«Крушение Як-40 под Батуми» — авиационная катастрофа, произошедшая 15 июля 1975 года в горах недалеко от Батуми с участием самолета Як-40 авиакомпании «Аэрофлот», в результате которой погибли 40 человек.
== Самолет ==
Як-40 с бортовым номером 87475 (заводской номер 9442037, заводской номер 37-20) был изготовлен Саратовским авиационным заводом 10 декабря 1974 года и передан Министерству гражданской авиации СССР, которое присвоило его 1-му Ереванскому авиационному полку. Подразделение Управления гражданской авиации Армении. На момент катастрофы самолет налетал 1244 часа и совершил 1151 посадку.
== Несчастный случай ==
Самолет выполнял рейс Е-15 из Еревана в Батуми, пилотируемый экипажем 113-й летной эскадрильи в составе капитана (КВС) Сурена Аветисовича Нерсесяна, второго пилота Эдуарда Арташесовича Овсепяна и бортинженера Геннадия Владимировича Азизяна. Также в кабине находился проверяющий старший летчик-инструктор МГА Николай Александрович Логинов. В состав бортпроводника входила стюардесса Римма Мисаковна Микаэлян. Всего на борту находились 35 пассажиров, в том числе 23 взрослых и 12 детей.
В 12:18 мск|МСК рейс Е-15 вошел в воздушное пространство аэропорта Батуми и экипаж установил связь с диспетчером. Диспетчер дал разрешение на снижение до 300 метров для четвертого разворота и обеспечил условия посадки с магнитным курсом 127°. В 12:25 диспетчер сообщил о погодных условиях: облачность с нижней границей 420 метров, рассеянная облачность 300 метров, видимость 5 километров, ветер восточный (195°) 5–8 м/с. Хотя эти условия были выше минимума, реальная погода значительно ухудшилась: видимость составила 3 километра, а нижняя граница облаков - 200 метров.
Когда самолет находился в 11 км от аэропорта, диспетчер разрешил четвертый разворот и сообщил о обратном курсе 139°, поскольку самолет находился в 2 км левее курса захода на посадку. В 12:29:35 диспетчер сообщил экипажу, что расстояние от аэропорта составляет 5 километров. Як-40 находился между береговой линией и порогом ВПП, в 1300 метрах от порога ВПП, когда бортовой контролер сообщил диспетчеру об уходе на второй круг. По словам очевидцев, самолет пролетел над точкой в 2700 метрах северо-западнее (азимут 307°) порога взлетно-посадочной полосы, практически на посадочном курсе с левым разворотом. В этот момент произошло последнее сообщение диспетчера экипажу: «Можно ли сделать визуальный заход на посадку?». ''"Да, визуальный подход."''. После этого самолет, все еще находясь в облаках, пролетел над горой Анарией. При повторной попытке диспетчера связаться с экипажем через 170 секунд ответа не последовало.
Очевидцы сообщили, что Як-40 сделал правый разворот над чайным заводом (9 километров от ориентира аэропорта) по долине реки Королисцкали, затем повернул налево по магнитному курсу 60° и продолжил движение в этом направлении. Примерно через 1000–1500 метров Як-40 начал разворот вправо с набором высоты, когда в 12:34, на высоте 550 метров над уровнем моря, с курсом 84°, правым креном 20° и углом атака под углом 14°, он столкнулся с горой высотой 594,6 метра в 15 километрах от аэропорта. Самолет взорвался и загорелся при ударе, в результате чего погибли все 40 человек, находившиеся на борту.
== Причины ==
По версии следствия, информация о погоде, предоставленная диспетчером экипажу, не соответствовала реальным условиям. Руководитель полетов знал, что погода, о которой сообщила AMSG в 12:15, была ниже минимальной, но не принял мер по направлению самолета на запасной аэропорт. Экипаж, в свою очередь, инициировал уход на второй круг с высоты 150 метров и 1300 метров от порога ВПП, вероятно, из-за ухудшения видимости на конечном заходе на посадку. Затем экипаж вошел в облака в гористой местности и решил попытаться выполнить второй заход на посадку без достаточных условий для визуального полета. Решение о наборе высоты и переходе на правила полета по приборам было принято слишком поздно, что привело к столкновению с горой. Сам самолет до столкновения был полностью работоспособен и отказов не имел.
Основной причиной катастрофы стало значительное отклонение траектории полета самолета от установленной при уходе на второй круг.
Способствующие факторы:
# Экипажу предоставлена неверная информация о видимости (5 километров вместо 3 километров), при этом минимальная видимость в аэропорту установлена на уровне 5 километров, а также отсутствие непрерывного радиолокационного контроля при уходе на второй круг.
# Недостаточное метеорологическое обеспечение полета на аэродроме, в том числе нечастые 15-минутные метеонаблюдения.
# Отсутствие в схеме и инструкциях по производству полетов особенностей местности выше 200 метров на расстоянии 5 километров от схемы, при фактической высоте 410 метров.
== Ссылка ==
События июля 1975 года
Батуми
Аварии и инциденты с участием самолета Як-40
Авиационные происшествия и инциденты, связанные с управляемым полетом на местности
1975 г. в Грузии (страна)
Подробнее: https://en.wikipedia.org/wiki/Aeroflot_Flight_E-15
Рейс Аэрофлота Е-15 ⇐ Васина Википедия
-
Автор темыwiki_en
- Всего сообщений: 80813
- Зарегистрирован: 16.01.2024
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение