'''Мате Торочкай''' (также Маттеус Торочкай, * 1553 в Тороцко, Княжество Трансильвания; † 1616) был важным представителем венгерско-трансильванского унитаризма (религии)|Унитаризма, а в 1601 и 1616 годах возглавлял Унитарная церковь Трансильвании | Унитарная церковь Трансильвания.
== Жизнь и работа ==
Мате Торочкай родился в 1553 году в трансильванском городе Тороцко (рим. «Rimetea», нем. «Eisenburgborn»), к юго-западу от Клужа, который в то время был одним из центров добычи железной руды в Трансильвании. Его отцом был крепостной по имени Мате Ковач. В 1568 году Мате Торочкай получил образование в городе Иернут|Раднот (нем. «Radnuten», рум. «Иернут»), который был одним из первых мест в Трансильвании, где была основана унитарная община и школа. Здесь также был написан ранний унитарный катехизис. Город и его окрестности принадлежали семье Богати, одной из ведущих семей Княжества Трансильвания. Гаспар Богати сам был унитарием и в 1575 году присоединился к Гаспару Бекешу, восставшему против князя Стефана Батори. В октябре 1570 года Торочкай пробыл около шести месяцев в Вараде в Партиуме, который в то время был ареной интенсивных религиозных дебатов между венгерскими реформатами и унтиарианцами. Иштван Басилус уже смог основать унитарную общину и школу в самом Вараде. В апреле 1571 года Торочкай вернулся в Раднот для дальнейшего обучения. Неизвестно, проходил ли Торочкай какое-либо обучение за границей. Однако можно предположить, что он все еще учился в Унитарном колледже в Клуже и общался там с такими преподавателями, как Деметра Хуньяди, Йоханнес Зоммер (теолог) | Йоханнес Зоммер (преподавал там с перерывами между 1571 и 1575 годами) и Якоб Палеолог ( между 1571 и 1575 годами), 1570 и 1574 преподавали там). В любом случае он приобрел глубокие знания греческого языка и иврита. В ноябре 1578 года он женился на дочери венгерско-трансильванского настоятеля и писателя Якаба Бессеньеи. У пары будет два сына и две дочери. Его сын Янош Торочкай также стал унитарным священником и в июле 1638 года был побит камнями за богохульство Христа. Его второй сын Иштван Торочкай Сабо стал портным.
Во внутриунитарных дебатах о неадорантизме, отстаиваемых Францем Давидом, Торочкай встал на сторону неадорантистов. После смерти Франца Давида и начала репрессивной церковной политики под руководством нового церковного руководства Деметры Хуньяди Торочкай переехал в Секелюдвархей (римский «Odorheiu Secuiesc», немецкий «Oderhellen») в Секлерланде в конце 1579 г., который тогда был. Он был убежищем для многих неадорантистов и субботников, находившихся там под защитой местной знати. В то же время Клуж покинули и другие неадорантисты. Например, ректор Клужского колледжа Миклош Богати Фазакас, уволенный Хуньяди, нашел убежище у Яноша Геренди. В период с декабря 1583 года по октябрь 1587 года Торочкай снова жил в Клуж-Напоке, где занимался профессией переписчика и, вероятно, поддерживал контакты с другими неадорантистами, такими как Богати. Среди прочего он занимался: с трактатами Палеолога, Зоммера и Кристиана Франкена. Летом 1584 года он скопировал документацию о религиозных дебатах между Франкеном и Фаусто Соццини, состоявшихся в марте 1583 года. В 1588 году Торочкай наконец вернулся в Раднот, где, вероятно, впервые работал пастором унитарной общины. Город Раднот больше не находился под защитой своего бывшего покровителя Гаспара Богати, казненного при Гаспаре Бекеше, но теперь принадлежал Ференцу Кенди, который исповедовал реформатскую деноминацию и позже яростно выступал против изменения внешней политики принца Сигизмунда Батори. |Жигмонд Батори обратился к Габсбургам. В 1994 году Торочкай наконец взял на себя пасторство в своем родном городе Тороцко и начал писать независимые богословские труды, в том числе катехизис. Вероятно, в то время он также был главой церковного округа в Араньосторде.
В 1597 году он переехал в Клуж вместе с Палом Чанади, чтобы работать там одним из нескольких пасторов-унитариев. В том же году умер Дьёрдь Эньеди (Унитарианец) | Дьёрдь Эньеди, важный лидер Трансильванской церкви, который пытался найти баланс между расходящимися направлениями. Торочкай пытался присматривать за имуществом Эньеди и стоял за венгерским переводом работы Эньеди «Объяснения», которую он написал при жизни. В то время он также тесно сотрудничал с новым церковным руководством под руководством Варфалви Косы. Оба пытались еще больше консолидировать церковь. После смерти Варфалви Косы сам Торочкай был наконец избран главой церкви 24 января 1601 года и продолжил внутреннюю политику терпимости Эньеди и Косы. В то же время его руководство было отмечено политическими волнениями. С одной стороны, существовали планы рекатолицизации страны, а с другой стороны, значительная часть дворянства требовала возврата к дружественной Турции политике прежних лет и избрала новым унитарием Мозеса Секея. принц. Однако план провалился из-за полководца Габсбургов Джорджио Басты, который военным путем предотвратил захват власти. Политические волнения теперь также оказали прямое влияние на Унитарную церковь. Большое количество их церквей и школ было экспроприировано, а общественное унитарное богослужение было запрещено. Главная церковь Клужа была передана иезуитам. В городах, которые поддерживали Мозеса Секели, разрешалось исповедовать только католическую веру. Торочкай бежал недалеко от своего родного города Тороцко, где, по легенде, он скрывался в железных рудниках. После того, как реформированный Стефан Бочкай наконец пришел к власти в княжестве в результате Венгерского восстания в 1605 году, страна постепенно вернулась к политической и конфессиональной стабильности. Торочкай вернулся в Клуж в июле 1605 года. Уже 13 сентября 1605 года он присутствовал в парламенте штата в Медьесе в качестве представителя унитарианцев. «Медиаш», нем. «Медиаш»), который должен был избрать Бочкаи новым князем. Здесь он также призвал к (повторному) изгнанию иезуитов, что, наконец, было осуществлено год спустя. В ходе нескольких переговоров с новым реформированным королевским домом Торочкай смог добиться возвращения унитарных институтов. В последующие годы ежегодные синоды проходили исключительно в Клуже и Секеликерестуре (рим. «Cristuru Secuiesc», нем. «Крест Секлера»), поскольку Турда|Торда (рим. «Turda», нем. Торенбург») был полностью разрушен. Торочкай, вероятно, умер в 1616 году.
== Работает (подборка) ==
* Парафраз 88-го псалма, 1605 г.
* Az Ó és vy testamentvm-beli helyeknek (...), венгерский перевод Объяснений Дьердя Эньеди, Клуж 1619, 1620
* Az keresztyeni üdvességes tudománnak (...), Катехизис, Клуж, 1612 г.
* Речь в парламенте штата в Медьесе/Медиаше 13 сентября 1605 г.
*Правила посещения, 1614 г.
== Литература/Источник==
* |Автор=Михай Балаж
|Ed=Михай Балаж
|Title=Мате Торочкай
|Коллекция=Венгерские антитринитаристы III
|Издатель=Диссидентская библиотека
|Местоположение=Баден-Баден/Буксиллер
|Дата=1993
|ISBN=3-87320-137-2
|Страницы=83-106
Категория:Антитринитаристы
Категория:Унитарный богослов (16 век)
Категория:Унитарный богослов (17 век)
Категория:Унитарное духовенство
Категория:Человек (Трансильвания)
Категория:Родился в 1553 году
Категория:Умер в 1616 г.
Категория:Мужчины
Подробнее: https://de.wikipedia.org/wiki/Mat%C3%A8_Toroczkai
Мате Торочкай ⇐ Васина Википедия
-
Автор темыwiki_de
- Всего сообщений: 49248
- Зарегистрирован: 13.01.2023
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
Мобильная версия