Виталий ГоряевВасина Википедия

Новости с планеты OGLE-2018-BLG-0677
Что вы не только не знали, но и не хотели знать
Ответить Пред. темаСлед. тема
Автор темы
wiki_en
Всего сообщений: 70410
Зарегистрирован: 16.01.2024
 Виталий Горяев

Сообщение wiki_en »

'''Виталий Николаевич Горяев''' (1 [14] апреля 1910, Курган, Курганская область | Курган, Тобольская губерния - 12 апреля 1982, Москва) - Советский Союз | Советский и Российский | Русский художник, графика | графическая иллюстрация | иллюстратор, Карикатуристы|карикатурист. Народный артист СССР (1981). Лауреат Государственной премии СССР (1967).

== Биография ==

=== Ранние годы ===
Виталий Горяев родился 1 (14) апреля 1910 года в семье управляющего банком в городе Кургане Курганской области|Кургане Тобольской губернии (ныне административный центр Курганской области).
В 1921 году переехал с семьей в Читу Забайкальского края, где и начал свой творческий путь. Он руководил местным художником Иваном Сверкуновым и сопровождал его в учебных поездках. Рисовал карикатуры для школьной газеты в стиле популярных журналов «Смехач» и «Прожектор», а также пытался создать иллюстрации в стиле Владимира Лебедева (художника)|Владимира Лебедева. Еще школьником он начал сотрудничать с «Забайкальским рабочим». Первоначально он вырезал на линолеуме чужие рисунки-линогравюры, но позже начал создавать свои.

Помимо рисования у будущего художника были и другие интересы. В 17 лет он экспериментировал с цирком и опереттой, но в конечном итоге создавал декорации, афиши и программы для постановок. Он также писал стихи в стиле Владимира Маяковского|В. Маяковского, которые охотно печатались читинскими газетами. Он завел знакомства с местными поэтами и был принят в Читинское объединение пролетарских писателей. Однако в дальнейшей жизни стихи сыграли менее значительную роль, чем рисунки, которыми он иллюстрировал свои рукописи.
В 1929 году, окончив среднюю школу, он поступил в Московское высшее техническое училище с намерением изучать мостостроение. Именно в это время у него произошла судьбоносная встреча с поэтом Владимиром Маяковским|В. Маяковский. Подробности этой встречи художник рассказывал по-разному. По данным советских источников, студент техникума обратился в Московское объединение пролетарских писателей с просьбой сделать рецензию на сборник читинских поэтов. Однако получить ответ или рукопись ему не удалось. В. Маяковский помог ему получить рукописи и согласился оценить его стихи. Позже внимание Маяковского привлекла папка с рисунками, которую молодой человек носил с собой.
Знакомство с В. Маяковским изменило жизнь поэта и переросло в дружбу и творческое сотрудничество. Маяковский поручал ему оформление своих выставок, в том числе выставки «20 лет творчества Маяковского» в 1930 году, незадолго до своей смерти.
=== Исследования ===
На втором курсе ВХУТЕИНа он поступил на работу в отдел плаката и литографии, которым руководил Дмитрий Моор. Позже он поступил в Полиграфический институт (ныне Московский государственный университет печати), образовавшийся в результате слияния Московского и Ленинградского ВХУТЕИНа. Там он учился у Александра Дейнеки | Александра Дейнеки,
С 1931 года он был членом Художественного объединения «Молодой Октябрь», а с 1932 года вступил в только что образованный Союз художников СССР.
Его институтский знакомый Сергей Урусевский вспоминал, как в 1936 году вместе с художником Виктором Вакидиным они решили сделать эскизы произведений Всеволода Мейерхольда. Чтобы получить доступ в театр, они создали петицию от имени института. Они просмотрели и просмотрели множество постановок, и этот опыт оказал неизгладимое влияние на их будущую работу. Горяев беседовал с Вс. Мейерхольда, который предложил ему вместо событий на сцене рисовать то, что происходило за кулисами театра. В. Горяев увлекся и создал множество рисунков закулисной жизни, но, к сожалению, они погибли во время пожара во время войны.
== Творческая работа ==

=== Журнальная графика ===
После окончания университета его определили в издательство «Изобразительное искусство», где он проработал до весны 1935 года. За это время он создал несколько плакатов, удостоенных конкурсных премий. После этого он принял приглашение Наркомата речного флота стать художником на пропагандистском пароходе «Агитатор». Путешествовал по рекам Волге и Каме до осени 1936 года, работая на пристанях. На каждой новой остановке художник и руководство пропагандистского парохода узнавали о состоянии местных дел, выявляли достижения и проблемы. Затем художник работал над шаржами, лозунгами и едкими карикатурами. Один человек, недовольный его рисунком, обратился в редакцию с жалобой, утверждая, что выдает себя за сотрудника журнала «Крокодил». Журнал обратил на это внимание и попросил о встрече с художником для обсуждения этого вопроса. После выяснения ситуации редакция выразила высокую оценку работе художника и поручила ему создать полностраничный рисунок с изображением водного транспорта. С тех пор он часто сотрудничал с «Крокодилом». Коллеги по изданию, в том числе Леонид Сойфертис, Юлий Ганф и Иван Семенов, стали его хорошими друзьями, а Лев Бродатый также стал его учителем.
=== Работаю военным корреспондентом ===
Его первые военные сочинения относятся к осени 1939 года, когда он был направлен в качестве военного корреспондента на территории Западной Украины и Западной Белоруссии, которые были территориями Польши, аннексированными Советским Союзом|присоединёнными к СССР в результате войны. Польский поход РККА|Польский поход Красной Армии. Большую часть листов подписал как Западная Украина. Во время этой поездки он создал множество жанровых рисунков и акварелей, которые были выставлены в Москве в 1940 году. Он также посетил советскую оккупацию стран Балтии (1940 г.)|аннексированные страны Балтии.

На ранних этапах войны между СССР и Германией на Восточном фронте (Вторая мировая война) работал в «Окне ТАСС». Менее чем за шесть месяцев он создал 80 плакатов, основной целью которых было разоблачение «нового порядка», навязанного нацистами в Западной Европе. В конце 1941 года некоторое время руководил Куйбышевским (городом)|Куйбышевским отделением «Окна ТАСС». Вместе с Николаем Соколовым из команды «Кукрыниксы» он создал несколько знаковых плакатов, в том числе известный карикатурный плакат на Адольфа Гитлера и его окружение «Вороны в павлиньих перьях».
В январе 1942 года художник был отстранен от работы в «Окна ТАСС» после доноса со стороны коллеги-графика. В следующем месяце его призвали в Рабочую и Крестьянская Красная Армия Советского райвоенкомата Москвы. Его направили на Западный фронт (Советский Союз)|Западный фронт на должность художественного руководителя и ответственного секретаря военно-сатирического журнала «Фронтовой Юмор». Этот журнал издавался в формате развернутых листов размером с офицерский планшет и содержал фельетоны, публицистические заметки с передовой, стихи и едкие карикатуры на врага, призванные поддерживать боевой дух армии. В журнал писали поэты Алексей Сурков и Михаил Матусовский. Под руководством художника сотрудничали художники-графики Орест Гончаров, Евгений Евганий, Андрей Гончаров, Борис Ефимов, Иван Семенов и Кукрыниксы, живописцы Александр Бубнов, Павел Соколов-Скаля и Петр Шухмин. «Фронтовой Юмор» печатался в прифронтовых городских типографиях и в землянках. После освобождения Смоленска в редакции появился топографический поезд. Журнал редактировали П. Банник, М. Коган, Т. Миронов, М. Слободской, Л. Шапиро. В 1941–1945 годах периодичность выхода журнала менялась: в 1941 году вышло 4 номера, в 1942 году – 17, в 1943 году – 12, в 1944 году – 12, в 1945 году – 6 номеров. В 1941–1945 годах редакция «Во славу» «Родины|Красноармейская правда», где также публиковались рисунки художника, располагалась рядом с «Фронтовым Юмором», и с ее главным редактором Александром Твардовским у художника сложилась крепкая дружба.

Для каждого номера «Фронтового юмора» он рисовал один-два мультфильма. Во время войны он создавал жанровые рисунки, основанные на реальном жизненном опыте и свежих впечатлениях, изображающие сцены фронта и работы тыла. Несколько карикатур из серии «Новый порядок в Западной Европе» экспонировались на выставке «Великая Отечественная война (термин)|Великая Отечественная война» в Москве в 1943 году. Работы, вошедшие в серию «По дорогам войны». Серия создана посредством литографии. В 1944 году они выставлялись вместе с другими работами военных графиков Льва Бродатого и Аминадава Каневского. Войну художник закончил в Кенигсберге в звании капитана (вооруженных сил)|капитан и был награжден орденом Красной Звезды, а также медалями «За отвагу» (Россия)|За отвагу», «Медаль» «За боевые заслуги»|За боевые заслуги», «Медаль «За взятие Кенигсберга»|За взятие Кенигсберга», и «Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов»|За победу над Германией». Германия в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».

=== Творческие поездки ===
В 1950-е годы художник много путешествовал по Советскому Союзу и за рубежом в период хрущевской оттепели. В 1953–1954 годах он дважды посетил стройку Каховской плотины, где создал серию жанровых рисунков и акварелей. В 1956 году он представил эти работы вместе с послевоенными иллюстрациями на совместной выставке с Константином Дороховым, Суламифи Заславской, Саррой Лебедевой, Андреем Гончаровым и Ильей Слонимом в Москве. По сути, это были шесть отдельных экспозиций под общей крышей, которые стали первыми крупными персональными выставками художников.

В 1958 году он был одним из первых советских интеллектуалов, посетивших США после войны. Он путешествовал вместе с художником Иваном Семёновым, приглашенным редакцией «Крокодил» на конгресс, проводимый в Индианаполисе Ассоциацией американских редакционных карикатуристов. После мероприятия он пропустил его бегство из-за непредвиденных обстоятельств. Поскольку полеты между странами были нечастыми, американская сторона предложила продлить ему визу. В мае-июне 1958 года он посетил Индианаполис, Нью-Йорк | Нью-Йорк, Вашингтон, округ Колумбия, и Бостон и имел возможность встретиться с президентом Дуайтом Эйзенхауэром. Во время поездки он зарабатывал деньги своими рисунками. Он устраивал публикации в New-York Tribune, а во время знаменитых гонок «Индианаполис 500|Индианаполис» рисовал иллюстрации для ежечасных выпусков газет. Его зарисовки и наблюдения легли в основу серия из 40 рисунков под названием «Американцы дома», которые выставлялись и оценивались как в СССР, так и в США. Например, газета «Московский художник» за 1959 год опубликовала письмо американского художника Рокуэлла Кента в № 6-7:

Это письмо, поверьте, не столько повод поблагодарить Вас за небольшую дружескую статью обо мне в № 11 Вашего журнала за 1958 год, сколько возможность выразить свое восхищение, которое, я думаю, должны испытывать все американцы. при взгляде на красивейшие сатирические рисунки Виталия Горяева. Роберт Бернс написал:''

О, кто мог бы дать нам силу / Увидеть себя глазами других.

«Такую силу нам дал журнал «Культура и жизнь», публикующий рисунки В. Горяева. Острые, полные дружеского юмора рисунки советского художника помогут нам увидеть себя со стороны и будут способствовать установлению дружбы между нашими двумя народами.''|author=С уважением, Роквелл Кент.

Летом 1959 года художник совершил творческую поездку в Палангу Литовской ССР, где создал около 60 жанровых рисунков и композиций. Осенью он отправился во Францию ​​с группой журналистов и писателей, где имел возможность встретиться с Пабло Пикассо, Надей Леже и Жаном Эффелем. Во время этой поездки художник создал более 100 рисунков с натуры, что было отходом от его обычного метода сбора впечатлений и зарисовок днем ​​и воспроизведения их вечером. В том же году его французские работы были представлены на групповой выставке. Кроме того, в марте и апреле 1960 года в Вильнюсе и Каунасе прошли персональные выставки произведений из различных путешествий, предпринятых в 1958–1959 годах. Художник побывал в Финляндии, Болгарии, ГДР, Румынии, Франции, Чехословакии, Польше и на Цейлоне. Результатом каждой поездки была новая серия рисунков. Кроме того, художник вновь посетил США, где знакомые пытались организовать встречу с Эрнестом Хемингуэем из-за их внешний вид был похож, но это не было реализовано.
=== Иллюстрации ===
Художник начал иллюстрировать художественную литературу в конце 1930-х годов, но раскрыл себя в этом качестве только после войны. Его ранние работы включают иллюстрации к нескольким рассказам, опубликованным в журналах, а также к книгам «Дневник провинциала в Петербурге», «Ташкентская клика» Михаила Салтыкова-Щедрина и «Моя улица» Михаила Салтыкова-Щедрина. Сергей Михалков.

Художник дважды создавал иллюстрации к произведениям Марка Твена|Марка Твена «Приключения Тома Сойера», «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна» — сначала в 1948 году, а затем в 1960 году после поездки в США. . Иллюстрации, созданные в 1948 году, были хорошо приняты и раскуплены как Русским музеем, так и Государственной Третьяковской галереей. «Том Сойер» неоднократно переиздавался, тогда как к «Гекльберри Финну» были опубликованы лишь некоторые иллюстрации. Кроме того, он создал иллюстрации для нескольких других рассказов Марка Твена, в том числе «Человек, который развратил Хэдлиберг», «Сенатор Дилворти» и «Как я редактировал сельскохозяйственную газету».

Агния Барто практически предоставила ему монополию на иллюстрирование своих произведений. Его рисунки публиковались в журналах «Качели» (1946), «Дом переехал» (1947 и 1949), «Стихи для детей», «Петя рисует», «Краснокожие». и «О большом и маленьком» (1959). Художнику принадлежат первые иллюстрации к Юрию Олеше|Юрий Олеша «Три толстяка»|''Три толстяка'', ставшие ориентиром для стиля, выбранного авторами фильма «Три толстяка» (фильм)|1966 экранизация. Его иллюстрациями проиллюстрировано несколько произведений, в том числе «О царе и сапожнике» и «Правдивая история» Самуила Маршака, «Одинок белый парус» Валентина Катаева, «Что такое хорошо и что такое плохо» Владимира Маяковского, «Истории Пита» Лейлы Берг (1956) и «Старик Хоттабыч» Лазаря Лагина. Он проиллюстрировал несколько работ, в том числе О. Генри|О. Рассказы Генри, Теодор Драйзер|Американская трагедия Теодора Драйзера|''Американская трагедия'', Ганс Шерфиг|Скорпион Ганса Шерфига и Мартти Ларни|Роман-брошюра Мартти Ларни '' «Четвертый позвонок».

Особое место в творчестве художника занимали иллюстрации к классической русской литературе, в том числе к произведениям Александра Пушкина, Николая Гоголя и Федора Достоевского. Иллюстрации к «Петербургским повестям» Гоголя, над которыми художник работал с конца 1950-х до середины 1960-х годов, в 1967 году были удостоены Государственной премии СССР. В 1971 году в свет вышел роман Ф. Достоевского «Идиот». иллюстрации художника. Четыре года спустя эти иллюстрации принесли ему золотую медаль на Лейпцигской книжной ярмарке. Однако в СССР иллюстрации были встречены резкой рецензией в журнале «Коммунист» из-за их художественного авангарда.
=== Живопись ===
Интерес художника к живописи начался в 1929 году после того, как он познакомился с творчеством Поля Сезанна через небольшую картину под названием «Утро на Марне».
== Общественная активность ==
Член ВКП(б) с 1951 года.

Он участвовал в общественной жизни, часто общался с коллегами и любителями искусства, оказал значительное влияние на молодое поколение советских художников. Принимал участие в деятельности Правления Московской организации. Союза художников (МОСХ) и Секретариата Союза художников СССР, входил во многие жюри и комиссии. Художник возглавлял комиссию, ответственную за допуск работ авангардистов. гардистов студии «Новая реальность» для участия в выставке «30 лет Московского союза художников» в Московском Манеже в 1962 году. Во время посещения выставки Никитой Хрущевым | Манежное дело Никиты Хрущева | он был взбешен советское нонконформистское искусство|нонконформистское искусство, и в результате художник, ответственный за выставку, был опозорен, и его контракты были расторгнуты. С ним возобновили работу в 1964 году, только после того, как Хрущев ушел с поста Генерального секретаря ЦК КПСС.

Виталий Николаевич Горяев скончался 12 апреля 1982 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище|Ваганьковском кладбище (участок 24).

== Креативный метод ==
По словам членов семьи, артист отличался высокой продуктивностью. Каждое утро он начинал с создания нескольких иллюстраций для срочных заказов, а затем каждый день продолжал писать станковую работу, будь то портрет, натюрморт или пейзаж. Коллеги отмечали, что Художник работал в разных местах, в том числе дома, в мастерской, на улице и в дороге. Он постоянно делал наброски будущих работ в своих дневниках и записывал наблюдения во время встреч и встреч. Напротив, его иллюстрации к литературным произведениям потребовали многих лет кропотливых усилий. Для каждой книги он создал около ста оригинальных иллюстраций и множество предварительных рисунков для разработки мизансцены|мизансцены и персонажей. Он начал с пустой книги необходимого формата, спланировав расположение иллюстраций и текста так, чтобы обеспечить последовательное развертывание истории от страницы к странице. Процесс подготовки иллюстраций был сложным. Художник создал карандашный рисунок, который затем перенес на фотобумагу. Химик отрегулировал контрастность в соответствии с инструкциями, а конечный результат был обработан чернилами и белилами, чтобы обеспечить высокое качество печати при ограниченных возможностях печати.

Авторский стиль художника развивался и кристаллизовался с течением времени. В 1930-е годы художник в своих графических работах для журналов использовал нетипичные для этого вида искусства средства и методы. Например, он использовал тонкие линии в манере импрессионизма | импрессионистов, чтобы передать материальную плоть вещей. За время работы во «Фронтовом Юморе» изобразительный язык художника стал более четким и лаконичным из-за сложных условий работы, сжатых сроков, ограниченности полиграфических ресурсов и необходимости донести идею до широкой аудитории. Его работы в этот период для журнала не ограничивались карикатурами, но включали и жанровые произведения, изображающие военную жизнь. Сатирический элемент часто передавался с помощью резких подписей.

Основным методом жанрового рисунка художника была не работа непосредственно с натуры, а закрепление в памяти впечатлений или создание быстрых зарисовок и воспроизведение увиденного в мастерской. Художник ставил перед собой задачу не достоверно воспроизвести действительность, а раскрыть и подчеркнуть наиболее важные детали. Результатом такого подхода стали работы, которые были даже более естественными и правдивыми, чем собственные эскизы художника. Художник разработал собственную систему изучения людей, ориентируясь на то, как их характер и социальный статус отражаются в их позах, привычках, жестах и ​​поведении в различной обстановке. Он свел многообразие человеческих состояний к нескольким базовым пластическим позициям, которые на протяжении многих лет записывал на бумаге, развивая свою наблюдательность.

«В рисунках натуры меня интересуют контрасты: встреча темного со светлым, мягкого с жестким, большого с маленьким, каменного города с горой или водой, насилия с пассивностью, колючего с мягким и так далее. Этот поиск контрастов позволяет мне свободно оперировать элементами природы и развивать композиционное видение. Раньше я рисовал с натуры практически без пластической связи между отдельными частями, предметами и фигурами. Теперь я пытаюсь извлечь из стихий природы истину художественного образа. То, что я нарисовал, не документально, а характерно. Часто, строя композицию листа, я ставлю в рисунке фигуры, детали, предметы не на то место, которое они занимают в природе, но от этого изображенные сцены не теряют своей жизненности, а, наоборот, становятся убедительнее».

«Для того, чтобы я мог начать рисовать с натуры, кроме содержательного и интересного предмета, мне важно иметь то, что я называю «конструктивным стимулом», т. е. интересоваться каким-то неожиданным поворотом, сочетанием форм, построением и дизайн фигур, движение. Эти конструктивные особенности лучше всего и наиболее полно выражают как психологию и характер человека, так и его действия - то есть привычки, движения, позы.''|author=Виталий Горяев

=== Семья ===

* Первая жена - Валентина Павловна Деопик (1907-1990).
**Сын - Дега Витальевич Деопик (1932 г.р.), доктор исторических наук, профессор, востоковед.
* Вторая жена - Таисия Борисовна Лобач-Жученко (1920-2017).
**Сын - Горяев Сергей Витальевич (1958-2013), народный артист РФ, профессор.
** Дочь - Любовь Витальевна Горяева (1946 г.р.), кандидат филологических наук, исследователь и переводчик древних малайских рукописей.

== Награды и звания ==

=== Названия ===

* Заслуженный деятель искусств РСФСР (изобразительное искусство) | Заслуженный деятель искусств РСФСР (1966)
*Народный артист РСФСР (1976)
* Народный артист РСФСР (1981)

=== Государственные награды ===

* Государственная премия СССР (1967) — за иллюстрации к «Петербургским повестям» Достоевского
* Орден Красной Звезды (1945 г.)
* Медаль «За отвагу» (Россия)|Медаль «За отвагу» (1943 г.)
* Медаль «За боевые заслуги»
* Юбилейная медаль «В память 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970 г.)
* Медаль «За взятие Кенигсберга»
* Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов»
* Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов»
* Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов»
*Юбилейная медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»
*Юбилейная медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»
* Орден Дружбы (1974, Чехословакия)

=== Креативные награды ===

* Диплом первой степени Всесоюзного конкурса «Лучшие книги» (1962) — за иллюстрации к «Приключениям Гекльберри Финна» | «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена
* Диплом первой степени Всесоюзного конкурса «Лучшие книги» (1965) за иллюстрации к «Петербургским повестям» Николая Гоголя
* Диплом второй степени Международной книжной выставки в Братиславе (1967) — за иллюстрации к «Петербургским повестям» Николая Гоголя
*Золотая медаль Чехословацкого союза международных отношений (1969) за заслуги в развитии дружбы и сотрудничества с Чехословакией
* Почетная плакетка «Золотое яблоко» (1975 г.) — за участие в организации и проведении Международной биеннале детской книги (BIB) в Братиславе
* Золотая медаль Международной выставки книжного искусства в Лейпциге (1975) — за серию иллюстраций к роману Ф. Достоевского «Идиот»

== Выставки и публикации ==

=== Выставки ===

* '''1931''' - Выставка молодых художников (Всехудожудожник), Москва
* '''1936-1937''' - Выставка художников-графиков, Москва
* '''1937''' - Выставка произведений московских мастеров советской сатиры, Москва
* '''1938''' - Выставка произведений мастеров советской сатиры, Москва
* '''1939''' - Выставка иллюстраций к произведениям М.Е. Салтыков-Щедрин, Москва
* '''1939''' - Выставка живописи и графики, Москва
* '''1940''' - Выставка рисунков, иллюстраций и плакатов, Москва
* '''1941''' - Выставка произведений московских мастеров советской сатиры, Москва
* '''1941''' - Выставка лучших произведений советских художников, Москва
* '''1942''' - Работы московских художников в годы Великой Отечественной войны, Москва
* '''1943''' - выставка ''Великая Отечественная война'', Москва
* '''1944''' - Экспонат 6 (Бродаты, Горяев, Каневский и другие)
* '''1946''' - Выставка графики, акварелей и рисунков советских художников, Варшава
* '''1946''' - Выставка советской сатиры, Прага
* '''1947''' - Ежегодная отчетная выставка ДЭТГИЗ, г. Москва
* '''1948''' - Передвижная выставка советской живописи и графики, Днепропетровск
* '''1949''' - Передвижная выставка советской сатиры, Москва
* '''1950''' - Выставка живописи, скульптуры, политической сатиры и графики московских художников, Москва
* '''1950''' - Выставка ''Борьба за мир против поджигателей войны'', Москва
* '''1950''' - Всесоюзная художественная выставка, Москва
* '''1951''' - Выставка произведений художников сатиры, Москва
* '''1951''' - Всесоюзная художественная выставка, Москва
* '''1951''' - Выставка книги и книжной графики ДЕТГИЗ, Москва
* '''1952''' - Выставка советской сатиры, Москва
* '''1953''' - Выставка советских графиков-сатириков, Лондон
* '''1953''' - Выставка произведений советского искусства и коллекций Государственной Третьяковской галереи
* '''1954''' и '''1955''' - Всесоюзная художественная выставка, Москва
* '''1956''' - Выставка произведений А. Гончарова, В. Горяева, К. Дорохова, С. Заславской, С. Лебедева, И. Слонима, Москва
* '''1957''' - Выставка к Первому Всесоюзному съезду советских художников, Москва
* '''1957''' - 6-я выставка произведений художников книги, Москва
* '''1958''' - Выставка В. Горяева и Г. Нисского, Москва
* '''1958''' - Всесоюзная выставка к 40-летию ВЛКСМ, г. Москва
* '''1959''' - Выставка произведений изобразительного искусства социалистических стран, Москва
* '''1959''' - Выставка рисунков и акварелей В. Горяева и И. Семёнова, сделанная во время поездки в США в мае-июне 1958 года, Москва
* '''1959''' - Выставка произведений В. Горяева, Е. Кибрика, И. Семёнова "Что мы делали во Франции", Москва
* '''1960''' - Выставка произведений советских художников "По Франции"
* '''1960''' - Персональная выставка работ Горяева ''Америка, Франция, Паланга - 1959'', Вильнюс, Каунас
* '''1961''' - Выставка произведений В. Горяева, ''Цейлон. Колониализм ушел в прошлое», Москва, Коломбо
* '''1961''' - Выставка ''Москва - столица нашей Родины'', г. Москва
* '''1962''' - Персональная выставка, Москва
* '''1963''' - Выставка рисунков и карикатур журнала "Крокодил" - "Мне 40 лет", Москва
* '''1963''' - Международная выставка художников-сатириков, Нью-Йорк
* '''1964''' - Всесоюзная художественная выставка, Москва
* '''1964''' - Персональная выставка произведений В. Горяева, Москва
* '''1964''' - 2-я выставка произведений художников-журналистов, Москва
* '''1964''' - Выставка работ иллюстраторов детской книги
* '''1965''' - Персональная выставка (иллюстрации к произведениям Н. Гоголя, М. Твена, серия рисунков и акварелей «О Югославии»), Москва
* '''1965''' - Республиканская художественная выставка ''Советская Россия'', Москва
* '''1966''' - Персональная выставка, Москва
* '''1966''' - Художественная выставка к 25-летию разгрома немецко-фашистских войск под Москвой, Москва
* '''1966''' - Выставка ''Московские художники фронтовой печати, 1941-1945'', Москва
* '''1967''' - Выставка ''50 лет Советской власти'', Москва
* '''1967''' - Республиканская художественная выставка ''Советская Россия'', Москва
* '''1967''' - Всесоюзная выставка "Советский политический плакат за 50 лет", Москва
* '''1967''' - Выставка ''Художники Москвы к 50-летию Октябрьской революции'', Москва
* '''1967''' и '''1968''' - Выставка "Художники-журналисты", Москва
* '''1969''' - Выставка ''На страже Родины'', Москва
* '''1970''' - Республиканская художественная выставка ''Советская Россия'', Москва
* '''1970''' - Персональная выставка («Петербургские повести» Н. Гоголя, «Идиот» Ф. Достоевский, начало серии «Диалоги»), Бухарест, Констанца
* '''1971''' - Персональная выставка (Гоголь, Достоевский), Прага, Братислава, Банска Бистрица
* '''1971''' - Международная выставка книг за шесть лет (1965-1971) IBA, Лейпциг
* '''1972''' - Выставка советских детских книжных иллюстраций, Мюнхен
* '''1973''' - Персональная выставка, Москва
* '''1974''' - Персональная выставка, Москва
* '''1975''' - Персональная выставка (из военной серии, ''Пушкин'', портреты друзей, ''Москва и москвичи''), Москва
* '''1975''' - Персональная выставка из серии ''Абрамцево'', Абрамцево
* '''1976''' - Всесоюзная художественная выставка «Слава Труду», Москва
* '''1976''' - Персональная выставка («Мертвые души Гоголя»), Москва
* '''1977''' - Всесоюзная выставка ''Советский портрет'', Москва

; Современные выставки

* '''2010''' - Выставка посвященная 100-летию со дня рождения художника, Самарский областной художественный музей, Самара * '''2010''' - '''Виталий Горяев: Полвека в искусстве'' (в рамках одноименного фестиваля), Курганский областной художественный музей, г. Курган, Курганская область|Курган * '''2010''' - Выставка посвященная 100-летию со дня рождения, Российская Академия Художеств, Москва * '''2012''' - ''Линия жизни'', ЦДХ, Москва * '''2012''' - ''Виталий Горяев. Художник и война» (военная графика, иллюстрации к известным послевоенным произведениям, а также акварели военных лет), Новый Манеж, Москва * '''2017''' - ''Правда о наготе'' (выставка обнаженных работ Горяева, Семена Чуйкова и Николая Кузьмина), Музей-заповедник «Абрамцево»
=== Книги ===

* Барто А. Л. Качели (Качели). Детгиз, Москва – Ленинград, 1946 год.
* Барто А. Л. Дом переехал (Дом переехал). Детгиз, Москва – Ленинград, 1947 год.
* Барто А. Л. Петя Рисует (Petya Рисует). Детгиз, 1954 год.
* Барто А. Л. Редскинс (Краснокожие). Детгиз, 1959 год.
* Барто А. Л. Если ты ему нужен (If вы ему нужны). — Москва: Дет. лит., 1988.
* Барто А. Л. В зимний лес за цветами (За цветами в зимнем лесу). — Москва: Дет. лит., 1970.
* Барто А. Л. Лёшенька, Лёшенька (Лёшенька, Лёшенька). — Москва:Дет. лит., 1965.
* Барто А. Л. По переулку, по бульвару... (По дорожке, по бульвару…) — Москва: Дет. лит., 1967
* Барто А. Л. Подростки, подростки… (Подростки, подростки…) — Москва: Дет. лит., 1980.
* Барто А. Л. О большом и маленьком (Про большое и про маленькое). — Москва: Сов. писатель, 1958 год.
* Барто А. Л. Стихи для детей (Стихи детям). В 2 т. — Москва: Дет. лит., 1966, 1976.
* Берг Л. Маленькие рассказы о Пите (Маленькие рассказы про маленького Пита). Детгиз, 1956 год.
* Бершадский Р.Ю., Хелемский Ю.А. Всё на одной планете (Всё на одной планете). — Москва: Дет. лит., 1965.
* Гашек Ю. Исповедь старого холостяка («Исповедь старого холостяка»), 1944 (Библиотека журнала «Красноармеец», № 14/19).
* О'Генри. Рассказы («Рассказы»). Детгиз, 1948 год.
* Гоголь Н. В. Петербургские повести (Петербургские повести). — Москва: Худож. лит., 1965.
* Достоевский Ф. М. Идиот (Идиот). — Москва: Худож. лит., 1971.
* Достоевский Ф. М. Подросток (Подросток). — Москва: Худож. лит., 1986.
* Драгунский В. Он живой и светится. 1960 год.
* Драйзер Т. Американская Трагедия (Американская Трагедия) (изд. «Огонёк»), 1955.
* Драйзер Т. Американская Трагедия (Американская Трагедия). — Москва: Худож. лит., 1978.
* Кальма Н. Дети горчичного рая. Детгиз, Москва – Ленинград, 1950 год.
* Кассис В. Б. За стенами старого форта. — Москва: Просвещение, 1962.
* Кассис В. Б. Литник резиновый (Каучуковый спрут). — Москва: Дет. лит., 1964.
* Катаев В. П. Одинокий белый парус (Белеет парус одинокий). Детгиз, 1954 год.
* Катаев В. П. Одинокий белый парус (Белеет парус одинокий). — Москва: Худож. лит., 1967.
* Катаев В. П. Волны Чёрного моря. Том. 1. — Москва: Детгиз, 1961.
* Катаев В. П. Хуторок в степи. — Москва: Детгиз, 1956.
* Ким Р. Девушка из Хиросимы (Девушка из Хиросимы). — Молодая гвардия, 1956.
* Ларни М. Четвертый позвонок (Четвёртый позвонок). Москва, 1959 год.
* Маршак С. Быль-небылица. Детгиз. 1947 год.
* Маяковский В. Небоскрёб в разрезе. (Библиотека журнала «Крокодил», 1948, №29).
* Маяковский В. Что такое хорошо и что такое плохо (Что такое хорошо и что такое плохо). Детгиз, 1954 год.
* Михайлов Н. Н., Косенко З. В. Американцы: путевая сказка (Американцы: путевая повесть). — Москва: Сов. писатель, 1960.
* Носов Н. Н. На холме (На горке). Детгиз. 1951 год.
* Носов Н. Н. Steps (Ступеньки). — Мoscow: Дет. лит., 1965.
* Olesha Y. K. The three fat men (Три толстяка). — Детгиз, 1951.
* Olesha Y. K. The three fat men (Три толстяка). — Мoscow: Дет. лит., 1969.
* Prokofyeva S. L. Adventures of the Yellow Suitcase (Приключения жёлтого чемоданчика). — Мoscow: Дет. лит., 1965.
* Sterling D. Mary Jane (Мэри Джейн). Transl. from Eng. — Мoscow: Дет. лит., 1964.
* Strelnikov B. G. How are you in America? (Как вы там, в Америке?) — Мoscow: Мол.гвардия, 1965.
* Twain М. Adventures of Tom Sawyer (Приключения Тома Сойера). — Детгиз, 1948; ГИХЛ, 1949; Дет. лит., 1965.
* Twain М. Adventures of Huckleberry Finn (Приключения Гекльберри Финна). Детгиз, 1948; ГИХЛ, 1949.
* Twain M. Adventures of Tom Sowyer; Adventures of Huckleberry Finn (Приключения Тома Сойера; Приключения Гекльберри Финна). — Мoscow: Правда, 1980.
* Twain M. Senator Dilworthy; The Stolen White Elephant; Goldsmith’s Friend Abroad Again, Letters I–IV; My Watch and other short stories (Сенатор Дильворти; Похищение белого слона; Письмо китайца; Мои часы; и др. Рассказы). «Избранное», vol. I and II, ГИХЛ, 1949.
* Tess T. N. American Women (Американки). — Мoscow: Дет. лит., 1966.
* Sherfig H. The Scorpion (Скорпион). Изд-во иностранной литературы, Мoscow, 1956.
* Ural: a monthly lit-artistic and social-political journal (Урал: ежемес. лит-худож. и общ.-полит. журн.). — Sverdlovsk: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1986, — №12.

; Collections of works

* Goryaev V. N. Illustrations to the works of F. M. Dostoevsky (Иллюстрации к произведениям Ф. М. Достоевского). — Мoscow: Сов.художник, 1971.
* Goryaev V. N. Ceylon: colonialism is becoming a thing of the past (Цейлон: колониализм уходит в прошлое)/ drawing and text by V. N. Goryaev. — Мoscow: Советский художник, 1962.
* V. Goryaev: Booklet (Буклет). — Мoscow: Советский художник, 1965. — 12 p.: ил.
* Vitaly Nikolayevich Goryaev: Exhibition in Prague: in a foreign language (Виталий Николаевич Горяев: Выставка в Праге: на ин. яз.) — Prague, 1971. — 8 p.: ил.
* Vitaly Goryaev. Graphic series: Pushkin. Gogol. Dostoevsky (Графические серии: Пушкин. Гоголь. Достоевский)/ Author — comp. and author В.Воронов. — Мoscow: Советский художник, 1979. — 83 ил * Vitaly Nikolayevich Goryaev (USSR): Cat. exhibition in Romanian language (Виталий Николаевич Горяев (СССР): Кат. выст.: на рум. Яз). — Бухарест, 1970. — 20 p.: ill. Горяев В. Н.
* Drawings (Рисунки). — Мoscow: Изд. «Крокодила»; 1961. — 48 p.: ill. — (Мастера советской карикатуры).|border=1px dashed grey|titlebgcolor=#F5F5F5

== Legacy ==
Goryaev's works are featured in several prestigious collections, including the Tretyakov Gallery, the Russian Museum, the Pushkin State Museum of Fine Arts, the State Literary Museum, the Museum of Russian Art in Harbin, and various art galleries in Odesa, Perm, Russia|Perm, Yekaterinburg, Kursk, and other cities.
A home museum, organised by Sergei Goryaev, the artist and architect son of the late Goryaev Sr., presents a vast collection of paintings, caricatures, book and magazine graphics. The museum is located in house No. 7 on Begovaya Street, also known as the 'House of Artists on Begovaya' or the building of the Moscow Regional Union of Artists. Goryaev Sr. purchased the flat from the 1st Artists' Co-operative Society in 1957 and lived there until his passing. The studio he occupied from 1970 is also part of the museum. In the 1990s, the artist's son inherited his workshop and subsequently organised an exposition, which led to the opening of a museum in 1996.
== Memory ==

* On 7 May 1985, Chernoozernaya Street, located in the Northern settlement of Kurgan, Kurgan Oblast|Kurgan, was named after the artist. * A memorial plaque by N. B. Nikoghosyan was erected in 2012 on the house located at 7/9 Begovaya St. in Moscow, where V. N. Goryaev lived and worked from 1957 to 1982. * A festival was held in the Kurgan region from March to June 2010 to commemorate the 100th anniversary of the birth of Vitaly Nikolayevich Goryaev, a People's Artist of the USSR. * In 2010-2012, several anniversary exhibitions were held in Moscow, Kurgan, Samara, and Abramtsevo to commemorate Goryaev.



* * *

Soviet artists
Graphic artists
Caricaturists
Soviet painters
Реклама
Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ, комментарий, отзыв

Изменение регистра текста: 
Смайлики
:) :( :oops: :chelo: :roll: :wink: :muza: :sorry: :angel: :read: *x) :clever:
Ещё смайлики…
   
К этому ответу прикреплено по крайней мере одно вложение.

Если вы не хотите добавлять вложения, оставьте поля пустыми.

Максимально разрешённый размер вложения: 15 МБ.

  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Виталий Грицаенко
    wiki_en » » в форуме Васина Википедия
    0 Ответы
    12 Просмотры
    Последнее сообщение wiki_en
  • Виталий Маринич
    wiki_en » » в форуме Васина Википедия
    0 Ответы
    11 Просмотры
    Последнее сообщение wiki_en
  • Виталий Курашик
    wiki_en » » в форуме Васина Википедия
    0 Ответы
    8 Просмотры
    Последнее сообщение wiki_en
  • Виталий Ганчев
    wiki_en » » в форуме Васина Википедия
    0 Ответы
    14 Просмотры
    Последнее сообщение wiki_en
  • Виталий Михайловский
    wiki_en » » в форуме Васина Википедия
    0 Ответы
    60 Просмотры
    Последнее сообщение wiki_en