* ''Мартин Лютер'' (бас-баритон)
* ''Филипп Меланхтон'' (тенор)
* ''Георг Спалатин'' (баритон)
* ''Лукас Кранах Старший|Лукас Кранах'' (бас (вокальный диапазон)|бас)
* ''Барбара Кранах'' (лирическое сопрано)
* ''Курфюрст Фридрих III. (Саксония)|Фридрих Мудрый Саксонский» (бас)
* ''Ландграф Филипп I (Гессенский)|Филипп Гессенский'' (молодой тенор)
* ''Эразм Роттердамский'' (характерный тенор)
* ''Андреас Боденштейн|Андреас Карлштадт'' (горячий тенор)
* ''Катарина фон Бора/Кете'' (меццо-сопрано)
* ''Хульдрих Цвингли'' (тенор)
* ''Мартин Бусер'' (баритон)
* ''Йоханнес Оеколампад|Йоханнес Оеколампадиус'' (бас)
* полифонический хор, двойной хор и т. д. также работают как студенты, монахини (две разные группы), монахи, горожане, фермеры, богословы, солдаты и т. д. (хор (музыка)|хор, возможно также с детским хором)
* одна или две реплики (меньшие роли)
«Убей их мертвыми!» — опера в двух действиях (театр) | действия Бо Холтена (музыка) с либретто, написанным на шведском языке Евой Сомместад Холтен, которое было переведено на немецкий язык Яной Халлберг. Речь идет о жизни церковного реформатора Мартина Лютера, премьера которого состоялась 11 мая 2019 года в Музыкальном театре Мальмё |
== Сюжет ==
=== Первый акт ===
''Сцена 1 (28 августа 1518 г., Замковая церковь (Лютерштадт Виттенберг)|Schlosskirche zu Wittenberg).'' Пока священники поют мессы у нескольких алтарей, четырнадцатилетнего ландграфа Филиппа I (Гессенского)|Филиппа сопровождает его секретарь Георг Спалатин показывает реликвии. Филипп стремится назначать в Левкорейский университет Виттенберга самых ярких людей, в том числе греческого профессора Филиппа Меланхтона и богослова Мартина Лютера. Последнего он взял под свою защиту после того, как подвергся остракизму со стороны католической церкви из-за его 95 тезисов против продажи индульгенций.
«Сцена 2 – Меланхтон встречает Лютера». Перед церковью Спалатин, окруженный группой ликующих студентов, приветствует нового профессора Меланхтона от имени курфюрста. Андреас Боденштейн|Андреас Карлштадт тоже с ними. Появляется Лютер и кратко объясняет свои цели и свой девиз: вера превыше обучения. Все считают, что настало время церковной реформы.
''Сцена 3 - "Кранах I": Представлен Лютер.'' Спалатин посещает студию художника Лукаса Кранаха Старшего|Лукаса Кранаха. От имени курфюрста он хочет попросить его позаботиться о Лютере и сделать его портрет. В интересах принца также то, чтобы Кранах печатал сочинения Лютера и Карлштадта. Когда Спалатин прощается с Кранахом и его женой Барбарой, приходит Лютер. Пара тепло приветствует его. Лютер чувствует себя в мастерской как дома.
«Сцена 4 – Встреча с Эразмом в Кельне / Письмо Лютера Папе Льву X». После коронации императора Карла V (HRR)|Карла V в Аахене европейская элита собирается в Кельне. 5 ноября 1520 года Спалатин привел на аудиенцию к курфюрсту гуманиста Эразма Роттердамского. Он надеется на совет, поскольку Папа уже пригрозил запретить Лютера и Карлштадта (→ Exsurge Domine). Эразм во многом согласен с Лютером, но считает его горячей головой, которую по возможности не следует провоцировать. Он предлагает выслушать Лютера на следующем Рейхстаге в Вормсе (1521 г.) | Рейхстаг в Вормсе. В параллельной сцене Лютер пишет письмо Папе, в котором чередуются покорность и нападки, к которому он прилагает свою последнюю работу «О свободе христианина». Дополнительная параллельная сцена показывает пышность Папы в Риме.
''Сцена 5 - А. Сожжение отлученной буллы (10 декабря 1520 г.) - Б. Шествие: Живые сатиры/живые листовки.'' После звонка из Меланхтона и Карлштадта студенты сжигают книгу канонического права и папскую буллу . Это ответ на сожжение сочинений Лютера в других городах. Студенты поют сатирические песни о Папе Римском. Меланхтон боится, что потерял контроль.
«Сцена 6 – Эразм дистанцируется». После того, как Лютер просит Эразма о поддержке, Спалатин и Меланхтон приносят ему ответ в письме. Хотя Эразм выступает за реформы, он требует от Лютера умеренности. В противном случае его порывистый характер привел бы к беспорядкам («смятению»). Однако Лютер твердо убежден, что действует от имени Бога – при необходимости «огнем, мечом и кровью». Божьи слова – это «война и беда. Яд!»
''Сцена 7 - "Кранах II". Образы святых как мусор и кроткий монах». Пока Барбара и Лукас Кранах загружают повозку полемическими сочинениями, Карлштадт наблюдает за перевозкой вырванных алтарей и изображений святых. Барбара протестует против этого Лютеру. Она считает, что уничтожение изображений признает силу изображений. Лукас Кранах показывает Лютеру новый портретный репродукции, на котором он изображен более нежным, чем на старом. Его будут продавать на улице во время Рейхстага в Вормсе.
''Интермеццо - Триумфальное шествие в Вормс''. Лютер играет на лютне типа «Орфея с лирой» в постоялых дворах по пути.
''Сцена 8 - Рейхстаг в Вормсе (17-18 апреля 1521 г.): A. Молитва - B. Допрос - C. Прием - D. Обрушение.'' Ночью Лютер молится о помощи Божией в своей келье. Слушания начнутся на следующий день. Доктор фон дер Экен из Трира призывает Лютера отозвать свои сочинения. Лютер отказывается от этого. Он не мог поступить против своей совести. Оно будет продолжено. Вечером большой пир для участников Рейхстага. Люди имеют очень разные мнения о Лютере. Некоторые призывают к его смерти, но некоторые кардиналы тайно поддерживают его цели. Курфюрст хочет предотвратить казнь любой ценой. Он просит Спалатина забрать Лютера. Он потерял сознание в своей камере. Он набрасывается, и люди Спалатина должны его утащить.
«Сцена 10 — Битва за веру и души (4–5 апреля 1523 г.): А. «Кранах III» и монахини в бегах — Б. Свобода воли». В мастерской Кранаха печатается Лютеровская Библия|Сентябрьская Библия. и загрузился. Лютер снова взял на себя управление, но также предвидит грядущие проблемы: Карлштадт подстрекает фермеров в Страсбурге, а швейцарский реформатор Хульдрих Цвингли презирает музыку. Тем временем Лютер поддержал двенадцать монахинь в их побеге из монастыря. Девять из них, включая Катарину фон Бора, сейчас входят в мастерскую в поисках помощи. Для Лютера они — «героини Реформации». Он хочет найти им хороших мужей. Некоторые из них размещаются в доме Кранахов. Перевод Библии и побег монахинь придают Лютеру смелости. Однако Меланхтон напоминает ему, что мятежные земледельцы имеют в виду именно его и что он теперь также нападает на ученых своим трудом «De servo arbitio». Война уже достигла Тюрингии и места рождения Лютера, Лютерштадта Айслебена|Айслебена.
«Сцена 11 — Лютер в руинах монастыря Хелфта | Хелфта (около апреля 1525 г.)». Здесь происходит посещение цистерцианского монастыря, разрушенного фермерами, где отчаявшиеся монахини ищут свои святыни, в то время как агрессивные крестьянские бойцы грабят развалины. Монахини обвиняют Лютера в случившемся. Фермеры же присягают ему на верность. Прибывают вооруженные наемники во главе с молодым ландграфом Филиппом Гессенским. Он также считает, что Лютер несет ответственность за разрушение. Лютер злится. Он осуждает действия (ария: «Я призывал к миру!»). Тогда его отчаяние берет верх: сам Бог установил правительство. Не фермеры должны были нести «меч божьего гнева», а власть. Виновных пришлось бы уничтожать, как бешеных собак. Он считает восстание делом дьявола, боится конца света и кричит: «Убейте их мертвых!»
=== Второй акт ===
''Сцена 12 - Ночь в Виттенберге - Крестьяне разбиты (май 1525 г.)'' Перед гробом курфюрста Фридриха III, скончавшегося 5 мая. (Саксония)|Фридрих Мудрый Саксонский, Лютер и Меланхтон думают, как они могут отреагировать на распространяющуюся немецкую Крестьянскую войну|Крестьянская война. Лютер, кажется, в растерянности. Затем Спалатин сообщает о резне, которую армия ландграфа устроила крестьянам в битве при Франкенхаузене 15 мая. Лютер чувствует себя виноватым из-за своих слов «Убей ее мертвой!» Спалатин этого не вынесет. Он покидает церковь в гневе. Меланхтон, с другой стороны, заверяет Лютера в своей дальнейшей дружбе.
''Музыкальное интермеццо: Нулевая точка. Лютер молится всю ночь напролет».
«Сцена 13 – Утреннее отчаяние». Меланхтон не оставил Лютера одного в кризисе совести. Когда на репетицию приходят несколько певцов, он просит их начать. Музыка должна отгонять зло.
«Сцена 14 – Движение музыки / Интермеццо». Пение хора придает Лютеру новую смелость.
''Сцена 15 - "Кранах IV" - Женщины и брак.'' Лукас Кранах советует Лютеру стряхнуть с себя демонов с помощью поэзии и музыки. Его жена Барбара однажды утешила его. Лютер думает, стоит ли ему тоже жениться. Он считает безбрачие лицемерием, но боится вызвать еще большую ненависть. Затем появляется Варвара с тремя еще незамужними монахинями. Они поют в полифонии один из псалмов Лютера, которому он сам аккомпанирует на лютне. Катарина фон Бора сомневается, что брак с пастором Глатцем, который был ей предназначен, мог бы предложить ей больше свободы, чем монастырь. Затем Кранах советует Лютеру самому жениться на ней. Для папистов было бы козырной картой, если бы ей пришлось вернуться в монастырь монахиней.
«Сцена 16 — Piae cantiones — Интермеццо». Студенты приезжают в Виттенберг с пением, где их радостно приветствуют местные девушки («Terra viret floribus»). Они сплетничают о женитьбе Лютера на монахине, которая, по-видимому, произошла без ведома Меланхтона. Не испугавшись, Лютер обнимает свою жену Кете.
«Сцена 17 – Лютер и его Кете». Мартин и Катарина Лютер счастливы вместе. Они уверены, что вражда скоро закончится и их брак принесет свои плоды.
''Сцена 18 - Встреча в Марбурге 1529 г. (1-4 октября).'' Ландграф Филипп убеждает Лютера прийти к соглашению с Цвингли. Однако он презирает музыку, вступает в сговор с Карлштадтом и считает Евхаристию/Тайную Вечерю чисто символической. Филипп хочет создать единый фронт реформаторов перед предстоящим рейхстагом в Аугсбурге. По его просьбе обе стороны встречаются для религиозной дискуссии в Марбурге. Помимо Лютера, Меланхтона и Цвингли, появляются доктор Йоханнес Околампад | Йоханнес Оеколампадиус из Базеля, пастор Андреас Осиандер из Нюрнберга и доктор Стефан Агрикола | Стефан Агрикола из Аугсбурга. Посредником должен стать доктор Мартин Бусер из Страсбурга. Хотя присутствующие могут прийти к согласию по четырнадцати пунктам, спор по поводу Вечери Господней остается. Конфликт по поводу Вечери Господней остается. Лютер и Цвингли яростно спорят по этому вопросу, пока Лютер с возмущением не покидает собрание. Филипп объявляет встречу проваленной и назначает Меланхтона своим представителем.
«Сцена 19 – Лютер в Кобурге / Ария письма». Лютер рассказывает жене о неудачах с точки зрения содержания и хорошей еды в Марбурге. В другом письме он пытается поддержать Меланхтона, которому очень трудно представлять их дело в Аугсбурге.
«Сцена 20 — «Кранах V» — Новые портреты (скачок во времени: ок. 15 лет; около 1545 г.)». Кранах создал новые портреты Лютера, которые призваны излучать его «истинный авторитет». Они поднимают плохое настроение Лютера. На улице собирается группа студентов и гостей, приглашенных на ужин.
«Сцена 21 – Разговор за столом». Лютеру нравится роль хозяина стола. Студент записывает «застольные речи». Меланхтон прерывает встречу сообщением о прибытии ландграфа Филиппа с английской делегацией. Лютер просит Меланхтона позаботиться об этом. Он считает вечные споры бессмысленными и предпочитает довериться Богу.
«Сцена 22 — Отчаяние Меланхтона». После того, как гости и Лютер покинули комнату, Кете убирает со стола. Меланхтон признается ей, что когда-то восхищался Лютером, но теперь чувствует себя эксплуатируемым им и его прихотями (ария: «Я боготворил его»). Кете напоминает ему, что Лютер проложил путь как бы «по волшебству» и что все надежды когда-то возлагались на него.
«Сцена 23 — «Кранах VI» — последнее нападение на Папу». Лютер, уже старый и толстый, приводит Кранаху свою полемику «Против папства». Кранах отмечает, что, хотя он и придворный художник, он выполняет все его приказы, но теперь посоветуй ему как другу прекратить свои атаки. Его больше никто не слушает. Мы ждем войны. Лютер злится все больше и больше и наконец в гневе покидает студию.
«Интермеццо – Хор». Распевы со словами из «Магнификата» и собственных песен Лютера («Fecit potentiam in brachio suo») звучат так, словно пришли из другого времени.
''Сцена 25 - Финал - "Тумультус" (Битва при Мюльберге, 13 апреля 1547 г.)'' Войска императора Карла V разгромили протестантские армии, взяли Виттенберг и свергли курфюрста. Барбара пытается доставить в безопасное место машину, полную произведений искусства. Катарина находит посмертную маску своего мужа, умершего в прошлом году. Несмотря ни на что, Барбара уверяет ее, что они изменили мир и повседневную жизнь. В насилии виноваты жадные, комфортабельные и властолюбивые люди. Катарина замечает Меланхтона в толпе и дает ему посмертную маску. Когда пленного Филиппа Гессенского проводят мимо, он и Меланхтон могут попрощаться друг с другом. Они думают, что потерпели неудачу. Только сам Лютер добился успеха. В конце концов он стал пророком. Ландграф спрашивает Меланхтона: «Ты любил его, не так ли…?» На что Меланхтон отвечает: «Разве мы все не соблазнились?»
== Дизайн ==
=== Оркестр ===
Оркестровый состав оперы включает следующие инструменты:
* Деревянный духовой инструмент: три поперечные флейты, три гобоя, четыре кларнета (также бас-кларнет), три фагота
* Духовой инструмент|духовые: четыре валторны (духовой инструмент)|валторны, три трубы, три тромбона, туба
* Литавры, перкуссия (музыка)|перкуссия (три игрока)
* Арфа
* Струнный инструмент|Струнные
=== Музыка ===
Сам композитор Бо Холтен назвал эту оперу «великим экспериментом». Оживить людей и ситуации 500-летней давности невозможно с помощью любого типа музыки. Поэтому он интуитивно работал с мелодиями песен Лютера, которые, согласно недавним исследованиям, он сочинил сам. Едва ли во всей опере есть момент, в котором одна из этих мелодий где-нибудь не появляется, но не в том смысле, что слушатель постоянно сталкивается с знакомым материалом, а часто в совершенно новом или измененном виде. Таким образом, песни Лютера образуют базовую основу как в основной музыкальной структуре, так и в мелких деталях.
Рольф Фатх описал музыку как тональную. Она сдержана, «несмотря на красочную инструментовку, мощную оркестровую часть и поразительные атаки духовых инструментов», позволяет «намекать на хоральные мотивы», а не демонстрировать их, и отдает «предпочитание довольно простой декламации».
== История работы ==
«Убей их мертвыми!» — девятая опера датского композитора Бо Холтена, , получившего заказ из Эрфурта в связи с годовщиной датской Реформации в 2017 году. Однако представление там не состоялось. Произведение посвящено Мартину Лютеру и Реформации. Ева Сомместад Холтен изначально написала либретто на шведском языке. Затем Яна Халлберг перевела его на немецкий язык. Он также содержит оригинальные немецкие исторические цитаты. Либреттист прямо указал на параллели революционного периода с его поляризацией и агрессией. до сегодняшнего времени. Тогда, как и сейчас, коррумпированная и жадная элита не смогла провести реформы, хотя были все основания для перемен и новой морали. Таким образом, опера в равной степени посвящена сегодняшнему миру. Центральный вопрос заключается в том, как насилие может вспыхнуть и закрепиться. В то же время опера также рассказывает о Лютере как о человеке и о музыке как великой божественной силе. Текст объединяет результаты исследований, первоисточники и цитаты.
20 мая 2017 года состоялось концертное исполнение первого акта в Орхусе (Дания), где сам композитор руководил местным симфоническим оркестром и хором Йюске-оперы.
Премьера всей оперы состоялась 11 мая 2019 годаВ отличие от веб-сайта оперы Мальмё и других источников, в дополнении к выпуску компакт-диска указано, что 9 мая 2019 года является дата премьеры. состоялась в Музыкальном театре Мальмё | Мальмё Опера. Дирижировал дирижер Патрик Рингборг. Режиссер Питер Оскарсон. Сценографию и костюмы выполнил Питер Холм, световой дизайн — Пер Сундин, хореографию — Кэролайн Лундблад/Фрауке Дитрих Хеншель (Мартин Лютер), Томас Волле (Филипп Меланхтон), Якоб Хёгстрём. (Георг Спалатин и Мартин Буцер), Рейнхард Хаген (Лукас Кранах), Ингер Дам-Йенсен (Барбара Кранах), Бенгт Кранц (Фридрих Мудрый Саксонский и Иоганнес Эколампадий), Конни Тимандер (Филипп Гессенский), Стефан Дальберг (Эразм Роттердамский и Хульдрих Цвингли), Магнус Лофтссон (Андреас Карлштадт) и Эмма Лирен (Катарина фон Бора).
Запись премьеры транслировалась по шведскому радио, а также звучала в Дании, Германии и Каталонии в рамках Европейского вещательного союза.
== Записи ==
* 9/11 Май 2019 г. - Патрик Рингборг (дирижер), оркестр, хор и детский хор Мальмёской оперы.
Дитрих Хеншель (Мартин Лютер), Томас Волле (Филипп Меланхтон), Якоб Хёгстрём (Георг Спалатин и Мартин Буцер), Рейнхард Хаген (Лукас Кранах), Ингер Дам-Йенсен (Барбара Кранах), Бенгт Кранц (Фридрих Мудрый Саксонский и Иоганнес Околампадиус), Конни Тимандер (Филипп Гессен), Стефан Дальберг (Эразм фон Роттердам и Хульдрих Цвингли), Магнус Лофтссон (Андреас Карлштадт), Эмма Лирен (Катарина фон Бора).
Запись премьеры в Мальмё.
Дакапо 8.226706-07 (2 компакт-диска).Дополнение к компакт-диску Dacapo 8.226706-07.
* Ева Сомместад Холтен: [https://issuu.com/scoresondemand/docs/s ... ie_tot_eng Подробный обзор (на английском языке)] на Issuu
* [https://issuu.com/scoresondemand/docs/l ... _2019_tysk Либретто (немецкий)] на Issuu
* [https://issuu.com/scoresondemand/docs/l ... 019_svensk Libretto (шведский)] на Issuu
* [https://issuu.com/scoresondemand/docs/m ... 3_wh_32967 Посмотреть партитуру первого акта] на Issuu
== Примечания ==
Дополнение к компакт-диску Dacapo 8.226706-07.
Ева Сомместад Холтен: «Огонь перемен». В: Приложение к компакт-диску Dacapo 8.226706-07, стр. 12–14.
Бо Холтен: «Огромный эксперимент». В: Приложение к компакт-диску Dacapo 8.226706-07, стр. 10–11.
[https://www.evaholten.dk/LIBRETTI/Schla ... olten.html Рабочая информация] (на английском языке) на веб-сайте либреттистки Евы Сомместад Холтен, доступ осуществлен 23 декабря 2024 г.
[https://www.malmoopera.se/schlagtsietot Информация о премьере] (шведский) в Опере Мальмё, по состоянию на 23 декабря 2024 г.
Рольф Фат: [https://operalounge.de/cd/oper-cd/zeit-des-umbruchs ''Время потрясений''. Обзор компакт-диска Dacapo 8.226706-07.] В : «Opera Lounge», доступ осуществлен 23 декабря 2024 г.
[http://www.wisemusicclassical.com/compo ... /715/57433 Рабочая информация] в Wise Music Classical, по состоянию на 21 декабря 2024 г.
[https://www.wisemusicclassical.com/ Performances/search/work/57433/ Список выступлений] на Wise Music Classical, по состоянию на 21 декабря 2024 г.
Категория:Название оперы
Категория:Опера на немецком языке
Категория:Опера XXI века
Категория:Музыка 2019
Категория:Работы о Мартине Лютере
Подробнее: https://de.wikipedia.org/wiki/Schlagt_sie_tot!
Убейте их! ⇐ Васина Википедия
Новости с планеты OGLE-2018-BLG-0677
Что вы не только не знали, но и не хотели знать
Что вы не только не знали, но и не хотели знать
-
Автор темыwiki_de
- Всего сообщений: 48911
- Зарегистрирован: 13.01.2023
1734991354
wiki_de
* ''Мартин Лютер'' (бас-баритон)
* ''Филипп Меланхтон'' (тенор)
* ''Георг Спалатин'' (баритон)
* ''Лукас Кранах Старший|Лукас Кранах'' (бас (вокальный диапазон)|бас)
* ''Барбара Кранах'' (лирическое сопрано)
* ''Курфюрст Фридрих III. (Саксония)|Фридрих Мудрый Саксонский» (бас)
* ''Ландграф Филипп I (Гессенский)|Филипп Гессенский'' (молодой тенор)
* ''Эразм Роттердамский'' (характерный тенор)
* ''Андреас Боденштейн|Андреас Карлштадт'' (горячий тенор)
* ''Катарина фон Бора/Кете'' (меццо-сопрано)
* ''Хульдрих Цвингли'' (тенор)
* ''Мартин Бусер'' (баритон)
* ''Йоханнес Оеколампад|Йоханнес Оеколампадиус'' (бас)
* полифонический хор, двойной хор и т. д. также работают как студенты, монахини (две разные группы), монахи, горожане, фермеры, богословы, солдаты и т. д. (хор (музыка)|хор, возможно также с детским хором)
* одна или две реплики (меньшие роли)
«Убей их мертвыми!» — опера в двух действиях (театр) | действия Бо Холтена (музыка) с либретто, написанным на шведском языке Евой Сомместад Холтен, которое было переведено на немецкий язык Яной Халлберг. Речь идет о жизни церковного реформатора Мартина Лютера, премьера которого состоялась 11 мая 2019 года в Музыкальном театре Мальмё |
== Сюжет ==
=== Первый акт ===
''Сцена 1 (28 августа 1518 г., Замковая церковь (Лютерштадт Виттенберг)|Schlosskirche zu Wittenberg).'' Пока священники поют мессы у нескольких алтарей, четырнадцатилетнего ландграфа Филиппа I (Гессенского)|Филиппа сопровождает его секретарь Георг Спалатин показывает реликвии. Филипп стремится назначать в Левкорейский университет Виттенберга самых ярких людей, в том числе греческого профессора Филиппа Меланхтона и богослова Мартина Лютера. Последнего он взял под свою защиту после того, как подвергся остракизму со стороны католической церкви из-за его 95 тезисов против продажи индульгенций.
«Сцена 2 – Меланхтон встречает Лютера». Перед церковью Спалатин, окруженный группой ликующих студентов, приветствует нового профессора Меланхтона от имени курфюрста. Андреас Боденштейн|Андреас Карлштадт тоже с ними. Появляется Лютер и кратко объясняет свои цели и свой девиз: вера превыше обучения. Все считают, что настало время церковной реформы.
''Сцена 3 - "Кранах I": Представлен Лютер.'' Спалатин посещает студию художника Лукаса Кранаха Старшего|Лукаса Кранаха. От имени курфюрста он хочет попросить его позаботиться о Лютере и сделать его портрет. В интересах принца также то, чтобы Кранах печатал сочинения Лютера и Карлштадта. Когда Спалатин прощается с Кранахом и его женой Барбарой, приходит Лютер. Пара тепло приветствует его. Лютер чувствует себя в мастерской как дома.
«Сцена 4 – Встреча с Эразмом в Кельне / Письмо Лютера Папе Льву X». После коронации императора Карла V (HRR)|Карла V в Аахене европейская элита собирается в Кельне. 5 ноября 1520 года Спалатин привел на аудиенцию к курфюрсту гуманиста Эразма Роттердамского. Он надеется на совет, поскольку Папа уже пригрозил запретить Лютера и Карлштадта (→ Exsurge Domine). Эразм во многом согласен с Лютером, но считает его горячей головой, которую по возможности не следует провоцировать. Он предлагает выслушать Лютера на следующем Рейхстаге в Вормсе (1521 г.) | Рейхстаг в Вормсе. В параллельной сцене Лютер пишет письмо Папе, в котором чередуются покорность и нападки, к которому он прилагает свою последнюю работу «О свободе христианина». Дополнительная параллельная сцена показывает пышность Папы в Риме.
''Сцена 5 - А. Сожжение отлученной буллы (10 декабря 1520 г.) - Б. Шествие: Живые сатиры/живые листовки.'' После звонка из Меланхтона и Карлштадта студенты сжигают книгу канонического права и папскую буллу . Это ответ на сожжение сочинений Лютера в других городах. Студенты поют сатирические песни о Папе Римском. Меланхтон боится, что потерял контроль.
«Сцена 6 – Эразм дистанцируется». После того, как Лютер просит Эразма о поддержке, Спалатин и Меланхтон приносят ему ответ в письме. Хотя Эразм выступает за реформы, он требует от Лютера умеренности. [url=viewtopic.php?t=73159]В противном случае[/url] его порывистый характер привел бы к беспорядкам («смятению»). Однако Лютер твердо убежден, что действует от имени Бога – при необходимости «огнем, мечом и кровью». Божьи слова – это «война и беда. Яд!»
''Сцена 7 - "Кранах II". Образы святых как мусор и кроткий монах». Пока Барбара и Лукас Кранах загружают повозку полемическими сочинениями, Карлштадт наблюдает за перевозкой вырванных алтарей и изображений святых. Барбара протестует против этого Лютеру. Она считает, что уничтожение изображений признает силу изображений. Лукас Кранах показывает Лютеру новый портретный репродукции, на котором он изображен более нежным, чем на старом. Его будут продавать на улице во время Рейхстага в Вормсе.
''Интермеццо - Триумфальное шествие в Вормс''. Лютер играет на лютне типа «Орфея с лирой» в постоялых дворах по пути.
''Сцена 8 - Рейхстаг в Вормсе (17-18 апреля 1521 г.): A. Молитва - B. Допрос - C. Прием - D. Обрушение.'' Ночью Лютер молится о помощи Божией в своей келье. Слушания начнутся на следующий день. Доктор фон дер Экен из Трира призывает Лютера отозвать свои сочинения. Лютер отказывается от этого. Он не мог поступить против своей совести. Оно будет продолжено. Вечером большой пир для участников Рейхстага. Люди имеют очень разные мнения о Лютере. Некоторые призывают к его смерти, но некоторые кардиналы тайно поддерживают его цели. Курфюрст хочет предотвратить казнь любой ценой. Он просит Спалатина забрать Лютера. Он потерял сознание в своей камере. Он набрасывается, и люди Спалатина должны его утащить.
«Сцена 10 — Битва за веру и души (4–5 апреля 1523 г.): А. «Кранах III» и монахини в бегах — Б. Свобода воли». В мастерской Кранаха печатается Лютеровская Библия|Сентябрьская Библия. и загрузился. Лютер снова взял на себя управление, но также предвидит грядущие проблемы: Карлштадт подстрекает фермеров в Страсбурге, а швейцарский реформатор Хульдрих Цвингли презирает музыку. Тем временем Лютер поддержал двенадцать монахинь в их побеге из монастыря. Девять из них, включая Катарину фон Бора, сейчас входят в мастерскую в поисках помощи. Для Лютера они — «героини Реформации». Он хочет найти им хороших мужей. Некоторые из них размещаются в доме Кранахов. Перевод Библии и побег монахинь придают Лютеру смелости. Однако Меланхтон напоминает ему, что мятежные земледельцы имеют в виду именно его и что он теперь также нападает на ученых своим трудом «De servo arbitio». Война уже достигла Тюрингии и места рождения Лютера, Лютерштадта Айслебена|Айслебена.
«Сцена 11 — Лютер в руинах монастыря Хелфта | Хелфта (около апреля 1525 г.)». Здесь происходит посещение цистерцианского монастыря, разрушенного фермерами, где отчаявшиеся монахини ищут свои святыни, в то время как агрессивные крестьянские бойцы грабят развалины. Монахини обвиняют Лютера в случившемся. Фермеры же присягают ему на верность. Прибывают вооруженные наемники во главе с молодым ландграфом Филиппом Гессенским. Он также считает, что Лютер несет ответственность за разрушение. Лютер злится. Он осуждает действия (ария: «Я призывал к миру!»). Тогда его отчаяние берет верх: сам Бог установил правительство. Не фермеры должны были нести «меч божьего гнева», а власть. Виновных пришлось бы уничтожать, как бешеных собак. Он считает восстание делом дьявола, боится конца света и кричит: «Убейте их мертвых!»
=== Второй акт ===
''Сцена 12 - Ночь в Виттенберге - Крестьяне разбиты (май 1525 г.)'' Перед гробом курфюрста Фридриха III, скончавшегося 5 мая. (Саксония)|Фридрих Мудрый Саксонский, Лютер и Меланхтон думают, как они могут отреагировать на распространяющуюся немецкую Крестьянскую войну|Крестьянская война. Лютер, кажется, в растерянности. Затем Спалатин сообщает о резне, которую армия ландграфа устроила крестьянам в битве при Франкенхаузене 15 мая. Лютер чувствует себя виноватым из-за своих слов «Убей ее мертвой!» Спалатин этого не вынесет. Он покидает церковь в гневе. Меланхтон, с другой стороны, заверяет Лютера в своей дальнейшей дружбе.
''Музыкальное интермеццо: Нулевая точка. Лютер молится всю ночь напролет».
«Сцена 13 – Утреннее отчаяние». Меланхтон не оставил Лютера одного в кризисе совести. Когда на репетицию приходят несколько певцов, он просит их начать. Музыка должна отгонять зло.
«Сцена 14 – Движение музыки / Интермеццо». Пение хора придает Лютеру новую смелость.
''Сцена 15 - "Кранах IV" - Женщины и брак.'' Лукас Кранах советует Лютеру стряхнуть с себя демонов с помощью поэзии и музыки. Его жена Барбара однажды утешила его. Лютер думает, стоит ли ему тоже жениться. Он считает безбрачие лицемерием, но боится вызвать еще большую ненависть. Затем появляется Варвара с тремя еще незамужними монахинями. Они поют в полифонии один из псалмов Лютера, которому он сам аккомпанирует на лютне. Катарина фон Бора сомневается, что брак с пастором Глатцем, который был ей предназначен, мог бы предложить ей больше свободы, чем монастырь. Затем Кранах советует Лютеру самому жениться на ней. Для папистов было бы козырной картой, если бы ей пришлось вернуться в монастырь монахиней.
«Сцена 16 — Piae cantiones — Интермеццо». Студенты приезжают в Виттенберг с пением, где их радостно приветствуют местные девушки («Terra viret floribus»). Они сплетничают о женитьбе Лютера на монахине, которая, по-видимому, произошла без ведома Меланхтона. Не испугавшись, Лютер обнимает свою жену Кете.
«Сцена 17 – Лютер и его Кете». Мартин и Катарина Лютер счастливы вместе. Они уверены, что вражда скоро закончится и их брак принесет свои плоды.
''Сцена 18 - Встреча в Марбурге 1529 г. (1-4 октября).'' Ландграф Филипп убеждает Лютера прийти к соглашению с Цвингли. Однако он презирает музыку, вступает в сговор с Карлштадтом и считает Евхаристию/Тайную Вечерю чисто символической. Филипп хочет создать единый фронт реформаторов перед предстоящим рейхстагом в Аугсбурге. По его просьбе обе стороны встречаются для религиозной дискуссии в Марбурге. Помимо Лютера, Меланхтона и Цвингли, появляются доктор Йоханнес Околампад | Йоханнес Оеколампадиус из Базеля, пастор Андреас Осиандер из Нюрнберга и доктор Стефан Агрикола | Стефан Агрикола из Аугсбурга. Посредником должен стать доктор Мартин Бусер из Страсбурга. Хотя присутствующие могут прийти к согласию по четырнадцати пунктам, спор по поводу Вечери Господней остается. Конфликт по поводу Вечери Господней остается. Лютер и Цвингли яростно спорят по этому вопросу, пока Лютер с возмущением не покидает собрание. Филипп объявляет встречу проваленной и назначает Меланхтона своим представителем.
«Сцена 19 – Лютер в Кобурге / Ария письма». Лютер рассказывает жене о неудачах с точки зрения содержания и хорошей еды в Марбурге. В другом письме он пытается поддержать Меланхтона, которому очень трудно представлять их дело в Аугсбурге.
«Сцена 20 — «Кранах V» — Новые портреты (скачок во времени: ок. 15 лет; около 1545 г.)». Кранах создал новые портреты Лютера, которые призваны излучать его «истинный авторитет». Они поднимают плохое настроение Лютера. На улице собирается группа студентов и гостей, приглашенных на ужин.
«Сцена 21 – Разговор за столом». Лютеру нравится роль хозяина стола. Студент записывает «застольные речи». Меланхтон прерывает встречу сообщением о прибытии ландграфа Филиппа с английской делегацией. Лютер просит Меланхтона позаботиться об этом. Он считает вечные споры бессмысленными и предпочитает довериться Богу.
«Сцена 22 — Отчаяние Меланхтона». После того, как гости и Лютер покинули комнату, Кете убирает со стола. Меланхтон признается ей, что когда-то восхищался Лютером, но теперь чувствует себя эксплуатируемым им и его прихотями (ария: «Я боготворил его»). Кете напоминает ему, что Лютер проложил путь как бы «по волшебству» и что все надежды когда-то возлагались на него.
«Сцена 23 — «Кранах VI» — последнее нападение на Папу». Лютер, уже старый и толстый, приводит Кранаху свою полемику «Против папства». Кранах отмечает, что, хотя он и придворный художник, он выполняет все его приказы, но теперь посоветуй ему как другу прекратить свои атаки. Его больше никто не слушает. Мы ждем войны. Лютер злится все больше и больше и наконец в гневе покидает студию.
«Интермеццо – Хор». Распевы со словами из «Магнификата» и собственных песен Лютера («Fecit potentiam in brachio suo») звучат так, словно пришли из другого времени.
''Сцена 25 - Финал - "Тумультус" (Битва при Мюльберге, 13 апреля 1547 г.)'' Войска императора Карла V разгромили протестантские армии, взяли Виттенберг и свергли курфюрста. Барбара пытается доставить в безопасное место машину, полную произведений искусства. Катарина находит посмертную маску своего мужа, умершего в прошлом году. Несмотря ни на что, Барбара уверяет ее, что они изменили мир и повседневную жизнь. В насилии виноваты жадные, комфортабельные и властолюбивые люди. Катарина замечает Меланхтона в толпе и дает ему посмертную маску. Когда пленного Филиппа Гессенского проводят мимо, он и Меланхтон могут попрощаться друг с другом. Они думают, что потерпели неудачу. Только сам Лютер добился успеха. В конце концов он стал пророком. Ландграф спрашивает Меланхтона: «Ты любил его, не так ли…?» На что Меланхтон отвечает: «Разве мы все не соблазнились?»
== Дизайн ==
=== Оркестр ===
Оркестровый состав оперы включает следующие инструменты:
* Деревянный духовой инструмент: три поперечные флейты, три гобоя, четыре кларнета (также бас-кларнет), три фагота
* Духовой инструмент|духовые: четыре валторны (духовой инструмент)|валторны, три трубы, три тромбона, туба
* Литавры, перкуссия (музыка)|перкуссия (три игрока)
* Арфа
* Струнный инструмент|Струнные
=== Музыка ===
Сам композитор Бо Холтен назвал эту оперу «великим экспериментом». Оживить людей и ситуации 500-летней давности невозможно с помощью любого типа музыки. Поэтому он интуитивно работал с мелодиями песен Лютера, которые, согласно недавним исследованиям, он сочинил сам. Едва ли во всей опере есть момент, в котором одна из этих мелодий где-нибудь не появляется, но не в том смысле, что слушатель постоянно сталкивается с знакомым материалом, а часто в совершенно новом или измененном виде. Таким образом, песни Лютера образуют базовую основу как в основной музыкальной структуре, так и в мелких деталях.
Рольф Фатх описал музыку как тональную. Она сдержана, «несмотря на красочную инструментовку, мощную оркестровую часть и поразительные атаки духовых инструментов», позволяет «намекать на хоральные мотивы», а не демонстрировать их, и отдает «предпочитание довольно простой декламации».
== История работы ==
«Убей их мертвыми!» — девятая опера датского композитора Бо Холтена, , получившего заказ из Эрфурта в связи с годовщиной датской Реформации в 2017 году. Однако представление там не состоялось. Произведение посвящено Мартину Лютеру и Реформации. Ева Сомместад Холтен изначально написала либретто на шведском языке. Затем Яна Халлберг перевела его на немецкий язык. Он также содержит оригинальные немецкие исторические цитаты. Либреттист прямо указал на параллели революционного периода с его поляризацией и агрессией. до сегодняшнего времени. Тогда, как и сейчас, коррумпированная и жадная элита не смогла провести реформы, хотя были все основания для перемен и новой морали. Таким образом, опера в равной степени посвящена сегодняшнему миру. Центральный вопрос заключается в том, как насилие может вспыхнуть и закрепиться. В то же время опера также рассказывает о Лютере как о человеке и о музыке как великой божественной силе. Текст объединяет результаты исследований, первоисточники и цитаты.
20 мая 2017 года состоялось концертное исполнение первого акта в Орхусе (Дания), где сам композитор руководил местным симфоническим оркестром и хором Йюске-оперы.
Премьера всей оперы состоялась 11 мая 2019 годаВ отличие от веб-сайта оперы Мальмё и других источников, в дополнении к выпуску компакт-диска указано, что 9 мая 2019 года является дата премьеры. состоялась в Музыкальном театре Мальмё | Мальмё Опера. Дирижировал дирижер Патрик Рингборг. Режиссер Питер Оскарсон. Сценографию и костюмы выполнил Питер Холм, световой дизайн — Пер Сундин, хореографию — Кэролайн Лундблад/Фрауке Дитрих Хеншель (Мартин Лютер), Томас Волле (Филипп Меланхтон), Якоб Хёгстрём. (Георг Спалатин и Мартин Буцер), Рейнхард Хаген (Лукас Кранах), Ингер Дам-Йенсен (Барбара Кранах), Бенгт Кранц (Фридрих Мудрый Саксонский и Иоганнес Эколампадий), Конни Тимандер (Филипп Гессенский), Стефан Дальберг (Эразм Роттердамский и Хульдрих Цвингли), Магнус Лофтссон (Андреас Карлштадт) и Эмма Лирен (Катарина фон Бора).
Запись премьеры транслировалась по шведскому радио, а также звучала в Дании, Германии и Каталонии в рамках Европейского вещательного союза.
== Записи ==
* 9/11 Май 2019 г. - Патрик Рингборг (дирижер), оркестр, хор и детский хор Мальмёской оперы.
Дитрих Хеншель (Мартин Лютер), Томас Волле (Филипп Меланхтон), Якоб Хёгстрём (Георг Спалатин и Мартин Буцер), Рейнхард Хаген (Лукас Кранах), Ингер Дам-Йенсен (Барбара Кранах), Бенгт Кранц (Фридрих Мудрый Саксонский и Иоганнес Околампадиус), Конни Тимандер (Филипп Гессен), Стефан Дальберг (Эразм фон Роттердам и Хульдрих Цвингли), Магнус Лофтссон (Андреас Карлштадт), Эмма Лирен (Катарина фон Бора).
Запись премьеры в Мальмё.
Дакапо 8.226706-07 (2 компакт-диска).Дополнение к компакт-диску Dacapo 8.226706-07.
* Ева Сомместад Холтен: [https://issuu.com/scoresondemand/docs/synopsis_schlagt_sie_tot_eng Подробный обзор (на английском языке)] на Issuu
* [https://issuu.com/scoresondemand/docs/libretto_2019_tysk Либретто (немецкий)] на Issuu
* [https://issuu.com/scoresondemand/docs/libretto_2019_svensk Libretto (шведский)] на Issuu
* [https://issuu.com/scoresondemand/docs/ms_2251_partitur_a3_wh_32967 Посмотреть партитуру первого акта] на Issuu
== Примечания ==
Дополнение к компакт-диску Dacapo 8.226706-07.
Ева Сомместад Холтен: «Огонь перемен». В: Приложение к компакт-диску Dacapo 8.226706-07, стр. 12–14.
Бо Холтен: «Огромный эксперимент». В: Приложение к компакт-диску Dacapo 8.226706-07, стр. 10–11.
[https://www.evaholten.dk/LIBRETTI/Schlagt_sie_tot_E.S.Holten.html Рабочая информация] (на английском языке) на веб-сайте либреттистки Евы Сомместад Холтен, доступ осуществлен 23 декабря 2024 г.
[https://www.malmoopera.se/schlagtsietot Информация о премьере] (шведский) в Опере Мальмё, по состоянию на 23 декабря 2024 г.
Рольф Фат: [https://operalounge.de/cd/oper-cd/zeit-des-umbruchs ''Время потрясений''. Обзор компакт-диска Dacapo 8.226706-07.] В : «Opera Lounge», доступ осуществлен 23 декабря 2024 г.
[http://www.wisemusicclassical.com/composer/work/715/57433 Рабочая информация] в Wise Music Classical, по состоянию на 21 декабря 2024 г.
[https://www.wisemusicclassical.com/ Performances/search/work/57433/ Список выступлений] на Wise Music Classical, по состоянию на 21 декабря 2024 г.
Категория:Название оперы
Категория:Опера на немецком языке
Категория:Опера XXI века
Категория:Музыка 2019
Категория:Работы о Мартине Лютере
Подробнее: [url]https://de.wikipedia.org/wiki/Schlagt_sie_tot![/url]
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
-
Убейте своего работодателя
wiki_en » » в форуме Васина Википедия«Убей своего работодателя: Руководство Макмастера по убийствам» - детективный роман Руперта Холмса, опубликованный в 2023 году. «Убей своего работодателя» занял шестое место в списке бестселлеров New York Times. |список бестселлеров New York Times,
== Резюме ==
Консерватория прикладных искусств... - 0 Ответы
- 37 Просмотры
-
Последнее сообщение wiki_en
-
Вернуться в «Васина Википедия»
Перейти
- Васино информационное агентство
- ↳ Лохотроны и разочарования
- ↳ Секреты рекламы и продвижения
- ↳ Заработок в Интернете
- ↳ Маленькие хитрости
- ↳ Посудомойки
- ↳ Режим питания нарушать нельзя!
- ↳ Прочитанные мной книги
- ↳ Музыкальная культура
- ↳ Ляпсусы
- ↳ Интернет — в каждый дом!
- ↳ Изобретения будущего
- ↳ В здоровом теле — здоровый дух
- ↳ Боги, религии и верования мира
- ↳ Расы. Народы. Интеллект
- Прочее
- ↳ Васина Википедия
- ↳ Беседка
Мобильная версия