«История евреев в Дании» началась в 17 веке. Сила еврейской общины достигла своего пика перед Холокостом; датское движение сопротивления смогло эвакуировать около 8000 евреев из Дании морским путем в нейтральную Швецию. В настоящее время еврейское население представляет собой небольшое меньшинство, составляющее около 6000 человек в датском обществе.
== Раннее Новое время и 19 век ==
После окончания Реформации в 1536 году евреям и католикам был запрещен въезд в Данию. Только король Кристиан IV (Дания и Норвегия) | Кристиан IV основал Глюкштадт в 1616 году и в 1619 году разрешил поселиться еврейскому купцу Альберту Дионису. Это было распространено и на некоторых других евреев, община была основана в 1622 году, а в 1628 году ее статус был усилен правом вести частную службу и иметь собственное кладбище. Альберт Дионис добился особого статуса при датском королевском дворе, очевидно, как кредитор для амбициозных проектов. Габриэль Гомес убедил Фридриха III. (Дания и Норвегия)|Фридрих III также разрешил евреям-сефардам оставаться в Дании для своей торговли. В то время въезд был разрешен только евреям-ашкенази, в отличие от сефардов.
Фридрих III установил абсолютную монархию в Дании и поощрял еврейскую иммиграцию для улучшения торговли. Еврейская община возникла в недавно основанном городе Фредерисия в 1682 году, а община ашкенази в Копенгагене — в 1684 году. К 1780 году в Дании проживало около 1600 евреев, к которым допускались только на основании специальных разрешений из-за их личного богатства. Тем не менее, они подвергались социальной и экономической дискриминации и даже были ненадолго вынуждены посещать лютеранские службы в 1782 году. Но они не жили в гетто и имели значительную степень самоуправления.
Евреи начали селиться в Датской Вест-Индии в 1655 году, а первая синагога была открыта в 1796 году. К середине 19 века еврейская община составляла половину белого населения. Один из первых колониальных губернаторов Габриэль Милан был евреем-сефардом.
Когда в конце 18 века Хаскала, еврейское Просвещение, достигла Дании, король провел реформы, облегчающие интеграцию евреев в датское общество. Евреям разрешили вступать в гильдии, учиться в университетах, покупать недвижимость и основывать школы.
Коалиционные войны|Наполеоновские войны привели к полной еврейской эмансипации|эмансипации датских евреев (в отличие от Норвегии, к запрету на въезд в норвежскую конституцию|Норвежская конституция). Тем не менее, в 1819 году в течение нескольких месяцев происходили серьезные антисемитские беспорядки. С другой стороны, датская еврейская культурная жизнь процветала в начале 19 века. Большая синагога Копенгагена стала достопримечательностью. Среди еврейских деятелей (или людей еврейского происхождения) были меценат и редактор Мендель Левин Натансон, писатель Меир Арон Гольдшмидт, основатель Politiken Эдвард Брандес и его брат, литературный критик Георг Брандес. У Нильса Бора тоже были еврейские предки.
== 20 век ==
В начале 20 века в Данию из России прибыло около 3000 еврейских беженцев.
Пришельцы существенно изменили характер датского еврейства. Социалистические бундовцы были менее религиозны, издавался идишский театр и несколько газет на идиш. Во время Первой мировой войны в 1918 году Всемирная сионистская организация учредила центральный офис в Копенгагене для представления требований еврейского народа на Парижской мирной конференции 1919 года. Однако это длилось недолго, и в начале 1920-х годов Дания закрылась для дальнейшей иммиграции. Важным датским евреем того времени был раввин Мордехай Шорнштейн, который позже основал зоопарк в Тель-Авиве-Яффо|Тель-Авиве.
=== Дания во времена немецкого национал-социализма ===
В апреле 1933 года король Кристиан X должен был появиться в копенгагенской синагоге, чтобы отпраздновать ее столетие. Лидеры общины предложили королю отложить свой визит из-за прихода к власти Гитлера. Однако король настоял на своем и стал первым скандинавским монархом, посетившим синагогу. Позже он профинансировал транспортировку датских евреев в свободную Швецию, где они были в безопасности от преследований. Датские политики пытались обеспечить свою независимость и нейтралитет, умиротворяя нацистский режим. После Дании после операции Weserübung 9. После того, как Германия оккупировала его в апреле 1940 года, ситуация стала еще более опасной.
Ситуация достигла апогея в 1943 году, когда Вернер Бест, немецкий губернатор Дании, приказал арестовать и депортировать всех датских евреев. Он должен был начаться 1 октября и совпал с Рош ха-Шана. Но датчан-евреи были предупреждены, и первоначально были арестованы только 202 человека; 7550 евреев бежали в Швецию через Эресунн, только 500 евреев были депортированы в концентрационный лагерь Терезиенштадт. Датские власти часто использовали их от их имени (как и других датчан, находящихся под стражей в Германии), отправляя еду. Из 500 заключенных евреев около 50 умерли во время депортации. Многие датчане-неевреи защищали собственность и дома своих соседей-евреев, пока их не было. После войны многие датские евреи эмигрировали в Швецию, Израиль, Великобританию и США.
См. также «Спасение датских евреев».
См. также Арианизация в Дании.
== 21 век ==
Поскольку в последние годы Дания стала менее религиозной, евреям и другим группам с сильным религиозным наследием, возможно, будет трудно адаптироваться. Неортодоксальные евреи без проблем чувствуют себя в Дании как дома. Еще одним чувствительным вопросом для евреев в Дании является относительно сильная поддержка Палестины (региона)|Палестины в стране.
По данным еврейской общины Дании, в 2020 году в Дании проживало около 6000 евреев, из которых 1700 были членами организации. Большинство датских евреев являются светскими людьми, но имеют культурную связь с еврейской жизнью. Почти все евреи очень интегрированы в основное датское общество.
Сегодня в Дании действуют три действующие синагоги, все в Копенгагене. Самая большая синагога в «Кристальгаде» принадлежит современной православной консервативной общине, которая следует традиционной литургии. Синагога Махсике Хадас — это ортодоксальная синагога иудаизма | Ортодоксальная синагога, и Хабад также присутствует в Копенгагене. Шир Хацафон — реформистская еврейская синагога и община в Дании.
С 2012 года толерантность к еврейскому населению Дании снизилась до более чем 250 000 человек из-за растущих антиизраильских настроений и враждебности со стороны растущей мусульманской иммиграции.
В августе 2014 года Каролинсколен, еврейская школа и детский сад в Копенгагене, подверглась вандализму, когда были разбиты окна и на стенах школы были нарисованы антисемитские граффити, связанные с конфликтом в Газе. Еврейская община Дании сообщила о 29 инцидентах, связанных с конфликтом. 15 февраля 2015 года возле Большой синагоги в Копенгагене произошла стрельба, в результате которой погиб еврей (который обеспечивал безопасность во время бат-мицвы), а двое полицейских получили ранения. Премьер-министр Хелле Торнинг-Шмидт возложила цветы в синагоге. Раввин синагоги Иаир Мельхиор заявил: «Террор – это не повод переезжать в Израиль… Цель террора – изменить нашу жизнь, и мы этого не позволим…»
В 2022 году община отпраздновала 400-летие сообщества вместе с королевой Маргретой II.https://fr.timesofisrael.com/danemark-l ... dhistoire- juive-dans-le-pays/
== Литература ==
* Герман Вайс (историк) | Герман Вайс: «Дания». В: Вольфганг Бенц (редактор): «Измерение геноцида». Verlag Oldenbourg, Мюнхен 1991, ISBN 3-486-54631-7, стр. 167 и далее.
* Йорген Х. Барфод и др.: «Короли и граждане: история евреев в Дании, 1622–1983», Нью-Йорк, Еврейский музей, 1983, ISBN 978-08-733-4022-9.
* *
== Индивидуальные квитанции ==
Категория:История евреев по штатам|Дания
Категория:История Дании
Категория:Иудаизм в Дании|!
Подробнее: https://de.wikipedia.org/wiki/Geschicht ... 3%A4nemark
История евреев в Дании ⇐ Васина Википедия
-
Автор темыwiki_de
- Всего сообщений: 42493
- Зарегистрирован: 13.01.2023
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение