Гобелены-карикатуры Франсиско ГойиВасина Википедия

Новости с планеты OGLE-2018-BLG-0677
Что вы не только не знали, но и не хотели знать
Ответить Пред. темаСлед. тема
Автор темы
wiki_en
Всего сообщений: 17927
Зарегистрирован: 16.01.2024
 Гобелены-карикатуры Франсиско Гойи

Сообщение wiki_en »

Гобелены-карикатуры Франсиско Гойи | Франсиско де Гойи представляют собой группу работ, написанных Франсиско де Гойей между 1775 и 1792 годами для Королевской фабрики гобеленов Санта-Барбары. Хотя это не единственные гобелены-карикатуры, созданные на Королевской фабрике (другими художниками этой фабрики были Мариано Сальвадор Маэлла, Антонио Гонсалес Веласкес, Хосе Камарон Бонанат|Хосе Камарон и Хосе дель Кастильо), они наиболее известны и которым посвящена история. искусства дали название «гобеленовые карикатуры» по преимуществу. Большинство из них представляют буколическую, охотничью, сельскую и народную тематику. Они строго придерживались вкусов короля Испании Карла III|Карла III и принцев Испании Карла IV|Карла Бурбона и Марии Луизы Пармской, а курировали их другие художники фабрики, такие как Мариано Сальвадор Маэлла|Маэлла и Семья Байеу.

После плодотворной карьеры в родном Арагоне известный придворный художник Франсиско Байе и Субиас | Франсиско Байе уговорил своего зятя поехать в Мадрид, чтобы работать над декоративными работами для королевских дворцов. К тому времени Антон Рафаэль Менгс был самым выдающимся художником при дворе после смерти Джованни Баттиста Тьеполо в 1770 году. Именно эта работа при дворе больше всего удовлетворила амбиции Гойи и в конечном итоге сделала его самым модным художником богатый класс Мадрида. Между 1780 и 1786 годами он покинул эту комиссию, чтобы заняться другой частной деятельностью как художник.

Гобеленовые мультфильмы разделены на семь серий, каждая из которых отличается количеством произведений и тематикой. Общей чертой всех них является наличие сельской тематики и популярных развлечений. Только первый показывает темы, связанные с охотой.

После завершения работы карикатуры вплетали в гобелены и размещали там, где они предназначались, в королевских дворцах. Большая часть работ хранится в Музее Прадо, хотя некоторые карикатуры есть и в художественных галереях других стран.

В 1858 году они отправились в подвал Королевского дворца в Мадриде, где некоторые из них были украдены в 1870 году. В том же году Грегорио Крусада Вильямиль|Грегорио Крусада взял на себя задачу каталогизировать их и показать публике в музее. Впервые они появились в официальном каталоге учреждения в 1876 году. Однако некоторые небольшие «моделло» (нарисованные Гойей для одобрения подданных) находились в руках герцога Осуны|Герцогов Осуны, чьи потомки выставили их на аукцион в 1896 году. На этом аукционе некоторые картины были куплены Прадо, а другие - такими коллекционерами, как Педро Фернандес Дуран и Хосе Ласаро Галдиано, оставшимися в Испании.

Благодаря этим произведениям Гойя смог вырасти как художник и повысить свой социальный статус, что сделало его востребованным художником в высоких кругах Мадрида. В 1789 году он получил должность Пинтора де Камара де Карла IV Испании | Карлоса IV — бывшего принца — и за несколько лет до этого был принят в Настоящую Академию изящных искусств Сан-Фернандо | Академию Сан-Фернандо.

== Контекст ==
Шел 1774 год, и Гойе было двадцать восемь лет, когда недавно умер его отец, Хавьер Ньето. Он родился в Фуэндетодосе, городе недалеко от столицы Арагона, и одной из его самых больших амбиций было поселиться в Мадриде, столице королевства, городе, который семимильными шагами модернизировался благодаря усилиям испанской королевской семьи | Бурбоны, династия, которая, хотя и находилась у власти всего 70 лет, уже полностью консолидировалась.

Дважды Гойя пытался поступить в Настоящую Академию изящных искусств Сан-Фернандо | Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо, но оба раза картины, которые он приложил к своему заявлению, были отклонены. Зато живописцу удалось поехать в Италию, великий культурный центр того времени. Именно тогда он написал свою первую великую историческую картину: «Победоносный Ганнибал впервые видит Италию из Альп | Ганнибал видит Италию из Альп».Глендиннинг, с. 31. Однако он не преуспел в конкурсе и решил вернуться на родину, где выполнил знаменитые фрески в Cartuja de Aula Dei|картины Cartuja del Aula Dei.Triadó Tur , п. 14.

Гойя женится на Жозефе, сестре богатых художников Байе. Некоторое время спустя его зять Франциско смог добиться должности при дворе для начинающего провинциального художника, возможно, по приказу Менгса.Рапелли, с. 20.

Томлинсон отмечает, что в период с апреля по декабрь 1774 года Гойя украшал Чартерхаус Аула Деи, поэтому он присоединился к группе художников в Мадриде лишь в 1775 году. Рапелли категорически отвергает эту теорию, заявляя, что арагонцы поселились в испанской столице в Декабрь 1774 г.Рапелли, с. 24.
Художник окажется в столице с чрезвычайно большим двором ремесленников и художников. Королевская фабрика гобеленов Санта-Барбары является центром художественной деятельности. Богемный Менгс иногда будет руководить работой Гойи, а во время его очень долгого отсутствия это будет делать первый придворный архитектор Франческо Сабатини | Франсиско Сабатини. Иногда эту роль брал на себя сам Байе и Мариано Сальвадор Маэлла, еще один выдающийся художник-карикатурист.Глендиннинг, с. 35.

До 1780 года он написал четыре серии карикатур, но в том же году экономический кризис вынудил приостановить поставки карикатур для королевских эстансий. Тогда Гойя решил дать своей карьере новый виток. Возможно, желание, подпитываемое, без сомнения, изучением его жизни и творчества, подражать Диего Веласкесу, Glendinning, p. 37. помогает ему стать частным художником. Он возвращается на свою родину в Арагон и расписывает купол и подвески «Царицы Мартирум» собора-базилики Богоматери на Колонне | Эль Пилар, что приведет его к конфликту со своим зятем Франсиско и Метрополитен-совет Сарагосы | городской совет Сарагосы. В Мадриде он работал портретистом для высшего общества, особенно для герцога Осуны | Герцогов Осуны. Ему также удалось написать для Королевской базилики Святого Франциска Великого картину «Святой Бернардин Сиенский, проповедующий перед Альфонсо V Арагонским» и поступить в Академию Сан-Фернандо со своим самым известным религиозным деятелем. Работа «Распятый Христос (Гойя) | Распятый Христос» представляет собой великолепное слияние стилей Веласкеса и Менгса. Вскоре после этого он встретил инфанта Луиса Испанского | Луиса де Бурбона, брата короля и изгнанного из двора в результате морганатического брака. Князь стал его покровителем и познакомил с аристократическими кругами. Весьма вероятно, что Гойя решил вернуться в качестве художника-гобелена после смерти своего покровителя в 1785 году.Triadó Tur, p. 33.
В 1786 году Гойя вернулся на фабрику и нарисовал карикатуры, уже обозначавшие веризм («Метель (Гойя)|Метель» и «Раненый каменщик (Гойя)|Раненый каменщик»). В последней написанной им серии были предвосхищены элементы — жених с обезьяньим лицом в «Свадьбе (Гойя)|Свадьба» — которые арагонский художник позже изобразит в своих «Los caprichos|Caprichos».< бр />
Шесть лет спустя, в 1792 году, Гойя заболел, ставший поворотным моментом в его карьере. Он никогда не вернулся к своей прежней работе художника-карикатуриста и теперь занялся работами более личного характера. Однако для двора он напишет и другие работы, например, «Карл IV Испанский и его семья».

Хаген свидетельствует о восхождении Гойи от простого провинциального художника к полноценному придворному художнику. В 1786 году Гойя приобретает свою первую карету и уже является востребованным художником. Он описывает своему другу Сапатеру пробную поездку, из которой следует, что он находится в превосходном экономическом положении, поскольку принадлежит к Академии Сан-Фернандо и собирается стать королевским художником.

Хосе Гудиоль Рикарт | Хосе Гудиоль, один из первых знатоков творчества мастера Фуэндетодоса, утверждает, что в Гойе смешаны неизгладимый отпечаток куртуазного мира и изящество народного мира, которые всегда чередовались в сознании живописца .''Apud'' Буэндиа, с. 187.

Жаннин Батикль, еще один великий ученый Гойи, отмечает, что Гойя становится «верным наследником великой испанской живописной традиции. В нем тень и свет создают мощные объемы, построенные импасто, проясняемые короткими светящимися мазками, в которых тонкость изображения цвета создают бесконечные вариации».''Apud'', Triadó Tur, стр. 24.

=== Испания в то время ===
Смерть без потомков последней Габсбургской Испании | Испанской Австрии, Карла II Испании | Карла II, вызвала Войну за испанское наследство | длительную войну между европейскими державами, которая завершилась признанием Филиппа V Испании | Филиппа Анжуйского как король Испании под именем Филипп V. Этот, внук Людовика XIV | Король-Солнце, представил французскую моду в Испании и пригласил галльских художников, таких как Гиацинт Риго и Луи-Мишель ван Лоо | Луи-Мишель Ван Лоо, для работы в Испании. Полуостров.

Начиная с 1730-х годов присутствие итальянцев при мадридском дворе стало более известным из-за того, что вторая жена Филиппа V, пармезанка Элизабет Фарнезе | Изабелла де Фарнезио, отдавала большое предпочтение культуре Итальянского полуострова. >Томлинсон, с. 9. Якопо Амигони и Джованни Баттиста Тьеполо | Джанбаттиста Тьеполо могли бы быть самыми выдающимися итальянцами в Испании, но при Карле III удача изменилась в пользу богемного Менгса. После смерти последнего ни один иностранный художник больше не будет вызван в Испанию, что Томлинсон (1993) называет «национализацией испанской живописи при Карле III».Tomlinson, p. 10.

Вполне возможно, что эта национализация искусства глубоко укоренена в открытой враждебности испанского народа к иностранцам, возникшей в результате провала Семилетней войны. Кульминацией всего этого движения стали «Бунты в Эскилаче | Мотин де Эскилаче», в результате которых просвещенные испанцы постепенно вытеснили французов. Двумя примерами этого были Педро Пабло Абарка де Болеа, 10-й граф Аранда | Аранда и Хосе Моньино, 1-й граф Флоридабланка | Флоридабланка.

В 1782 году была предпринята непродолжительная попытка передать фабрику гобеленов в руки испанских мастеров. Но король отклонил просьбы живописцев и передал управление мастерской фламандцу по имени Вандерготен, предположительно родственнику семьи, основавшей фабрику более шести десятилетий назад.

== Датировка и атрибуция ==
Семь серий гобеленовых мультфильмов состоят в общей сложности от 60 до 73 произведений. Некоторые авторы, такие как Рапелли, датируют картины 63 годом.Rapelli, p. 21.

Хуан Рамон Триадо Тур установил в своей монографии о музее Прадо точное количество — 60 карикатур, хотя эта цифра вполне может относиться только к количеству произведений этой серии, сохранившихся в мадридской художественной галерее.Хуан Рамон Триадо Тур, «Музей Прадо» (на испанском языке), Сусаета, Мадрид, 2002 г., стр. 92.
Трое ведущих специалистов по карикатурам Гойи — Найджел Глендиннинг, Валериано Бозал и Дженис Томлинсон — склонны датировать сериал 1775–1792 годами. Учитывая вышеупомянутый шестилетний интервал, это составило бы двенадцать лет работы Гойи на Королевской гобеленовой фабрике. .

Размер и мотивы карикатур были тесно связаны с их иерархией и местом, отведенным им в королевской комнате. Поэтому их можно разделить на панно — самые обширные композиции, которые займут наибольшее пространство и определят тему всей серии — и другие меньшие рисунки, предназначенные для размещения над дверями или балконами. В письме Гойи своему другу Мартину Сапатеру подробно описывается встреча с государем и принцами в 1779 году, где говорится, что были показаны только эскизы основных сцен.Tomlinson, p. 12. Это могло бы объяснить серьезные стилистические несоответствия между основными сюжетами и небольшими мультфильмами. Некоторые авторы придают большое значение тому факту, что серии, запланированные в 1787 и 1791-92 годах, так и не были вывешены, как договаривался Гойя.Tomlinson, p. 13.
Датировка карикатур не была предметом особых дискуссий, поскольку на Королевской фабрике велись подробные записи работ, которые сохраняются и по сей день. Тем не менее, существует серьезный конфликт датировок «Утеса вслепую (Гойя) | Утес вслепую». Критики масштаба Бозала и Глендиннинга утверждают, что он был сделан в 1789 году, но Томлинсон отвергает эту теорию и предполагает, что он был завершен до 1788 года, поскольку серия, к которой он принадлежал, осталась незавершенной, когда умер Карл III - 14 декабря 1788 года. — а в апреле 1789 года Гойя получил долгожданное назначение камерного художника, так что его активность в области карикатуры резко снизилась. В небольшом справочнике по работам Гойи в Музее Прадо, написанном Мануэлой де Мена, указано, что картина «Утес слепого (Гойя) | Утес слепого» была написана между 1788-1789 годами.Мена, с. 23.
Также не установлено, к какой серии относятся «Качели» Как указывает Томлинсон, вне всякого сомнения, Гойя нарисовал карикатуры на гобеленах. Тем не менее, были некоторые инциденты, связанные с этой проблемой. Самым известным примером стала «Кошачья драка», обнаруженная в подвале музея Прадо в 1980-х годах. Поскольку он не имеет никакого отношения к другим карикатурам Гойи, особенно к серии, к которой его традиционно относят — пятой, — возникли серьезные сомнения в том, что это работа арагонцев. Более того, оно не имеет тех же стилистических особенностей, что и другие произведения того периода.
Еще одна из картин сомнительной датировки — «Куриные бои», которую Бозал предполагает как часть седьмой серии, посвященной королевской канцелярии в Эль-Эскориале,Bozal, vol. я, с. 81-82., а также официальная страница музея Прадо.
Обычно некоторые картины для аламеды герцогов Осуны берутся в составе мультфильмов для гобеленов, по характеристикам и темам чрезвычайно схожие с карикатурными, хотя и в другой технике. Самый известный случай - это кантри-сцена «Падение (Гойя)|Падение».
== Техника ==
Гобелен|Гобелены — это переплетения, выполненные по аналогии с Ковер|ковры, которые путем комбинирования нитей разных цветов и тонов позволяют, как в мозаике, визуально воссоздать реальные изображения.

Карикатуры представляли собой очень точный, по цвету и реальному размеру, набросок мотива, который ткачи должны были воспроизвести. Эти картины получили свое название «мультфильм» потому, что обычно писались на этом материале, а не на холсте или доске. Выбор столь скромной поддержки объясняется тем, что эти модели или узоры не ценились как самостоятельные произведения искусства, и их сохранение не было обязательным. Полученные гобелены обычно заключались в рамы или встраивались в стены, хотя, как указывает Томлинсон (1993), во многих случаях эта задача не выполнялась, и их просто вешали.

Ткацкий станок — самый точный инструмент для плетения гобеленов, его основой является основа. Это набор параллельных в продольном направлении нитей, на которых нарисованы сцены мультфильмов. Изготовление гобелена — очень медленная задача, выполняемая на двух типах ткацких станков. На ткацком станке с высокой основой рисунок размещается сзади, и ткач использует зеркало, чтобы работать с большей ловкостью. Ткацкие станки с низкой основой обеспечивают большую скорость, поскольку она выполняется на лицевой стороне изделия, а также значительно удешевляют работу, поскольку не соответствуют качеству гобеленов, сотканных с высокой основой.

Документ 1790 года подробно описывает процесс создания карикатур. Были сняты замеры помещения, в основном стен, и отправлены директору завода. Большинство клиентов просили карикатуры на деревенские, шуточные, аллегорические темы, и лишь меньшинство просило карикатуры с историческими аллюзиями.

В конкретном случае с карикатурами Гойи ткачи Королевской фабрики подали жалобы на арагонцев за детализацию, с которой он выполнял эскизы, особенно на «Луге Сан-Исидро» (1788). Этот эскиз преимпрессионистского характера имеет такое большое количество мелких деталей, что превратить его в гобелен было невозможно. В этом случае были наложены ограничения на мастерство, и благодаря этой ситуации, вместе со смертью Карла III, работа осталась лишь эскизом.Хаген, с. 16.
В «Мадридской ярмарке» три центральных персонажа композиции получают сильный световой импульс. Но в гобелене было необходимо больше деталей — в отличие от того, что произошло годы спустя с «Лугом Сан-Исидро», — и яркость оригинальной картины пришлось рассеять. Гобелен потерял часть сути эскиза. В картине пирамидальной структуры «Воздушный змей (Гойя) | Воздушный змей» цвет куртки человека на переднем плане изменился с красного на охристый и желтый. В 1780 году Гойя написал эскизы «Прачки (Гойя) | Прачки» и «Табачные стражи», которые не включают в себя некоторые детали, встречающиеся в окончательных картинах, но, похоже, были нарисованы Гойей. в сговоре с основными ткачами.Glendinning (2005), p. 37.

== Структура ==
Никакого согласия относительно количества серий, составляющих гобеленовые мультфильмы, достигнуто не было. Бозал (2005) отдает предпочтение четырем сериям, как и Глендиннинг (2005).Сам Найджел Глендиннинг вместе с Конча Эрреро — еще одним экспертом по Гойе — был консультантом сайта, посвященного 250-летию со дня рождения арагонского художника (Гойи). .unizar.es), в котором говорится, что мастер из Фуэндетодоса провел четыре серии. Снова Томлинсон спорит, создавая хронологию из семи серий,В том же исследовании, в котором она это утверждает, (''[https ://www.museodelprado.es/aprende/enciclopedia/voz/cartones-para-tapices-goya/3057199f-4c46-491b-b0fe-c854679685c7 Voz "Cartones para Tapices"]'' (на испанском языке), в Музее дель Энциклопедия Прадо) американский историк противоречит сама себе в отрывке, предшествующем хронологии, где она утверждает, что «четыре из шести серий карикатур Гойи были среди многих, заказанных для украшения этой резиденции». разделяя предложенные Бозал и Глендиннинг. Музей Прадо в своем официальном путеводителе пытается согласовать три источника, устанавливая хронологию пяти серий карикатур.Мена, стр. 12–28.

Ниже приводится краткое описание каждой серии согласно схеме, предложенной Глендиннингом и Бозалом:Хронология, разработанная этими экспертами, основана на классификации по местам проживания — первая серия: Эль-Эскориал, вторая серия: Эль-Пардо, третья. серия: спальня в Эль-Пардо, четвертая серия: офис в Эль-Эскориале—. Между тем предлагаемая Томлинсоном классификация основана на анализе стиля и назначения картин.

* Первая серия, охотничьи темы для столовой принцев Астурийских в Эль-Эскориале.
* Вторая серия, популярные развлечения и загородный отдых для Королевского дворца Эль-Пардо.
* Третья серия, времена года и другие сцены социального масштаба, предназначенные для столовой принцев и спальни инфанта Испании|инфанты Испании в Эль-Пардо.
* Четвертая серия, игры и веселые аспекты испанского общества. Разработано для канцелярии нового короля Испании Карла IV|Карлоса IV в Эль-Эскориале.

== Анализ ==

=== В целом ===
Когда Гойя прибыл в Мадрид, Карл III, как и его сын Чарльз, был любителем охоты. При дворе была странствующая штаб-квартира, поскольку король хотел проводить большую часть своего времени за пределами столицы и на королевских участках, отведенных для охоты. В Эль-Эскориале|Монастыре Сан-Лоренцо-де-Эль-Эскориал с сентября по декабрь проживала королевская семья, поэтому для членов королевской семьи пришлось оборудовать комнаты, некогда принадлежавшие слугам. Но необходимо было также украсить комнаты гобеленами и это привело к найму на Королевскую фабрику новых художников, таких как Гойя. Между тем, во дворце Эль-Пардо — примерно в пятнадцати километрах от Мадрида — суд размещался с 7 января до Вербного воскресенья. Карл III увеличил площадь вдвое и добавил к дворцовому комплексу восточное крыло. Именно здесь висели многие гобелены Гойи, а для украшения Эль-Пардо он поставил четыре серии мультфильмов.

Несмотря на то, что рисование карикатур не является работой, принесшей художнику большую известность,Hagen, p. 7. Многие профильные авторы считают, что Гойя пытался достичь социальной вершины посредством карикатур. Он мог бы представиться в столице, а главное, при Дворе. Спустя годы он смог представить свои проекты непосредственно королю и принцам и даже поцеловать им руки. Таким образом, из простого провинциального художника он превратился в одного из самых известных художников Придворного.

В царских покоях, где висели гобелены, царили хороший вкус и строгое соблюдение художественных норм. Арагонцы смешали тьепольское рококо с неоклассическим искусством, возведенным на вершину Менгсом. Сцены также должны иметь очарование и разнообразие тем. Несмотря на то, что это не произведения полного реализма, в серии есть работы, которые переполнены правдой, как, например, «Раненый каменщик (Гойя) | Раненый каменщик» или «Бедные дети у колодца (Гойя) | Бедные». Дети у колодца».

До этого мастер из Фуэндетодоса работал только над религиозными сценами. Пришлось отойти от позднего барокко, которое выражали эти картины, а также от рококо, чтобы получить произведение «с натуры».Бозаль, с. 60. Неоклассицизм, который был так популярен в течение десятилетий, предшествовавших созданию первых мультфильмов Гойи, был не самым подходящим способом передать живость популярных сцен, например, с изображением играющих детей, которые иногда были аристократами. замаскированные, чтобы спастись от своего иератического существования. Живописность требовала, чтобы атмосфера, тип, стиль, пейзажи и сцены были будничными и современными для зрителя, как сцены повседневной жизни. В них также должна быть определенная атмосфера веселья и развлечения, которая возбуждала бы любопытство и не отвлекала бы интерес клиента. Реализм, которым должна обладать картина, должен уловить мотив, индивидуализируя его, поскольку персонажи искусства «Costumbrismo|costumbrista», напротив, являются репрезентативными членами целого.
Вполне естественно, что Гойя писал сцены охоты для столовой принцев в Эль-Эскориале, дворце, известном как одно из самых известных охотничьих угодий при дворе. Неудивительно, что вторая серия была посвящена вопросам загородного досуга, весьма уместного для столовой. В этом случае выделяются его мультфильмы «Танец на берегу Мансанареса», «Пикник (Гойя)|Пикник» и «Мальчики, собирающие фрукты».

Но то, что они предназначались для королевских покоев, не исключает наличия сцен насилия, которые были неотъемлемой частью испанской жизни того времени. Гойя вводит в серию драматические нотки, которые станут архетипом для некоторых его гравюр. «Ссора в новой таверне» — жестокая сцена, контрастирующая со спокойствием таких мультфильмов, как «Зонтик» и «Пикник».
Новый стиль, который Менгс прокомментировал в своем «Письме к Понсу», Glendinning, p. 44., и Гойя — один из первых его представителей. Его современники, известные как «Lo Sublime Terrible», высоко оценили силу, с которой арагонский художник излагал эти темы. Хосе Морено де Техада выразил это видение в стихотворении 1804 года, где он называет «Метель» «картиной, которая казалась ему не только возвышенной, но и способной выразить печаль и даже ужас через пейзаж». Глендиннинг, с. 45. Но поскольку его работы предназначались для королевских покоев, Гойя не мог создать картины, которые в полной мере получили бы наименование Возвышенных. Карикатуры с деталями большого скопления людей («Луг Сан-Исидро») могли бы стать подходящим средством развития возвышенного стиля. Однако именно минимальное пространство, которое они занимают, мешает им углубиться в элементы этого стиля.Глендиннинг, с. 47.

Согласно Глендиннингу,Glendinning, p. 146. Много раз основная идея мультфильма Гойи видоизменялась с учетом ткацких станков и даже вкуса принцев. Гойе пришлось несколько раз готовить прямой гобелен в соответствии с текущими условностями, как в «Молодых быках» и «Воздушном змее», но не в «Зонтике».

==== Темы ====
Буколические и охотничьи темыТомлинсон (2008) комментирует это:

«Помещение было измерено и его размеры переданы директору фабрики вместе с предпочтениями клиента в отношении тех или иных сюжетов, «будь то героические, взятые из истории, или аллегорические, взятые из басен; будь то военные экспедиции на суше или на море, или деревенских вещей, шуток или украшений». наводняют композиции, запланированные арагонцами для Королевской фабрики. В отличие от двора Габсбургов — особенно Филиппа IV Испанского | Филиппа IV — Бурбоны хотели не сцен из прошлого, а популярных, деревенских сцен, которые могли бы показать, как жизнь жила в Испании в то время.

Гойя отказался от религиозных и исторических мотивов, с которыми работал в Сарагосе. В своих первых мультфильмах он внимательно курировал Байе, поэтому эти произведения пропитаны его стилем. В этой первой серии рассматриваются охота и рыбалка, поскольку это самые большие хобби принца Чарльза. Это согласуется с описанием «популярных сцен», которое искусствоведы дали мультфильмам.

Для следующей серии Гойя адаптировал сцены по вкусу принцессы Марии Луизы Пармской, которая хотела увидеть гобелены с деревенскими сценами, развлечениями «маджо» и, короче говоря, радостной и забавной атмосферой XVIII века. -век Мадрид. Хаген (2004) утверждает, что это произошло потому, что принцесса не могла свободно, как ей хотелось, смешиваться с низшими классами из-за ее очень высокого ранга.Hagen, p. 8.

Распространенный мотив в мультфильмах Гойи – детство. «Дети, взрывающие мочевой пузырь» из второй серии — это тайная дань уважения творчеству Питера Брейгеля Старшего, а также некоторым темам немецкой литературы.Tomlinson, p. 85. По словам Томлинсона, у Гойи были ссоры с ткачами из-за включения на задний план этого мультфильма двух мужчин, которых было бы практически невозможно привлечь к гобелену.Tomlinson, p. 86. Несмотря на это, картина является первым примером краткости детского веселья и радости, неизменным идеалом в творчестве Гойи.Томлинсон, с. 87. Еще одна картина с намеком на детство — «Мальчики, собирающие фрукты», тесно связанная с другой картиной из более поздней серии — «Мальчики, взбирающиеся на дерево». В мультфильме присутствует метафора, связанная с состоянием плода: если он созрел, будет получено большое чувственное удовлетворение; если он гнилой, усилия будут напрасными. Эту аллегорию выразил Диего де Торрес Вильярроэль в «La fortuna varia y loca».

«Majos» распространены в искусстве Гойя. «Маха и люди в плащах» — самое точное изображение (и, возможно, дань) образу жизни «маджо», которые несколькими месяцами ранее возглавили восстание против запрета на ношение плащей и плащей. шляпа с полями.

Француизация Испании стала очевидной после прихода Бурбонов. Возможно, прецеденты художников-неоклассиков повлияли на Гойю во второй серии. На картине «Зонтик» изображена молодая женщина, одетая в испанском стиле, но с галльской прической. Также возможно, что это «маха», но наиболее распространенная гипотеза признает молодую женщину на пике красоты, в пятнадцать лет, когда они начинают подумывать о замужестве. Тот же подход к французскому искусству можно увидеть и в другом классическом мультфильме «Блеф слепого».
Хотя арагонцы рисовали только веселые сюжеты для королевских дворцов, в его последней серии карикатур угадывается тот «веризм», который он будет использовать в более поздних картинах, таких как «Второе мая 1808 года | Атака мамелюков». или «Третье мая 1808 года | Los fusilamientos del tres de mayo». «Метель (Гойя)|Метель» полностью отказывается от темы деревенских развлечений и показывает крестьян, страдающих от непогоды зимы. К этому же году относится произведение «Раненый каменщик (Гойя) | Раненый каменщик», в котором говорится о боли и страданиях низшего класса, но в то же время намекается на изданный королем указ, защищающий ремесленников от несчастий. это могло случиться с ними.Hagen, p. 16.

Два его последних мультфильма — «Свадьба» и «Соломенный человек» — раскрывают сатирический характер автора. Во-первых, это резкая критика браков по расчету. В деревне красивая молодая женщина выходит замуж за старика с обезьяньим лицом. Это может быть даже прецедентом «Los caprichos». На картине «Соломенный человек», изображающей сельскую природу, женщины весело играют с куклой, изображающей мужчину. На эскизе мужчина показан с высоко поднятой головой и упавшим на конце, как беспомощная жертва. Короче говоря, это символическая игра, полная зла, которая, как и «Куриные игры», может намекать на смену министров в Испании того времени.

==== Стиль ====
Стиль карикатур Гойи часто отражает его стремления и претензии на получение более высокого социального статуса.Tomlinson, p. 14. Новый стиль карикатур можно оценить с 1786 года, когда Гойя вернулся на фабрику уже авторитетным художником с высоким социальным статусом. Академический, почти неоклассический стиль Амикони и Тьеполо сильно повлиял на арагонцев, особенно в сериале «Четыре сезона».

После того, как Карл IV в 1789 году назвал Гойю камерным художником, он приобрел еще больший престиж, что отразилось в его искусстве. В эти годы он завершил «Луг Сан-Исидро». Несмотря на то, что карикатура является подходящей рамкой для сексуальных намеков, художник отказывается сделать это, потому что карикатура будет предназначена для спальни маленьких младенцев. Точно так же аллегорический и метафорический характер его произведений этого периода делает последнюю серию карикатур более склонной к человеческой глупости, чем к другим деталям королевского вкуса.Tomlinson, p. 15.
Как мы уже видели, карикатуры Гойи часто прибегают к изображению народной жизни Мадрида, а также показывают постепенную французизацию города, одевающегося и перенимающего обычаи соседней страны. Несмотря на очень сильное неприятие галлов, известных по сей день как «габачо», испанцы, а не только жители Мадрида, даже приняли французского правителя на заре 18 века. Но хрупкое равновесие, которое установится во второй половине века, будет окончательно нарушено в ходе полуостровной войны|Войны за независимость, благодаря которой романтический идеал поиска национальной идентичности обретет силу.

Глендиннинг отмечает, что многие из ранних композиций Гойи используют пирамидальную схему, например, «The Kite», «The Drinker (Goya)|The Drinker» и «The Blind Guitarist (Goya)|The Blind Guitarist». . Верный поклонник Диего Веласкеса | Веласкеса, арагонский художник использовал сильный и решительный мазок, который часто доставлял проблемы ткачам. Он подчеркнул детали света, мастер оставил в стороне тени и нарушил существовавший баланс между двумя важнейшими элементами живописной композиции. Известно, что манера работы Гойи помешала реализовать первую версию «Слепого гитариста», и художник был вынужден заменить склонившееся дерево и рыбака человеком с телегой. То же самое произошло тремя годами ранее с «Охотным отрядом», где Гойе пришлось радикально изменить местоположение и цвет охотничьей куртки на переднем плане.

==== Влияния ====
В ранние годы Гойя был учеником мастера Хосе Лусана, одного из самых уважаемых художников в его родной Сарагосе. Хотя в его картинах можно найти не так много упоминаний об этом художнике, одно из наиболее примечательных находится в «Луге Сан-Исидро».
Итальянское искусство, которое Гойя смог изучить во время своего путешествия в 1771 году, оставило свой след на некоторых гобеленах. Томлинсон (1993) отмечает, что работы двух ведущих итальянских художников того времени, Тьеполо и Амикони, возможно, вдохновили Гойю на создание нескольких мультфильмов. Академическая жесткость, особенно используемая в мифологических и исторических сюжетах, таких как работы Тьеполо, в сочетании с тонким и тонким искусством рококо|рококо породила некоторые из самых известных карикатур Гойи.Tomlinson (1993), p. 13. Итальянское барокко также оказало влияние на Гойю в таких произведениях, как «Охотник и его собаки (Гойя)|Охотник и его собаки» и «Пастух, играющий на дулзайне (Гойя)|Пастух, играющий на дудке». Оба связаны с рисунками итальянских граверов, с которыми Гойя, возможно, встречался во время своих путешествий по Италии. (Гойя)|Игроки в карты».

Рококо — стиль всех мультфильмов Гойи, за исключением «Метели», «Раненого каменщика», «Бедных людей у ​​фонтана» и соответствующих им эскизов. Художник использовал палитру теплых тонов, усиленную штрихами импасто. «Зонтик» — произведение, наиболее тесно связанное с французской живописью. Томлинсон и Батикл в качестве прообраза картины указывают на произведение Франсуа Буше «Концерт» и гравюру «Près de vous belle Iris Ланкре» Ортмальса, отпечаток которой сохранился в Королевский дворец Мадрида, который мог бы изучить Гойя. Другие возможные гипотезы указывают на влияние «Находки Моисея» Шарля де Лафосса и «Охоты на кабана», прекрасной аллегории Европы Жозефа Парроселя; в обоих случаях появляется деталь зонтика. С другой стороны, француз Жан Ранк был художником при дворе Филиппа V, но перед поездкой в ​​Испанию он написал «Вертумна» и «Помону» (Музей Фабра в Монпелье), о которых Гойя, должно быть, знал благодаря печать. Пристрастие к Ранку при дворе, должно быть, побудило арагонцев написать «Зонтик».

Другие картины Гойи, возможно, были вдохновлены «Любовными письмами» Жана-Оноре Фрагонара и Мишеля Анжа Уасса «Женщины у фонтана». Последний хранится в королевской коллекции Королевского дворца Мадрида. Весьма вероятно, что его увидел Гойя, который взял его за образец для «Молодых женщин с кувшинами».

Литература того времени имела большое значение для Гойи в создании некоторых его произведений. «Ярмарка в Мадриде» и «Пикник» — иллюстрации к сайнетам известного комика Рамона де ла Круса. Леандро Фернандес де Моратин, друг Гойи, интересовался темой неравного брака, изображенной в «Свадьбе».Bozal, vol. я, с. 80. Наконец, «Табачные стражи» посвящены теме, которая понравилась Франсиско де Кеведо и Хуану де Тассису, 2-му графу Вильямедианы | Графу Вильямедиане, которые сочинили об этом сонеты. Есть даже параллель с широко используемой темой лазарильо в «Пьющем».

«Качели» и «Молодой Бык» могут представлять собой отрывок, написанный Николасом Фернандесом де Моратин, отцом Леандро, в его «Подпольной литературе»|подпольной поэме «Arte de las putas»:

Что касается самой крупной картины последней серии, «Свадьбы», Бозал объясняет особый переход от рококо, которым пропитано большинство мультфильмов, к подчеркнутому неоклассицизму, который Гойя довел до своего пика на заре XIX века. Художник уже пытался перейти от рококо к неоклассицизму, о чем свидетельствует «Луг Сан-Исидро».Бозаль, том. я, с. 82.
В «Перепелиной охоте», как и во всех картинах первой и некоторых вторых, обнаруживается отпечаток Менгса — пирамидальной композиции — и Байе — ярких красок и натуралистических фигур, — руководивших произведениями Гойи. Некоторые придворные карикатуристы, такие как Хосе дель Кастильо, одновременно оказали влияние на эти ранние работы.

Уильям Хогарт был английским художником, характеризующимся яркими изображениями детства, модели, повторенные Гойей в «Слепом гитаристе». Это единственное напоминание об английской живописи в его карикатурах. «Лесорубы» и «Маджо с гитарой» отвечают аналогичным произведениям Закариаса Гонсалеса Веласкеса и Рамона Байе, хотя последний в своей композиции показал большее превосходство над Гойей.

Отпечаток Бартоломе Эстебана Мурильо и других представителей искусства барокко в Испании очевиден в таких картинах, как «Мальчики, собирающие фрукты» и «Мальчики, взбирающиеся на дерево». Мурильо создал несколько композиций, в которых усилил роль детей, играющих в сбор фруктов.

Яркая фигура Диего Веласкеса | Диего Родригеса де Сильва-и-Веласкес, у которого Гойя мог бы изучить некоторые произведения, принадлежащие Королевскому дому, оказывает сильнейшее влияние испанского искусства в его карикатурах, особенно в технике. Ховельянос восхищается этим в своем друге-художнике. Влияние севильского мастера усилилось после периода, который арагонцы провели с инфанте Луисом. Гойя может использовать быстрые мазки, чтобы оживить картину посредством великолепного абстрактного эффекта.Глендиннинг, с. 40.

Почти во всех мультфильмах третьей и четвертой серий Гойя применяет технику ярких цветов и большого прожектора, помещенного в центр картины, как это делал Веласкес в молодые годы.Мена, с. 19. Река в «Табачной страже» написана мазком, идентичным тому, который использовал севильец, а натюрморты и плитка в «Торговец керамикой» отдают дань уважения художнику и его «Христос в доме Марфы и Марии (Веласкес) | Христос в доме Марфы и Марии».Cirlot, p. 61.

С другой стороны, портрет, появляющийся на заднем плане «Мадридской ярмарки», напоминает бесспорный стиль Веласкеса, а распределение фигур, а также коричневатые тона «Игры в клюшку» вновь напоминают напоминают нам мастера из Севильи.

Единственное влияние иностранного искусства, помимо французского и британского, которое можно обнаружить в этих произведениях Гойя, — это влияние Рембрандта. Голландец, как говорил Гойя, был «своим хозяином», наряду с Веласкесом и природой.Cirlot, с. 53. Яркие тональности и эффект пятен, которые «Качели (Гойя)|Качели» производят у зрителя, являются неявной отсылкой к искусству Рембрандта.

==== Ссылки на более поздние произведения Гойи ====
Вскоре после завершения пятой серии «Картины для аламеды герцогов Осуна | Гойя» выполнили семь декоративных картин для загородного поместья герцогов Осуна. Сцены преимущественно сельские и тихие, в этих картинах преобладают нежные сюжеты. Гармоничные и приятные цвета не мешают Гойе полагать, что сцены загородного отдыха следует оставить для буколических резиденций.Глендининг, с. 72. Ни в одной картине Гойи не было веселья, и даже в некоторых из них присутствует атмосфера насилия («Угон дилижанса»). Сходство с карикатурами заключается в том, что росписи виллы Осуна отражают ту же деревенскую атмосферу, что и гобелены, особенно тот, что расположен на берегу Мансанареса.

Глендиннинг признает, что снятые в то время «Метель» и «Раненый каменщик» являются главным источником вдохновения Гойи для этих картин. Наличие «опасностей», обозначающих и то, и другое, является верным признаком того, что арагонцы больше не верили в живописность и стремились отделиться от обычаев, налагаемых на гобелены.Glendinning, p. 73.

«Los caprichos» — серия гравюр, созданных Гойей в девяностые годы. Его первый этап создан в эстетической атмосфере, которую предпочитают мультфильмы.Хосе Камон Аснар, «Франсиско де Гойя» (на испанском языке), III том. Каха-де-Ахоррос-де-Сарагоса, Арагон и Риоха. Институт Камона Аснара, стр. 52-53. :es:Especial:FuentesDeLibros/8450050162|ISBN 84-500-5016-2. «Маха и люди в плащах» из второй серии является прямым прецедентом некоторых из наиболее характерных сцен гравюр. «Los caprichos», где игра любви и ревности становится спорным центром композиции.
В картинах последней серии преобладали напряженные и лживые отношения между двумя полами — одна из любимых тем Гойи, которую он развивал в «Капричос», — и Томлинсон (2008) отмечает, что подготовительные рисунки к такой серии возможно, были разработаны с тех пор.
«Куриные бои» — это саркастическая аллегория смещений и назначений министров во времена Карла IV Испании | Карла IV, хотя и замаскированная под безобидную детскую игру. «Взлет и падение», капричо номер 56, опубликованное в 1799 году, повторяет эту сцену, но теперь иронизирует над госсекретарями в форме гротескных кукол.

Острая ирония Гойи достигла своего апогея в так называемых «Черных картинах» (1819-1823). Работа этой группы, которая наиболее тесно связана с карикатурами на гобеленах, - это «Паломничество к Сан-Исидро», хотя та же тема рассматривается в «Паломничестве к фонтану Сан-Исидро». Эта же тема была затронута Гойей более трех десятилетий назад (шестая серия мультфильмов: «Луг Сан-Исидро» и «Часовня Сан-Исидро»), но теперь вместо показа благотворных веселье, пьянство и расстроенные лица присутствуют. Та же самая тема, которую любил Гойя, была использована в его работе 1812 года «Погребение сардины».Bozal, vol. II, с. 247.

=== По сериям ===
Здесь воспроизведена семирядная схема, предложенная Томлинсон в ее исследованиях. Как уже говорилось выше, единого критерия определения точного количества серий не существует.

==== Первая серия (1775 г.) ====
Когда он прибыл на Королевскую фабрику, Гойя писал только религиозные, исторические или мифологические картины. Именно Байе Гойя обязан своим обучением рисованию картона. Фактически, квитанция о доставке первых пяти мультфильмов Гойи была выписана на имя Байе. В этом же документе оговаривается, что эти карикатуры были выполнены под его руководством Гойей. Все квитанции на следующие серии указаны на имя художника из Фуэндетодоса.Gassier, p. 45.

Эта первая серия долгое время игнорировалась учеными Гойи, поскольку ее обычно приписывали Рамону или Франсиско Байе. В тени своего зятя у художника начался трудный период при дворе, и его имя даже путали: «Рамон Гойя», как его называли в документах того периода.Gassier, p. 46.

Первая серия гобеленовых мультфильмов состоит из девяти картин на охотничьи темы, которые были главным интересом принца Чарльза. Ими должна была быть украшена столовая наследников престола в Эль-Эскориале — дворце, где больше всего практиковались охотничьи упражнения. В отличие от других серий, точное место каждой картины в столовой неизвестно. В этой серии Гойя изображает более реалистичные, бытовые сцены.Мена, с. 12.

Он был написан в сотрудничестве с его зятем Рамоном Байе и под бдительным оком другого брата его жены, Франциско. Отпечаток Байе-старшего заметен как в подготовительных рисунках, так и в получившихся в результате карикатурах, поскольку он указывал молодому Гойе предметы, подлежащие рассмотрению.Триадо Тур, стр. 17-18, относится к ожесточенному противостоянию между Байё и Гойя, так как последний хотел лишить его влияния на него своего зятя, так как считал его обузой. 24 мая 1775 года Байё передал Корнелио Вандергротену пять карикатур Гойи: «Охота на кабана» (самая большая картина в серии),Почти во всех сериях самая большая картина в наборе служила разграничением сюжета остальных.Томлинсон, с. 45. ''Охотничий отряд (Гойя)|Охотничий отряд'', ''Рыболов (Гойя)|Рыболов'' (единственная картина в серии, связанная с рыбной ловлей, хотя некоторые охотничьи занятия можно идентифицировать и в на заднем плане), «Мальчики на охоте с совой» и натюрморт, названный «Охотничий натюрморт». Другие картины из этой серии, поставленные 30 октября,Гассир и Уилсон полагают, что они были доставлены 30 сентября, хотя большинство источников утверждают, что они были доставлены в октябре. были за дверями «Охотни». Собаки (Гойя)|Охотничьи собаки» и «Охота с манкой (Гойя)|Охота с манкой», а также две угловые картины на темы «Охотник со своими собаками» и «Охотник загружается». его дробовик (Гойя)|Заряжает дробовик''.
Для этой серии характерны очерченные контуры, рыхлые пастельные мазки, округлые и статичные персонажи. Рисунки, в основном выполненные углем,
Возможно, он был хорошо принят на фабрике и при дворе, поскольку режиссеры, особенно Менгс, поощряли Гойю создавать «мультфильмы собственного изобретения». К теме охоты он вернулся лишь десять лет спустя, написав картину «Охотник у источника (Гойя)|Охотник у источника».

Традиционализм сюжетов этой серии в сочетании с безличным стилем затрудняет правильную атрибуцию мультфильмов без документов. До XIX века работы из этого набора обычно считались работами Франсиско Байе.

Самая совершенная и важная композиция в серии, «Охотничья вечеринка (Гойя) | Охотничья вечеринка», имеет некоторые очевидные недостатки в цвете и тональности, но она доказывает способность Гойи нарисовать хорошую сцену охоты.

==== Вторая серия (1776-1778) ====
Для этого сериала Гойя уже освободился от мощного влияния Байе и впервые задумал карикатуры для себя. В столовой принца и принцессы Астурийских в Эль-Пардо он использовал изысканный вкус того времени, которое стремилось стать ближе к своему народу. Аристократы хотели походить на «маджо», выглядеть как они и даже доходили до того, что наряжались в одежду «майо» », чтобы принять участие в их вечеринках. Именно поэтому Гойя включает упоминания об этой группе практически во все мультфильмы этой серии.

Вторая серия мультфильмов состоит из «Пикник на берегу Мансанареса (Гойя)|Пикник на берегу Мансанареса», «Танец Сан-Антонио де ла Флорида (Гойя)|Танец Сан-Антонио де ла Флорида». '', ''Аллея в Андалусии (Гойя)|Авеню в Андалусии'', ''Зонтик'', ''Воздушный змей (Гойя)|Воздушный змей, Пьющий (Гойя)|Пьющий, Ссора в Новая таверна (Гойя) | Ссора в Новой таверне», Музей дель Прадо приобрел эскиз этой карикатуры под названием «Ссора в Месон дель Галло (Гойя) | Ссора в Месон дель Галло» в 2002 году. . «Мальчики, собирающие фрукты (Гойя)|Мальчики, собирающие фрукты» и «Дети, надувающие мочевой пузырь (Гойя)|Дети, надувающие мочевой пузырь». Согласно исследованию Хосе Рохелио Буэндиа, большинство мультфильмов серии было показано 12 августа 1777 года.

Тот факт, что Гойя мог рисовать свои мультфильмы без опеки Франсиско Байе, был оценен по достоинству, хотя первые картины серии имеют некоторые недостатки, как в случае с «Пикником (Гойя) | Пикник». мультфильм с творческими и разнообразными цветами, который, тем не менее, демонстрирует большой беспорядок в композиции. Изучение работы позволяет предположить, что Гойя не обращал особого внимания на детали, чтобы избежать проблем для ткачей, либо же предпочитал игнорировать их, поскольку не понимал, что они означают.

Письмо Гойи от 30 октября 1776 года показывает, что художник получил автономию как художник по гобеленам. В этом документе он прикладывает описание «Пикника» и упоминает, что ему помог Менгс.Tomlinson, p. 54.
Можно сказать, что вторая серия тесно связана с третьей и четвертой, поскольку все три передают атмосферу Мадрида того времени. Все три выпуска посвящены популярным и спонтанным темам, которые также не лишены свежести.Triadó Tur, с. 18. Но Гойя не мог свободно развивать свой художественный гений. Хоть он и избавился от Байе, на фабрике сохранялись строгие правила относительно тематики производства мультфильмов.

Художник полностью дистанцировался от охотничьих развлечений, навязываемых ему зятем. Картины второй серии выражают компромисс с потребностями ткачихи, поскольку простые композиции, светлые тона и хорошее освещение позволяют лучше ткать. Серия посвящена маджо, петиметрам и цыганам, а также выделяет более сложные темы, выполненные с четкими очертаниями и явно жесткими фигурами. Арагонский художник идентифицирует некоторых «маджо» в своих карикатурах как жителей различных испанских провинций. Например, в «Ссоре в новой таверне» Гойя описывает одного из участников драки как «мурсианина».Мена, с. 26.

Бозал и другие авторы, специализирующиеся на живописи Гойи, считают «Зонтик» самой удачной работой этой серии, поскольку она сочетает в себе пирамидальное искусство неоклассицизма с хроматическими эффектами зарождающейся «галантной» живописи.

==== Третья серия (1778-1779) ====
В октябре 1777 года Гойя завершил свою вторую серию. Это был такой успех, что ему было поручено выполнить третью серию для предстоящего общежития принца и принцессы Астурийских в Эль-Пардо. Он вернулся к популярным темам, но теперь сосредоточился на темах Мадридской ярмарки. Аудиенции художника с принцами Чарльзом и Марией Луизой в 1779 году оказались плодотворными в том смысле, что позволили Гойе продолжить карьеру при дворе. Теперь, когда они стали королями, другие принцы стали видными пропагандистами арагонского художника.Tomlinson, p. 103.

4 января 1779 года Гойя подарил фабрике «Мадридскую ярмарку (Гойя) | Мадридскую ярмарку», «Продавец боярышника (Гойя) | Продавец боярышника», «Продавец керамики (Гойя) | Торговец керамикой» и «Военный и дама (Гойя)|Военный и дама». Томлинсон предполагает, что эта запись неполная, поскольку овердоры опущены, поскольку они считаются менее важными. Другие картины из этой серии, отправленные на фабрику вскоре после этого, - «Дети в колеснице», «Слепой гитарист (Гойя) | Слепой гитарист», «Мальчики, играющие в солдатики», «Мальчики, играющие в солдатики» и «Маджо с гитарой».

В очередной раз Гойя добился ошеломительного успеха. Доказательством тому является тот факт, что он подал заявку на должность живописца палаты после смерти Менгса, но получил отказ. Однако он уже успел завоевать симпатии князей.

В его палитре использованы разнообразные землистые контрасты, тонкость которых позволяет ему выделить наиболее важные фигуры картины. Техника Гойи напоминает Веласкеса, портреты которого Гойя воспроизводил в своих ранних офортах.Tomlinson, p. 94.

Подробные описания этой серии позволили реконструировать расположение гобеленов в Эль-Пардо.Tomlinson, p. 95. Гойя рассказывает в своей переписке, что серию планировалось повесить по часовой стрелке в предбаннике. Если бы это было так, «Слепой гитарист» находился бы на северной стене, но когда создатели гобеленов отвергли его, его место заняла «Игра в стикбол». Восточная и западная стены будут украшены «Торговец керамикой» и «Мадридская ярмарка», самыми большими панелями в серии, а также навесами «Дети в колеснице» и «Мальчики». Играем в солдатиков». Наконец, южная стена будет украшена изображениями «Продавец боярышника» и «Военный и дама».Tomlinson, p. 96.

Художественный рост Гойи уже очевиден. В этой группе картин, целиком посвященных стране и народническим вкусам князей, он имел возможность продемонстрировать, что он больше не нуждается ни в каком надзоре. С другой стороны, две его самые успешные работы — «Продавец керамики» и «Мадридская ярмарка» — не только из этой серии, но и из мультфильмов вообще, переполнены естественностью. Фигуры кажутся более человечными и естественными и связаны не с жестким барокко или зарождающимся неоклассицизмом, а с более эклектичной живописью.
Пейзаж, который Гойя рисовал с большой тщательностью и вниманием к каждому аспекту, становится проблемой в плетении. Ткачи гобеленов не могут полностью раскрыть детали, задуманные Гойей. Прежде всего, трудно проследить контуры с предельной ясностью. Конфликт привел к возвращению «Слепого гитариста», и Гойя нашел решение, нарисовав «Игру в мяч», которую нужно было повесить в спальне и, таким образом, она стала частью четвертой серии.

Тематика третьей серии разнообразна. Флирт можно найти в фильмах «Продавец ястреба» и «Военный и дама»; детская откровенность в «Детях, играющих в солдатики» и «Детях в колеснице»; популярные сцены столицы в фильмах «Мадридская ярмарка», «Слепой гитарист», «Маджо с гитарой» и «Продавец керамики». Последние две работы из серии сложно классифицировать, например, «Качели» и «Игра в мяч». Скрытый смысл присутствует и в некоторых картинах, поскольку «Мадридская ярмарка» представляет собой замаскированную критику высшего общества того времени.Tomlinson, p. 105.

Критики увидели в «Продавце керамики» самый красивый картон в этой серии, так как поражает использование нюансов и тонкая обработка предметов. Гармония медно-золотого, серого и голубого неба потрясающая. Собирание персонажей всех социальных слоев представляет собой прорыв в жанровой живописи. Оно демонстрирует подлинный динамизм, до сих пор невиданный в испанской живописи.

==== Четвертая серия (1779-1780) ====
Многие авторы, такие как Мена, Бозал и Глендиннинг, считают четвертую серию продолжением третьей, поскольку она происходила в том же дворце в Эль-Пардо. Томлинсон, однако, отмечает, что этот набор имеет стилистические особенности, отличные от предыдущего. Он предназначался для спальни принцев Астурийских в вышеупомянутом дворце Эль-Пардо.

Валентин де Самбрисио и Грегорио Крусада Вильямиль были первыми учеными, изучавшими карикатуры на гобеленах. Оба отмечают, что стены спальни не были полностью украшены гобеленами с карикатурами Гойи, а для завершения украшения принцы использовали французскую мебель. Можно предположить, что эта ситуация могла повлиять на творчество Гойи.Tomlinson, p. 127.

В документе, подписанном Гойей, говорится, что сериал был снят между 1779 и 1780 годами. В этот период были созданы мультфильмы: «Качели (Гойя)|Качели», «Игра в клюшку (Гойя)|Игра в клюшку». , ''Свидание (Гойя)|Свидание'', ''Табачная стража'', ''Прачки (Гойя)|Прачки'' — самая крупная композиция в серии, которая должна была определить сюжеты, которые будут в остальных - «Молодой Бык (Гойя)|Молодой Бык», «Лесорубы (Гойя)|Лесорубы», а также надписи «Мальчик с птицей (Гойя)|Мальчик с Птица» и «Мальчик и дерево (Гойя)|Мальчик и дерево».

В отличие от третьей серии, ее преемник находился под влиянием не столько жизни «маджо», сколько сцен более сельского характера, заимствованных из второй серии.

От этой серии сохранились подробные описания Гойи, являющиеся основным источником для ее изучения. Несмотря на это, он содержит яркие детали, которые видны только при внимательном наблюдении. Вновь в героях сериала развито сексуальное чувство: в «Прачках» женщина ласкает рога животного, очень явный фаллос|фаллический подтекст. Следует напомнить, что плохая репутация этих работниц была постоянной темой в литературе XVIII века и что в 1790 году королевский указ запретил прачкам Мансанареса обращаться к гражданам среднего класса.
Рога животного снова имеют намек на фаллос в «Новильяде», где тореадор развлекается с быком. Таз человека на переднем плане обрамлен животным. Фаллический смысл, полученный в этой ситуации, сочетается с чувством «Прачки». Многие критики рассматривали «Молодого быка» как автопортрет Гойи, который также был большим любителем корриды.

Женскими аналогами этих картин являются «Прачки» и «Качели». Огромная игра флирта, нарисованная Гойей, завершается самой большой пьесой в серии и той, которая содержит больше всего сексуальных тайн, «Игра в стикбол». Эта картина содержит сильное сексуальное послание, которое можно расшифровать, только сравнив ее с другими картинами в той же комнате. Неслыханно, чтобы такой пуританский монарх, как Карл III, который пытался уничтожить коллекцию обнаженных тел Габсбургов, мог позволить столь сильному сексуальному посланию оставаться в своем дворце, но большинство авторов полагают, что это произошло потому, что лишь немногие осознали истинный смысл картина.Томлинсон, с. 126.

В «Табачной страже» можно усмотреть аллегорию мужественности, поскольку, как и в «Молодом Быке», она помещена перед картинами на женскую тематику. В данном конкретном случае охранник, одетый в пистолеты, мечи и другое оружие, является метафорой мужественности, которая в данной ситуации заключается в мече, зажатом между его ногами.

Последние два мультфильма в сериале использовались как навесные: «Фонтан» и «Собака (Гойя)|Собака», теперь в «Patrimonio Nacional». Карикатуры были утеряны в XIX веке, и единственным способом их изучения были описания Гойи. Томлинсон утверждал, что создатели гобеленов отклонились от оригинальной композиции Гойи, поэтому полученные гобелены не будут надежным средством изучения работ Гойи.

Расположение карикатур и смысл, который они имели при просмотре в целом, возможно, были стратегией, разработанной Гойей для того, чтобы его клиенты, Карлос и Мария Луиза, были вовлечены в флирт от стены до стены. Цвета его картин повторяют хроматическую гамму предыдущей серии, но теперь развиваются в более широком использовании фона и лиц его персонажей.

Примерно в это же время Гойя начал выделяться среди придворных художников, которые последовали его примеру, изображая обычаи народа в своих карикатурах, но они не были так хорошо приняты, как карикатуры арагонского живописца.

В 1780 году поставки гобеленов резко прекратились. Война, которую корона вела с Англией за возвращение Гибралтара, нанесла серьезный ущерб экономике королевства, и ненужные расходы пришлось устранить. Карл III временно закрыл Королевскую фабрику гобеленов, и Гойе пришлось работать в частном секторе.Triadó Tur, p. 20.

==== Пятая серия (1786-1787) ====
В 1786 году, после возобновления работы на Королевской фабрике, арагонский художник вернулся к рисованию карикатур. Ему было поручено написать серию для столовой принцев Астурийских в Эль-Пардо, описанную как «картины шутливых и приятных сюжетов, необходимых для этого места».
В этой серии Гойя затронул тему, имеющую давнюю традицию в западном искусстве: тему четырех времен года. Но на этот раз арагонский живописец наложил на картины свой собственный отпечаток, превратив аллегории в пасторальные сцены, репрезентативные для каждого времени года. Тема времен года была любимой темой рококо и гобеленов для украшения столовых.Cirlot, с. 55.

Но Карл III неожиданно умер 14 декабря 1788 года, и декоративная программа, составленная для Эль-Пардо, осталась незавершенной. Карикатуры из этой серии, теперь перенесенные на гобелены, были отправлены в Эль-Эскориал, где без особого заказа ими были украшены стены монастыря.
Карикатуры из этой серии были первой придворной работой Гойи после того, как в июне 1786 года он был назначен королем художником.
Первая часть сериала посвящена деревенской жизни в более традиционной манере. Две картины изображают сельскую деятельность («Метель (Гойя) | Метель» и «Лето (Гойя) | Лето»), а две представляют аристократические обычаи, уходящие корнями в деревню («Цветочницы (Гойя)). |Цветочницы'' и ''Сбор винограда (Гойя)|Сбор винограда'').

«Цветочницы» демонстрируют непревзойденную красоту. «Лето» отвергает традиционную модель Цереры (мифология) | Церера как аллегорию лета и вместо этого изображает группу крестьян, отдыхающих и разыгрывающих своих товарищей. В «Сборе винограда» осень изображена как традиционная распродажа фруктов и других деревенских деликатесов, с оттенком элегантности, придаваемым красиво одетой женщиной слева и маленьким мальчиком, пытающимся собрать фрукты. И здесь Гойя представляет еще одно великолепное изображение детства. Наконец, «Метель» — самый изученный мультфильм серии и первая работа Гойи с подчеркнуто реалистичным характером, о чем свидетельствуют крестьяне, страдающие от суровой зимы.

Та же доза веризма, которую Гойя применил к «Метели», повторяется и в «Раненом каменщике». Первоначально задуманная как сатирическая картина — его эскиз назывался «Пьяный каменщик» (Гойя) | «Пьяный каменщик» — Бозаль (2005) считает, что неясно, является ли это подготовительным наброском или композицией по мотивам картины Гойи. по собственной свободной воле. Гойя неожиданно изменилХаген полагает, что это могло быть связано с выговором со стороны художественных руководителей мастерской. направление работы, и теперь рисует раненого каменщика задержан его товарищами.Бозаль, I т., стр. 62. Боль рабочего класса, изображенная в «Раненом каменщике», сравнима с нищетой, излучаемой в «Бедных людях у фонтана (Гойя)|Бедные люди у фонтана».

Именно эти три картины изображают боль в ее самых известных проявлениях. На самом деле считается, что женщина и дети в «Бедняках у фонтана» — это семья раненого рабочего в «Раненом каменщике», поскольку в столовой они находились близко друг к другу. В том же духе «Метель» или «Зима», но здесь он изображает суровость зимы, нападающей на беззащитных крестьян.

Другие картины в серии: «Мальчики с мастифами (Гойя) | Мальчики с мастифами», возможная аллегория Близнецов (астрология) | Близнецы, по мнению Томлинсона; «Мальчик на баране (Гойя) | Мальчик на баране», дополнение к предыдущему; «Кошачья драка (Гойя)|Кошачья драка», ставня для столовой, авторство которой сомнительно; «Сорока на дереве (Гойя)|Сорока на дереве», большая картина, напоминающая «Мальчик с птицей» и «Мальчик и дерево». Наконец, две последние работы серии — «Пастух, играющий на дудке (Гойя)|Пастух, играющий на дудочке» и сопутствующая ей пьеса «Охотник у источника (Гойя)|Охотник у источника», отголоски серия деревенских и охотничьих сцен.

==== Шестая серия (1787-1788) ====
После завершения декоративного проекта столовой принца в Эль-Пардо успех, достигнутый работой Гойи, позволил арагонцам продолжить участие в следующей серии, которая украсит апартаменты дочерей принцев Астурийских Инфант. .

Но король Карл III в конце 1788 года заболел и умер 14 декабря того же года. План работы над «Эль-Пардо» остался незавершенным, и только мультфильм, известный как «Утес слепого», был превращен в гобелен, остальные остались лишь в виде мультфильмов.

Томлинсон (2008) считает, что если бы эта серия была завершена, она стала бы известна как самая сложная и хорошо выполненная из предыдущих работ Гойи. Однако, несмотря на то, что он так и не был перенесен на гобелен, его удалось детально изучить.

Первая известная запись об этой серии датируется 31 мая 1788 года. Несколькими месяцами ранее Гойя получил заказ, и в этот день он написал Сапатеру, чтобы сообщить, что он закончил разработку мультфильмов и вскоре приступит к работе над ними. Гойя писал, что «сюжеты трудны и очень трудоемки, как, например, «Луг Сан-Исидро (Гойя)|Луг Сан-Исидро», в день самого святого, со всей суетой, которую этот двор привык иметь».Buendía, p. 182.

Как заявил Гойя в своем письме Сапатеру, центральной сценой сериала должен был стать «Луг Сан-Исидро (Гойя) | Луг Сан-Исидро», который остался лишь в виде небольшого эскиза размером 44 х 94 см. Художник утверждает, что работал практически с натуры.Рапелли, с. 40. Этот набросок представляет собой великолепное предубеждение о том, что впоследствии стало импрессионизмом 19 века | Импрессионистская живопись. В области топографии Гойя мастерски изобразил архитектуру Мадрида, которая здесь вновь появляется. Художник запечатлел два крупнейших здания того времени: Королевский дворец и церковь Сан-Франциско-эль-Гранде. Деревня изображена во время радостного пикника 15 мая, в день Исидора Трудящегося|Сан-Исидро Лабрадора, покровителя города Мадрида. Хотя сюжет мог бы поддаваться скрытым эротическим аллегориям, арагонский художник отвергает их — в отличие от других картин третьей и четвертой серий — и показывает лишь праздничную сцену в свободной, нетрадиционной композиции.Триадо Тур, с. 34.
Одна из самых известных картин серии — «Утес слепых», которая стала гобеленом и стала одним из наиболее изученных мультфильмов. В ней воссоздана популярная одноименная игра, типичная для аристократии и подходящая для дочерей принцев. Некоторые участники одеты как «майо», а другие — по парижской моде.Hagen, p. 13. Подвижность и динамичность картины заставляют зрителя поверить, что он может разомкнуть круг участников. Прекрасное управление светом предполагает аристократическую осанку, а контрасты создают теплую, знакомую сцену.Cirlot, с. 60. Одно из основных отличий между эскизом и окончательным гобеленом состоит в том, что на первом за пределами круга появилась женщина, возможно, партнерша мужчины, держащего ковш. По неизвестным причинам Гойя решил удалить эту фигуру из получившегося мультфильма.Мена, с. 23-24.

«Эрмитаж святого Исидора в день праздника святого» снова раскрывает тему популярного праздника в Мадриде, как и «Луг Сан-Исидро». Эти две картины тесно связаны. В «Эрмитаже святого Исидора» отмечен заметный динамизм и почти идеальное очертание величественной капеллы.
==== Седьмая серия (1791-1792) ====
Гойя получил звание камерного художника после того, как написал портреты новых монархов Испании Карла IV и Марии Луизы Пармской, наследников покойного Карла III. Теперь, осознав свои новые обязанности, он отказался от предложений нарисовать новую серию мультфильмов.

Эль-Эскориал теперь является любимым местом королей, покинувших Эль-Пардо. Изготовление гобеленов для второго корпуса тогда было приостановлено, хотя было ясно дано понять, что для других проектов Фабрика может разрешить «изготовить рисунки, которые понравятся и в которых будет проглядывать хороший вкус». А 20 апреля 1790 года придворные художники получили коммюнике, в котором говорилось, что «король согласился определить сельские и шуточные сцены, которые он хочет отобразить на гобеленах».

Гойя был в списке художников, которым предстояло нарисовать мультфильмы для украшения Эль-Эскориала. Однако королевский художник, который теперь является придворным художником короля, поначалу отказался браться за еще одну, по его мнению, утомительную серию, так как считал это слишком большим ремеслом и считал, что откололся от гильдии картонистов. Но успех первого из мультфильмов из его будущего седьмого сериала «Сплетницы (Гойя) | Сплетницы», мастерского рассказа о разговоре между «махами»,
Ему поручили повесить карикатуры в королевском кабинете монастыря, и король даже пригрозил приостановить выплату Гойе зарплаты, если тот откажется сотрудничать.Хуан Дж. Луна, [http://www.almendron.com/ arte/pintura/goya/obras_goya/goya_23.htm ''Las mozas del cantaro''] в ''Каталоге праздничных выставок в музее Сарагосы 3 октября и 1 декабря 1996 г.'', № 23 : «Лас мосас дель кантаро». Цитируется по сайту Realidad e Archivo: Goya 1746 - 1828. Но вскоре после этого он отправился в Андалусию, где серьезно заболел и даже умер, оставив серию незавершенной по плану: только семь из двенадцать запланированных мультфильмов были завершены.

Помимо «Сплетниц», картины в серии включают «Куриные бои», игровую детскую игру «Куриные бои», намекающую на смену министров; Этот сериал часто считают самым ироничным и критичным по отношению к обществу того времени. Возможно, на Гойю повлияли политические темы — Французская революция была в разгаре. Например, в «Куриных боях» дети, поднимающиеся и опускающиеся, — это замаскированный сарказм по поводу нестабильного положения правительства, отражающийся в периодической смене министров.

Все картины очень разные по размеру, а «Молодые женщины с кувшинами» — одно из самых длинных произведений. Они также сильно различаются по способу передачи реальности, но сатира является общим знаменателем всего сериала. Как и во всех предыдущих сериях, за исключением, пожалуй, третьего, действие которого происходит в Мадриде, сельская и деревенская атмосфера преобладает над городской.

Тот факт, что это веселая грань испанского общества, не освобождает картины от яростной критики правительства, хотя позиция Гойи означает, что он должен скрывать это, чтобы не допустить уменьшения своих доходов.Traidó Tur, p. 43. Игры под открытым небом, в которые играют юноши, мальчики и женщины, являются идеальным фоном для скрытой критики Гойи.Triadó Tur, p. 42.

«Свадьба» — самая известная и самая совершенная картина этой серии. В фигуре мальчика слева вновь предстает лучезарное детство, столь обычное в творчестве Гойи.Рапелли, с. 44. Выделяются деревенский священник и старик, раскрывающий объятия, возможно, отец невесты. Красота женщины скрывает уродство ее будущего мужа, хотя он может быть «подходящей парой». Здесь подтверждается бесстрашие Гойи в передаче лицевых и характерологических выражений фигур на своих картинах.Рапелли, с. 45. Короче говоря, это радостное шествие людей, марширующих с сильным чувством иронии.Бозаль, I т., с. 81.

== Судьба ==
Когда гобелен был закончен, его поместили на отведенное ему место в заранее согласованной комнате. Томлинсон отмечает, что серии, изготовленные между 1787 и 1792 годами (пятая, шестая и седьмая), никогда не были вывешены так, как указано в плане фабрики.

Подавляющее большинство мультфильмов хранилось в одном из подвалов Королевской фабрики. Во время полуостровной войны|Войны за независимость торговец антиквариатом Ливинио СтайкНе путать с другими однофамильцами той же семьи, все они потомки Вандергротенов. См. «[https://web.archive.org/web/20081225205739/http://www.ls1721.com/historia.html Ливинио Стайк]». провел инвентаризацию ста больших коробок, двадцать семь маленьких и шестьдесят шесть коробок для ставен или дверей. В общем архиве записано, что основными авторами были Гойя, Франсиско Байеу-и-Субиас|Байеу и Антонио Гонсалес Веласкес.

В 1858 году большое количество карикатур Гойи было перенесено в подвал Королевского дворца в Мадриде, где они оставались до 1870 года, когда Грегорио Крусада обнаружил их и отнес в Музей Прадо. Впервые они появились в каталоге Prado в 1876 году.

19 января того же года были зарегистрированы кражи следующих мультфильмов: «Собаки на поводке», «Маджо с гитарой», «Куриные бои», «Дети в колеснице», «Доктор». '' и ''Швейная пила''.Tomlinson, p. 33. Последние три произведения относятся к очень немногим мультфильмам, которых нет в музее Прадо.

Это побудило Крусаду опубликовать карикатуры, которые вскоре были хорошо приняты в испанских художественных кругах. Музей Прадо, учреждение, унаследовавшее королевские коллекции, получил почти сорок карикатур.Мена, с. 10. Со своей стороны, большинство окончательных гобеленов все еще находятся в своих первоначальных местах, таких как Эль-Пардо и Эль-Эскориал.

Подавляющее большинство подготовительных набросков Гойи к его мультфильмам, например, к шестой серии и «Гумно» — набросок «Лета» — Tomlinson, p. 23.Буэндиа, с. 181-182. были проданы герцогу и герцогине Осуна, покровителю художника, в 1799 году. В 1896 году его наследники выставили работы на аукцион. Семья испанского дворянина Педро Фернандеса Дуран-и-Бернальдо де Киральдос приобрела некоторые из них, например, «Пьяный каменщик (Гойя)|Пьяный каменщик».Маргарита Морено де ла Эрас, «Гойя, pinturas del Museo del Prado» (на испанском языке), Мадрид, Museo del Prado, 1997, номера. 67, 42, 52, 54. На этом аукционе Прадо приобрел «Луг Сан-Исидро», «Утес слепого» и «Эрмитаж Сан-Исидро», все подготовительные полотна для Карикатуры арагонского художника. После смерти Фернандеса Дурана в 1931 году в его завещании было указано, что вся его коллекция картин будет передана в Музей Прадо. исследование/restauracion-y-estudios/el-coloso-y-su-atribucion-a-goya/2-la-mitica-coleccion-de-fernandez-duran/ La "mítica" colección de Fernandez Durán]» (на испанском языке) , «El coloso y su atribución a Goya», Мадрид, Музей Прадо, 2009 г. С другой стороны, некоторые коллекционеры, такие как Хосе Ласаро Галдиано и несколько американских бизнесменов, покупали картонные коробки, такие как «Мальчик». на баране» и пикник в «Деревенском пикнике».

В период с 1984 по 1987 год в подвалах музея Прадо было обнаружено шесть мультфильмов Гойи, в том числе «Коты (Гойя)|Коты» и «Охотник у источника (Гойя)|Охотник у источника». . Считается, что их поселил здесь Самбрицио более ста лет назад.

Что касается изучения произведения, то первым историографом, который это сделал, был сам Крузада. В 1946 году было опубликовано исследование Валентина де Самбрисио, в котором содержалось множество документов для более глубокого изучения положения картин. В 1971 году вышла книга Ютты Хелд«Франсиско де Гойя, Литература 1940-1962 годов». Zeitschrift für Kunstgeschichte, 28 (1965), стр. 246–257. Перевод на испанский язык Федерико Торральбы и Марисы Терезы Ирансо, «Imágenes y escritura, Goya en los libros», exposición bibliográfica. Сарагоса, Библиотека Арагона, 1992 г., которая была новаторской, поскольку в ней был углубленный анализ картин на основе документов, полученных из архивов Королевской фабрики. Вместе с работами Самбричио и каталогом Пьера Гасье и Джульетты Уилсон-Баро|Джульет Уилсон Баро, который не ограничивается только мультфильмами, но и всем «творчеством» Гойи, это наиболее полный каталог гобеленовых мультфильмов.< бр />
Спустя несколько лет стали появляться первые чисто аналитические исследования. В начале 1980-х Найджел Глендиннинг и Фред Лихт опубликовали свои книги «Гойя и его критики» (на испанском языке: «Goya y sus críticos)» и «Гойя в перспективе» соответственно. В 1989 году Кембриджский университет опубликовал книгу Дженис Томлинсон о ранних годах Гойи при дворе, переведенную на испанский язык в 1993 году как «Франсиско де Гойя: лос-картоны для таписов и лос-комиенцос де су каррера в корте де Мадрид». Наконец, в 2005 году были опубликованы исследования Валериано Бозаля и самого Глендиннинга, охватывающие всю жизнь и творчество Гойи, но оба посвящают важную главу изучению мультфильмов.

== См. также ==

* Список карикатур на гобелены Франсиско Гойи
* Список работ Франсиско Гойи



== Библиография ==

* * * * * * * * * * —, *
== Дополнительная библиография ==

* * * * * * * * *

* * * *
Франсиско Гойя
Музей Прадо
Картины Франсиско Гойи
Гобелены с шаржами
Работы Франсиско Гойи
Реклама
Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ, комментарий, отзыв

Изменение регистра текста: 
Смайлики
:) :( :oops: :chelo: :roll: :wink: :muza: :sorry: :angel: :read: *x) :clever:
Ещё смайлики…
   
К этому ответу прикреплено по крайней мере одно вложение.

Если вы не хотите добавлять вложения, оставьте поля пустыми.

Максимально разрешённый размер вложения: 15 МБ.

  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Франсиско Бобадилья
    wiki_de » » в форуме Васина Википедия
    0 Ответы
    8 Просмотры
    Последнее сообщение wiki_de
  • Франсиско Рейес
    wiki_de » » в форуме Васина Википедия
    0 Ответы
    0 Просмотры
    Последнее сообщение wiki_de
  • Франсиско Салинас
    wiki_en » » в форуме Васина Википедия
    0 Ответы
    0 Просмотры
    Последнее сообщение wiki_en
  • Франсиско Доратиото
    wiki_en » » в форуме Васина Википедия
    0 Ответы
    2 Просмотры
    Последнее сообщение wiki_en
  • Франсиско Кабедо
    wiki_en » » в форуме Васина Википедия
    0 Ответы
    0 Просмотры
    Последнее сообщение wiki_en