*Индо-Пакистанская война 1965 года
**Индо-Пакистанская воздушная война 1965 года
Коммодор авиации Масрур Хосейн Ситара-и-Пакистан | SPk (урду:
24 мая 1967 года, когда он приближался к взлетно-посадочной полосе 27 на базе ВВС Маурипур на своем B-57 Canberra на малой высоте, стервятник врезался в лобовое стекло и мгновенно убил выдающегося пилота. Самолет на высокой скорости врезался в землю, его обломки разлетелись по обширной территории, но больше никто не погиб. Смерть Масрура стала крупной потерей для ВВС Пакистана: он был упомянут в дневнике фельдмаршала Аюб Хана, а бывший главнокомандующий ВВС Асгар Хан написал некролог Масруру, своему близкому другу.
24 мая 1968 года база ВВС Маурипур была переименована в базу ВВС Масрур в его честь.
==Молодость==
Масрур Хосейн родился 29 декабря 1922 года в бенгальской мусульманской семье в семье Мансура Хосейна и Кудсии Бегум. Младший брат Масрура, Хуршид Хайдер (1925–1995) был генерал-майором пакистанской армии.
==Личная жизнь==
Масрур женился на Мехр Нигар Абдул Азиз в 1962 году. Она была дочерью Махмуда Джахана и ее мужа, известного писателя урду, хана Бахадура Абдул Азиза, более известного под псевдонимом «Фалак Пайма». Пара была близким другом Каид-и-Азама и Фатимы Джинны.
У Масрура и Мехра было двое детей: дочь Джоли Асфарин и сын Фарид Масрур Хосейн. Мехр был ведущим хореографом Пакистана и директором Академии искусств Пакистанских международных авиалиний | PIA, когда Асгар Хан возглавлял авиакомпанию в 1968. Мер преподнес букет королеве Елизавете II во время культурной выставки PIA «Сыны реки».
Мехр умерла от неизлечимого рака в 1986 году, вскоре после завершения работы над книгой «Тени времени: роман», которая была посмертно опубликована в 1987 году.
Двоюродный брат Масрура, генерал-майор С. Ваджахат Хусейн, служил в пакистанской армии. Племянник Масрура, капитан Сайед Хасан Захир
==Карьера в Королевских ВВС Индии==
Масрур был зачислен в Королевские ВВС Индии 4 сентября 1944 года в составе 26-го курса начального учебного крыла в Пуне.
===Авария===
12 февраля 1947 года Масрур взлетел на Spitfire FR Mk XIV с базы ВВС Амбала. Двигатель заглох в воздухе, и самолет приземлился на брюхо недалеко от Низампура, Панипат, в 8 милях от взлета.
Принудительная посадка на брюшко серьезно повредила фюзеляж из-за скольжения самолета по неровной земле на большой скорости. Самолет был поврежден и не подлежал ремонту, и Масрур выжил.
==Карьера в ВВС Пакистана==
После раздела Британской Индии ВВС получили восемь самолетов Tiger-Moth из начальной летной школы RIAF в Джодхпуре. Команда, состоящая из командира эскадрильи Стивена Аратуна Джозефа, летных офицеров Масрура Хосейна и Зафара Чаудри, офицеров-кадетов Салим-эль-Эдрооса, Асафа Хана Чаудри и С.М. Ахмаду было поручено переправить их в Рисалпур. После брифинга лидера формирование стартовало рано утром 12 сентября 1947 года.
Редко когда стажерам с опытом налета менее ста часов приходилось перегонять самолеты по длинному и сложному маршруту. Более того, самолеты должны были летать строем, а курсанты не практиковались в полете строем. На третьей остановке в Навабше, несмотря на удушающую жару, тысячи людей собрались на аэродроме. Тот факт, что самолет теперь принадлежал Пакистану, чрезвычайно взволновал толпу. Ночь они провели в местном доме отдыха.
На следующее утро, через 20 минут после вылета в Джейкобабад, самолет Стивена Аратуна Джозефа совершил вынужденную посадку в пустыне из-за «заглохшего двигателя». Остальные шесть самолетов продолжили путь в Мултан через Ханпур, едва прибыв до захода солнца. При приземлении самолет кадета Чаудри получил повреждения, в результате чего в рабочем состоянии осталось только пять Tiger-Moth.
Достигнув Мианвали утром 14 сентября 1947 года, сопровождающий экипаж «Дакоты» сообщил им, что в топливном баке лидера самолета был обнаружен сахар, что привело к отказу двигателя. При проверке у трех самолетов были обнаружены фильтры, забитые сахаром. Вылет в Рисалпур в таких условиях был бы катастрофой. Самолет, которым управлял покойный Масрур Хосейн, был единственным, который был признан исправным, и был доставлен в Рисалпур и приземлился там во второй половине дня.
21 марта 1948 года в Лахоре было проведено авиашоу, призванное способствовать популяризации RPAF среди пакистанцев. В формировании приняли участие флайт-лейтенант Абдул Наим Азиз, флайт-лейтенант Абдур Рахим Хан, фланг-лейтенант Масрур Хосейн и фланг-лейтенант FS Хусейн.
Лейтенант Масрур был среди нескольких офицеров ВВС Великобритании, которых отправили в Центральную летную школу Королевских ВВС в Англии. Здесь Масрур выиграл приз Кларксона по высшему пилотажу 12 февраля 1949 года.
Масрур был назначен командиром 14-й эскадрильи ВВС США в ноябре 1951 года.
Офицеры ВВС прибыли в Пойнт-Кук, Австралия, 13 июня 1952 года с визитом доброй воли. За время своего пребывания они сыграли несколько хоккейных матчей по всей Австралии и объехали все столицы. Капитан группы А. Эрл, исполняющий обязанности командира RAAF Point Cook, приветствовал командира эскадрильи Масрура Хосейна, офицера, отвечающего за группу посетителей.
3 июня 1961 года Масрур стал командующим базой ВВС Маурипур.
==Война 1965 года==
Коммодор авиации Масрур сыграл решающую роль в управлении и руководстве воздушными операциями ВВС во время индо-пакистанской войны 1965 года. Он руководил штабом главного радиолокационного центра, расположенного на базе ВВС Сакесар в центральном секторе.
Все станции ВВС были приведены в состояние повышенной боевой готовности в ожидании потенциального нападения ВВС Индии, что заставило Пакистан сосредоточить значительное внимание на противовоздушной обороне. Первоначально для этой цели было зарезервировано около 40% истребительной авиации ВВС США. Этими усилиями руководил коммодор авиации Масрур Хусейн, который отвечал за противовоздушную оборону штаба (PAF) в Равалпинди. Оставшимися «Сэйбрами» руководил помощник начальника штаба авиации (оперативные операции) Абдур Рахим Хан. Оба офицера напрямую подчинялись главнокомандующему ВВС Нур Хану, который находился в тесном контакте с президентом Аюб Ханом и штабом пакистанской армии.
Граница ответственности между оператором ACAS Абдур Рахим Ханом и AOC противовоздушной обороны Масруром была несколько неоднозначной. Однако эта проблема была решена решением Нур Хана о передислокации группы ПВО СУП в наземный центр управления перехватом | GCI в Сакесаре. Этот шаг позволил командиру авиации Масруру Хусейну использовать свой опыт для непосредственной оценки воздушной ситуации с помощью радара Сакесар, что способствовало быстрому принятию тактических и защитных мер.
10 сентября 1965 года лейтенант-лейтенант Сайед Назир Ахмед Джилани и Аманулла Хан вступили в бой с тремя оставшимися Охотниками, к которым позже присоединились четыре Комара. Пока Джилани маневрировал по кругу с одним Охотником, Аманулла Хан оставался рядом, пока на него не напал Комар, заставив его уклониться. Он едва избежал огня второго Охотника. В конце концов, лейтенанту Джилани удалось перехитрить своего противника. Он выпустил шквал бронебойных и зажигательных снарядов с близкого расстояния, в результате чего Охотник рухнул в огне и потерял контроль.
Оставшиеся самолеты ВВС США вышли из боя и исчезли после окончания боя. Командир авиации Масрур Хосейн, наблюдавший за боем из Сакесара, призвал самолеты ВВС преследовать самолеты ВВС, но быстро наступила темнота, и самолеты ВВС исчезли из поля зрения. 'Как вы попали на?' Командир авиации Масрур обратился по радио к вернувшимся пилотам.
«У меня есть «Охотник», — ответил командир эскадрона Шарбат Али Чангзи.
«У меня тоже есть Hunter», — добавил лейтенант Сайед Назир Ахмед Джилани.
«Я был спасен», — заметил лейтенант Аманулла Хан.
В результате Ташкентской декларации война закончилась, и Масрур заявил, что Пакистан полностью осуществит вывод войск, и выразил надежду, что Индия тоже это сделает.
===Смерть===
24 мая 1967 года Саджад Хайдер пристегнул Масрура к своему F-86 Sabre на базе ВВС Самунгли, где Масрур предупредил его: «Вы напугали генерала Джеханзеба во время учебных учений по атаке; будьте очень осторожны с большими стервятниками здесь». Это предупреждение оказалось пугающе пророческим.
После приземления на базе ВВС Маурипур Масрур пересел на ожидающий B-57 Canberra. Во время отработки имитации атаки большой стервятник ударил в купол Масрура, мгновенно убив его и вызвав крушение самолета в Карачи. Саджад пишет, что Масрур мог бы стать следующим главнокомандующим ВВС после Абдур Рахим Хана.
Бывший главнокомандующий ВВС [Асгар Хан написал некролог своему младшему коллеге и близкому другу Масруру. «После гибели в авиакатастрофе коммодора авиации Масрура Хосейна ВВС Пакистана потеряли одного из своих лучших офицеров. Исключительный пилот и выдающийся спортсмен, он на протяжении всей своей карьеры с отличием выполнял все задания. У него был редкий личный опыт. обаяние и обаяние.
Человек многих качеств, он всегда устанавливал самые высокие стандарты профессионального поведения. На службе, богатой талантами и традициями, он выделялся как человек, которому другие могли подражать. Всегда откровенный и честный в своих взглядах, он привнес в службу освежающую откровенность, которая поднимала тон любой дискуссии, в которой он принимал участие. Его качеств было так много, что если и можно сказать о каком-либо человеке, то уж о нем, конечно, можно сказать, что он действительно был «полноценным» офицером. В службе, закаленной такими потерями и закаленной боевым опытом, кончина ни одного человека не считается невосполнимой потерей. Я не сомневаюсь, что ВВС Пакистана со временем подготовят офицера, который приобретет отличие и способности. что он проявил в профессиональной сфере.
Однако я уверен, что немногие проявят те человеческие качества, которые сделали его такой редкой фигурой среди современников. Возможно, вполне уместно, что он умер так, как жил, в среде, которой он отдал более 23 своих лучших лет, и в служении, в развитие которого он внес столь заметный вклад.
У него осталась молодая и талантливая жена и двое очаровательных детей. Я надеюсь, что они перенесут эту утрату так, как ему хотелось бы, потому что, когда пройдет первоначальный шок от этой трагедии, они будут дорожить памятью о муже и отце, чью утрату многие другие сегодня оплакивают вместе с ними». ref name="PT"/>
==Награды и награды==
(''Nishan-e-Pakistan#Grades|Кавалер
Ордена Пакистана'')
'''1939–1945'''
''(Пакистанская медаль)''
'''1947'''
''(Памятная медаль Республики)''
'''1956'''
''(Боевая Звезда 1965)''
''(Военная медаль 1965 г.)''
1922 рождения
1967 смертей
Офицеры ВВС Пакистана
Пакистанские летчики-асы
Персонал ВВС Пакистана
Пакистанские летчики-испытатели
Рекордсмены пакистанской авиации
Жертвы авиационных происшествий или происшествий в 1967 г.
Участники индо-пакистанской войны 1965 года
Подробнее: https://en.wikipedia.org/wiki/Masroor_Hosain
Масрур Хоссейн ⇐ Васина Википедия
-
Автор темыwiki_en
- Всего сообщений: 80749
- Зарегистрирован: 16.01.2024
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение