1982 Столкновение с взлетно-посадочной полосой сухумского аэропорта Дранда.Васина Википедия

Новости с планеты OGLE-2018-BLG-0677
Что вы не только не знали, но и не хотели знать
Ответить Пред. темаСлед. тема
Автор темы
wiki_en
Всего сообщений: 80369
Зарегистрирован: 16.01.2024
 1982 Столкновение с взлетно-посадочной полосой сухумского аэропорта Дранда.

Сообщение wiki_en »

«Столкновение на взлетно-посадочной полосе сухумского аэропорта Дранда в 1982 году» — авиационная катастрофа, произошедшая 14 августа 1982 года, когда два авиалайнера столкнулись на взлетно-посадочной полосе сухумского аэропорта Бабушара | Аэропорт Бабушера в Сухуми (Абхазская АССР, Грузинская ССР). Речь шла о самолетах Ту-134|Ту-134А и Let L-410 Turbolet|Let L-410M, эксплуатировавшихся авиакомпанией «Аэрофлот (советская авиакомпания)|Аэрофлот» на рейсах Су-974 (Сухуми – Москва) и G-73. (Сухуми – Кутаиси). В результате столкновения погибли 11 человек — все 9 пассажиров и оба пилота L-410.

== Самолеты ==

=== Ту-134 ===
Ту-134А (регистрационный номер CCCP-65836, заводской номер 17113, заводской номер 25-08) был изготовлен Харьковским авиационным заводом|Харьковским государственным авиационным производственным предприятием (ХГАПП) 23 августа 1974 года. 3 сентября того же года. , он был поставлен авиакомпании «Аэрофлот (Советская авиакомпания)|Аэрофлот» (Грузинское УГА, Абхазские авиалинии|Сухумский объединенный авиационный отряд). На нем были установлены два ТРД|ТРД Д-30 (двигатель)|Д-30 производства Пермского моторного завода. На момент катастрофы он совершил 10 406 полетных циклов и налетал 17 003 часа.
Экипаж рейса СУ-974 состоял из:
* Капитан (самолет)|Капитан — Бедия Орест Иосифович.
* Заместитель командира эскадрильи — Григалашвили Михаил Владимирович (находился на месте первого офицера|старшего офицера).
* Штурман (авиация)|Штурман — Юрий Леонидович Стародубцев.
* Бортинженер — Гулый Иван Иванович.
* Стюардессы:
** Стериопуло Татьяна Сергеевна,
** Светлана Львовна Назарян.

=== Л-410 ===
Самолет L-410M Turbolet (регистрационный номер CCCP-67191, заводской номер 781120, заводской номер 11-20) был изготовлен чехословацким заводом "Let Kunovice|Let" в 1979 году (первый полет 7 февраля). 18 апреля того же года он был передан заказчику — Министерству гражданской авиации СССР|МГА СССР, которое передало его Сухумскому объединенному авиационному отряду УГА Грузии. На день катастрофы он совершил 4098 полетных циклов и налетал 2738 часов.
Экипаж рейса G-73 состоял из двух пилотов:
* Капитан — Гетманенко Владимир Георгиевич.
* Первый помощник — Григорьев Борис Георгиевич.

== Последовательность событий ==
В 18:05 (17:05 мск) в аэропорту Бабушера в Сухуми рейс SU-974 Сухуми — Москва готовился к взлету. Эксплуатировался самолет Ту-134А, бортовой номер CCCP-65836, на борту находились 82 человека (6 членов экипажа и 76 пассажиров). Вырулив по РД|РД №3 к месту ожидания, в 18:05:35 рейсу 974 было разрешено выйти на взлетную позицию (в начале ВПП) по магнитному курсу 297°. В 18:07:50 экипаж Ту-134 доложил о готовности к взлету.

В то же время рейс G-73 Сухуми — Кутаиси готовился к взлету в аэропорту Бабушера. Его эксплуатировал самолет Лет Л-410М, бортовой номер CCCP-67191, на борту находились 11 человек (2 члена экипажа и 9 пассажиров). Рейс 073 должен был вылететь в 17:50, и экипаж спешил. В 18:06:45 экипаж Л-410 связался с диспетчером руления и в 18:07:18 получил разрешение на выруливание по РД №3 до точки ожидания по магнитному курсу 297°, следуя за Ту-134. Однако в 18:07:24 капитан рейса 073 самостоятельно переключился на диспетчерскую схему и запросил разрешение на взлет по курсу 117°, в обратном направлении. Диспетчер цепи согласовал это с руководителем полета и диспетчером подхода, а затем дал неопределенный ответ: «Давай, посчитай». Интерпретируя эту фразу как разрешение, экипаж рейса G-73 приступил к рулению. Нарушив ряд инструкций, а также указания диспетчера, они решили проследовать к стартовой позиции кратчайшим маршрутом: через перемычку между перроном и старой взлетно-посадочной полосой, а затем по старой взлетно-посадочной полосе до ее пересечения с новой.< бр />
В 18:07:42 капитан рейса 073 снова связался с диспетчером такси и запросил разрешение на выруливание к месту ожидания для взлета по курсу 117°. Не дожидаясь подтверждения, он передал: «На линии связи 117 занимаю позицию». Диспетчер такси, ранее давший Л-410 правильное указание на выруливание на стартовую позицию по РД №3, теперь просто отклонил рейс 073 и не принял никаких мер по предотвращению этих несанкционированных действий по рулению согласно несанкционированному существующая схема.

В 18:08 рейс Су-974 начал взлет. Одновременно в 18:08:08 капитан рейса G-73 запросил у диспетчера руления разрешение на переход на частоту пункта управления стартом (ПУС), умолчав при этом, что он находится в пункте ожидания. Не зная об истинной ситуации, контролер такси дал такое разрешение. В 18:08:22 капитан рейса 073 доложил в SCP: "На ожидании по линии связи, 191-й". Из-за шума двигателей вылетевшего рейса 974 диспетчер старта не расслышал отчет должным образом и в 18:08:30 попросил уточнить: «Какой самолет?» Экипаж Л-410, не останавливаясь на пункте ожидания, ответил: «191-й, ожидаю… готов», после чего без разрешения самовольно перешел на взлетно-посадочную полосу на пересечении старой и новой взлетно-посадочных полос, в 1650 метрах от начала полета. взлетно-посадочная полоса. Капитан рейса 073 затем неоднократно запрашивал разрешение занять взлетную позицию. Диспетчер старта не смог увидеть со своего рабочего места фактическое положение обоих самолетов и, не разобравшись в ситуации, в нарушение требований управления воздушным движением дал указание рейсу G-73 занять взлетное положение и подготовиться к взлету на курсе 297. °: «191-й, 297, подними, 270, четыре». К этому времени L-410 уже несколько секунд находился на взлетной полосе и разворачивался на взлет по курсу 117°.

Ту-134 разгонялся 26 секунд, достигнув скорости 195 км/ч, когда его экипаж внезапно увидел Л-410 на взлетно-посадочной полосе в 400 метрах впереди. Чтобы избежать столкновения, экипаж рейса 974 немедленно принял решение: Прервать взлет|прервать взлет и съехать влево по боковой полосе безопасности; Немедленно были активированы спойлеры, реверсоры тяги и торможение самолета. Экипаж L-410 также увидел улетающий Ту-134, поэтому сразу же перевел двигатели на взлетный режим и предпринял попытку сместиться вправо, однако самолеты не успели уклониться друг от друга. После 33,5 секунды разгона на скорости 216 км/ч и на высоте 1626 метров от порога взлетно-посадочной полосы правое крыло рейса Су-974 столкнулось с рейсом G-73, затем вывернуло на левую полосу безопасности и остановилось в 514 метрах от места столкновения. и 2140 метров от порога взлетно-посадочной полосы, 48 метров левее ее оси.

На месте крушения пожара не было, но ущерб был очень серьезным. Правое крыло Ту-134 срезало левое крыло Л-410 и прорезало весь фюзеляж по уровню окон; кабина оторвалась, развернулась на 180° и упала на взлетно-посадочную полосу, причем оба винта оторвались и были отброшены на 50 метров. Все находившиеся на борту рейса 073 — оба пилота и 9 пассажиров (8 взрослых и 1 ребенок) — погибли мгновенно. У Ту-134 была повреждена передняя кромка правого крыла, а фюзеляж получил гофры в районе шпангоутов 41-45. Никто из 82 человек, находившихся на борту, не погиб, но из-за полученных повреждений авиалайнер был списан 16 сентября 1982 года.

== Расследование ==
Расследование завершилось следующими выводами:
# Капитан Л-410 не выполнил указания диспетчера такси относительно порядка руления до места ожидания, самостоятельно изменил маршрут руления, грубо нарушил требования НПП ГА-78 и ИПП Сухумского аэропорта, самостоятельно перешел на диспетчер связи нарушил правила радиосвязи и несанкционированно вышел на взлетно-посадочную полосу впереди вылетающего воздушного судна.
# Диспетчер такси не запретил руление по неустановленному маршруту.
# Диспетчер старта дал экипажу Л-410 команду занять взлетную позицию во время взлета Ту-134, а Л-410 уже находился на взлетно-посадочной полосе.
# Диспетчер цепи в нарушение установленной фразеологии радиосвязи разрешил экипажу взлететь по курсу 117°. Эта информация способствовала нарушению экипажем Л-410 схемы руления.
# Руководитель полета не координировал работу смены, не контролировал действия диспетчеров и не обеспечивал соблюдение требований ИПП «Аэропорт Сухуми».

Также установлено, что капитан Л-410 ранее рулил с нарушением схемы с разрешения контролера такси. Ранее в тот же день, выполняя местный рейс из аэропорта Сухуми, он вырулил на взлетно-посадочную полосу по тому же маршруту.

Таким образом, причинами происшествия в Сухумском аэропорту стали несанкционированное занятие взлетно-посадочной полосы экипажем самолета Л-410М при взлете самолета Ту-134А, ненадлежащая организация управления полетами в Сухумском аэропорту, грубые нарушения правил АЭС. ГА-78, НСД ГА-81, Инструкция по производству полетов в районе аэродрома и технология работы руководителя полета, диспетчеров и экипажа Л-410М.

== См. также ==
* Катастрофа в аэропорту Тенерифе — схожие обстоятельства

== Внешние ссылки ==
* * *
Гульрипшинский район
События августа 1982 года
Аварии и инциденты с авиалайнерами, связанные со столкновениями с землей
Аварии и инциденты с участием Ту-134
Аварии и происшествия с участием самолета Let L-410 Turbolet
Авиационные происшествия и инциденты, вызванные ошибкой авиадиспетчера

Подробнее: https://en.wikipedia.org/wiki/1982_Sukh ... _collision
Реклама
Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ, комментарий, отзыв

Изменение регистра текста: 
Смайлики
:) :( :oops: :chelo: :roll: :wink: :muza: :sorry: :angel: :read: *x) :clever:
Ещё смайлики…
   
К этому ответу прикреплено по крайней мере одно вложение.

Если вы не хотите добавлять вложения, оставьте поля пустыми.

Максимально разрешённый размер вложения: 15 МБ.

  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • 1977 г. Праж-Рузин Столкновение аэропорта
    wiki_en » » в форуме Васина Википедия
    0 Ответы
    2 Просмотры
    Последнее сообщение wiki_en
  • Дранда
    wiki_en » » в форуме Васина Википедия
    0 Ответы
    12 Просмотры
    Последнее сообщение wiki_en
  • Кала класса посадочной посадки
    wiki_en » » в форуме Васина Википедия
    0 Ответы
    28 Просмотры
    Последнее сообщение wiki_en
  • Взлетно-посадочная полоса Корстон
    Anonymous » » в форуме Васина Википедия
    0 Ответы
    50 Просмотры
    Последнее сообщение Anonymous
  • Станция аэропорта DFW (значения)
    wiki_en » » в форуме Васина Википедия
    0 Ответы
    30 Просмотры
    Последнее сообщение wiki_en