджа Монтандона, сочувствующего нацистскому немецкому режиму, можно наблюдать излишки европейского расизма, квалифицированного как научная (евгеника, антисемитизм).
=== Популярная культура и выставки ===
Это предположительно научное производство извлекло выгоду из множественных каналов распространения в 19 -м и 20 -м веках: публикация (издательские дома), образование (общественное обучение, религиозное образование), повседневные объекты, публичные мероприятия, плакаты, радио и кино. В то время как сорт поддержки был великим, переданное сообщение, обобщенное для девальвации колонизированных народов. Например, организация «человеческих зоопарков» была очень популярна в Швейцарии. На этом типе туристической выставки коренные народы из других континентов, заключенные в парки или зоологические и ботанические сады, устроили повседневную жизнь на современных расовых стереотипах. В период с 1855 по 1940 год Цюрих и Базель выделялись в Европе (с Парижем и Гамбургом) за количество таких событий, включая другие очки и выставки. В этом контексте можно сослаться на «Черную деревню», расположенную параллельно «Швейцарской деревне» для национальной выставки 1896 года в Женеве.
Эта прямая конфронтация с инаковой позволила национальной идентичности утверждать себя (как и в любой другой форме идентичности) в Европе, отмеченной национальным строительством. В Швейцарии колониализм способствовал созданию имиджа страны, интегрированной в концерт европейских наций, имея право - по сравнению с словами, произносимыми Александром Гавардом в Женеве в 1898 году - для использования колоний и обязанности «цивилизовать» отдаленных народов. Эта самопрезентация сосуществовала с «риторикой мелкости», предусматривающей, что швейцарские, воспринимаемые как свободные и нейтральные альпинисты (народ пастыри), преодолели бы их гениальность географической узости в их стране и демографические ограничения.
=== Гендер и колониальная идеология ===
Постколониальные исследования подчеркивают связь между предрассудками, связанными с полом, которые отнесли женщин к подчиненным ролям, и легитимациями колониализма. Эта идеология, основанная на иерархизации социальных классов и «расы», предусматривала, что «белые люди» расположены на вершине социальной пирамиды. Эти актеры особенно хорошо документированы в истории колониализма, в то время как ссылки на порабощенных людей, особенно женщин, являются лишь случайными. Недавние исторические исследования осветили определенные женские пути, такие как Полин Буйссон, родившаяся в рабстве в Сен-доминг (Гаити) и переведена в Швейцарию. У Луи Вирша, со своей стороны, был наложница Силла (Джоанна Ван Ден Берг), первоначально из Борнео. Последним была мать Алоиса Вирша, первого цветного национального совета Швейцарии (Швейцария) | Национальный советник. Исследования также подчеркивают участие швейцарских женщин в колониальных сетях. Клеменс Ройер особенно поддержал социальные дарвинизм и защищал колонизацию. Берта Харджег, врач, отправилась в Лесото, где она столкнулась с меньшей дискриминацией в практике своей профессии, чем в Швейцарии. Швейцарские граждане также оказали большое влияние как миссионеры, когда они распространяли идею европейского превосходства.
=== Художественное и культурное влияние ===
Колониальная экспансия также повлияла на художественную и культурную сцену Швейцарии. Например, Дада, пацифистское и нонконформистское движение, появившееся в 1915 году в Цюрихе, было заметно вдохновлено традиционным африканским искусством и распространяло идеализированное видение культур коренных народов из Африки, Северной Америки и за рубежом. Часто окрашенные экзотизмом, произведения визуального художника Софи Таубер-Арп, картины Пола Кли и скульптуры Альберто Джакометти находятся в их абстракции формальным языком экстраовропейского искусства. Колониальное наследие также появляется в литературе, даже среди авторов, критикованных расизмом, таких как Макс Фриш (понятие мужской «белизны», относящиеся к исследованиям критической белизны). Он также вписан на повседневном языке, передаваемый такими выражениями, как «Аллер Чз ле-Тоубиб» («Пойдя к врачу») или «Vivre Comme un nabab» (живая в богатости).
=== Архитектурное наследие ===
Состояние, основанные на атлантической работорготной торговле или колониальной торговле, часто участвовала в обогащении городского и сельского ландшафта Швейцарии. Таким образом, Жак-Луис-де-Паулталес и Август-Фридерик де Мейрон построили два здравоохранения в Neuchâtel: Hôpital Pourtalès в 1808 году (который до сих пор носит имя своего основателя) и в хосписе де Прайфер в 1849 году. Дэвид де Пури способствовал модернизации города по всему своим товарам. Другие более периферийные регионы испытывали аналогичное развитие. Например, братья Джузеппе и Pio Sondati вернулись в Тичино после того, как выступили в Буэнос -Айресе. Члены экономической элиты Тицино они построили монументальные виллы, основали школы и центры по уходу за детьми, поддерживали приходы и построили дороги. В Appenzell Ausserrhoden архитектура также свидетельствует о процветании определенных торговцев, обогащенной колониальной торговлей. Якоб Зеллвегер, текстильный предприниматель, участвующий в треугольной торговле, имел роскошную резиденцию, построенную в Троген, во второй половине 18-го века.
== Современная переоценка и деколонизация ==
=== Историческая память и национальное повествование ===
В 19 -м веке связи между Швейцарией и колониализмом были предметом общественных прокламаций и речей, о чем свидетельствует энтузиастическая похвала Нумера Дроз в 1891 году. В то время как национальные повествования отмечали роль конфедеративных наемников в старом режиме Европы, наемники 19-го и 20-го века больше не были совместимы с либеральными ценностями Швейцарии после 1848 года.
Когда Конфедерация внедрила свою политику помощи в развитии с этого момента, сосредоточенная на Африке к югу от Сахары, она продвигала ее, подчеркнув ее нейтралитет и не членство в бывших имперских державах. Роль Швейцарии в переговорах, связанных с эв. Он без колебаний использовал это, чтобы облегчить развитие экономических отношений с недавно независимыми странами.
=== Современные дебаты и институциональные ответы ===
Со второго десятилетия 21 -го века возникли голоса, чтобы подвергнуть сомнению присутствие в общественном пространстве фигур, непосредственно или косвенно вовлеченных в колониальную эксплуатацию или подозреваемый в расизме. Например, в 2019 году Университет Неухедла переименовал пространство Луи Агассиза как пространство Тило Фрей. В следующем году несколько швейцарских городов (в том числе Neuchâtel, Zurich и Geneva) открыли дискуссию о своем колониальном наследии, заняв тему, рассмотренную группой, борющими с расизм после движения Black Lives Matter. Столкнувшись с проблемой «деколонизации» их коллекций, музеи усилили исследования происхождения и размышления о возможной реституции. Большое внимание, уделено публичному дискурсу с наследием и расизмом колониализма, также подтолкнуло компании к изменению определенных названий продуктов (кондитерские изделия «Tête au Choco») или пролить свет на их колониальное прошлое.
== Библиография ==
* Prodolliet, Simone: '' более широкий Die Schamlosigkeit und das elend der heidnischen weiber. Die Basler Frauenmission и Der Export des Europäischen Frauenideals в Die Kolonien '', 1987.
* Дагерре, Мерседес: '' La Cotruzione di un Mito. Ticinesi d'Argentina. Commetenza e Architettura 1850-1940 '', 1998.
* Дэвид, Томас; Etemad, Bouda; Schaufelbuehl, Janick Marina: '' La Suisse et l'esclavage des Noirs ', 2005.
* Perrenoud, Marc: «Les Relations de la Suisse avec l'afrique lors de la décolonisation et des débuts de la coopération au dévelopment», в: '' revue internationale de politique de development '', 1, 2010, pp. 81-98.
* Minder, Патрик: '' La Suisse Coloniale. Les Représentations de L'Afrique et des Africains en Suisse Au Temps des Colonis (1880-1939) '', 2011.
* Zangger, Andreas: '' Koloniale Schweiz. Ein Stück Globalgeschichte Zwischen Europa und Südostasien (1860-1930) '', 2011.
* Purtschert, Patricia; Люти, Барбара; Фальк, Франческа (éd.): '' Postkoloniale Schweiz. Formen und Folgen Eines Kolonialismus Ohne Kolonien '', 2012.
* Brändle, Rea: '' Wildfremd, Hautnah. Zürcher Völkerschauen und Ihre Schauplätze 1835-1964 '', 2013.
* Etemad, Bouda; Гумберт, Матье: «La Suisse Est-Eleme Elel Deluble Dans Sa 'postcolonialité'?», В: '' Revue suisse d'istoire ', 64/2, 2014, с. 279-291.
* Zürcher, Lukas: 'Die Schweiz в Руанде. Миссия, Entwicklungshilfe und nationale selbstbestätigung (1900-1975) '', 2014.
* Purtschert, Patricia; Фишер-Тине, Харальд (Эд.): «Колониальная Швейцария. Переосмысление колониализма с поля '', 2015.
* Schär, Bernhard C.: '' Tropenliebe. Schweizer Naturforscher underländischer Imperialismus в Südostasien UM 1900 ', 2015.
* Германн, Паскаль: '' Laboratorien der Vererbung. Rassenforschung und Humangenetik в Der Schweiz, 1900-1970 '', 2016.
* Остерхаммел, Юрген; Янсен, Ян С.: 'Kolonialismus. Geschichte, Formen, Folgen '', 2017 8 < /sup> (1995), S. 87-88.
* Veyrassat, Béatrice: '' Histoire de la Suisse et des Suisses Dans La Marche du Monde (Xviie Siècle - Première Guerre Mondiale). ESPCES - Циркуляции - Echanges '', 2018.
* Purtschert, Patricia: '' Kolonialität und Geschlecht Im 20. Jahrhundert. Eine Geschichte der Weissen Schweiz ', 2019.
* Бренгард, Марсель; Шуберт, Фрэнк; Zürcher, Lukas: 'Die Beteiligung der Stadt Zürich Sowie der Zürcherinnen und Zürcher An Sklaverei und Sklavenhandel Vom 17. Bis ins 19. Jahrhundert. Bericht zu hand hand des präsidialdepartents der stadt zürich '', 2020.
* Этьен, Ноэми; Бризон, Клэр и соавт. (éd.): '' une suisse exotique? Справочник L'Ailleurs En Suisse au Siècle des Lumières '', 2020 (каталог D'Exotosition).
* Арни, Кэролайн: 'Лаутер Фрауэн. Zwölf Historische Potorts '', 2021.
* Крауэр, Филипп: «Звишен Гелд, Гевальт и Рассисмс. Нойс-перспективен Ауф Колониал Швейзер Седермиграция . Судостасиен, 1848-1914», в: '' Revue Suisse D'Istoire '', 71/2, 2021, стр. 229-250. * Pfäffli, Lea: '' Arktisches Wissen. Экспериции Schweizer и Дании Кольник Торговля в Грозен (1908–1913) ’, 2021.
* Rossineli, Fabio: '' Gégraphie et Impesite. La Susse au Congo et et entre Entrepreneurship Yographique Quuly Colonial ', 2022.
* Сантос Пинто, Йовита Дос; Ohne-Nyoka, Pamela et al. (s.): ‘A/Dition Race. Растяживание и положения », 2022.
* Schar, Bernhard C.: «Швейцария, Борнео и Голландская Индия. На пути к новой имперской или Европе, c.170-1850», в: «Прошлое и настоящее», 257/1, t, 2022, p. 134-167.
* Создать, Георг: '' Blicke of Colonial Schweis. Один Forschungs выпуск ', 2023.
* Крейтер, Филипп: ‘Швейцарские Меррангенари в Голландской Ост -Индии. Трансимпериальная история или военный труд, 1848-1914 ', 2024.
* Музей Национальный Сайлс (Эд.): «Колониализм. Suise подразумевается '', 2024 (каталог D’Exposition).
Экономический исторический или Швейцария
Постколониалистская швейцарская диаспора
Подробнее: [url]https://en.wikipedia.org/wiki/Colonialism_in_Switzerland[/url]
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
-
1954 год в Швейцарии.
Гость » » в форуме Васина ВикипедияSuonii180: Статья создана
События '''1954 года в Швейцарии'''
== Действующие лица ==
*Швейцарский федеральный совет|Федеральный совет: **Родольф Рубаттель (президент до декабря) **Макс Петитпьер
**Филипп Эттер
**Карл Кобельт (до декабря)
**Макс Вебер (швейцарский политик)|Макс Вебер (до января)... - 0 Ответы
- 47 Просмотры
-
Последнее сообщение Гость
-
-
-
1964 год в Швейцарии.
Anonymous » » в форуме Васина ВикипедияSuonii180: Создано
События '''1964 года в Швейцарии'''
== Действующие лица ==
*Швейцарский федеральный совет|Федеральный совет: **Людвиг фон Моос (президент) **Вилли Шпюлер
**Ханс-Петер Чуди
**Роджер Бонвин
**Поль Шоде
**Фридрих Трауготт Вален
**Ганс Шаффнер
==Рождения==
* 23 мая — Рут... - 0 Ответы
- 33 Просмотры
-
Последнее сообщение Anonymous
-
-
-
1945 год в Швейцарии.
Anonymous » » в форуме Васина ВикипедияSuonii180: создано
События '''1945 года в Швейцарии'''
== Действующие лица ==
*Швейцарский федеральный совет|Федеральный совет: **Эдуард фон Штайгер (президент) **Карл Кобельт
**Филипп Эттер
**Энрико Селио
**Вальтер Стампфли
**Эрнст Нобс
**Макс Петитпьер
==События==
* 4 марта — города Базель и... - 0 Ответы
- 43 Просмотры
-
Последнее сообщение Anonymous
-
-
-
1968 год в Швейцарии.
Anonymous » » в форуме Васина ВикипедияSuonii180: создано
События '''1968 года в Швейцарии'''
== Действующие лица ==
*Швейцарский федеральный совет|Федеральный совет: **Вилли Шпюлер (президент) **Ганс Шаффнер
**Ханс-Петер Чуди
**Роджер Бонвин
**Рудольф Гняги
**Нелло Челио
**Людвиг фон Моос
==Рождения==
* 22 марта – Лоуренс Бидо,... - 0 Ответы
- 34 Просмотры
-
Последнее сообщение Anonymous
-
-
-
1982 год в Швейцарии.
Гость » » в форуме Васина ВикипедияSuonii180: создано
События '''1982 года в Швейцарии'''
== Действующие лица ==
*Швейцарский федеральный совет|Федеральный совет: **Курт Фурглер (президент) **Ганс Хюрлиманн (до декабря)
**Фритц Онеггер (до декабря)
**Вилли Ритчард
**Жорж-Андре Шеваллаз
**Пьер Обер
**Леон Шлумпф
**Альфонс Эгли (с... - 0 Ответы
- 49 Просмотры
-
Последнее сообщение Гость
-
Вернуться в «Васина Википедия»
Перейти
- Васино информационное агентство
- ↳ Лохотроны и разочарования
- ↳ Секреты рекламы и продвижения
- ↳ Заработок в Интернете
- ↳ Маленькие хитрости
- ↳ Посудомойки
- ↳ Режим питания нарушать нельзя!
- ↳ Прочитанные мной книги
- ↳ Музыкальная культура
- ↳ Ляпсусы
- ↳ Интернет — в каждый дом!
- ↳ Изобретения будущего
- ↳ В здоровом теле — здоровый дух
- ↳ Боги, религии и верования мира
- ↳ Расы. Народы. Интеллект
- Прочее
- ↳ Васина Википедия
- ↳ Беседка
Мобильная версия