'''Дьёрдь Эньеди''' (* 1555 г. в Надььеде, Княжество Трансильвания; † 24 ноября 1579 г. в Клуж-Напока | Клаузенбург) был писателем, ректором Клуж-колледжа и важным представителем унитарной церкви. Трансильвании | Трансильванско-венгерский унитаризм. Он взял на себя руководство Унитарной церковью после смерти Деметры Хуньяди в 1592 году.
== Жизнь и работа ==
Эньеди родился в 1555 году в Надььеде (нем. Страсбург, Рум: Айуд), Трансильвания, где он в раннем возрасте познакомился с реформаторскими и унитарными взглядами. В 1574 и 1575 годах Эньеди, вероятно, оставался в Вене с учебными целями, где он присутствовал на свадьбе своего спонсора Франца Надасди фон Фогарасфельда | Франца Надасди с Элизабет Батори в 1575 году. После пребывания в Вене Эньеди работал директором школы в Чепреге на западе Венгрии. Позже он перешел в унитарный колледж в Клаузенбурге в качестве преподавателя. В 1583 году при поддержке городского совета Клужа он отправился в учебную поездку в Западную Европу. Эньеди побывал в нескольких городах Швейцарии, Италии, Франции и Германии и таким образом познакомился с новыми разработками в протестантском богословии конца 16 века. Его первой остановкой была Женева, где он учился одновременно с более поздним основателем арминианства Якобом Арминием. Затем он перешел в Падуанский университет, который в то время был излюбленным местом обучения для трансильванцев и где он, среди прочего, Изучал философию и логику. Здесь он также столкнулся с философией Якопо Забареллы | Якопо Забареллы, которая его глубоко впечатлила. Он также проявил особый интерес к неоплатонической литературе позднего Возрождения. Позже его назвали Платоном-унитарием; В 1587 году он вернулся в Клуж, где в течение следующих шести лет был ректором Унитарного колледжа. При нем увеличилось книжное производство и были набраны новые учителя. Он также сам выступал в качестве лектора и преподавал, среди прочего, Диалектика, теология и языки. К этому же времени относится и его перевод древнего романа «Аитиопика» Гелиодора (автора)|Гелиодора на латынь. После неожиданной смерти Деметры Хуньяди Эньеди был ненадолго избран унитарным проповедником в Клуже 22 мая 1592 года и наконец избран главой Унитарной церкви Трансильвании на синоде, проходившем с 21 по 30 июля того же года. Первоначально рассматривался сын Франца Давиди, Иоганн Гертель, но он отказался. Когда Эньеди стал новым церковным руководством, репрессивная церковная политика Хуньяди закончилась. Вместо этого Эньеди был озабочен уравновешиванием расходящихся позиций. Эньеди также продолжал пытаться поддерживать связь с «Польскими братьями» и вел переписку с Фаусто Соццини. Под его руководством унитарные синоды проходили один раз в год поочередно в Клуже и Торде (нем. Торенберг). При нем также был издан псалтырь с молитвенными текстами, который использовался в церкви и более ста лет спустя. После того, как принц Сигизмунд Батори все больше отклонялся от ранее практиковавшейся политики толерантности в Трансильвании, политически открылся перед Габсбургской монархией, а также казнил толерантных государственных представителей, проповеди Эньеди также приобрели политический подтекст. Эньеди видел, что дальнейшее существование независимой Трансильвании, а также ее Унитарной церкви находится под угрозой. В конце концов он умер 24 ноября 1597 года. Его главный труд «Explicationes locorum Veteris et Novi Testi, ex quibus Trinitatis Dogma stabiliri Solet» был опубликован посмертно в 1598 году и переиздан в Гронингене в 1670 году. Позже его также нашли в библиотеках Джона Локка и Исаака Ньютона.
== Теология ==
Богословие Эньеди, основанное на Эразме Роттердамском и Палеологе | Палеологе, находится под влиянием ирландизма. Он пытался интегрировать унитаризм в христианский экуменизм, не исключая, однако, неадорантистский унитаризм. Что объединяло Эньеди, так это христианское крещение, независимо от того, как и когда оно было дано. Его фундаментальный тезис был основан на предположении, что существует общий Бог как отец всего и что Троица есть не что иное, как человеческое дополнение. Таким образом, Эньеди практиковал радикальный редукционизм.Править Сегеди: «Борьба за единого Бога: политическая история антитринитаризма в Трансильвании в 16 веке» Academic Studies 95, Göttingen 2023, ISBN 3525573537, стр. 157 . В христологическом споре между, например, социнианизмом|социнианами и нонадорантизмом|нонодорантистами, Эньеди пытался выступить посредником. Что касается позиции Франца Давидиса|Франца Давида и неадорантистов, согласно которой к Иисусу Христу|Иисусу не следует призывать, поскольку его царство возникнет снова только после Страшного суда, Эньеди ответил, что Иисус был обожанием («adoratio»). ') и призыв («invocatio») не имеют права, но Иисус уже будет осуществлять власть в мире и церкви в настоящем.
== Работает (Асувал) ==
* Historia Elegantissima правит Tancredi filiae, не являясь секретарем Regis Gisquadi. Дебрецен 1577 г., Клуж 1582 г.
* Oratio funebris ad tumulum, Клуж, 1592 г.
* Explicationes Iocorum Veteris et Novi Testi, ex quibus trinitaris dogma stabiliri solet. Клуж 1598 г., новое издание: Гронинген 1670 г., венгерские переводы Клуж 1619, 1620 г.
== Литература/Источник ==
* Янош Калдос: «Дьёрдь Эньеди»; у Михая Балаша: «Венгерские антитринитаристы II», Bibliotheca dissidentium, Baden-Baden & Bouxwiller, 1993, ISBN 3873201372, стр. 11-19
Категория:Антитринитаристы
Категория:Унитарный богослов (16 век)
Категория:Человек (Трансильвания)
Категория:Родился в 1555 году
Категория:Умер в 1592 году
Категория:Мужчины
Подробнее: https://de.wikipedia.org/wiki/Gy%C3%B6r ... Unitarier)
Дьёрдь Эньеди (унитарий) ⇐ Васина Википедия
-
Автор темыwiki_de
- Всего сообщений: 49063
- Зарегистрирован: 13.01.2023
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
Мобильная версия