Судебник (Датастанагирк) Мхитара ГошаВасина Википедия

Новости с планеты OGLE-2018-BLG-0677
Что вы не только не знали, но и не хотели знать
Ответить Пред. темаСлед. тема
Автор темы
wiki_en
Всего сообщений: 21432
Зарегистрирован: 16.01.2024
 Судебник (Датастанагирк) Мхитара Гоша

Сообщение wiki_en »

'''''Свод законов [Датастанагирк'] Мхитара Гоша:''''' сборник средневековых армянских феодальных законов, составленный Мхитаром Гошем в конце XII века
Кроме того, в произведения Мхитара входили произведения других авторов; например, переводы сирийско-римских законов в Своде законов не были автором Мхитара Гоша.

В XIII веке в Армянском Киликийском королевстве Кодекс законов приобрел силу закона. В 16 веке он был принят польским королем Сигизмундом I для армянских колоний во Львове, Каменце-Подольском|Каменце-Подольском и других городах. Отдельные части Кодекса законов были переведены на латынь, польский язык|польский и татарский язык|татарские языки. В 18 веке Кодекс законов Мхитара Гоша стал частью грузинского законодательства, известного как Кодекс Вахтанга (свод законов, составленный царем Грузии Вахтангом), и кодекс продолжал действовать даже после того, как Грузия (страна) | Грузия стала частью Российской Империи|Россия.

Кодекс законов сохранился в многочисленных армянских иллюминированных рукописях | Армянские рукописные источники, в настоящее время находящиеся в Матенадаране Еревана, Венеции, Вены, Бейрута, Парижа и других известных библиотеках и хранилищах.

== Рукописи ==
Сохранилось множество рукописей (около 40 в Институте древних рукописей имени Месропа Маштоца). Оно было написано с целью смягчения классовых противоречий и воспитания национально-освободительного духа народа. Известны редакции А, Б и С Кодекса законов. Издание А состоит из предисловия и самой книги судов (251 статья). Издание Б разделено на светскую (130 статей) и церковную части (124 статьи). Издание C идентично изданию A, но является кратким и отличается по существу.

== 12 причин написать Кодекс законов ==
Во введении Мхитар Гош прежде всего обсуждает значение и необходимость Кодекса законов. Своей Книгой Закона Мхитар Гош заложил основу для создания и структуры судебной власти. В своем выступлении Гош коснулся существующих в Армении законодательных проблем. В главе B Мхитар Гош представляет двенадцать причин необходимости Кодекса законов. «Эти двенадцать глав содержали причины для написания этой книги судов».

=== Социальная причина ===
Мхитар Гош считал первой причиной то, что мусульмане и другие христиане считали, что у армян нет писаных законов
«Потому что хотя и было сказано, что Богу не было нужды судить нас по письменному письму, но теперь мы решили так сделать, потому что много раз мы слышали оскорбления не только от неверующих, но и от христиан, которые говорят, что по к Евангелию вообще нет суда, по пребывающему в них невежеству, а по их мнению болезнь зла проявляется дважды: во-первых, в том, что законодатель якобы действовал бессмысленно, и во-вторых, в том, что он не поступал. хотят жить наравне с человеческими нациями».

Вторая причина, упомянутая Мхитаром, — зло
Третьей причиной он считает лень Четвертой причиной стал недостаток образования, который со временем стал существенной проблемой, приводящей к отсутствию навыков и опыта, причем Гоша указывает, что требования и обстоятельства изменились, и полагаться на пророческие и евангельские законы уже невозможно.
Пятая причина заключалась в том, что Святой Дух перестал влиять на жизнь людей
Шестая причина, по мнению Гоша, заключается в том, что нравственность человека пришла в упадок, а ругань стала основным средством осквернения.
Седьмая причина, по мнению Гоша, заключается в том, что христиане, не имея письменных положений о преступлениях и приговорах, обращаются в мусульманские суды, где укоренилось взяточничество
=== Христианские причины ===
Восьмая причина заключается в том, что христианские суды также полны коррумпированных епископов, священников и мирян, которые по невежеству не могут выносить справедливые приговоры.
Девятая причина: «В-девятых, потому что, исходя из человеческой природы, сколько бы душ или людей разных занятий или мечтаний мы ни хотели вынести прямое суждение, мы не сможем сделать этого по забывчивости, и даже если да, мы потом вернемся с сожалением и скажем: справедливое суждение мы вынесли или нет?"

Десятая причина: «В-десятых, потому что, когда Бог сотворил Адама, с каждым днём укреплялась на нас благодать Святого Духа. И дьявол сказал, что Дух Святой не остался с людьми из-за их грехов, когда они согрешили в раю Божием».

Одиннадцатая причина: «В-одиннадцатых, поскольку судьи всегда боятся Бога; они знают, что предстанут перед небесным судьей, поэтому пусть они вершат правосудие над людьми правдиво и прямо».

Двенадцатая причина: «В-в-восьмых, и люди, предстающие перед судьей, боятся Бога и не подкупают судей и не позволяют им уклоняться от истинного суда, потому что Всезнающий Бог видит их дела, и мы все предстанем пред Ним на суде».< бр />
== Понятие Гоша о «государственном суверенитете в Кодексе законов» ==
В своем сборнике законов Гош много места уделяет государственному суверенитету и концепции государственного образования, выраженной в его законах. Посредством этих законов Гош стремился побудить армянских правителей и народ восстановить государственную независимость. Он считал короля главой государства, который должен иметь все рычаги единоличного управления. Второй закон по праву является одним из самых интересных, так как Гош говорит об обложении налогами других стран и о подчинении других народов и о том, чтобы не быть порабощенным, и это в то время, когда осиротевший армянский народ находился под влиянием иностранных государств. Одной из важных характеристик суверенитета, по мнению Гоша, является верховенство государства над подвластными народами и полная независимость во внешних отношениях. Государство должно иметь полный контроль над внутренними делами.

Обладая глубоким пониманием армянской истории, Гош считал объединение внутренних сил вокруг общей идеи важнейшим обстоятельством восстановления независимости Армении. Поэтому Гошу всегда злили злодеи, притеснявшие крестьян, живущих в их владениях. Гош считал, что единственный способ восстановить национальную независимость — это национально-освободительная борьба. Говоря о полномочиях короля, Гош отмечает, что король должен иметь абсолютную власть как внутри страны, так и в ведении внешних сношений. Гоша утверждает, что король должен иметь право только строить крепости и замки; правитель может только объявить войну или заключить мир.

Одной из гарантий сильной монархии является регулирование системы наследования. Гош отмечает, что государству необходима система выбора наследника престола, которая позволит ему иметь целостную государственную систему. По его словам, вопрос о назначении наследником престола первенца|наследником престола вытекает из истории армян|армянского народа.

Таким образом, Гош представляет систему, которая позже позволяет многим королевствам сохранять свой суверенитет и полагаться на гражданское население, что позволяет им сохранять контроль над страной как можно дольше. Однако, как указывает Гош, все эфемерно, даже королевства и короли.

== Права человека ==
В настоящее время человек признается высшей ценностью, и одним из наиболее значительных достижений современности является определение и ранжирование прав человека.
Защита и определение прав человека стали ключевыми элементами идеологии современных государств. Фундаментальная идеология современных социальных структур – демократия – основана на идеологии прав человека и человеческого достоинства.

Проблема прав человека всегда находилась в центре внимания философов и политологов. Гош основывал защиту прав человека на личности, которая по своей сути нуждалась в защите своих прав. Продвигая общепринятые принципы своего времени, Гош стремился пролить свет на национально-освободительную борьбу. Это был решающий шаг в распространении Судебной книги среди низших классов общества. С этой точки зрения именно Гоша подчеркнул официальный формат «Судебной книги». Гош хорошо понимал, что без четкой государственной идеологии и системы трудно сохранить государство как высокую ценность для личности и общества. Гош доверил защиту прав личности государству с целью сохранения имиджа армян как единого наследия.

До Гоша существовало множество описаний естественного права, но он возвел его на более высокий уровень, сформулировав естественный закон как истину, изначально полученную от Бога, которую необходимо сохранять и передавать из поколения в поколение. По его мнению, человек должен поступать справедливо и добродетельно, и по своей природе люди свободны и равны. Естественный закон воплощает в себе права божественной справедливости, свободы и равенства, которые являются вечными, универсальными ценностями, остающимися неизменными.

Письменные законы, согласно которым люди должны управлять, основаны на естественном праве, устанавливающем справедливость, поддерживающем мир и защищающем права. Вот почему естественное право и позитивное право внутри государства не могут быть противопоставлены. Позитивное право является логическим продолжением естественного права в обществе. Оно должно соответствовать божественному закону, идее равенства, свободы и справедливости. В этом плане Гош добился значительного идеологического прогресса, поскольку раньше закон защищал не отдельную личность, а определенную личность, связанную с ее социальным статусом. Гош перенес идею равенства людей в законодательное поле, определив свод норм, которые действительно уравнивали людей и индивидуумов в позитивном праве. Однако это не означает, что Гош идет против авторитарной идеологии или полностью устраняет конфликты между людьми и личностями в законе, но его идеи отличаются прогрессивностью и человечностью.

Гуманитарные взгляды Гоша прежде всего проявляются в его отрывках о праве на жизнь. Его негативное отношение к смертной казни уже демонстрирует его человечность. Важно отметить, что он предусматривает исправление ошибок, допущенных отдельными людьми. Предлагая преступникам выплатить свой долг обществу, он выступает за использование преступников для получения социальных благ. Однако даже здесь отражается имидж Гоша как прогосударственного деятеля. Он считает, что предатели, сдающие врагу крепости или открывающие городские ворота, заслуживают беспощадной смерти. Гуманитарная перспектива Гоша заключается в его усилиях добиться удаления определенных частей тела вместо казней, что дало бы им возможность покаяться. Эта форма наказания была особенно принята среди мусульман. В то время, когда христиане безжалостно казнили друг друга, а мусульмане проводили ампутации, о чем сожалели многие люди, они тем не менее в той или иной мере способствовали прогрессу общества.

По мнению Гоша, основанием для смертной казни может послужить умышленное убийство. С этой точки зрения можно упомянуть средневековые богословские воззрения в произведениях Мхитара, одной из важных особенностей которых является смертная казнь, назначенная за умышленное убийство. Неверующие (нехристиане), совершившие умышленное убийство, должны быть казнены без различия, а христиане должны быть расследованы и дать возможность покаяться. Говоря о покаянии, он цитирует Новый Завет и утверждает, что каждый имеет право на покаяние.

== ''Как закон'' ==
Источниками Кодекса законов являются Законы Моисея (Десять заповедей), каноническое право Армении и обычное право Армении. Оно охватывает все отрасли и институты феодального права, а также различные сферы общественных отношений. Как типичный феодальный кодекс, он закрепляет господствующие порядки и классовые привилегии, защищая церковные права. Согласно «Датастанагирку», судебная система включала государственные суды (королевские, княжеские, низшие), феодальные суды (поместные, сословные), корпоративные суды (общинные, кооперативные, братские), церковные суды (католические, епископские, катехизические). и чрезвычайные суды. Судебный процесс носил обвинительно-состязательный характер, с минимальной формальностью. Разбирательство начиналось по жалобе частного обвинителя (истца), однако в редких случаях власти инициировали судебные разбирательства. Судебные доказательства включали признание, показания свидетелей, присягу (в некоторых случаях), письменные документы и заключения экспертов. Любое действие против существующих общественных отношений, государства, управления, собственности, жизни и здоровья, церкви или господствующей идеологии считалось преступлением. Причины преступности, как в Армении, так и в других странах, были в первую очередь социально-экономическими, хотя Кодекс законов также приписывал такие факторы, как человеческая рациональность и ослабление религиозного рвения, ведущие к моральному разложению. До средневековья преступниками считались насекомые, животные и даже неодушевленные предметы. Основываясь на принципе субъективной виновности, Кодекс законов считает грех достойным осуждения не за само деяние, а за совершенное деяние. По данным «Датастанагирка», невменяемость также является обстоятельством, исключающим судебную ответственность.

=== Супружеские отношения ===
Установление брачных отношений между женщиной и мужчиной было важной гарантией с точки зрения развития права. По словам Гоша, брачный возраст жены составлял 15 лет
В супружеских отношениях Гоша придерживался принципа моногамии, считая двоеженство и многоженство наказуемыми. Однако и мужчинам, и женщинам разрешалось вступать в брак вторично, а в исключительных случаях и в третий раз.

Кодекс законов запрещает насилие в отношении женщин. Муж не имел права причинять жене телесные повреждения; в противном случае он должен быть наказан двойным штрафом, предусмотренным за такие действия. Если муж повторил свои действия после штрафа и поставил под угрозу здоровье жены, она имела право на развод.

Мхитар Гош поднял уникальную проблему, которую мы не найдем в других средневековых источниках, а именно установление имущественного равенства между мужчинами и женщинами.

Женщина имела право самостоятельно распоряжаться своим имуществом. Она могла завещать свое имущество по своему усмотрению. Ее дети унаследовали ее имущество независимо от наследства от отца. Подобный подход к женщинам был прогрессивным шагом для того периода.

=== Проблема наследственности ===
Говоря о наследственных правах детей, автор особое внимание уделяет детям-инвалидам. Он различает два типа инвалидности: умственную и физическую. Первые лишены интеллекта и не способны распоряжаться наследством, а потому не могут быть наследниками. Гош считал, что после смерти отца основной титул в хозяйстве традиционно переходит к старшему сыну, а если из-за его смерти или по другим причинам он не в состоянии выполнять свои обязанности, он должен перейти по наследству к второму сыну. или следующий наследник. Мхитар считал, что право на наследство не должно оставаться вакантным, поскольку это может иметь серьезные последствия для государства или правительства.

Гош выступал за регулирование многих законов обычной силой, если они могут быть реализованы, а в случае невозможности предлагал использовать опыт других стран. По мнению Гоша, те законы, которые имеют непосредственное отношение к государственному устройству и вопросам первостепенной важности для государства, должны регулироваться обычной силой.

== Наказания ==
В Своде законов грех воспринимается в двух смыслах: религиозном и правовом: первом – как нарушение закона Божия, втором – как законности, установленной человеком. Признавая, что грех в юридическом смысле является одновременно грехом и в религиозном смысле (хотя и не всегда), Мхитар Гош соответственно предусматривает два вида наказания: духовно-церковное и физическое. Первые подразумевали только церковные суды, а вторые – светские суды. Мхитар Гош принял следующие наказания: духовно-церковные (ссылка, анафема, различные формы покаяния, понижение в должности, увольнение), телесно-материальные: смертная казнь, телесные наказания (избиение, ампутация), лишение или ограничение свободы, имущественные штрафы. Установив, что эффективность наказания не определяется строгостью, Мхитар Гош принимает прогрессивный для своего времени принцип соотношения преступления и наказания, «и наказание должно быть соразмерно причиненному ущербу»
Это один из наиболее значительных правовых памятников армянской политико-правовой мысли и средневековья в целом, содержащий множество передовых для своего времени положений, актуальных и сегодня. Например, Мхитар Гош считает, что целью наказания должны быть не пытки и месть, а дисциплина, исправление и воспитание.

== Личные и имущественные отношения ==
В «Своде законов» также есть примечательные положения, касающиеся регулирования личных и имущественных отношений между супругами. Мужчина является главой семьи, ему подчиняются все члены семьи, включая жену. Однако мужское правление не является тираническим или произвольным. Права как мужчины, так и женщины сочетаются с определенными обязанностями по отношению к мужу и другим членам семьи. Муж обязуется уважать свою жену, быть гуманным по отношению к ней, заботиться о ее нуждах, обеспечивать ее материальное благополучие, ухаживать за ней, когда она больна, требовать супружеской верности и так далее. Муж несет юридическую ответственность за избиение жены. Мхитар Гош обуславливает относительное равенство прав женщин в отношениях собственности.

Имущество, принадлежавшее супругам до брака, является раздельным, а имущество, приобретенное во время брака, считается совместной собственностью. С момента замужества женщина имела материальную и имущественную поддержку, что служило гарантией ее прав по отношению к мужу и внутри семьи. «Свод законов» чрезвычайно важен с точки зрения передачи информации о внутренней жизни армянского народа.

Одним из важнейших положений Кодекса законов является право на естественное равенство людей, основанное на Библии. Мхитар Гош объясняет факт неравенства людей социально-экономическими отношениями. Вопреки идеологии своей эпохи, Гош оправдывает социальное неравенство экономическими причинами.

Гош отмечает, что жители села впали в нищету, поскольку лишились основного источника дохода — земли. Чтобы урегулировать земельные отношения, он ограничивает власть узурпаторов. Объяснение причины неравенства и постановка вопроса о необходимости его устранения было новинкой для всей правовой системы Средневековья. Спустя столетия после Гоша, только в эпоху Возрождения, известные учёные начали говорить о необходимости равенства между людьми.

== Использование ==
В этом смысле Мхитар Гош является одним из представителей средневекового гуманизма. «Свод законов» отвергает религиозную нетерпимость, защищает достоинство мусульман и не предусматривает наказаний на основе религиозной принадлежности. «Свод законов» использовался даже за пределами Армении, в тех колониях, где армянской общине было предоставлено право на внутреннюю автономию. Даже сегодня в Судане государственный суд использует «Свод законов» при рассмотрении гражданских дел членов армянской общины.

=== Соблюдение Кодекса законов ===
Преобладающее в арменоведении мнение об использовании «Датастанагирка» Мхитара Гоша в средневековой Армении отрицательное. В ее основе лежит факт, который со стороны кажется весьма весомым. Кодекс законов возник не уполномоченным органом, а был результатом инициативы отдельного лица, что привело к предположению о его обязательной силе, исходящей из такого источника. Одновременно «Датастанагирк» Гоша нашел свое применение в правовой жизни различных стран.

Известно, что во времена Мхитара Гоша были приняты многочисленные подобные законодательные акты. Во второй половине XII века на юге Франции вступил в силу свод законов, основанный на римских законах. В 1250 году суду был представлен «Дигест Аккурсия», составленный последним представителем школы глоссаторов|глоссаторов. Множество подобных произведений появилось в средневековой Европе.

Многочисленные записи второй половины XII века свидетельствуют об острой необходимости свода законов в средневековой Армении. Эту необходимость чувствовали и духовенство, и власть
В 1254 году констебль Семпад представил с некоторыми изменениями свод законов Мхитара Гоша, который был принят в Армянском Киликийском королевстве. «Датастанагирк» Мхитара Гоша использовался под разными названиями в других странах, а также в армянских колониях армянской диаспоры|Диаспоры.

== Переводы и публикации ==
«Свод законов» был впервые опубликован на армянском языке Вааном Бастамянцем в 1880 году.
== См. также ==

* Мхитар Гош
* Гошаванк

== Источники ==

* [https://grapaharan.org/ԳԻՐՔ_ԴԱՏԱՍՏԱՆԻ#. ... 1.D5.8D.D5 .86_.Д4.Б1.Д5.86.Д4.Б1.Д5.90.Д4.Б3.Д5.88.Д5.82.Д4.Б1.Д5.91_.Д4.Б6.Д4.Б9.Д4.Б1 .D4.B3.D4.B1.D5.92.D5.88.D5.90.D5.8D_.D4.B5.D5.92_.D4.B6.D4.BB.D5.87.D4.BD.D4 .B1.D5.86.D5.8D rest Գոշ, Գիրք Դատաստանի (գրաբար)] * ր Գָշ, Գիրք Դատաստանի (աշխատասիր․ Խ․ Թորոսյանի), Երևան, 1975։
* Խ֡։չիկ Սամուելյան, ր Գոշի Դատաստրքը և հին հայոց քաղաքցի ական իրավունքը, Վիեննա, 1911 г.
* Ալեքս֥յ Սուքիասյան, «Մխիթար Գոշը և Հայոց դատաստանագիրքը», Երևան, 1965 г., /> * Խָսրով Թորոսյան, Դատարանային համակարգը միջնադարյան Հայաստանում րքի / ԳԱ «Տեղեկագիր», №125 1965 г.
* Խոսրով Թորոսյան, «Մխիթար Գոշի Դատրրքի գործադրության մասին մ իջնա֤արյան Հայաստանում», / «Պատմաբ֡նասիրական հանդես», №3, 1971 г.
* Վահան Բաֽտամյանց, «Մխիթար Գոշի Դատաստանագիր. - Հրառաջաբանություն հրատարակողի», Վաղարշապատ, 1880 г.
* Семейное право по Мхитару Гошу, «Юридическое обозрение», Тифлис, 1885 г.
* Хосров Торосян, «Судоустройство и судопроизводство в средневековой Армении по Судебнику Мхитара Гоша». Автореферат-диссертация на поиск учёной степени кандидата юридических наук, 1969 г.
* С. Арцруни, Историко-догматическое значение Судебника Мхитара Гоша, Тифлис, 1980
* Армянский бобник Мхитара Гоша (пер․ Паповяна А․ А․ с древнеармянского, ред․, вступительная статья и примечания Арутюн я- на Б․ М․), Е․, 1954
Реклама
Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ, комментарий, отзыв

Изменение регистра текста: 
Смайлики
:) :( :oops: :chelo: :roll: :wink: :muza: :sorry: :angel: :read: *x) :clever:
Ещё смайлики…
   
К этому ответу прикреплено по крайней мере одно вложение.

Если вы не хотите добавлять вложения, оставьте поля пустыми.

Максимально разрешённый размер вложения: 15 МБ.