СаггаратумВасина Википедия

Новости с планеты OGLE-2018-BLG-0677
Что вы не только не знали, но и не хотели знать
Ответить Пред. темаСлед. тема
Автор темы
wiki_en
Всего сообщений: 94977
Зарегистрирован: 16.01.2024
 Саггаратум

Сообщение wiki_en »

'''Саггаратум''' (са-га-ра-тумки) — город на древнем Ближнем Востоке, местонахождение которого до сих пор неизвестно, хотя известно, что он находился на Хабуре (Евфрате) | Река Хабур, приток Евфрата. В текстах Эблы он называется «Саг-гарки». Одно из предположений состоит в том, что другие прочтения названия были «Сапиратум» или «Сапирете», хотя обычно считается, что это разные города. Хеймпель, Вольфганг, «Введение», «Письма к королю Мари: новый перевод», с историческим введением, примечаниями и комментариями, Юниверсити-Парк, США: Penn State University Press, стр. 1–36, 2003 г. Другое предположение состоит в том, что к 1-му тысячелетию до нашей эры он стал «сангаритом».Дэлли, Стефани, «Поздний бронзовый век и железный век», Мари и Карана: два старых вавилонских города: с новым введением автора, Пискатауэй, Нью-Джерси, США: Горгиас Пресс, стр. 179-207, 2003 г.

Саггаратум был речным портом и, как известно, здесь находился один из ледников королевства и источник трюфелей. В сообщении Якким-Адду I, правителя Саггаратума, своему царю Зимри-Лиму он писал:

Религия Саггаратума неясна. Божество «Аштаби-Ил» упоминается в документах, найденных в Мари, Сирия | Мари. Известно, что божеству Аштаби поклонялись в соседней Эбле в 3-м тысячелетии до нашей эры. Фрейн, Дуглас Р. и Стаки, Джоанна Х., «А», Справочник богов и богинь Древнего Ближнего Востока. : Три тысячи божеств Анатолии, Сирии, Израиля, Шумера, Вавилонии, Ассирии и Элама, Юниверсити-Парк, США: Penn State University Press, стр. 1-42, 2021 Известно, что в Саггаратуме проводились культовые статуи. Было высказано предположение, что там поклонялись хурритским божествам Тешубу и Чепату, хотя большинство личных имен в Саггаратум были Семитский.[https://ir.vanderbilt.edu/bitstream/han ... sequence=1]Сассон, Джек М. «Хурриты и хурритские личные имена в марийских текстах», Угарит -Forschungen 6, стр. 353–400, 1974 г.

==История==
Первоначально территория Мари, включая Саггаратум, перешла под контроль Королевства Верхняя Месопотамия, которым правил Шамши-Адад I из Экаллатума. Шамши-Адад I передал управление Мари своему второму сыну Ясмах-Ададу. В одном тексте Исме-Даган I, первый сын Шамши-Адада I, пишет Ясмах-Ададу, правителю Саггаратума: «По правде говоря, из-за эмигрантов в Саггаратуме произошла мятежная деятельность, так что царь приказал казнить там»[https://ir.vanderbilt.edu/bitstream/han ... sequence=1]Сассон, Джек М., «Обращение с преступниками в Мари: исследование», журнал Экономической и социальной истории Востока, том. 20, нет. 1, стр. 90–113, 1977 г.

После распада Королевства Верхней Месопотамии Мари, включая Саггаратум, перешли под контроль Лимской династии Супрумов, начиная с Яггид-Лима. Второй правитель, Суму-Ямам, известен по двум названиям лет, одно из которых - «Год, в котором Суму-Ямам построил городскую стену Саггаратум».[https://cdli-gh.github.io/year-names /HTML/T18K2.htm Названия годов Суму-Ямам в CDLI] Царство Мари древневавилонского периода состояло из нескольких частей: центральных районов Мари, Сирия | Мари, Терка и Саггаратум, Каттунан (небольшое расстояние вверх по течению Хабура от Саггаратума) и Туттул. О Каттунане мало что известно (было предложено местонахождение Телля Фагдами), хотя некоторыми из его правителей были Акшак-магир, Илушу-насир, Закира-Хамму и Зимри-Адду. Известными правителями Саггаратума были Машум, Итур-Асду (при Ясмах-Адду, также губернатор Мари), (Ḫ) Абдума-Даган (умер в первом году Зимри-Лима, также губернатор Туттула), а затем Сумху-раби ( Зимри-Лим с 1 по 3 годы) и Якким-Адду I.Сассон, Джек М., «Администрация», Из марийского архива: Антология старых вавилонских писем, Юниверсити-Парк, США: Penn State University Press, стр. 119–180, 2015 г.< ref>Мильо, Адам Э., «Поведение Зимри-Лима в международной политике», Племя и государство: динамика международной политики и господство Зимри-Лим, Пискатауэй, Нью-Джерси, США: Gorgias Press, стр. 109–186, 2014 г.Хеймпель, Вольфганг, «Указатель лиц», Письма королю Мари: новый перевод, с историческими Введение, примечания и комментарии, Юниверсити-Парк, США: Издательство Пенсильванского государственного университета, стр. 525–570, 2003 г. Машум, аморей, примечателен тем, что был современником Хаммурапи Вавилонского в тот период, когда Вавилон был союзником / вассалом Шамши-Адада I из Экаллатума. Леви, Хильдегард, «Шубат-Шамаш и Туттул», Orientalia, vol. 27, нет. 1, 1958, стр. 1–18, 1958

При следующем правителе Зимри-Лиме Мари столкнулась с проблемами вторжений племенных элементов, особенно яминитов. В какой-то момент произошло крупное восстание яминитов, которое Зимри-Лим подавил, что отражено в названии его года: «Год, в котором Зимри-Лим одержал победу над яминитами в Саггаратуме и убил их королей». Записано, что в марийский период пророк Лупахумис сказал: «Как и прежде, когда яминиты пришли ко мне и поселились в Саггаратуме, я был тем, кто говорил царю: «Не заключай договора с яминитами», указывая на то, что Яминиты были проблемой для города.Ниссинен, Мартти, «Священные источники и пороговые реки: вода и пророчества в Древнем Восточном Средиземноморье», Пророческое гадание: Очерки Древнего Ближневосточного Пророчества, Берлин, Бостон: Де Грюйтер, стр. 441-460, 2019 В марийской директиве говорилось: «Запишите всех яминитов из районов Мари, Терка и Саггаратум Зимри-Лима, которые, как предполагается, служить в королевской армии».Флеминг, Д.Э., «Древние предки демократии: Мари и Раннее коллективное управление», Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2004 г. Зимри-Лим, правитель Мари, Сирия | Мари, имел дворец в Саггаратуме. Постгейт, Дж. Н., Д. О. Эдзард и М. П. Стрек, «Паласт» AV», Reallexikon der Assyriologie und Vorderasiatischen Archäologie 10, стр. 212-26, 2004Зиглер Н., «Гарем де Зимри-Лим. Женское население во дворце апрельских королевских архивов Мари", FM 4, Mémoires de NABU 5, Париж, 1999

После долгого и успешного правления, включавшего союз с Вавилоном, царство Мари, за исключением самого Мари, которое было разрушено, попало под контроль Вавилона во время его экспансионистской фазы под руководством Хаммурапи, чье 33-летнее название включало «... свергло в битве армию Мари и Мальгиума и заставил Мари и ее территорию, а также различные города Субарту жить под его властью в дружбе...".Ямада, Сигэо, " Город Табатум и его окрестности: организация власти в период после Хаммурапи», Организация, репрезентация и символы власти на Древнем Ближнем Востоке: материалы 54-го Международного ассириологического совещания в Вюрцбурге, 20–25 июля, под редакцией Гернота Вильгельм, Юниверсити-Парк, США: Издательство Пенсильванского государственного университета, стр. 591–604, 2012 Последнее значительное упоминание о Саггаратуме относится к старовавилонскому периоду во время правления Самсу-илуны (ок. 1749–1712 до н. э.), седьмого правителя Первой династии Вавилона и сына Хаммурапи. Его имя на 33-м году гласило: «Год, в котором царь Самсу-илуна по приказу Шамаша и Мардука полностью восстановил всю кирпичную кладку города Саггаратум».Эбелинг, Э. и Мейснер, Б. , "Reallexikon der Assyriologie (RIA-2)", Берлин, 1938 г.

После падения Вавилона ок. В 1600 г. до н. э. Саггаратум вместе с Каттунаном стал частью Королевства Хана | Королевства Хана, а Терка обычно считается его столицей (хотя Саггаратум также предлагался в этой роли). Это продолжалось до ок. 1400 г. до н. э., когда Хана пала под властью Митаннийской империи. После этого записей о Саггаратуме нет.Чавалас, Марк, «Терка и царство Хана», Библейский археолог, том. 59, нет. 2, стр. 90–103, 1996 г.Подани, Аманда Х., «Хана и низкая хронология», Журнал ближневосточных исследований, том. 73, нет. 1, стр. 49–71, 2014 г.Буччеллати, Джорджио, «Царство и период Ханы», Бюллетень американских школ восточных исследований, вып. 270, стр. 43–61, 1988 г.[https://www.cairn-int.info/journal-revu ... age-61.htm]Ямада, Сигео , «Контракт об усыновлении от Телля Табана, королей земли Хана и традиция писцов в стиле Хана», Ревю d’assyriologie et d’archéologie orientale 105.1, стр. 61–84, 2011 г.

==Местоположение==
Известно, что Саггаратум находился на реке Хабур (Ефрат) | Хабур, притоке реки Евфрат, и, как полагают, находился недалеко от места слияния этих рек. Было предложено место Телль-Феддейн в 30 километрах от слияния, а также место Талль-Суввар. Доссен, Жорж, «Архивы Суму-ямама, короля Мари», Revue d'Assyriologie et d'archéologie. Восточный, том. 64, нет. 1, стр. 17–44, 1970 г. Последующий опрос региона показал, что эти предложения неверны.[https://archiv.ub.uni-heidelberg .de/пропилаумдок/1305/1/Roellig_Kuehne_The_Lower_Habur_1977_78.pdf]Рёллиг, Вольфганг и Хартмут Кюне «Нижний Хабур. Предварительный отчет об исследовании, проведенном Тюбингерским атласом Востока в 1975 году», Les Annales Archéologiques Arabes Syriennes, том 27/28, стр. 115–140, 1977/1978

Известно, что город Зиниян (на границе с Теркой) находился на территории Саггаратума.Арчи, Альфонсо, «Исследования Пантеона Эблы, II», Эбла и ее архивы: тексты, история и Общество, Берлин, Мюнхен, Бостон: De Gruyter, стр. 601–614, 2015 г. Также Дур-Ясмах-Адду / Дур-Ядуллим, в котором предполагаемое местонахождение Телль-Мохасана. Сафрен, Джонатан Д., «Дур-Ядун-Лим: смысл существования древнего месопотамского города-крепости», Журнал Экономическая и социальная история Востока, том. 32, нет. 1, стр. 1–47, 1989 Сассон, Джек М., «Введение», Из марийских архивов: Антология старых вавилонских писем, Юниверсити-Парк, США: Penn State University Press, стр. 1–20, 2015 г. И Нихаду, Манухатан, Зибнатум и Дабис.Хеймпель, Вольфганг, «Указатель географических названий», «Письма королю Марии: новый перевод», с историческим введением, примечаниями и комментариями, Юниверсити-Парк, США: Пенсильванский государственный университет Пресс, стр. 605-630, 2003 г.

Шамши-Адад I из Экаллатума написал Ясмах-Ададу о запланированном визите в Мари из его столицы Шубат-Энлиля, сказав

В маршруте времен Шамши-Адада I указано, что путешествие между его тогдашней столицей Шубат-Энлилем и Сагаратумом занимало 5 дней (около 175 километров) и продолжалось по маршруту Шубат-Энлиль, Тилла, Аслум, Ияту(м ), Лакусир, а затем Saggāratum.[https://urkesh.org/attach/Goetze1953a.pdf]Гетце, Альбрехт, «Древний вавилонский маршрут», Журнал клинописных исследований, том. 7, нет. 2, стр. 51–72, 1953 [https://college-de-france.hal.science/h ... 3/document] Шарпен, Доминик, «От Мари до Якалтума: путь на запад по данным королевских архивов Мари», Entre les fleuves–III. На пути в Верхнюю Месопотамию: маршруты, путешествия и окружающая среда как основа реконструкции исторической географии 30, стр. 119-132, 2023

Зимри-Лим совершил два паломничества за время своего правления. Первое паломничество продолжалось в Супрум, затем в Терку, а затем вверх по течению от Хабура в Саггаратум, Расум, Тадум, Илансуру и Разама | Разама и заканчивалось в Хушла, где совершались обряды Адду из Кумме. .Паппи, Чинция, «Религия и политика за божественным столом: культовые путешествия Зимри-Лима», Организация, репрезентация и символы власти на Древнем Ближнем Востоке: материалы 54-го Международного ассириологического собрания в Вюрцбурге, 20–25 июля, под редакцией Гернот Вильгельм, Юниверсити-Парк, США: Издательство Пенсильванского государственного университета, стр. 579–590, 2012

Известно, что между Саггаратумом и Супрумом существовал канал. Супрум, расположенный выше по течению от Мари, был домом династии Лим, и в качестве его местоположения было предложено Телль Абу Хасан.Мильо, Адам Э., «Динамичный социально-политический ландшафт: «Мари и земля
Мобильные скотоводы», «Племя и государство: динамика международной политики и правление Зимри-Лима», Пискатауэй, Нью-Джерси, США: Gorgias Press, стр. 55–108, 2014 г.

Также сообщается, что Саггаратум находится недалеко от Королевства Хана и, возможно, в Телль-Абу-Хаите.[https://deepblue.lib.umich.edu/bitstrea ... f?sequence =1]Подани, Аманда Х. и др., «Контракт об усыновлении и наследовании времен правления Иггид-Лима из Хана», Журнал клинописных исследований, том. 43/45, стр. 39–51, 1991 г.

==См. также==
*Города Древнего Ближнего Востока

==Дальнейшее чтение==
*Архипов И./С. Лоэсов, «Ретроспективный обзор писем Якким-Адду, губернатора Саггаратума при Зимри-Лиме», Babel und Bibel: Annual of Ancient Middle East, Old Завет и семитские исследования 7, стр. 5–50, 2013 г.
*Биро, Морис, «Письма о Якким-Адду, губернаторе Саггаратума», ARM 14, Париж: Geuthner, 1974
*Биро, Морис, «Переписка губернаторов Катунана», ARM 27, Париж: Éditions Recherche sur les Civilisations, 1993
*Бонечи, Марко; Катаньоти, Амалия, «Дополнения к переписке Якким-Адду, губернатора Саггаратума», в Шарпине, Д.; Дюран, Ж.-М. (ред.), Recueild’études à la memoire de Maurice Birot. = FM 2, Париж: Сепоа, стр. 55–82, 1994 г.
* Бонечи, Марко, «Deux nouvelles lettres de Yaqqim-Addu, gouverneur de Saggarâtum», MARI 8, стр. 777–780, 1997 г.
*Дюран, Ж.-М, «Администраторы Катунана», в Д. Шарпене/Ж.-М. Дюран (ред.), Florilegium Marianum II. Recueil d’études à la memoire de Maurice Birot. Мемуары НАБУ 3, Париж, стр. 83–114, 1994
*[https://claroscuro.unr.edu.ar/index.php ... load/56/43]Фракороли, Диего Баррейра, «О матуме в регионе Среднего Евфрата начала второго тысячелетия. Царские надписи Яхдуна» -Лим", Клароскуро. Revista del Centro de Estudios sobre Diversidadcultural 18, стр. 1–23 октября 2019 г.
* Гийо, Изабель, «Les gouverneurs de Qaṭṭunân. Nouveaux textes (Textes no. 130–138)», в книге Шарпен, Д., Дюран Ж.-М. (ред.), Recueil d'étudesà la mémoire de Marie-Thérèse. Бочка. = FM 3, (Париж: SEPOA), стр. 271–290, 1997
*Хеймпель, Вольфганг, «Перевод текстов из ARM 26/1», «Письма королю Мари: новый перевод», с историческим введением, примечаниями и комментариями, Юниверсити-Парк, США: издательство Penn State University Press, стр. 173-283, 2003
*Хеймпель, Вольфганг, «Марокканская саранча в Катунане», Revue d'assyriologie et d'archéologie oriental, стр. 101-120, 1996
*[https://ir.vanderbilt.edu/bitstream/han ... %20Mah.pdf]Сассон, Джек М., «Год: Зимри-Лим предложил великий трон Шамашу из Маханума: обзор «Один год в Мари, Часть 1: Присутствие короля», МАРИ 4, Editions Recherche sur les Civilizations, стр. 437-452, Париж, 1985 г.
*[https://ir.vanderbilt.edu/bitstream/han ... sAllowed=y]Сассон, Джек М., «Король и я, марийский король в переменах» Восприятия», Журнал Американского восточного общества, 453–470, 1998 г.
*Субейран, Денис, «Une Grafie atypique de Saggaratum?», Мари 3, стр. 276-276, 1984 г.
* Стрек, М. П., «Свистящие в старовавилонских текстах Хаммурапи и правителей Катунана», в Г. Дойчере/Н. Дж. К. Коувенберг (редактор), Аккадский язык в его семитском контексте. Исследования на аккадском языке третьего и второго тысячелетия до нашей эры. ПИХАНС 106. Лейден, стр. 215–251, 2006
*Зиглер, Неле, «Провинция Катунан в эпоху Зимри-Лима», Revue d’Assyriologie et d’archéologie Orientale, vol. 105, с. 5–16 октября 2011 г.

Археологические памятники Сирии

Подробнее: https://en.wikipedia.org/wiki/Saggar%C3%A2tum
Реклама
Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ, комментарий, отзыв

Изменение регистра текста: 
Смайлики
:) :( :oops: :chelo: :roll: :wink: :muza: :sorry: :angel: :read: *x) :clever:
Ещё смайлики…
   
К этому ответу прикреплено по крайней мере одно вложение.

Если вы не хотите добавлять вложения, оставьте поля пустыми.

Максимально разрешённый размер вложения: 15 МБ.