''Heimg'founden''' — «Венская рождественская комедия» в трех действиях Людвига Анценгрубера, премьера которой состоялась 25 декабря 1885 года в Теплицком городском театре.
== Содержание ==
Действие пьесы происходит в Вене и повествует о венском адвокате докторе К. Артур Хаммер, который обанкротился незадолго до Рождества. Он не хочет признаваться в своем банкротстве жене Гермине и 16-летней дочери Алвине и планирует покончить с собой.
На рождественской ярмарке Артур встречает своего брата Томаса, торговца игрушками, который узнает о финансовых проблемах Артура и останавливает его от самоубийства. Томас советует ему вернуться к матери. Артур, наконец, убежден и находит утешение и поддержку в безусловной любви своей матери.
В третьем акте брат Томас устраивает воссоединение семьи. Гермиона кажется очищенной и готовой довольствоваться меньшей роскошью. Спектакль заканчивается примирением семьи под елкой.
== История создания и исполнения ==
Анзенгрубер начал работу над рождественской комедией в октябре 1884 года. Первоначально пьесу планировалось показать в Театре ан дер Вин на Рождество 1884 года. Однако премьера была отложена, поскольку брат директора театра Франца фон Яунера | Франца Яунера, Лукас Яунер, покончил жизнь самоубийством незадолго до Рождества после растраты средств на посту директора Нижнеавстрийского банка Eskompte.
Поскольку сюжет «Heimg'founden» был очень похож на реальное дело Яунера, были опасения скандала. Премьера была перенесена на Рождество 1885 года, но и в Вене тогда не состоялась. Премьера спектакля состоялась 25 декабря 1885 года в Теплицком городском театре.
Причины повторной отмены в Вене не совсем ясны. Возможно, что дело Яунера продолжало играть свою роль, или что большой успех оперетты Иоганна Штрауса (Зона) «Цыганский барон» вытеснил пьесу Анценгрубера из венского репертуара.
В последующие годы «Heimg'funden» исполнялся в нескольких городах провинции, включая Баден недалеко от Вены, Грац, Клагенфурт-ам-Вёртерзее|Клагенфурт, Братиславу и Инсбрук. В 1887 году Анценгрубер получил за это произведение премию Грильпарцера.
== Историко-литературный контекст ==
«Heimg'funden» был создан в период больших потрясений в венском театральном деле. Оперетта пережила огромный бум и все больше вытесняла народную пьесу из репертуара. Анзенгрубер и его окружение видели в оперетте врага, поскольку отвергали ее концепцию народного просвещения.
Кроме того, это произведение рассматривается в контексте нуклеарной семьи среднего класса и значения Рождества в 19 веке. Рождество превратилось в семейный праздник, который шел рука об руку с культурой дарения и преображением семейной жизни. В «Heimg'founden» Анценгрубер показывает темную сторону этого развития. Надвигающееся финансовое разорение отца ставит семью на грань распада и подчеркивает экономическую зависимость семейных отношений.
С точки зрения мотивов, произведение имеет сходство с «Рождественской песней» Чарльза Диккенса и «Норой, или Кукольным домом» Генрика Ибсена. Как и в случае с Диккенсом, главный герой олицетворяет суровость и материализм того времени, а альтернативой служат семья и любовь.
Отсылку к Ибсену можно увидеть в образе Гермионы, напоминающей Нору своим потребительским поведением и наивностью. Анзенгрубер обращается к проблеме любви и денег в браке и критикует поверхностность буржуазии.
«Heimg'founden» является примером социально критической работы Анценгрубера. Он показывает последствия экономического прогресса для семьи и общества и проблематизирует самоубийство как выход из невзгод. Хотя действие произведения происходит в эпоху Вильгельма, обсуждаемые в нем темы актуальны и сегодня.
== Литература ==
* Перепечатка текста: Людвиг Анценгрубер: Heimgfunden. Венская рождественская комедия в трех действиях [1885]. В: «Полное собрание сочинений Людвига Анценгрубера». Критически рецензируемое полное издание в 15 томах. Том 6/II: «Старинные венские пьесы». Эд. Отто Роммель. Вена: Шролл 1921, стр. 285–404.
* Даниэль Мильковиц: Нора в Вене и Анценгрубер в Теплице. Комментарии к рождественской комедии «Heimg'founden». В: «Нестрояна. Листья Международного общества «Нестрой» 44 (2024), Ч. 3/4, стр. 143–165. Онлайн по адресу: https://phaidra.univie.ac.at/o:2100801.
* Отто Роммель: Людвиг Анценгрубер как драматург. В: «Полное собрание сочинений Людвига Анценгрубера». Критически рецензируемое полное издание в 15 томах. Том 2: «Сельские пьесы». Эд. Отто Роммель. Вена: Шролл, 1922, стр. 333–607.
* Питер Розеггер: «Heimg’founden» Анценгрубера. В: «Deutsche Zeitung (1871–1907)|Deutsche Zeitung», 1 января 1887 г. (№ 5388), стр. 3.
* Антон Беттельхайм: Приз города Вены [1886 г.]. В: «Будущее нашего народного театра. Десять очерков 1882–1892 годов». Берлин, 1892 г., стр. 30–36.
* Эгон Фриделл: Людвиг Анценгрубер: «Найди дом». В: Это: ''Моя двойная душа. Бестактные комментарии о театре». Прим. ред. Гериберт Иллиг. Вена, Мюнхен: Лёккер, 1985, стр. 22f.
Категория:Работы Людвига Анценгрубера
Подробнее: https://de.wikipedia.org/wiki/Heimg%E2%80%99funden
В поисках дома ⇐ Васина Википедия
-
Автор темыwiki_de
- Всего сообщений: 48331
- Зарегистрирован: 13.01.2023
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
Мобильная версия