Цистофоры в Римской империиВасина Википедия

Новости с планеты OGLE-2018-BLG-0677
Что вы не только не знали, но и не хотели знать
Ответить Пред. темаСлед. тема
Автор темы
wiki_de
Всего сообщений: 14220
Зарегистрирован: 13.01.2023
 Цистофоры в Римской империи

Сообщение wiki_de »

Цистофоры (латинские) (греческие цистофоры) в период Римской империи являются продолжением малоазийского эллинистического номинала второго века до нашей эры, изготовленного из чистого серебра, который использовался с 27 года до нашей эры. до н.э. при римских императорах в Малой Азии до второго века нашей эры.

Цистофоры императорского периода по типологическим и стилистическим характеристикам сильно отличались от эллинистических или позднереспубликанских цистофоров. Уменьшение первоначального веса примерно на 12 г произошло в течение первого и второго веков нашей эры. понимать.

Типичная Cista mystica на аверсе, обрамленная венком плюща, с полуоткрытой крышкой и извивающейся из нее змеей, полностью исчезла из картинной программы. Так же и изображение колчана на лацкане, обрамленного двумя восходящими змеями. Кроме того, на монетах есть ранее использовавшиеся символы и монограммы монетных дворов, государственных владетелей, проконсулов, консулов, чиновников и магистратов позднего республиканского периода больше не существует.

Изображение и характер монеты полностью изменились после политического перелома, вызванного императором Августом. Узнаваемый ранее тип цистофора уступил место образу линейки и сохранял сходство до конца импринтинга цистофора. Единственной определяющей особенностью номинала после программного изменения императором Августом остается вес монеты около 12 граммов.

Таким образом, цистофор соответствует и провозглашает после 27 г. до н. э. вновь образовавшаяся форма общества, монархия в виде принципата с императором как единоличным правителем, которая представлена ​​на аверсе Малоазиатской империи. На реверсе Август и последующие императоры находят свое выражение в вопросах имперского представительства или провинциальной политики через различные имиджевые программы.

Несмотря на значительные изменения внешнего вида, этот номинал представляет собой стабильную валюту малоазиатской провинции, которая пережила переход от эллинистической империи к Римской империи и производилась более чем на 20 монетных дворах.[1]
----[1] Доктор. Мишель Амандри, «Обновление чеканки монет посредством чрезмерных чеканок: случай цистофоров Адриана», 2019 г. в: numismatics.org, https://numismatics.org/pocketchange/dr ... g-coinage- by-means-of-overstriking-the-case-of-hadrians-cistophori/ (последний доступ: 23 апреля 2024 г.).

=== Использование цистофоров Римской империей ===
Использование эллинистического номинала римлянами и стоящие за ним намерения впервые можно обнаружить в поздний республиканский период. Наследование Пергамской империи Атталом III римлянам создало серьезную геополитическую проблему. Принятие существующей валюты упростило эту задачу. Таким образом, население Малой Азии смогло продолжать идентифицировать себя с валютой посредством непрерывных процессов изменения имиджевой программы.[1] Это также можно увидеть в легендах о цистофорах, которые постепенно адаптируются к римской культуре и языку. Ко времени основания провинции Азия еще сохранились греческие легенды о монетах. С течением времени выдающиеся правители изображали на цистофоре греческие легенды наряду с латинскими легендами. И только с концом поздней республики и основанием Августом принципата легенды о цистофорах стали храниться исключительно на латыни.[2] С помощью монет распространялись политические программы, пропаганда. и известность римских императоров в экономически важной провинции. Принятие валюты предполагает определенное признание существующей культуры. Представление местной мифологии также было неотъемлемой частью городских культовых программ в имперскую эпоху и обеспечивало претензии на статус и идентичность соответствующих городов посредством знания мифических персонажей и их значения.[3]

Соответственно, при различных императорах валюта претерпевала типологическую и стилистическую преемственность или нововведения, в зависимости от политической программы и направленности пропаганды.

С начала императорского периода цистофор с содержанием серебра ок. 90,25 процента был уменьшен с аттического стандарта до веса 12,7-12,4 грамма. Таким образом, один цистофор соответствовал трем денариям или трем аттическим драмам. По ареалу своего распространения цистофор продолжал соответствовать тетрадрахме. Кроме того, расположение кладов цистофоров показывает, что они были широко распространены только в Малой Азии. Это может указывать на то, что финансовая выгода и экономическое преимущество были достигнуты Римской империей за счет ослабления валюты малоазиатской провинции.
----[1] М. Пиндер: «О цистофорах и императорских серебряных медейонах римской провинции Азии», Берлин, Бостон, Де Грюйтер, 1856 г.

[2] М. Пиндер: «О цистофорах и императорских серебряных медальонах римской провинции Азия», Берлин, Бостон, Де Грюйтер, 1856 г.

[3] Рут Линднер: «Миф и идентичность. Исследования саморепрезентации городов Малой Азии». Franz Steiner Verlag», ISBN-10: ‎ 3515065296, 1994.

=== Август ===
С основанием принципата первый император Римской империи приступил к новой эстетической форме самопрезентации. Эта новая форма породила тип и культ поклонения императору, который продолжался еще долго после династии Юлиана-Кауди. В то время как в Римской империи в общественных местах можно было встретить вездесущее изображение императора как носителя мира, победоносного полководца или благочестивого гражданина, теперь император также был представлен населению Малой Азии на аверсе провинциальных гербов. валюта с надписью IMP CAESAR и на реверсе с надписью AVGVSTVS. С тех пор легенды публиковались на латыни и были призваны отражать воображение императора. Это было важным нововведением, поскольку на цистофорах аверса ранее не было портретов правителей. Также новым было использование жемчужных и лавровых венков вместо плюща, а также использование различных мотивов, заменивших «Cista mystica», змей и колчанов. Хотя аверс в целом оставался однородным, мотив на лацкане мог расходиться. Единственной непрерывной характеристикой цистофоров является вес около 12 г, что является определяющим признаком номинала. Наиболее интенсивный импринтинг цистофоров происходил при Августе. Фаза наибольшего выброса цистофоров при Августе началась в 27 г. до н.э. и завершился около 19 г. до н.э.[1]Краткими примерами изобразительной программы при Августе являются мотивы Козерога, Алтаря Артемиды, Колосьев кукурузы и Сфинкса.

==== Козерог ====
Эта монета датирована 27-26 гг. до н.э. датировано. На аверсе с легендой IMP CAESAR изображена голова Августа влево с литуусом перед ней, знаком этрусков и раннего Рима для культовых и политических деятелей, символом его божественного лидерства и судьбы.[ 1] На лацкане надпись АВГВСТВС и изображение Козерога с повернутой назад головой. Передняя часть Козерога изображена в виде козла, а задняя – в форме рыбы. Рог изобилия разделяет две части тела. Весь мотив окружен лавровым венком. Этот дизайн показывает различия в акцентах пропаганды императора. В то время как в Риме право первородства преимущественно узаконивало императора, Август выбрал астрологическую пропаганду для утверждения своего культа правителей в провинции Малая Азия. Как гибридное существо, мотив Козерога предполагал доминирование и укрощение земли и воды. Как атрибут процветания, рог изобилия обещал процветание нового мирового порядка. Козерог, как благоприятный знак зодиака Августа, является пропагандистским распространением пророчества звезд и его исполнением периода Августа, в котором живой правитель становится богом.[2]
----[1] CHV Сазерленд: «Цистофоры Августа» (= «Королевское нумизматическое общество». Специальная публикация 5, Международный стандартный номер для серийных коллекций | ISSN 0080-4487). Королевское нумизматическое общество, Лондон, 1970, стр.97.

[2] Бернхард Вайссер: «Козерог Августа в Пергаме». (XIII Internacional de Numismática.), Мадрид, 2003 г.
----[1] Уильям Э. Меткалф: «Северанские цистофоры» («Rivista Italiana di Numismatica e Sienze Affini». Том 90), 1988, стр. 155-166.

==== Колосья ====
Колосья в снопе пшеницы — еще один мотив, воспроизведенный на цистофоре Августа. На аверсе надпись IMP CEASAR и голова Августа справа. На лацкане изображен пучок из шести колосьев с надписью АВГВ-СТВС. Сноп зерна – мотив, с которым была связана идея благословения. В отчете, в котором Август перечисляет свои пожертвования римскому народу, есть упоминания о его пожертвованиях зерна в 23 г. до н.э. и 18 г. до н.э. которые были розданы более чем ста тысячам человек. Таким образом, связка колосьев является мотивом имперского хлебного дарения.[1] Этот мотив заложен в образную программу имперской чеканки, хотя сам по себе колос уже является колодцем. -известный мотив благодаря богине Деметре.
----[1] CHV Сазерленд: «Цистофоры Августа» («Королевское нумизматическое общество». Специальная публикация 5, Международный стандартный номер для серийных коллекций | ISSN 0080-4487). Королевское нумизматическое общество, Лондон, 1970, стр.97.

==== Алтарь Артемиды ====
Мотив жертвенника Артемиды на цистофоре Августа датируется 25-20 гг. до н.э. Датированный На аверсе с надписью IMP CAESAR справа изображен портрет императора, на реверсе изображен алтарь с двумя обращенными друг к другу ланями, украшенный цветочными гирляндами. Этот мотив можно рассматривать как конкретную ссылку на столицу провинции Эфес. Он показывает благоговение правителя по отношению к местным божествам и отсылает к Храму Августа в Артемисии Эфесской. Провинция Азия позволила Августу построить храм в честь рома и бога Юлия в своей столице Эфесе, а храм цыганам и храм себе в Пергаме. В его честь был построен алтарь, вероятно, также в Эфесе. . Считается, что это жертвенник, который изображен на цистофоре с оленями и гирляндами цветов.[1]

----[1] М. Пиндер: «О цистофорах и императорских серебряных медальонах римской провинции Азии», Берлин, Бостон, Де Грюйтер, 1856 г., «С. 609.''

=== Династия Юлиано-Клавдиев ===
Экспрессия цистофоров возобновляется Клавдием после длительного перерыва в импринтинге.

Под Клавдием можно выделить две разные группы монет. Одну группу можно датировать 50–51 годом нашей эры. быть датированным. Вторая группа не может быть датирована с уверенностью и расположена раньше. Сазерленд предполагает дату 41-42 гг. н.э. назад.[1]Обе группы находились в обращении в течение многих лет и были проштампованы при Веспасиане, а иногда и надштампованы при Адриане, но не в такой степени, как цистофор Августа или Марка Антония. Весьма вероятно, что цистофоры Клавдия распространялись в периоды Антонинов и Северов.[2]На реверсах более раннего издания изображен храм Ромы и Августа, характерный пергамский мотив, и Диана Эфесская. , что явно представляет собой Эфес. Эти два типа можно рассматривать как оценку наиболее важных городов малоазиатской провинции.[3]

На реверсах более позднего издания изображены портреты Агриппы и Нерона. При Клавдии впервые появились цистофоры с портретом императора на аверсе и портретом императрицы Агриппины с надписью Agrippina Augusta Caesaris Augusti на реверсе. Один вариант носит титулы, которые Клавдий носил в 50-51 годах, другой показывает Нерона как «назначенного консула» и «princeps iuventutis», титул, который был присвоен ему после 51 года.[4] Тип лацкана группы Дианы Эфесской больше не является эфесской Альтой Августа. Клавдий представляет древнее изображение Эфесской Дианы, которое также было создано при Адриане.[5]
----[1] РИК I: 130.

[2] Кевин Батчер, Мэтью Понтинг, Джейн Эванс, Ванесса Пэшли, Кристофер Сомерфилд: Цистофоры Азии (В: «Металлургия римской серебряной чеканки: от реформы Нерона. К реформе Траяна»), Кембридж , Издательство Кембриджского университета, 2015 г., стр. 465–489.

[3] М. Пиндер: «О цистофорах и императорских серебряных медальонах римской провинции Азии», Берлин, Бостон, Де Грюйтер, 1856, стр. 618.

[4] М. Пиндер: «О цистофорах и императорских серебряных медальонах римской провинции Азия», Берлин, Бостон, Де Грюйтер, 1856, стр. 622.

[5] М. Пиндер: «О цистофорах и императорских серебряных медальонах римской провинции Азия», Берлин, Бостон, Де Грюйтер, 1856, стр. 618.

=== Тит и Домициан ===
Начиная с Клавдия, чеканка была приостановлена ​​до времен Веспасиана, который, однако, чеканил лишь очень небольшое количество цистофоров. Только при Тите и Домициане можно идентифицировать следующую крупную монету.[1] Частым мотивом, который был введен при Тите и продолжен Домицианом, Нервой, Траяном и Адрианом, является мотив трех полевых символов. Выражение трех военных символов, которые использовал Траян, сохранялось до времен Каракаллы. Такие мотивы, как штандарты и орлы легионов, регулярно появляются во время войн.[2]

Домициан снимает отпечатки в двух разных эпизодах. Первый эпизод происходит в 81-82 годах нашей эры, в начале его правления. Второй эпизод происходит ближе к концу его правления, в 95 году нашей эры. Кроме того, по сравнению с Клавдием наблюдается уменьшение веса.[3] Чеканка Тита и Домициана стилистически явно римская и основана на цистофорах Августа. Как и римские монеты, эти цистофоры имеют отметку на шесть часов. В частности, среди цистофоров Домициана есть обратное изображение алтаря его обожествленного отца с надписью «Дивио Веспасиано», которые были отчеканены сразу же, когда он вступил в должность в 81 году нашей эры. Еще одна важная монета Домициана с цистофором - это Храм Капитолийского Юпитера, который был восстановлен Домицианом и датирован 82 годом нашей эры[4]
----[1] Уильям Э. Меткалф: «Северанские цистофори» («Rivista Italiana di Numismatica e Sienze Affini». Том 90), 1988, стр. 155.

[2] Уильям Э. Меткалф: «Северанские цистофори» («Rivista Italiana di Numismatica e Sienze Affini». Том 90), 1988.

[3] Кевин Батчер, Мэтью Понтинг, Джейн Эванс, Ванесса Пэшли, Кристофер Сомерфилд: Цистофоры Азии (В: «Металлургия римской серебряной чеканки: от реформы Нерона. К реформе Траяна»), Кембридж , Издательство Кембриджского университета, 2015, стр. 465–489.

[4] М. Пиндер: «О цистофорах и императорских серебряных медальонах римской провинции Азия», Берлин, Бостон, Де Грюйтер, 1856, стр. 625.

=== Нерва ===
Вскоре после издания Домициана для Нервы были отчеканены Сiстофоры. Цистофоры Нервы также стилистически соответствуют императорским монетам. В Нерве, а также у Домициана, Траяна и позднее Адриана повторяется мотив шести колосьев в лиге или орла легиона между двумя знаменами.[1] Нерва заказала меньшее количество. из-за его недолгого правления.< sup>[2]
----[1] CHV Сазерленд: «Цистофоры Августа» (= «Королевское нумизматическое общество». Специальная публикация 5, Международный стандартный номер для серийных коллекций | ISSN 0080-4487). Королевское нумизматическое общество, Лондон, 1970, стр. 97.

[2] Уильям Э. Меткалф: «Северанские цистофоры» («Rivista Italiana di Numismatica e Sienze Affini». Том 90), 1988, стр. 155.

=== Траян ===
При Траяне можно записать лишь небольшое издание. Это продолжалось до 102 года нашей эры. Стилистически они полностью римские типы. Как и его предшественники, их стилистические особенности и мотивы основаны на монетах Августа. Траян повторяет те же мотивы, что и Нерва. Снижение веса является заметным нововведением: теперь он составляет 10,15 г.[1]
----[1] Кевин Батчер, Мэтью Понтинг, Джейн Эванс, Ванесса Пэшли, Кристофер Сомерфилд: Цистофоры Азии (В: «Металлургия римской серебряной чеканки: от реформы Нерона. К реформе Траяна») », Кембридж, издательство Кембриджского университета, 2015, стр. 465–489.

=== Адриан ===
Отпечаток цистофора Адриана более обширен, чем предыдущие объемы продукции, и приближается к объему отпечатка Августа. Однако, в отличие от Августа, чеканка Адриана не сделана из нейзильбера. Соответственно, количество номиналов в обращении должно было сократиться.[1] Кроме того, на некоторых монетах можно увидеть следы, например головы Августа, которые показывает, что при Адриане в определенной степени были надпечатаны.[2] Первое издание Адриана, выпущенное в преддверии визита императора в провинцию, посвящено удаче и процветанию. Второй подчеркивает местные божества, благотворительность императора и удачу города. За этой группой следует другая, в которой представлены божества из других городов. Затем следует чеканка монет на большом количестве монетных дворов, причем каждый монетный двор выделяет свое божество. Центральный контроль регулировал разделение контента и легенд. Сначала чеканят богов Малой Азии и религиозные памятники. Позже были добавлены чисто римские типы, такие как орел легиона, связка колосьев и штандарты. Наконец, типы отклоняются от традиционных местных представлений, таких как изображение Асклепия или Артемиды Эфесской. Появление местных божеств, таких как Артемида Эфесия и Зевс Осогоа, свидетельствует о политической воле признать культы провинции. Кроме того, появляются эллинистические божества в классическом понимании, такие как Тихе, Геракл, Афина и Аполлон. Наконец, существуют явно римские типы, такие как Pax, Salus и Roma, а также те, которые произошли от более ранних типов цистофоров, таких как орлы легиона, штандарты и початки кукурузы.[3]Разнообразие типов цистофоров под Адриан, который касается специфичных для провинции тем, концентрирует и в то же время реализует римские мотивы, указывает на его усилия по консолидации империи.
----[1] Кевин Батчер, Мэтью Понтинг, Джейн Эванс, Ванесса Пэшли, Кристофер Сомерфилд: Цистофоры Азии (В: «Металлургия римской серебряной чеканки: от реформы Нерона»). К реформе Траяна), Кембридж, Cambridge University Press, 2015, стр. 465–489.

[2] М. Пиндер: «О цистофорах и императорских серебряных медальонах римской провинции Азия», Берлин, Бостон, Де Грюйтер, 1856 г., «С. 594.''

[3] Доктор. Мишель Амандри: «Обновление чеканки монет посредством чрезмерных чеканок: случай цистофоров Адриана». (лекция на сайте: numismatics.org.)», 2019, https://numismatics.org/pocketchange/dr -мишель-амандри-обновление-чеканки-путем-перечеканки-футляра-адриана-цистофори/ (последний доступ: 23 апреля 2024 г.).

==== Похищение Персефоны ====
Мотив изнасилования Персефоны представляет собой совершенно уникальный случай как стилистически, так и типологически. Панэллинский мотив, изображенный на лацкане, изображает Аида с Персефоной, движущейся вправо в квадриге, и опрокинутой корзиной цветов под ней. На аверсе справа изображен портрет императора. Впервые он был использован в такой форме во II веке. ОБЪЯВЛЕНИЕ. на фото. [1]
----[1] М. Пиндер: «О цистофорах и императорских серебряных медальонах римской провинции Азии», Берлин, Бостон, Де Грюйтер, 1856 г., «С. 597.''

=== Династия Антонинов ===
При Антонине Пии, а также Марке Аврелии и Луции Вере Римская империя и провинция Малая Азия продолжили имперскую консолидацию, начатую Адрианом. Ни один император династии Антонинов не ездил в провинцию Малую Азию. Сообщение происходит посредством письма или наместника в Эфес. Цистофоры обычно римские. Производительность цистофоров трех императоров была очень низкой по сравнению с Адрианом. Последний перерыв в чеканке последовал при Коммоде. На цистофоре Антонина Пия на аверсе справа изображен портрет императора в лавровом венке. На реверсе изображен известный мотив: стоящий влево тихе с башенной короной, в правой руке - руль, в левой - рог изобилия, и все вокруг окружено кругом жемчуга.[1]
----[1]Г.Р. Штумпф: «Нуммизматические исследования по хронологии римских правителей в Малой Азии (122 г. до н.э.-163 г. н.э.). (Саарбрюккенские исследования по археологии древней истории.)'' 1991'', стр. 292.''

=== Династия Северов ===
Северийские цистофоры весят всего около 8,99 г. Их можно сравнить с северскими драхмами и тридрахмами Цезаря в Каппадокии.[1]

----[1] Уильям Э. Меткалф: «Северанские цистофори» («Rivista Italiana di Numismatica e Sienze Affini». Том 90), 1988, стр. 155-166.

=== Септимус Северус ===
На аверсе под Септимием Севером справа изображен портрет императора в лавровом венке. На лацкане имеется надпись COS II и различные мотивы. Между двумя штандартами на штандарте изображен орел легиона с лавровым венком в клюве на отвороте. Пучок колосьев также можно увидеть, но поскольку у Адриана пять колосьев вместо шести у Августа. Кроме того, у Септимия Севера отчеканена Виктория с лавровым венком и щитом, известная по Ауреям и Денариям. На этих цистофусах можно найти классическую изобразительную программу Римской империи, которая характеризует военную карьеру Септимия.[1]
----[1] Уильям Э. Меткалф: «Северанские цистофори» («Rivista Italiana di Numismatica e Sienze Affini». Том 90), 1988, стр. 155-166.

=== Каракалла ===
На цистофорах императора Каракаллы, например, изображена связка колосьев с пятью колосьями на отвороте и орел-легионер с лавровым венком в клюве на штандарте с вексиллумом. Однако на викторийском изображении Каракалла изображен летящим с лавровым венком. В качестве новшества на одном лацкане можно увидеть изображение зажженного алтаря, а на другом - цыгана в шлеме, сидящего у жертвоприношения и держащего копье над алтарем. Аверс остается стилистически таким же, как и его предшественник. Всегда можно увидеть портрет императора в лавровом венке. И в этих случаях повсюду можно увидеть визуальные программы Римской империи. Мотивы не отражают ни Pietas, Congiarium, Virtus, ни других римских добродетелей. Поскольку во время своего правления он предоставил римское гражданство всем свободным жителям империи, классические римские мотивы теперь одинаково нравились всем гражданам.[1]

----[1] Уильям Э. Меткалф: «Северанские цистофори» («Rivista Italiana di Numismatica e Sienze Affini». Том 90), 1988, S155-166.

==== Литература ====

* Амандри, Мишель: «Обновление чеканки посредством чрезмерных чеканок: случай цистофоров Адриана». (лекция на сайте: numismatics.org.)», 2019, https://numismatics.org/pocketchange /dr-michel-amandry-renewing-coinage-by-means-of-overstriking-the-case-of-hadrians-cistophori/ (последний доступ: 23 апреля 2024 г.)
* Линднер, Рут: «Миф и идентичность. Исследования саморепрезентации городов Малой Азии.'' Franz Steiner Verlag'','' ISBN-10 ‏: ‎ 3515065296, 1994
* Батчер, Кевин, Мэтью Понтинг, Джейн Эванс, Ванесса Пэшли, Кристофер Сомерфилд: Цистофоры Азии (В: «Металлургия римской серебряной чеканки: от реформы Нерона. К реформе Траяна»), Кембридж, Издательство Кембриджского университета, 2015, стр. 465–489.
* Меткалф, Уильям Э.: «Цистофоры Адриана» («Нумизматические исследования». Том 15). Американское нумизматическое общество, Нью-Йорк, 1980 г., ISBN 0-89722-181-8 (также диссертация, Мичиганский университет, Анн-Арбор, 1973 г.)
* Меткалф, Уильям Э.: «Северанские цистофори» («Rivista Italiana di Numismatica e Sienze Affini». Том 90), 1988 г.
* Пиндер, М.: «О цистофоре и императорских серебряных медальонах римской провинции Азия», Берлин, Бостон, Де Грюйтер, 1856 г.
* Блант, Г.Р. : ''Нуммизматические исследования по хронологии римских правителей Малой Азии (122 г. до н.э.-163 г. н.э.). (Саарбрюккенские исследования по археологии древней истории.)'' 1991
* Сазерленд, CHV: «Цистофоры Августа» (= «Королевское нумизматическое общество». Специальная публикация 5, Международный стандартный номер для серийных коллекций | ISSN 0080-4487). Королевское нумизматическое общество, Лондон, 1970 г.
* Вайссер, Бернхард: «Козерог Августа в Пергаме». (XIII Internacional de Numismática.), Мадрид, 2003 г.
Реклама
Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ, комментарий, отзыв

Изменение регистра текста: 
Смайлики
:) :( :oops: :chelo: :roll: :wink: :muza: :sorry: :angel: :read: *x) :clever:
Ещё смайлики…
   
К этому ответу прикреплено по крайней мере одно вложение.

Если вы не хотите добавлять вложения, оставьте поля пустыми.

Максимально разрешённый размер вложения: 15 МБ.

  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Демография Римской империи
    wiki_de » » в форуме Васина Википедия
    0 Ответы
    0 Просмотры
    Последнее сообщение wiki_de
  • Забытые империи
    Гость » » в форуме Васина Википедия
    0 Ответы
    4 Просмотры
    Последнее сообщение Гость
  • Работорговля в Монгольской империи
    wiki_en » » в форуме Васина Википедия
    0 Ответы
    3 Просмотры
    Последнее сообщение wiki_en
  • Военно-морской флот Китайской империи
    wiki_de » » в форуме Васина Википедия
    0 Ответы
    0 Просмотры
    Последнее сообщение wiki_de
  • Революция 1989 года: падение советской империи
    Anonymous » » в форуме Васина Википедия
    0 Ответы
    12 Просмотры
    Последнее сообщение Anonymous