Св. Онуфриев монастырь в Яблечне.Васина Википедия

Новости с планеты OGLE-2018-BLG-0677
Что вы не только не знали, но и не хотели знать
Ответить Пред. темаСлед. тема
Автор темы
wiki_en
Всего сообщений: 21924
Зарегистрирован: 16.01.2024
 Св. Онуфриев монастырь в Яблечне.

Сообщение wiki_en »

* Часовни:
Часовня Святого Духа в Яблечне|Часовня Святого Духа
Часовня Успения Пресвятой Богородицы в Яблечне|Часовня Успения Пресвятой Богородицы< бр />ул. Часовня Афанасия Брестского
'''Св. Онуфриев монастырь''' — ставропигия Восточного Православия|Православный мужской монастырь в Яблечне, под юрисдикцией Польской Православной Церкви.

Монастырь был основан не позднее конца 15 века. По преданию, его учреждение было обусловлено чудесным явлением иконы Онуфрия|Св. Онуфрий над Бугом (рекой)|Река Буг. Благодаря последовательным пожалованиям земли от последующих владельцев Яблечны, монастырь стал важным центром православного богослужения на Хелмщине. После Брестской унии монахи Яблечны отказались принять ее положения и, несмотря на давление, остались православными, оставаясь важным центром несогласных до падения Речи Посполитой. Положение монастыря претерпело полное изменение после трёх разделов Польши и учреждения Конгресса Польши в личной унии с Россией. С этого времени монастырь находился при финансовой поддержке российских властей и по их повелению занимался пропагандой православия и русификацией Хелмской земли, особенно после преобразования Хелмской епархии в 1875 году. Это было одной из причин, по которой монахи занимались общественная и просветительская деятельность. Однако низкий уровень образования монахов, их недостаточная численность, а также то, что большинство из них не были русской национальности, означали, что монастырь не выполнил возложенные на него задачи по пропаганде русскости и православия среди населения Хелма. Земля.

Несмотря на ограничения, введенные властями независимой Польши в связи с ролью монастыря во время разделов, монастырь действовал на протяжении всего межвоенного периода. Во время Второй мировой войны он был сожжен в 1942 году немецким пограничником. Однако формально он не прекратил свою деятельность и продолжал действовать на протяжении всего периода существования Польской Народной Республики, несмотря на тяжелые материальные условия (по приказу сталинской власти он лишился всего своего имущества, кроме жилых зданий и церквей), как единственный мужской монастырь Польской Православной Церкви.

С 1999 года он имеет статус ставропигиального монастыря и подчиняется непосредственно Митрополиту Варшавскому и всея Польши, который управляет общиной через своего представителя. При монастыре также имеется приход, настоятелем которого является представитель монастыря.
== История ==

=== Начало ===
По преданию, первая монашеская община в Яблечне была основана, когда икона Онуфрия|Св. Онуфрий поплыл по Бугу | Бугу до села. По этой причине он стал покровителем монастыря.
В более древней литературе по данной теме (работы рубежа XIX и XX веков) встречаются мнения, относящие основание монастыря к XVI веку (по мнению разных авторов, либо к его началу, либо ближе к концу).< ссылка>
Некоторые авторы, действовавшие на рубеже 19 и 20 веков, относили основание монастыря в еще более отдаленное прошлое, указывая на середину 13 века (о. Ф. Горбачовский).
=== Растущее значение монастыря как центра богослужения ===
От 1527 года имеется документ, подтверждающий участие паломников из Берестечка в престольном празднике монастыря. Весь XVI век был периодом постепенного повышения авторитета монастыря.
Последующие владельцы Яблечны – семьи Забжезинских, Насут, Боговитыновичей, Богушей, Проньских, Лещинских, Сапег и Коденских – поддерживали монастырь материально. На полученные гранты монастырь приобрел 1400 гектаров пашни, лесов и лугов по обоим берегам реки Буг. Особыми благотворителями монастыря были Теодора Андреевна Боговитынович (урожденная Сангушко). и ее дочь Теодора Боговитынович, позже Проньская, которая оставалась покровительницей общины даже после того, как ее муж обратился в католицизм.
=== От заключения Брестской унии до падения Речи Посполитой ===
Монахи Яблечного монастыря не приняли положения Брестской унии, и монастырь стал центром православного сопротивления против ее реализации.
В 1670 году Яблечненский монастырь стал последним православным пастырским форпостом в регионе. Когда монастырь св. Николая в Мельцах принял положения Унии, филиалом которой была Яблечнская община, с помощью владельца Яблечны Анджея Лещинского монахи перешли под прямую юрисдикцию православных епископов Луцка. После присоединения Луцкой епархии к униатской церкви наместником монастыря стала Киевская православная митрополия. Престиж монастыря среди православного населения рос по мере увеличения количества монастырей этой конфессии в Содружество уменьшилось.
Положение монастыря коренным образом изменилось в 1699 году, когда имения Яблечны приобрел Кароль Станислав Радзивилл (1669–1719) | Кароль Станислав Радзивилл, католик (в отличие от предыдущих владельцев села). Семья Радзивиллов оказывала сильное давление на монастырь, чтобы тот присоединился к униатской церкви,
В описании монастыря 1775 года указано, что он представлял собой деревянный трехкупольный храм длиной 36 локтей (21 метр), шириной 27,5 локтей (16 метров) и высотой 53 локтя (31,5 метра). Отдельные постройки включали колокольню, трапезную с церковью, пекарню и кухню. На северо-востоке находился дом аббата. Семь монашеских келий располагались в двух корпусах южнее, одна – в колокольне. У монахов также были зернохранилище, два продовольственных склада, две конюшни и баня.
=== Период разделов ===

==== 1795–1875 ====
В результате положений Третьего раздела Польши Хелмская земля оказалась в пределах Австрии, а это означало, что монастырь в Яблечне перешел под юрисдикцию Буковинской митрополии.
Согласно описанию 1835 года, монастырю принадлежало 45 дес. земли на левом берегу Буга и 46 дес. лугов на правом берегу. Из-за очень плохого технического состояния монастырских построек в 1838 году начались работы по строительству нового жилого дома для монахов, церкви Св. Онуфрия, колокольни и окружающей стены. По словам Гжегожа Куприановича, инициатором этих работ был епископ Антоний (Рафальский)|Антоний Варшавский.
В 1857 году в монастырской школе обучались 24 ученика.
В докладе Архиепископа Варшавского Святейшему Синоду монастырь в Яблечне был описан как центр высокого духовного уровня.
В 1862 году в монастыре была организована и иконописная школа, но период ее деятельности не установлен. Преподавателем иконописи служил иеромонах Палладий, а в первый год В работе школы приняли участие 13 учащихся общеобразовательной школы монастыря. По словам отца Железняковича, курсы иконописи длились недолго, поскольку в документах, начиная с 1868 года, о них нет упоминаний.
Во время Январского восстания в монастырь в поисках денег ворвался отряд польских повстанцев. Боевики сорвали ход вечерней службы и уничтожили часть убранства церкви Святого Онуфрия.
В 1863 году в монастыре проживало 10 монахов и 8 братьев-мирян. В школе, которой они руководили, обучалось 38 учеников, 14 из которых были католиками.
==== 1875–1915 ====
В 1875 году в монастыре проживало 10 монахов и 6 братьев-мирян. До конца десятилетия это число претерпело лишь незначительные колебания.
С 1876 по 1880 год проводились дальнейшие расширения и обновления монастыря, в том числе строительство двухэтажного жилого корпуса для монахов. В 1880-е годы русло реки Буг также было изменено. изменились, в результате чего монастырь оказался на левом берегу реки.
В 1881 году архиепископ Варшавский Леонцюс (Лебединский)|Леонцюс обратился к Святейшему Синоду с просьбой причислить Яблечненский монастырь к числу первоклассных монастырей в связи с его историческим и современным значением. В том же году община Яблечны состояла из 9 монахов и 23 братьев-мирян. В январе 1882 года эта просьба была рассмотрена положительно.
С 1905 года монастырь принадлежал вновь созданной Хелмской епархии. Учитывая тот факт, что толерантный указ того же года привел к обращению из Православной Церкви в католицизм примерно 180–200 тысяч бывших униатов, Яблечненскому монастырю отводилась еще большая роль в пропаганде православия и русской идентичности. Однако епископ Евлогий Георгиевский|Евлогий Хелмский, особенно занимавшийся распространением православия на Хелмщине и деятельностью по русификации, утверждал, что монастырь не в состоянии выполнить поставленные перед ним задачи. Он особо подчеркнул, что среди монахов нет священнослужителей со средним образованием. Поэтому в 1906 году возникли соображения о закрытии монастыря в связи с невыполнением им своих задач.
В ночь с 5 на 6 августа 1906 г. монастырь подвергся нападению неизвестных вооруженных преступников, однако существенных потерь он не понес.
В 1907 году, после направления архимандрита Иосифа на служение в Великий Новгород|Новгород, община избрала его преемником архимандрита Серафима (Остроумова). До этого настоятели назначались сверху Синодом. В данном случае в январе следующего года оно лишь подтвердило решение монахов.
В 1913 году община насчитывала 80 монахов и братьев-мирян, а в 1914 году она сократилась до 68.
В 1911 году, помимо существующей монастырской школы, монахи открыли двухклассную школу в деревне Отоки Опольского воеводства|Отоки, где обучалось 62 ребенка, и нижнюю одноклассную школу в Яблечне, рассчитанную на 60 человек.
22 декабря 1914 года в монастыре вспыхнул пожар, полностью уничтоживший здание аптеки и амбулатории.
=== Межвоенный период ===
1 августа 1915 года большинство монахов, за исключением иеромонаха Хиоба (Дычко), ушли в ссылку, взяв с собой икону святителя Онуфрия. Они добрались до Москвы и поселились в Богоявленском монастыре, где их принял епископ Трифон (Туркестанов), до этого несколько раз посещавший Яблечну.
Монахи вернулись в Яблечну в 1918 году.
В 1924 году число монахов, проживающих в монастыре, было ограничено четырьмя, а земля, отобранная у местных католиков, была официально конфискована. В межвоенный период велись разговоры о ликвидации монастыря и размещении в его зданиях воинской части. В 1921 году люблинский губернатор выступил с ходатайством о закрытии монастыря, обвинив монахов в антигосударственная деятельность. С 1924 по 1927 год в Яблечне недалеко от монастыря действовал приют для православных детей, перенесенный из Отвоцка. На протяжении всего существования монастыря у монахов оставался конфликт с его директором Алексеем Тарасовым, который препятствовал монахам пользоваться помещениями и инвентарем монастыря.
В 1929 году монахи из Яблечны открыли в монастыре дом для отставных православных священнослужителей. С 1934 года они также организовали двухгодичные курсы для псалмопевцев, а с 1936 года для диаконов|дьяконов, а незадолго до начала Второй мировой войны они открыли религиозный педагогический институт. В 1930-е годы настоятели монастыря планировали сделать просветительскую и благотворительную деятельность основным направлением своей социальной работы.
В 1929 году в монастыре проживало девять монахов. К 1935 году это число увеличилось до пятнадцати.
В конце 1930-х годов монастырский комплекс состоял из четырех церквей (двух часовен, церкви Св. Онуфрия, домовой часовни Св. Иоанна Богослова), настоятельского дома, кирпичного жилого дома, паломнического дома, зернохранилища, конюшня, три коровника, дом во фруктовом саду и разрушенный жилой дом, ремонт которого не проводился из-за отсутствия средств.
=== Вторая мировая война и первые послевоенные годы ===
После нацистской агрессии в Польше в 1939 году монастырь в Яблечне перешел в пределы Генерал-губернаторства. Река Буг служила границей между Генерал-губернаторством и Советским Союзом до 1941 года, поэтому на территории монастыря располагалась немецкая военная гауптвахта.
В результате обмена населением между Польшей и Советской Украиной | депортации украинского населения в СССР, а затем операции «Висла» количество православных украинцев, проживающих в Хелмщине, сократилось почти до нуля. Следовательно, большинство приходов Польской Православной Церкви в регионе также были ликвидированы. Епископ Тимофей (Шреттер), который согласился с этим решением Польского комитета национального освобождения, управлял православными структурами в Люблинском воеводстве и просил не закрывать монастырь в Яблечне.
В 1962 году в монастыре проживали три монаха и трое мирян.
=== 1970–1989 ===
8 февраля 1970 года настоятелем монастыря стал архимандрит Савва Грицуняк. Он завершил ремонтные работы в монастыре, а затем способствовал переселению высших классов Православной духовной семинарии в Варшаву.
С 1984 по 1987 год в монастыре проживал только один монах.
В 1989 году была основана Люблинско-Хелмская православная епархия. Два года ее штаб-квартира располагалась в Яблечнском монастыре.
=== Новое время ===
В ночь с 21 на 22 сентября 1990 г. из монастыря были украдены икона Святого Онуфрия и Яблечнская икона Божией Матери. Монастырь вернул их себе в августе 1994 года, заплатив выкуп в размере 10 000 долларов. Изображения снова были помещены в монастырскую церковь 4 и 5 сентября 1994 года, и в ознаменование этого события был устроен местный праздник. установлен праздник обретения икон святителя Онуфрия и Божией Матери, отмечаемый в первое воскресенье сентября. В этом же году в монастыре был открыт епархиальный музей. Монахи управляют фермой,
В 1995 году в монастыре проживало 15 монахов. Через четыре года он получил статус ставропигии и перешел под прямое управление митрополитов Варшавских и всея Польши.
В 2016 году была проведена капитальная реконструкция домового храма Иоанна Богослова. После завершения работ 18 сентября 2016 года храм был освящен митрополитом Саввой.
В 2022 году в монастыре проживало шесть монахов.

Цели деятельности общины сформулированы следующим образом:Молитва и труд, медитация, а также сохранение и укрепление православной веры в Подляском воеводстве.

== Настоятели монастыря ==
Из-за неполной сохранности монастырского архива известны не все личные данные настоятелей Яблечного монастыря. Первым известным настоятелем общины по имени был Кирилл (Манцевич), занявший этот пост в 1527 году.
Настоятели Яблечнского монастыря до 1832 года обычно носили титул игумена (кроме монаха Яна, временно прибывшего из Киева в 1770 году). Начиная с упомянутого года, когда настоятелем стал Иоанниюш (Мосаковский), до Второй мировой войны они обычно получали титул архимандрита. После Второй мировой войны из-за материальных и кадровых трудностей монастыря до 1955 года им управляли исполняющие обязанности настоятелей, один из которых, отец Николай Смольский, был овдовевшим священником без монашеского обета.
С тех пор как монастырю был присвоен статус ставропигии, его номинальным главой всегда был митрополит Варшавский и всея Польши, который назначает заместителя для эффективного руководства общиной. С 15 октября 2019 года эту должность исполняет иеромонах, впоследствии игумен, затем архимандрит
== Архитектура ==
Главная церковь монастыря посвящена святому Онуфрию. Он был построен в 1838–1840 годах в форме греческого креста.
Рядом с церковью находится колокольня.

В зимние месяцы роль главного монастырского храма берет на себя домовая церковь Иоанна Богослова, расположенная в одном из кирпичных корпусов монастыря. В нем находится одноярусный иконостас начала 20 века.
За монастырской стеной находятся две деревянные часовни начала ХХ века: Успения Пресвятой Богородицы и Святого Духа. Первый построен в плане прямоугольный, второй — в форме креста; оба покрыты листовым металлом и увенчаны луковичными куполами (у первого их пять, у второго – один). Под крышей часовен находится только алтарное пространство – во время богослужений верующие собираются снаружи, лицом к зданиям. В часовне Успения Божией Матери находится одноместный храм. Ярусный иконостас выполнен в Москве, а остальное убранство церкви состоит из 12 икон.
Монастырский комплекс в Яблечне был внесен в Список реестров наследия | реестров наследия 12 марта 1966 г. (снова 18 августа 1972 г. и 19 апреля 1985 г.) под номером A/14.
== Значки ==
Особо почитаемыми среди православных верующих в Польше являются Яблечнская икона Божией Матери и икона святого Онуфрия, хранящиеся в иконостасе главного храма. Образ покровителя монастыря, по мнению искусствоведов, датируется XII-XIII веками. Картина написана на панели из кипариса с подложкой мелом. Онуфрий|Св. Онуфрий изображен стоящим, в одной набедренной повязке, с седой бородой, доходящей ниже колен. На заднем плане видны очертания ландшафта вдоль реки Буг.
Яблеценская икона Божией Матери также датируется XII–XIII веками. На нем изображена Мария, мать Иисуса | Мария с Младенцем Иисусом, которую она держит в левой руке, а ее правая рука указывает на Него. Рядом с ними фигуры архангелов Гавриила и Михаила (архангела)|Михаила. Раму иконы образуют фигуры ветхозаветных пророков, предсказывающих пришествие Спасителя. Поэтому это изображение также известно как «Исполнение пророческих предсказаний».

С 1990 по 2010 год в монастыре хранился список Турковицкой иконы Божией Матери, считающейся чудотворной. В 2010 году он был передан женскому монастырю в Турковицах Люблинского воеводства | Турковице.


== Библиография ==

* * * *
История восточного православия
Православные монастыри в Польше
Польская Православная Церковь
Реклама
Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ, комментарий, отзыв

Изменение регистра текста: 
Смайлики
:) :( :oops: :chelo: :roll: :wink: :muza: :sorry: :angel: :read: *x) :clever:
Ещё смайлики…
   
К этому ответу прикреплено по крайней мере одно вложение.

Если вы не хотите добавлять вложения, оставьте поля пустыми.

Максимально разрешённый размер вложения: 15 МБ.

  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Вега монастырь
    wiki_de » » в форуме Васина Википедия
    0 Ответы
    0 Просмотры
    Последнее сообщение wiki_de
  • Монастырь Тегеняц
    wiki_en » » в форуме Васина Википедия
    0 Ответы
    2 Просмотры
    Последнее сообщение wiki_en
  • Монастырь Любви
    wiki_en » » в форуме Васина Википедия
    0 Ответы
    0 Просмотры
    Последнее сообщение wiki_en
  • Монастырь Тазерт
    wiki_en » » в форуме Васина Википедия
    0 Ответы
    0 Просмотры
    Последнее сообщение wiki_en
  • Уолсингемский монастырь
    wiki_de » » в форуме Васина Википедия
    0 Ответы
    0 Просмотры
    Последнее сообщение wiki_de