''wikisource:Best_russian_Short_Stories/Lazarus|Lazarus'' — роман русского писателя Леонида Андреева, опубликованный в 1906 году. Роман исследует темы смерти, воскресения, остракизма и экзистенциального бремени, сопровождаемого знанием загробной жизни.< ref>https://en.wikisource.org/wiki/Best_rus ... es/Lazarus, перевод Авраама Ярмолинского|Авраам Ярмолинский.
== Краткое описание сюжета ==
История начинается с чудесного возвращения Лазаря из Вифании|Лазаря из мертвых после трех дней пребывания в могиле. Поначалу его друзья и семья празднуют его воскрешение с радостью и большим вниманием, окружая его любовью и заботой. Однако со временем они начинают замечать тревожные изменения во внешности и поведении Лазаря. Его некогда веселый и беззаботный характер сменился серьезным молчанием, и он говорит только простыми, безэмоциональными фразами.
Во время праздничного собрания невинный вопрос гостя о том, что испытал Лазарь после смерти, нарушает атмосферу, приводя к неловкой тишине. Несмотря на любопытство гостей, Лазарь остается безразличным, и его холодный, тяжелый взгляд начинает вселять в окружающих чувство страха. Когда они наблюдают за его синеватым цветом лица и раздутым телом, праздничное настроение улетучивается, уступая место растущему беспокойству.
Присутствие Лазаря становится источником ужаса, поскольку те, кто встречает его взгляд, испытывают глубокое чувство отчаяния и вялости. Некоторые доводятся до безумия, а другие погружаются в медленную, бесцветную смерть. Некогда оживленное собрание превращается в сцену изоляции и замешательства, поскольку гости изо всех сил пытаются понять значение возвращения Лазаря и тьмы, которая теперь окружает его.
Затем повествование переходит к исследованию глубокой изоляции и пренебрежения, которые испытывает Лазарь после своего воскресения. Покинутый друзьями и семьей, в том числе сестрами Марией и Марфой, он становится фигурой страха и безразличия в Святом городе. Некогда знаменитого человека теперь избегают, и даже дети относятся к нему со смесью безразличия и страха. Его дом приходит в упадок, и он носит порванные свадебные одежды из своего прошлого, символизирующие его утраченную жизненную силу и течение времени.
Когда Лазарь сидит на солнце, к нему приближаются любопытные посетители, которые, несмотря на их первоначальную браваду, глубоко затронуты его присутствием. У тех, кто сталкивается с ним, остается чувство пустоты и отчаяния, как будто из них выкачали самую суть жизни. Повествование передает, что взгляд Лазаря несет в себе тяжесть экзистенциального страха, приводящего к трансформации тех, кто смотрит на него. Они воспринимают мир пустым и лишенным смысла, со временем теряющим свою значимость.
Затем в разделе IV история знакомит с Аврелием, известным скульптором из Рима, которого тянет к Лазарю из любопытства и желания понять природу жизни и смерти. Аврелий верит, что может помочь Лазарю воссоединиться с красотой жизни. Когда он встречает Лазаря, его поражает внешний вид этого человека и тьма, которая, кажется, окутывает его. Несмотря на первоначальную беззаботность их разговора, Аврелий вскоре понимает, что эта встреча оказала на него глубокое влияние.
Вернувшись в Рим, Аврелий пытается создать шедевр, отражающий суть красоты, которую, по его мнению, он открыл в Лазаре. Однако его художественные усилия приводят к гротескному творению, отражающему его внутреннее смятение и пустоту, которую он сейчас чувствует. Некогда великий скульптор находится в отчаянии, неспособном найти вдохновение или радость в своем искусстве, что в конечном итоге приводит его к состоянию безразличия к красоте и самой жизни.
В заключительных разделах (V и VI) «Лазаря» Леонида Андреева повествование следует за Лазарем, которого вызывает в Рим император Август. Одетого в роскошные одежды, его провожают по городу, но вместо того, чтобы прославлять, его встречают со страхом и презрением. Жители Рима, преследуемые известием о его воскресении, избегают его, и он становится скорее объектом страха, чем восхищения.
Бродя по оживленным улицам Рима, Лазарь остается равнодушным к красоте и жизни, окружающей его. Его присутствие вызывает у тех, с кем он сталкивается, чувство уныния и отчаяния, что приводит к череде трагических трансформаций в их жизни. Весёлый пьяница, молодая влюбленная пара и гордый мудрец — все обнаруживают, что их радость и жизненная сила иссякли после контакта с Лазарем, что иллюстрирует глубокое влияние его существования на живых.
В конце концов, Август, заинтригованный, но напуганный, требует встречи с Лазарем. Император, уверенный в своей силе, пытается вступить в бой с Лазарем, но быстро осознает глубину отчаяния и пустоты, которую воплощает Лазарь. В момент противостояния Август смотрит в глаза Лазару и охвачен ужасом Бесконечного, что приводит к видению разрушения Рима и тщетности жизни. Несмотря на эту встречу, Августу удается вернуть себе волю к жизни, решив сохранить жизнь Лазаря, но приказав выжечь ему глаза, чтобы предотвратить дальнейший вред.
Лазарь возвращается в пустыню, теперь уже слепой и покинутый, воплощая в себе тяжесть своего проклятого знания. Он сидит один и ищет заходящее солнце, его темный силуэт напоминает крест на фоне малинового неба. История завершается трагическим существованием Лазаря, отмеченным изоляцией и бременем понимания глубин жизни и смерти.
== Темы ==
Роман углубляется в сложности жизни после смерти, задаваясь вопросом, что на самом деле значит быть воскрешенным. Возвращение Лазаря — это не радостное событие, а, скорее, источник ужаса, предполагающий, что воскресение может иметь глубокие психологические и экзистенциальные последствия. Исследование переживаний Лазаря служит метафорой стремления человечества понять смерть. Однако знания, которыми обладает Лазарь, становятся бременем, приводящим к отчаянию и безумию тех, кто их ищет. Эта тема предполагает, что некоторые истины о существовании могут оказаться слишком тяжелыми для живых.
Подробнее: https://en.wikipedia.org/wiki/Lazarus_(novel)
Лазарь (роман) ⇐ Васина Википедия
-
Автор темыwiki_en
- Всего сообщений: 94911
- Зарегистрирован: 16.01.2024
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
Мобильная версия